АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 /2020 | 85
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Компетенции преподавателей в контексте интернационализации профессионального образования
ГОЛУБЕВА
Тамара Алексеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, Тверь
РЕДИНА
Юлия Николаевна,
кандидат экономических наук, менеджер Центра изучения проблем профессионального образования, Москва
Аннотация
В статье представлен анализ тенденций развития современного профессионального образования и обучения в контексте его интернационализации. Обобщены современные требования к компетенциям преподавателей ПОО в странах ЕС. В рамках проведенного анализа обоснованы цели интернационализации отечественного среднего профессионального образования и представлена модель системы компетенций преподавателей ПОО с учетом изменений современного социума
Ключевые слова:
компетенции преподавателей, интернационализация, профессиональное образование и обучение, международное сотрудничество, повышение квалификации, профессиональная подготовка, сквозные компетенции, базовые компетенции
Интернационализация в сфере профессионального образования и обучения выступает одним из факторов динамичного развития современного социума и национальных экономик, роста конкуренции, изменений в сфере занятости, появления новых требований к качеству подготовки рабочих кадров, возрастающей потребности в повышении их мобильности и квалификации.
Учет международного опыта подготовки педагогических кадров для профессионального образования и обучения особенно актуален для формирования системы профессиональных компетенций современного преподавателя ПОО. Она позволяет преподавателю оценивать собственную профессиональную эффективность, определять и расставлять приоритеты индивидуального и профессионального развития, планировать личный и карьерный рост, оценивать развитие компетенций, подтверждать неформальное обучение в течение всей жизни, повышать статус педагогической профессии. В целом это приводит к пересмотру подходов в области подготовки преподавателей сферы ПОО.
Голубева Т. А., Редина Ю. Н. Компетенции преподавателей в контексте интернационализации профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 85-94. — 001 10.24411/23074264-2020-10109
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Интеграция Российской Федерации в мировую экономику обусловила направления интеграционных процессов и в сфере профессионального образования и обучения: сближение критериев качества образования и его уровня, содержания образования и образовательных технологий, требований к оценке и условиям обучения, а соответственно — и к уровню и качеству профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения [2].
В процессе эволюции института профессионального образования в контексте глобализации и интернационализации выявился определенный спектр проблем, которые выступают в качестве объектов исследований. К ним, в частности, относятся проблемы интеграции теоретического и практического обучения, признания результатов обучения, подготовки педагогических кадров; мобильность студентов и преподавателей; сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, взаимное признание дипломов; оценка результатов обучения; внедрение современных технологий; барьеры интернационализации и др. [4; 6]. Соответственно, повышение уровня компетенций преподавателей с опорой на лучшие европейские практики является одной из основных задач в рамках интеграции РФ в мировое профессиональное и образовательное пространство, наращивания трудовой мобильности, расширения международного взаимодействия, сближения систем ПОО и повышения эффективности функционирования системы в целом.
Общие направления интернационализации детерминированы целым рядом глобальных трансформаций, которые обуславливают цели, содержание и особенности формирования компетенций преподавателей ПОО.
Во-первых, отчетливо обозначились две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны — явный приоритет потребностей на рабочие места сферы услуг, с другой — резкое падение спроса на рабочие места в области непосредственного производства.
Во-вторых, снижение актуальности узкоспециализированных умений, сформированных под конкретное трудовое место (что создает ограничения трудовой мобильности специалиста), предопределяет большую гибкость в контексте преподавания.
В-третьих, на первый план выходит потребность в развитии общих, универсальных умений, и, таким образом, меняется подход к структуре компетенций.
В-четвертых, возрастает роль общеобразовательных знаний как основы для формирования профессиональных компетенций и повышения уровня квалификации [7; 9].
В настоящее время ведется поиск путей совершенствования национальных моделей профессионального образования и обучения в контексте повышения их качества и способности мгновенно отвечать на возникающие социально-экономические вызовы, быстро адаптироваться к реальным потребностям рынка труда, разрабатывать мероприятия по увеличению их привлекательности и расширять возможности экспорта образовательных услуг [10-12].
Следует отметить, что наиболее значимым результатом участия институтов профессионального образования и обучения в процессах ин-
тернационализации является рельефно обозначившаяся глобальная миссия системы ПОО. Она выражается «в обеспечении подготовки конкурентоспособных кадров, обладающих мобильностью и готовностью непрерывно быть „человеком развивающимся", открытым к повышению и освоению новых квалификаций, ориентированному на необходимость постоянной личностной и профессиональной смысложизненной рефлексии» [3, с. 153].
Очевидно, что для укрепления и дальнейшего развития систем профессионального образования в рамках национальных государств первостепенное значение имеют профессиональные и личностные характеристики занятых в этой сфере педагогических работников.
Для успешной политики в области интернационализации профессионального образования и обучения необходимо повышение качества педагогического образования, основанного на знаниях, которое должно адекватно отвечать на вызовы общества. В связи с этим в европейской практике особое внимание уделяется разработке программ подготовки преподавателей с целью усиления взаимного доверия европейских государств к квалификации преподавателей, занятых в профессиональном образовании, для содействия их мобильности. С этой целью создаются возможности для взаимного изучения, сопоставления и обмена передовым опытом в рамках различных видов педагогической деятельности [1; 2; 5].
Исходные положения для дискуссий в данном вопросе заключаются в том, что именно преподаватели ответственны за подготовку будущих поколений, поэтому должно быть создано единое европейское пространство для педагогической деятельности и механизм профессионального развития преподавателей.
К числу самых главных компетенций относят технологические и педагогические, которые ассоциируются с умениями организовать учебный процесс, реализовать содержание обучения и использовать педагогические и цифровые технологии. Основная цель дискуссии заключается в понимании того, какой результат должен быть получен в итоге деятельности преподавателей профессионального образования в будущем и какие сквозные умения (soft skills) и базовые компетенции (hard skills) являются наиболее актуальными.
Сквозные умения (soft skills) иногда трактуются во взаимосвязи с такими личностными особенностями, как отношение к делу, характер, жизненные ценности. При этом выделяют шесть категорий сквозных умений, которые лежат в основе освоения трудовой деятельности: коммуникативные умения, технологические умения, управление информацией, умения решать проблемы, умение размышлять и личные качества. Базовые же компетенции (hard skills) определяются как оперативные, академические или технические способности. Примечательно, что эксперты заявляют о необходимости формирования и сквозных умений (soft skills), и базовых компетенций (hard skills) на этапе обучения педагогической профессии [8]. Таким образом, если обобщить компетенции выпускника педагогического вуза или колледжа, они будут выглядеть следующим образом (табл. 1).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Таблица 1
Модель компетенций выпускника ПОО
Честный и надежный
Сквозные компетенции (Soft skills) Дисциплинированный
Добросовестный
Хорошая теоретическая и практическая подготовка Базовые компетенции (Hard skills) Умения осуществлять практическое и теоретическое обучение
Управление информацией
Профессиональные компетенции (Core Competences)
Знания педагогики Знание содержания Знания технологии обучения
Среди самых актуальных компетенций преподавателя XXI века называются:
- глубокое знание преподаваемого предмета;
- умение организовать обучение студентов;
- умение управлять развитием студентов;
- умение работать с разнородным студенческим составом;
- умение развивать мотивацию студентов;
- умение работать в команде;
- умение использовать новые технологии в своей повседневной практике;
- умение эффективно решать профессиональные проблемы и выполнять профессиональные обязанности;
- умение управлять собственным профессиональным развитием [6].
Таким образом, одна из ключевых ролей отводится управленческим
компетенциям современного преподавателя, а также умению планировать с точки зрения организации образовательного процесса и выстраивания взаимоотношений с участниками процесса ПОО.
Поскольку знания и умения преподавателя зависят от его непрерывного обучения и развития, он должен быть постоянно готов к саморазвитию с учетом общих социальных изменений.
Изменение роли преподавателей и инструкторов, а также их компетенций связано с общими социальными тенденциями и изменениями на рынке труда и появлением новых результатов обучения. Этот вывод определяет необходимость совершенствования всей системы образования преподавателей и инструкторов по ключевым проблемам:
- содействие гражданскому воспитанию студентов, а именно: жизнь в многокультурном, инклюзивном и толерантном обществе; жизнь в соответствии с концепцией обеспечения устойчивости развития и «экологического» мышления; решение вопросов гендерного равенства; управление собственным развитием карьеры и т. д.;
- содействие развитию компетенций студентов для жизни в обществе знаний и непрерывного образования: мотивация к обучению после основного образования; умение учиться самостоятельно; умение обрабатывать информацию; цифровая грамотность; креативность и инновации; решение проблем; предпринимательство; коммуникация и т. д. [6].
Разнородный состав студентов требует от преподавателей умения создавать соответствующую образовательную среду, чтобы выстраивать учебный процесс с учетом социального, культурного и этнического многообразия обучающихся.
Кроме того, преподаватель должен уметь работать в команде с педагогами и другими специалистами, участвующими в процессе обучения студентов «за пределами учебного заведения»: в школе или учебном центре, с социальными партнерами. Очень важны для современного преподавателя умения оценивать результаты обучения, сотрудничать с родителями студентов и бизнес-сообществом как при организации обучения в колледже, так и в период практического обучения.
Значительное внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки преподавателей в области решения проблем и принятия решений, а также способности брать на себя ответственность за собственное профессиональное развитие в рамках концепции обучения в течение всей жизни.
Кроме того, преподаватель профессионального образования должен быть готов реализовывать образовательный процесс в условиях большей вовлеченности в управление ПОО основных заинтересованных сторон на национальном, региональном, местном, институциональном и отраслевом уровнях; развития новых образовательных технологий, внедрения и многообразия образовательных программ; усиления взаимосвязей между показателями эффективности ПОО и экономической конъюнктурой и инновациями.
Следовательно, модель преподавателей профессионального образования может быть дополнена следующими компетенциями:
- умениями и квалификациями, которые обеспечивают возможность трудоустройства выпускников учебных заведений, развивают их адаптивность, обеспечивают их личностное развитие и активную гражданскую позицию;
- компетенциями, которые обеспечивают доступное, привлекательное и инновационное качественное доступное образование для всех;
- компетенциями, которые формируют ответственность, отзывчивость, содействуют национальному и региональному развитию в рамках тесного сотрудничества с другими секторами образования и обучения, научным сообществом и бизнесом в интересах инновационной педагогики и стратегий интернационализации [11].
Структурные изменения, вызванные стремительным технологическим прогрессом (цифровизацией, автоматизацией, развитием искусственного интеллекта, внедрением цифровых методов обучения и др.), способствовали переосмыслению содержания цифровых компетенций преподавателей в целом. В качестве примера представлен подход к оценке цифровых компетенций преподавателей ПОО с точки зрения работы в новых условиях и взаимодействия со студентами (рис., с. 90).
С опорой на международный опыт и требования к качеству труда педагогических работников Международной организации труда и ЮНЕСКО, а также на представленный выше контекст развития современного ПОО был проведен анализ современных компетенций преподавателя
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Профессионал ьвые тчаетеяпнц л ре л щал птелк
пялил VflULHtnt
f(ipvj№tT[Cl»t
СХшкани прилип ■ '■ llmMLLmiMif
П1ф(р1|М>
IlL^Jiui II4 0(WW[- UtJintTiHUJIt ПрСЦМаЯаТМЯ
Jt Цш)ч№йЬГ^
V
A, Bbiis$ Ёйфрмиш. pMJpCM iii йрсйе^шш я
T*™ Jf
' | ■'■ O^jinidil. p!i|tr b'v.lvidu
♦ ULIUQWUM itflMLHIUU
С«иы ■
Колпйтенини тдевт!
Oipi шипк к wtpwj*
^^ ri.ur:iHh.j
■KUftmtc LCI юктр,™пнм ■ diwiw
rijfitmtt p^ithTirb А пнфрпяьп; менпп
V [
I -f
Q 1
CifiniuiiH
JOfTipa^THfle дищ
{j^ ('«¡niton«!»»
lf«ltllllTr,U - Tf ИЙиФЩ» ДЛ*
^ШКППШИ» ahiniua
jt PitWHpf.*«»
гтудсИТОН
ф 11мфчч)»«н1п ■
0 Лк 1гтвигтъ
™ 15<рН(М1ПИ№ К
лмучнясмртещсмии ж, Лкпад» инаяaj*™ мМфлшщД 1НХИСИ» с oiyvnX рюигщ щ кр,,ПЙСП
инф^йви грхчалн-пъ ф Щ|фрри квччтанклдш! и
♦ птртнчнти
. К
<J ОЬсмчкнгъ
{|ШЕ1ККН. D(nUmt4KX«L
ki IWIkMMmm -n^ptkNi p«7lJiin A Hutfbw ринк HfltMH Щ V ТППП,П1|ЧД1|1^|№1Н
Компетенции преподавателей ПОО в эпоху цифровой образовательной среды
Примечание. Составлено по материалам Proposal for a European Framework for the Digital Competence of Educators, March 2017. Available from: https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/digcompedu_overview_-_english.pdf
(табл. 2, с. 91). В целом рамка современных компетенций преподавателей ПОО выглядит следующим образом [8; 9; 13].
Тем не менее, стоит отметить, что чрезвычайно важным фактором является создание условий для профессионального развития педагогических работников и формирования у них мотивации к постоянному повышению квалификации и саморазвитию. Обращение к данной проблеме весьма актуально в силу следующих факторов.
Во-первых, педагогические работники включены в трудовую деятельность, поэтому при организации курсов повышения квалификации всегда существуют партнерские отношения между организацией ДПО и ПОО — местом работы обучающегося, целью которого является достижение определенного качества подготовки педагогического работника.
Во-вторых, выбор программы обучения всегда соответствует приоритетам и педагогических работников, и образовательной организации, что отражает разную степень включенности в международное сотрудничество.
Первостепенными психологическими принципами развития мотивации педагогических работников к повышению квалификации должны стать:
- ориентация на перспективы деятельности, связанные с дальнейшим профессиональным развитием педагога, что предполагает опору на возрастные, профессиональные и личные особенности обучающихся, их профессиональные компетенции и опыт в соответствии с их реальными жизненными потребностями и перспективами, сложившуюся самооценку и ^-концепцию;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Преподавательские компетенции
Профессиональные компетенции
- г,™ Таблица 2
Модель компетенции преподавателя ПОО
- способность интегрировать теорию и практику в преподавательской деятельности;
- способность определять цели преподавания и обучения в соответствии с индивидуальными особенностями студентов ПОО;
- способность использовать различные педагогические технологии для достижения поставленных целей обучения;
- способность проектировать современные модули, обучающую среду и новые формы оценки результатов обучения;
- способность формировать умения для устойчивого развития («зеленые» умения, «зеленая» культура и др.);
- способность организовывать самоуправляемое обучение студентов
- совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности;
- знания и умения в конкретной отрасли, а также знания в области последних требований рынка труда для обучения студентов ПОО;
- система теоретических знаний и способы их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, интегративные показатели культуры;
- умение проводить анализ, ставить цели, планировать и организовывать образовательный процесс;
- способность оценивать процесс и результаты собственной педагогической деятельности;
- умение работать с цифровыми образовательными технологиями, в том числе электронное и дистанционное обучение;
- компетенции в сфере инновационной деятельности и эксперимента;
- умения выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень; способность ставить и решать нестандартные задачи;
- готовность к организации проектной деятельности, умение анализировать возникающие проблемы, ситуации; уметь планировать или прогнозировать деятельность, осуществление ее конструирования;
- умение создавать образовательные продукты — проекты, программы; методическое сопровождение проектной деятельности обучающихся
Коммуникативные компетенции
- способность эффективно передавать знания, консультировать и выстраивать взаимодействие с различными субъектами в рамках образовательного процесса;
- познание и понимание личности обучающегося;
- умение организовывать деятельность студентов в форме сотрудничества, творческого поиска;
- способность устанавливать, поддерживать коммуникацию с рынком труда и основными стейкхолдерами; умение работать в команде;
- способность воспринимать и правильно оценивать ситуации общения
- имидж и саморазвитие преподавателя, этика, эмпатия и личные цели для эффективного осуществления педагогической деятельности;
Личные - отслеживание последних достижений в области преподавания и технологий, осо-
компетенции бенно в части организации экологического образовательного пространства;
- способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- учет особенностей социальной активности педагогов, их жизненного и профессионального педагогического опыта, взаимодействия с социальным окружением и умение выстраивать социальный диалог;
- включение в процесс обучения современных активных форм обучения, способствующих осмыслению собственного профессионального опыта с точки зрения современных тенденций развития профессионального образования [12].
Таким образом, в рамках реализации программ повышения квалификации с учетом проблематики интернационализации профессионального образования необходимо исходить из ряда положений, среди которых, прежде всего, следует отметить следующие.
1. Объединение усилий всех заинтересованных сторон — самих педагогических работников, администрации, социальных и зарубежных партнеров.
2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров должны опираться на реальную трудовую деятельность в рамках конкретной профессиональной области.
3. Образовательные программы для повышения квалификации педагогических кадров системы профессионального образования и обучения должны быть ориентированы на решение конкретных задач, стоящих перед современным профессиональным образованием в контексте интернационализации.
4. Для повышения эффективности развития педагогических кадров профессионального образования и обмена опытом в условиях оптимизации сети образовательных организаций важно создавать различные форматы сетевого/кластерного взаимодействия.
Таким образом, процесс интернационализации является ключевым вектором развития национальных систем профессионального образования и обучения с точки зрения обновления ориентиров для формирования актуальных компетенций преподавателей системы ПОО, в том числе пересмотра целей и содержания образовательных программ, переподготовки и повышения квалификации, разработки специальных механизмов и новых инструментов. Развитие базовых и сквозных умений, профессиональных и личных компетенций преподавателей должно, прежде всего, отражать гибкость и способность формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, содействовать демократическому развитию гражданского общества и быстрому реагированию на социально-экономические вызовы.
Многофункциональная роль преподавателей и расширение их обязанностей требуют новых подходов к обучению. Большее значение приобретает самостоятельность преподавателей в области принятия решений по формированию программ и охвату сферы труда, а также их вовлечение в процессы принятия решений на институциональном и системном уровнях ПОО в целом.
В условиях интеграции в технологическое образовательное пространство современный преподаватель должен не только обладать знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, внедрять инновационные практики преподавания, но и иметь высокий уровень
цифровых умений, быть способным эффективно организовывать работу в цифровой образовательной среде. Способности поддерживать социальный диалог и коммуникацию со стейкхолдерами, бизнес-сообществом, рынком труда, развивать умения проектной работы, креативно мыслить и внедрять инновации становятся одними из ключевых компетенций будущего преподавателя ПОО. Все это в целом будет способствовать повышению качества профессионального образования и обучения, общей эффективности функционирования системы, расширению международного сотрудничества.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Аксенова Н. М., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Интернационализация, международная интеграция и сотрудничество в области профессионального образования. — М.: Логос, 2014. — 120 с.
2. Золотарева Н. М. Интернационализация отечественного среднего профессионального образования как научно-педагогическая проблема // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. — 2016. — № 3. — С. 127-138.
3. Лельчицкий И. Д., Голубева Т. А., Кратович П. В. Стратегии развития профессионального образования и обучения с учетом европейского опыта системы зачетных единиц // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. — 2019. — № 3 (48). — С. 153-164.
4. Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Золотарева Н. М. Форматы интернационализации профессионального образования в эпоху глобализации: Копенгагенский процесс и российское профессиональное образование // Вестник Тверского государственного университета. —
2017. — № 2. — С. 174-188.
5. Олейникова О. Н., Золотарева Н. М. Развитие среднего профессионального образования в контексте интернационализации // Вестник Тверского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 121-132.
6. Trends Shaping Education 2019. — Paris: OECD Publishing, 2019. — 109 p. Available from: https://read.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2019_trends_edu-2019-en#page19.
7. Opinion on the Future of Vocational Education and Training Post 2020. Advisory Committee on Vocational Training //| European Commission, December 2018. — 15 p.
8. Wagiran P., Wardan S., Herminarto S., Sunaryo S., Afri Y. Competencies of Future Vocational Teachers: Perspective of In-Service Teachers and Educational Experts. Available from: https://www.researchgate.net/profile/ Herminarto_Sofyan.
9. Rawkins Ch. A Global Overview of TVET Teaching and Training: Current Issues, Trends and Recommendations: report submitted to the 13th Session of the Joint ILO-UNESCO Committee of Experts on the Application of the Recommendations concerning Teaching Personnel (CEART): ILO — Geneva,
2018. — 41 p.
10. Cedefop. Globalisation opportunities for VET. How European and international initiatives help in renewing vocational education and training
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
in European countries. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. — 144 p. Available from: http://www.cedefop.europa.eu/ files/5571_en.pdf.
11. Cedefop. The changing nature and role of vocational education and training in Europe. — Vol. 5. Education and labour market outcomes for graduates from different types of VET system in Europe. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. — 76 p. Available from: http:// www.cedefop.europa.eu/files/5569_en.pdf.
12. Cedefop. The changing nature and role of vocational education and training in Europe. — Vol. 1. Conceptions of vocational education and training: an analytical framework. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. Available from: http://www.cedefop.europa.eu/ files/5563_en_0.pdf. https://www.researchgate.net/publication/277954304_ What_is_a_European_Teacher.
13. Schratz М. What is a «European Teacher»? // The first ten years after Bologna / Editors: O. Gassner, et. al. — Bukarest: Editura Universitatii din Bucuresti. — 2009. — Pp. 99 — 104. Available from: https://www.researchgate. net/publication/277954304_What_is_a_European_Teacher.