Научная статья на тему 'Краткая история международного сотрудничества в сфере борьбы с пиратством в Гвинейском заливе'

Краткая история международного сотрудничества в сфере борьбы с пиратством в Гвинейском заливе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОВАС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ЗАПАДНАЯ АФРИКА / БОРЬБА С ПИРАТСТВОМ / ГВИНЕЙСКИЙ ЗАЛИВ / ECOWAS / REGIONAL ORGANIZATIONS / ECONOMIC INTEGRATION / ENVIRONMENT / WEST AFRICA / FIGHT AGAINST PIRACY / THE GULF OF GUINEA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Менса Коку Мариус

В статье затрагивается тема борьбы с пиратством в регионе Гвинейского залива, прослеживается история развития пиратства, начиная с 90-х гг. XXв. Определены направления деятельности правительств стран по уменьшению ущерба от нападений пиратов (выделение средств, направленных на обеспечение безопасности и имущества, необходимость принятия мер для недопущения экологической катастрофы). Автор приходит к заключению о том, что активизация атак со стороны пиратов привела к потере международного доверия к странам исследуемого региона, что незамедлительно сказалось на состоянии экономики государств ЭКОВАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF HISTORY OF INTERNATIONAL COOPERATION IN COMBATING PIRACY IN THE GULF OF GUINEA

This article touches upon a subject of combating piracy in the region of the Gulf of Guinea, traces the development of the piracy starting from 1990-s. The author discusses activity areas of some countries focused on decrease of damage inflicted by pirates’ attacks (allocation of funds supporting security and property protection, necessity of taking measures for exclusion of environmental disaster). The author comes to the conclusion, that energizing of pirates’ attacks led to loss of international confidence in the countries of the region, which immediately affected the economies of the ECOWAS countries.

Текст научной работы на тему «Краткая история международного сотрудничества в сфере борьбы с пиратством в Гвинейском заливе»

УДК [341.362.1 + 327]::94 (1-926)(665)

Менса Коку Мариус КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ В ГВИНЕЙСКОМ ЗАЛИВЕ

Mensah Cocou Marius

BRIEF HISTORY OF INTERNATIONAL COOPERATION IN COMBATING PIRACY IN THE GULF OF GUINEA

Аннотация:

В статье затрагивается тема борьбы с пиратством в регионе Гвинейского залива, прослеживается история развития пиратства, начиная с 90-х гг. XXв. Определены направления деятельности правительств стран по уменьшению ущерба от нападений пиратов (выделение средств, направленных на обеспечение безопасности и имущества, необходимость принятия мер для недопущения экологической катастрофы). Автор приходит к заключению о том, что активизация атак со стороны пиратов привела к потере международного доверия к странам исследуемого региона, что незамедлительно сказалось на состоянии экономики государств ЭКОВАС.

Ключевые слова:

ЭКОВАС, региональные организации, экономическая интеграция, экология, Западная Африка, борьба с пиратством, Гвинейский залив.

Summary:

This article touches upon a subject of combating piracy in the region of the Gulf of Guinea, traces the development of the piracy starting from 1990-s. The author discusses activity areas of some countries focused on decrease of damage inflicted by pirates’ attacks (allocation of funds supporting security and property protection, necessity of taking measures for exclusion of environmental disaster). The author comes to the conclusion, that energizing of pirates’ attacks led to loss of international confidence in the countries of the region, which immediately affected the economies of the ECOWAS countries.

Keywords:

ECOWAS, Regional organizations, economic integration, environment, West Africa, fight against piracy, the Gulf of Guinea.

На фоне международного сотрудничества в регионе ЭКОВАС в настоящее время особую актуальность приобретает борьба с пиратством в Гвинейском заливе. Действительно, многие страны-члены ЭКОВАС, занимающие прибрежную территорию Гвинейского залива, страдают от пиратства. Этот морской регион расположен на западе Африканского континента и включает в себя восемь прибрежных стран, которые граничат с Атлантическим океаном: Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун, Экваториальная Гвинея, Габон, Сан-Томе и Принсипи. Проблема пиратства для этой части региона поставлена на повестку дня как самая опасная.

Гвинейский залив богат не только минеральными ресурсами, но также славится и рыбными угодьями с огромными запасами рыбы. Что касается сырья в Гвинейском заливе, то в первую очередь необходимо отметить газ, в основном используемый Нигерией, Ганой (двумя странами-членами ЭКОВАС) и Габоном. Газ является одним из наиболее распространенных и эксплуатируемых ресурсов залива.

Но все же главным ресурсом Гвинейского залива по праву считается нефть. Регион признан одним из крупнейших нефтедобывающих районов Африки именно благодаря огромному количеству залежей черного золота, в частности здесь находится одно из наиболее востребованных месторождений подводного мира, объем содержащейся нефти в котором приблизительно равен 24 млрд баррелей, что составляет 5 % от мировых запасов нефти [1]. Восемь нефтяных государств Гвинейского региона добывают около 5 млн баррелей нефти в день, а объем содержащейся нефти в месторождениях этих стран составляет десятую часть от мировых запасов нефти [2]. В 2012 г. этот резерв обеспечивал общее производство - 5 млн баррелей в день, которые в основном экспортировались в США, Европу, Индию и Китай (30 % от общего объема импорта нефти приходится на Гвинейский залив). Только Нигерия произвела в 2008 г. 35 млрд м3, экспортируемые в основном в Южную Европу и в остальную часть залива.

Пиратство, представляя собой реальную угрозу в районе Африканского Рога, препятствует быстрому экономическому развитию ЭКОВАС. В декабре 2004 г. Институт международных исследований в Монреале в своем бюллетене № 72 заявил об активизации пиратства. В начале 90-х гг. были зафиксированы сотни подобных случаев (с 1995 г. - немного более 200, с 1999 г. -более 300, в 2003 г. - 445 фактов пиратства). В первые шесть месяцев 2013 г. в Аденском заливе и у берегов Сомали в Восточной Африке были зарегистрированы 8 актов пиратства, 34 моряка взяты в заложники. Одним из самых серьезных и вредоносных проявлений пиратства считается захват судна с полным хищением груза.

Кроме стран Африканского континента угрозу пиратства представляют и азиатские государства. В начале XXI в. именно Южная и Восточная Азия считались центром пиратства [3]. Эта зона - малайский мир, в составе которого находятся Индонезия, Малайзия, Филиппины, Бруней и Сингапур - была и остается на сегодняшний день одним из самых активных регионов, представляющих угрозу морского пиратства. В настоящее время к этому региону также причислены Индийский полуостров, южный Карибский бассейн и Гвинейский залив. В связи со сложившейся ситуацией пристального внимания со стороны правительств стран требуют не только вопросы экономики, возникающие в контексте участившихся случаев пиратства, но и положения, касающиеся необходимости развития маршрутов флота в глобальном масштабе, значительного увеличения средств, направленных на обеспечение безопасности людей и имущества.

В свою очередь, особую важность в связи с пиратством приобретает вопрос охраны окружающей среды. И правда, случаи пиратства нередко сопровождаются огромными экологическими рисками. Например, задержка членов нейтрализованного экипажа в центре опасных районов, подверженных риску нападения со стороны пиратов, может представлять собой угрозу для экосистемы залива: судна, на борту которых находятся химикаты, нефть или ядерные отходы, могут удариться о рифы прибрежных территорий или близлежащих островов, что приведет к образованию пробоин и неминуемому загрязнению вод опасными веществами. Отметим также, что в Гвинейский залив впадают несколько рек, а именно Кавали (граница Либерии и Кот-д'Ивуара), Сассандра, Бандама, Комоэ (Кот-д'Ивуар), Вольта (Гана), Моно (между Того и Бенином), Нигер (Нигерия) и Санага (в Камеруне). Пиратство в Гвинейском заливе в основном зиждется на черном рынке нефти, а экологическая катастрофа у берегов стран ЭКОВАС стала бы катастрофой и для районных рек и прибрежных государств. Рассматриваемый регион богат углеводородом, представляет собой важный участок нефтяного пути, проходящего через залив, а также играет огромную роль в процессе сохранения биоразнообразия, которое в основном связано с гнездованием птиц и жизнедеятельностью африканских черепах в западных областях.

Гвинейский залив - регион, характеризующийся высокой активностью пиратской деятельности, представляет собой угрозу для проведения нефтяных работ на море [4]. Наглядным подтверждением этой мысли являются нападения, произведенные в портах: в 2011 г. было зафиксировано 60 атак, в том числе 20 в Бенине [5]. 23 из 24 зарегистрированных актов пиратства за 2011-2012 гг. были совершены в отношении химических танкеров или судов, перевозящих нефтепродукты. Данные атаки были направлены на международные транспортные корабли и совершались чаще в ночное время на 22-й морской миле недалеко от порта Котону, Бенин.

Основная проблема стран региона - не убытки от пиратства, а негативное влияние данных потерь на международные страховые тарифы. После волны нападений, случившейся в 2011 г., заседатели международных страховых компаний отнесли территориальные воды Бенина в ту же категорию риска, что и Нигерии. В результате чего возникло резкое увеличение стоимости морских перевозок в Бенин. По данным ООН, 40 % государственных доходов Бенина обеспечивает его основной порт, порт Котону. Вследствие этих действий многие иностранные компании прекратили деловые связи с Бенином, чтобы избежать нападения или выплаты выкупов. Это внезапное изменение в бизнесе стало не только ударом для бенинских властей, но также ослабило Мали и Нигер - страны, не имеющие выходов к морю, чьи товары проходят через порт Котону.

В течение третьего квартала 2011 г. морской трафик сократился на 70 %, что привело к потере доходов государства Бенин на 28 % [6]. Все это не только сильно повлияло на экономику субрегиона, но и повлекло за собой огромную порцию недоверия к региону на международном уровне. По данным ООН, уровень доходов Нигерии был бы намного выше, если бы промышленность, связанная с природными ресурсами Нигерии, постоянно не страдала от атак преступных групп [7]. Страна теряет не только миллиарды в связи с хищением ее природных ресурсов, но также лишается около 7 % нефти в результате преступной деятельности, включая пиратство. Нигерия находится на пятом месте по объему доставляемой сырой нефти в США, а в 2015 г., вероятно, займет четвертую позицию.

В данном контексте некоторые аналитики международного центра стратегических исследований не видят ничего удивительного в росте пиратства и вооруженного разбоя на море [8]. Все вышеизложенное вынуждает международное сообщество, столкнувшееся с ростом экономических потерь в результате атак со стороны пиратов, принять соответствующие меры. Сотрудничество государств по вопросу борьбы с пиратством и рамки его осуществления регулируются в ст. 100 и 108 Конвенции ООН по морскому праву.

Ссылки и примечания:

1. Dossier Special : Golfe de Guinée [Электронный ресурс] // Le journal Le Droit. Publié le Mardi 30 juillet 2013. URL: http://www.joumal-ledroit.net/index.php?option=com_content&view=article&id=1005:dossier-special-golfe-de-guinee-&catid=47:juris-zoom&Itemid=243 (дата обращения: 20.01.2014).

2. Ricardo M.S., Soares de Oliveira. Oil and Politics in the gulf of Guinea // Foreign Affairs. 2008. April. URL: http://www.foreign affairs.com/articles/63381/nicolas-van-de-walle/oil-and-politics-in-the-gulf-of-guinea (дата обращения: 20.05.2014).

3. Bulletin № 72. De l'Institut d'études internationales de Montréal (IEIM). 2004. Décembre.

4. Около 3 млн баррелей нефти из этого региона ежедневно поступают на североамериканский и европейский рынки.

5. Géopolitique des mers et des océans, revue Diplomatie. Grand dossier № 10. 2012. Août-septembre. P. 28.

6. Piraterie maritime dans le Golfe de Guinée [Электронный ресурс]. http://www.unodc.org/documents/toc/Reports/TOC-TAWestAfrica/West_Africa_TOC_PIRACY_FR.pdf (дата обращения: 05.05.2014).

7. Ibid.

8. Rick «Ozzie» Nelson, Aaron Ware. An Emerging Threat? Piracy in the Gulf of Guinea. Published the 8th of August 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://csis.org/publication/emerging-threat-piracy-gulf-guinea (дата обращения: 05.01.2014.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.