Научная статья на тему 'Компетенции преподавателей в контексте интернационализации профессионального образования'

Компетенции преподавателей в контексте интернационализации профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции преподавателей / интернационализация / профессиональное образование и обучение / международное сотрудничество / повышение квалификации / профессиональная подготовка / сквозные компетенции / базовые компетенции / teacher’s competencies / internationalization / vocational education and training / international cooperation / advanced training / professional training / soft skills / hard skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Тамара Алексеевна, Редина Юлия Николаевна

В статье представлен анализ тенденций развития современного профессионального образования и обучения в контексте его интернационализации. Обобщены современные требования к компетенциям преподавателей ПОО в странах ЕС. В рамках проведенного анализа обоснованы цели интернационализации отечественного среднего профессионального образования и представлена модель системы компетенций преподавателей ПОО с учетом изменений современного социума

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s Competencies in the Context of Internationalization of Vocational Education and Training

The article presents an analysis of the vocational education and training development trends in terms of internationalization. The requirements for the competencies of VET teachers in the EU countries are described. In the framework of the analysis, the goals of the internationalization of national vocational education and training are substantiated and a model of VET teachers competency system have been presented taking into account changes in modern society. The results obtained during the study can be used in terms of formulation of the recommendation and internationalization policy for the Russian vocational education system.

Текст научной работы на тему «Компетенции преподавателей в контексте интернационализации профессионального образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 /2020 | 85

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Компетенции преподавателей в контексте интернационализации профессионального образования

ГОЛУБЕВА

Тамара Алексеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, Тверь

РЕДИНА

Юлия Николаевна,

кандидат экономических наук, менеджер Центра изучения проблем профессионального образования, Москва

Аннотация

В статье представлен анализ тенденций развития современного профессионального образования и обучения в контексте его интернационализации. Обобщены современные требования к компетенциям преподавателей ПОО в странах ЕС. В рамках проведенного анализа обоснованы цели интернационализации отечественного среднего профессионального образования и представлена модель системы компетенций преподавателей ПОО с учетом изменений современного социума

Ключевые слова:

компетенции преподавателей, интернационализация, профессиональное образование и обучение, международное сотрудничество, повышение квалификации, профессиональная подготовка, сквозные компетенции, базовые компетенции

Интернационализация в сфере профессионального образования и обучения выступает одним из факторов динамичного развития современного социума и национальных экономик, роста конкуренции, изменений в сфере занятости, появления новых требований к качеству подготовки рабочих кадров, возрастающей потребности в повышении их мобильности и квалификации.

Учет международного опыта подготовки педагогических кадров для профессионального образования и обучения особенно актуален для формирования системы профессиональных компетенций современного преподавателя ПОО. Она позволяет преподавателю оценивать собственную профессиональную эффективность, определять и расставлять приоритеты индивидуального и профессионального развития, планировать личный и карьерный рост, оценивать развитие компетенций, подтверждать неформальное обучение в течение всей жизни, повышать статус педагогической профессии. В целом это приводит к пересмотру подходов в области подготовки преподавателей сферы ПОО.

Голубева Т. А., Редина Ю. Н. Компетенции преподавателей в контексте интернационализации профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 85-94. — 001 10.24411/23074264-2020-10109

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Интеграция Российской Федерации в мировую экономику обусловила направления интеграционных процессов и в сфере профессионального образования и обучения: сближение критериев качества образования и его уровня, содержания образования и образовательных технологий, требований к оценке и условиям обучения, а соответственно — и к уровню и качеству профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения [2].

В процессе эволюции института профессионального образования в контексте глобализации и интернационализации выявился определенный спектр проблем, которые выступают в качестве объектов исследований. К ним, в частности, относятся проблемы интеграции теоретического и практического обучения, признания результатов обучения, подготовки педагогических кадров; мобильность студентов и преподавателей; сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, взаимное признание дипломов; оценка результатов обучения; внедрение современных технологий; барьеры интернационализации и др. [4; 6]. Соответственно, повышение уровня компетенций преподавателей с опорой на лучшие европейские практики является одной из основных задач в рамках интеграции РФ в мировое профессиональное и образовательное пространство, наращивания трудовой мобильности, расширения международного взаимодействия, сближения систем ПОО и повышения эффективности функционирования системы в целом.

Общие направления интернационализации детерминированы целым рядом глобальных трансформаций, которые обуславливают цели, содержание и особенности формирования компетенций преподавателей ПОО.

Во-первых, отчетливо обозначились две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны — явный приоритет потребностей на рабочие места сферы услуг, с другой — резкое падение спроса на рабочие места в области непосредственного производства.

Во-вторых, снижение актуальности узкоспециализированных умений, сформированных под конкретное трудовое место (что создает ограничения трудовой мобильности специалиста), предопределяет большую гибкость в контексте преподавания.

В-третьих, на первый план выходит потребность в развитии общих, универсальных умений, и, таким образом, меняется подход к структуре компетенций.

В-четвертых, возрастает роль общеобразовательных знаний как основы для формирования профессиональных компетенций и повышения уровня квалификации [7; 9].

В настоящее время ведется поиск путей совершенствования национальных моделей профессионального образования и обучения в контексте повышения их качества и способности мгновенно отвечать на возникающие социально-экономические вызовы, быстро адаптироваться к реальным потребностям рынка труда, разрабатывать мероприятия по увеличению их привлекательности и расширять возможности экспорта образовательных услуг [10-12].

Следует отметить, что наиболее значимым результатом участия институтов профессионального образования и обучения в процессах ин-

тернационализации является рельефно обозначившаяся глобальная миссия системы ПОО. Она выражается «в обеспечении подготовки конкурентоспособных кадров, обладающих мобильностью и готовностью непрерывно быть „человеком развивающимся", открытым к повышению и освоению новых квалификаций, ориентированному на необходимость постоянной личностной и профессиональной смысложизненной рефлексии» [3, с. 153].

Очевидно, что для укрепления и дальнейшего развития систем профессионального образования в рамках национальных государств первостепенное значение имеют профессиональные и личностные характеристики занятых в этой сфере педагогических работников.

Для успешной политики в области интернационализации профессионального образования и обучения необходимо повышение качества педагогического образования, основанного на знаниях, которое должно адекватно отвечать на вызовы общества. В связи с этим в европейской практике особое внимание уделяется разработке программ подготовки преподавателей с целью усиления взаимного доверия европейских государств к квалификации преподавателей, занятых в профессиональном образовании, для содействия их мобильности. С этой целью создаются возможности для взаимного изучения, сопоставления и обмена передовым опытом в рамках различных видов педагогической деятельности [1; 2; 5].

Исходные положения для дискуссий в данном вопросе заключаются в том, что именно преподаватели ответственны за подготовку будущих поколений, поэтому должно быть создано единое европейское пространство для педагогической деятельности и механизм профессионального развития преподавателей.

К числу самых главных компетенций относят технологические и педагогические, которые ассоциируются с умениями организовать учебный процесс, реализовать содержание обучения и использовать педагогические и цифровые технологии. Основная цель дискуссии заключается в понимании того, какой результат должен быть получен в итоге деятельности преподавателей профессионального образования в будущем и какие сквозные умения (soft skills) и базовые компетенции (hard skills) являются наиболее актуальными.

Сквозные умения (soft skills) иногда трактуются во взаимосвязи с такими личностными особенностями, как отношение к делу, характер, жизненные ценности. При этом выделяют шесть категорий сквозных умений, которые лежат в основе освоения трудовой деятельности: коммуникативные умения, технологические умения, управление информацией, умения решать проблемы, умение размышлять и личные качества. Базовые же компетенции (hard skills) определяются как оперативные, академические или технические способности. Примечательно, что эксперты заявляют о необходимости формирования и сквозных умений (soft skills), и базовых компетенций (hard skills) на этапе обучения педагогической профессии [8]. Таким образом, если обобщить компетенции выпускника педагогического вуза или колледжа, они будут выглядеть следующим образом (табл. 1).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 1

Модель компетенций выпускника ПОО

Честный и надежный

Сквозные компетенции (Soft skills) Дисциплинированный

Добросовестный

Хорошая теоретическая и практическая подготовка Базовые компетенции (Hard skills) Умения осуществлять практическое и теоретическое обучение

Управление информацией

Профессиональные компетенции (Core Competences)

Знания педагогики Знание содержания Знания технологии обучения

Среди самых актуальных компетенций преподавателя XXI века называются:

- глубокое знание преподаваемого предмета;

- умение организовать обучение студентов;

- умение управлять развитием студентов;

- умение работать с разнородным студенческим составом;

- умение развивать мотивацию студентов;

- умение работать в команде;

- умение использовать новые технологии в своей повседневной практике;

- умение эффективно решать профессиональные проблемы и выполнять профессиональные обязанности;

- умение управлять собственным профессиональным развитием [6].

Таким образом, одна из ключевых ролей отводится управленческим

компетенциям современного преподавателя, а также умению планировать с точки зрения организации образовательного процесса и выстраивания взаимоотношений с участниками процесса ПОО.

Поскольку знания и умения преподавателя зависят от его непрерывного обучения и развития, он должен быть постоянно готов к саморазвитию с учетом общих социальных изменений.

Изменение роли преподавателей и инструкторов, а также их компетенций связано с общими социальными тенденциями и изменениями на рынке труда и появлением новых результатов обучения. Этот вывод определяет необходимость совершенствования всей системы образования преподавателей и инструкторов по ключевым проблемам:

- содействие гражданскому воспитанию студентов, а именно: жизнь в многокультурном, инклюзивном и толерантном обществе; жизнь в соответствии с концепцией обеспечения устойчивости развития и «экологического» мышления; решение вопросов гендерного равенства; управление собственным развитием карьеры и т. д.;

- содействие развитию компетенций студентов для жизни в обществе знаний и непрерывного образования: мотивация к обучению после основного образования; умение учиться самостоятельно; умение обрабатывать информацию; цифровая грамотность; креативность и инновации; решение проблем; предпринимательство; коммуникация и т. д. [6].

Разнородный состав студентов требует от преподавателей умения создавать соответствующую образовательную среду, чтобы выстраивать учебный процесс с учетом социального, культурного и этнического многообразия обучающихся.

Кроме того, преподаватель должен уметь работать в команде с педагогами и другими специалистами, участвующими в процессе обучения студентов «за пределами учебного заведения»: в школе или учебном центре, с социальными партнерами. Очень важны для современного преподавателя умения оценивать результаты обучения, сотрудничать с родителями студентов и бизнес-сообществом как при организации обучения в колледже, так и в период практического обучения.

Значительное внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки преподавателей в области решения проблем и принятия решений, а также способности брать на себя ответственность за собственное профессиональное развитие в рамках концепции обучения в течение всей жизни.

Кроме того, преподаватель профессионального образования должен быть готов реализовывать образовательный процесс в условиях большей вовлеченности в управление ПОО основных заинтересованных сторон на национальном, региональном, местном, институциональном и отраслевом уровнях; развития новых образовательных технологий, внедрения и многообразия образовательных программ; усиления взаимосвязей между показателями эффективности ПОО и экономической конъюнктурой и инновациями.

Следовательно, модель преподавателей профессионального образования может быть дополнена следующими компетенциями:

- умениями и квалификациями, которые обеспечивают возможность трудоустройства выпускников учебных заведений, развивают их адаптивность, обеспечивают их личностное развитие и активную гражданскую позицию;

- компетенциями, которые обеспечивают доступное, привлекательное и инновационное качественное доступное образование для всех;

- компетенциями, которые формируют ответственность, отзывчивость, содействуют национальному и региональному развитию в рамках тесного сотрудничества с другими секторами образования и обучения, научным сообществом и бизнесом в интересах инновационной педагогики и стратегий интернационализации [11].

Структурные изменения, вызванные стремительным технологическим прогрессом (цифровизацией, автоматизацией, развитием искусственного интеллекта, внедрением цифровых методов обучения и др.), способствовали переосмыслению содержания цифровых компетенций преподавателей в целом. В качестве примера представлен подход к оценке цифровых компетенций преподавателей ПОО с точки зрения работы в новых условиях и взаимодействия со студентами (рис., с. 90).

С опорой на международный опыт и требования к качеству труда педагогических работников Международной организации труда и ЮНЕСКО, а также на представленный выше контекст развития современного ПОО был проведен анализ современных компетенций преподавателя

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Профессионал ьвые тчаетеяпнц л ре л щал птелк

пялил VflULHtnt

f(ipvj№tT[Cl»t

СХшкани прилип ■ '■ llmMLLmiMif

П1ф(р1|М>

IlL^Jiui II4 0(WW[- UtJintTiHUJIt ПрСЦМаЯаТМЯ

Jt Цш)ч№йЬГ^

V

A, Bbiis$ Ёйфрмиш. pMJpCM iii йрсйе^шш я

T*™ Jf

' | ■'■ O^jinidil. p!i|tr b'v.lvidu

♦ ULIUQWUM itflMLHIUU

С«иы ■

Колпйтенини тдевт!

Oipi шипк к wtpwj*

^^ ri.ur:iHh.j

■KUftmtc LCI юктр,™пнм ■ diwiw

rijfitmtt p^ithTirb А пнфрпяьп; менпп

V [

I -f

Q 1

CifiniuiiH

JOfTipa^THfle дищ

{j^ ('«¡niton«!»»

lf«ltllllTr,U - Tf ИЙиФЩ» ДЛ*

^ШКППШИ» ahiniua

jt PitWHpf.*«»

гтудсИТОН

ф 11мфчч)»«н1п ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 Лк 1гтвигтъ

™ 15<рН(М1ПИ№ К

лмучнясмртещсмии ж, Лкпад» инаяaj*™ мМфлшщД 1НХИСИ» с oiyvnX рюигщ щ кр,,ПЙСП

инф^йви грхчалн-пъ ф Щ|фрри квччтанклдш! и

♦ птртнчнти

. К

<J ОЬсмчкнгъ

{|ШЕ1ККН. D(nUmt4KX«L

ki IWIkMMmm -n^ptkNi p«7lJiin A Hutfbw ринк HfltMH Щ V ТППП,П1|ЧД1|1^|№1Н

Компетенции преподавателей ПОО в эпоху цифровой образовательной среды

Примечание. Составлено по материалам Proposal for a European Framework for the Digital Competence of Educators, March 2017. Available from: https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/digcompedu_overview_-_english.pdf

(табл. 2, с. 91). В целом рамка современных компетенций преподавателей ПОО выглядит следующим образом [8; 9; 13].

Тем не менее, стоит отметить, что чрезвычайно важным фактором является создание условий для профессионального развития педагогических работников и формирования у них мотивации к постоянному повышению квалификации и саморазвитию. Обращение к данной проблеме весьма актуально в силу следующих факторов.

Во-первых, педагогические работники включены в трудовую деятельность, поэтому при организации курсов повышения квалификации всегда существуют партнерские отношения между организацией ДПО и ПОО — местом работы обучающегося, целью которого является достижение определенного качества подготовки педагогического работника.

Во-вторых, выбор программы обучения всегда соответствует приоритетам и педагогических работников, и образовательной организации, что отражает разную степень включенности в международное сотрудничество.

Первостепенными психологическими принципами развития мотивации педагогических работников к повышению квалификации должны стать:

- ориентация на перспективы деятельности, связанные с дальнейшим профессиональным развитием педагога, что предполагает опору на возрастные, профессиональные и личные особенности обучающихся, их профессиональные компетенции и опыт в соответствии с их реальными жизненными потребностями и перспективами, сложившуюся самооценку и ^-концепцию;

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Преподавательские компетенции

Профессиональные компетенции

- г,™ Таблица 2

Модель компетенции преподавателя ПОО

- способность интегрировать теорию и практику в преподавательской деятельности;

- способность определять цели преподавания и обучения в соответствии с индивидуальными особенностями студентов ПОО;

- способность использовать различные педагогические технологии для достижения поставленных целей обучения;

- способность проектировать современные модули, обучающую среду и новые формы оценки результатов обучения;

- способность формировать умения для устойчивого развития («зеленые» умения, «зеленая» культура и др.);

- способность организовывать самоуправляемое обучение студентов

- совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности;

- знания и умения в конкретной отрасли, а также знания в области последних требований рынка труда для обучения студентов ПОО;

- система теоретических знаний и способы их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, интегративные показатели культуры;

- умение проводить анализ, ставить цели, планировать и организовывать образовательный процесс;

- способность оценивать процесс и результаты собственной педагогической деятельности;

- умение работать с цифровыми образовательными технологиями, в том числе электронное и дистанционное обучение;

- компетенции в сфере инновационной деятельности и эксперимента;

- умения выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень; способность ставить и решать нестандартные задачи;

- готовность к организации проектной деятельности, умение анализировать возникающие проблемы, ситуации; уметь планировать или прогнозировать деятельность, осуществление ее конструирования;

- умение создавать образовательные продукты — проекты, программы; методическое сопровождение проектной деятельности обучающихся

Коммуникативные компетенции

- способность эффективно передавать знания, консультировать и выстраивать взаимодействие с различными субъектами в рамках образовательного процесса;

- познание и понимание личности обучающегося;

- умение организовывать деятельность студентов в форме сотрудничества, творческого поиска;

- способность устанавливать, поддерживать коммуникацию с рынком труда и основными стейкхолдерами; умение работать в команде;

- способность воспринимать и правильно оценивать ситуации общения

- имидж и саморазвитие преподавателя, этика, эмпатия и личные цели для эффективного осуществления педагогической деятельности;

Личные - отслеживание последних достижений в области преподавания и технологий, осо-

компетенции бенно в части организации экологического образовательного пространства;

- способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- учет особенностей социальной активности педагогов, их жизненного и профессионального педагогического опыта, взаимодействия с социальным окружением и умение выстраивать социальный диалог;

- включение в процесс обучения современных активных форм обучения, способствующих осмыслению собственного профессионального опыта с точки зрения современных тенденций развития профессионального образования [12].

Таким образом, в рамках реализации программ повышения квалификации с учетом проблематики интернационализации профессионального образования необходимо исходить из ряда положений, среди которых, прежде всего, следует отметить следующие.

1. Объединение усилий всех заинтересованных сторон — самих педагогических работников, администрации, социальных и зарубежных партнеров.

2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров должны опираться на реальную трудовую деятельность в рамках конкретной профессиональной области.

3. Образовательные программы для повышения квалификации педагогических кадров системы профессионального образования и обучения должны быть ориентированы на решение конкретных задач, стоящих перед современным профессиональным образованием в контексте интернационализации.

4. Для повышения эффективности развития педагогических кадров профессионального образования и обмена опытом в условиях оптимизации сети образовательных организаций важно создавать различные форматы сетевого/кластерного взаимодействия.

Таким образом, процесс интернационализации является ключевым вектором развития национальных систем профессионального образования и обучения с точки зрения обновления ориентиров для формирования актуальных компетенций преподавателей системы ПОО, в том числе пересмотра целей и содержания образовательных программ, переподготовки и повышения квалификации, разработки специальных механизмов и новых инструментов. Развитие базовых и сквозных умений, профессиональных и личных компетенций преподавателей должно, прежде всего, отражать гибкость и способность формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, содействовать демократическому развитию гражданского общества и быстрому реагированию на социально-экономические вызовы.

Многофункциональная роль преподавателей и расширение их обязанностей требуют новых подходов к обучению. Большее значение приобретает самостоятельность преподавателей в области принятия решений по формированию программ и охвату сферы труда, а также их вовлечение в процессы принятия решений на институциональном и системном уровнях ПОО в целом.

В условиях интеграции в технологическое образовательное пространство современный преподаватель должен не только обладать знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, внедрять инновационные практики преподавания, но и иметь высокий уровень

цифровых умений, быть способным эффективно организовывать работу в цифровой образовательной среде. Способности поддерживать социальный диалог и коммуникацию со стейкхолдерами, бизнес-сообществом, рынком труда, развивать умения проектной работы, креативно мыслить и внедрять инновации становятся одними из ключевых компетенций будущего преподавателя ПОО. Все это в целом будет способствовать повышению качества профессионального образования и обучения, общей эффективности функционирования системы, расширению международного сотрудничества.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Аксенова Н. М., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Интернационализация, международная интеграция и сотрудничество в области профессионального образования. — М.: Логос, 2014. — 120 с.

2. Золотарева Н. М. Интернационализация отечественного среднего профессионального образования как научно-педагогическая проблема // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. — 2016. — № 3. — С. 127-138.

3. Лельчицкий И. Д., Голубева Т. А., Кратович П. В. Стратегии развития профессионального образования и обучения с учетом европейского опыта системы зачетных единиц // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. — 2019. — № 3 (48). — С. 153-164.

4. Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Золотарева Н. М. Форматы интернационализации профессионального образования в эпоху глобализации: Копенгагенский процесс и российское профессиональное образование // Вестник Тверского государственного университета. —

2017. — № 2. — С. 174-188.

5. Олейникова О. Н., Золотарева Н. М. Развитие среднего профессионального образования в контексте интернационализации // Вестник Тверского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 121-132.

6. Trends Shaping Education 2019. — Paris: OECD Publishing, 2019. — 109 p. Available from: https://read.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2019_trends_edu-2019-en#page19.

7. Opinion on the Future of Vocational Education and Training Post 2020. Advisory Committee on Vocational Training //| European Commission, December 2018. — 15 p.

8. Wagiran P., Wardan S., Herminarto S., Sunaryo S., Afri Y. Competencies of Future Vocational Teachers: Perspective of In-Service Teachers and Educational Experts. Available from: https://www.researchgate.net/profile/ Herminarto_Sofyan.

9. Rawkins Ch. A Global Overview of TVET Teaching and Training: Current Issues, Trends and Recommendations: report submitted to the 13th Session of the Joint ILO-UNESCO Committee of Experts on the Application of the Recommendations concerning Teaching Personnel (CEART): ILO — Geneva,

2018. — 41 p.

10. Cedefop. Globalisation opportunities for VET. How European and international initiatives help in renewing vocational education and training

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

in European countries. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. — 144 p. Available from: http://www.cedefop.europa.eu/ files/5571_en.pdf.

11. Cedefop. The changing nature and role of vocational education and training in Europe. — Vol. 5. Education and labour market outcomes for graduates from different types of VET system in Europe. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. — 76 p. Available from: http:// www.cedefop.europa.eu/files/5569_en.pdf.

12. Cedefop. The changing nature and role of vocational education and training in Europe. — Vol. 1. Conceptions of vocational education and training: an analytical framework. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. Available from: http://www.cedefop.europa.eu/ files/5563_en_0.pdf. https://www.researchgate.net/publication/277954304_ What_is_a_European_Teacher.

13. Schratz М. What is a «European Teacher»? // The first ten years after Bologna / Editors: O. Gassner, et. al. — Bukarest: Editura Universitatii din Bucuresti. — 2009. — Pp. 99 — 104. Available from: https://www.researchgate. net/publication/277954304_What_is_a_European_Teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.