Научная статья на тему 'Компетенции педагогов, работающих с детьми-инофонами: из опыта изучения'

Компетенции педагогов, работающих с детьми-инофонами: из опыта изучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
дети из семей мигрантов / дети с миграционной историей / инофоны / адаптация детей мигрантов / билингвы / интеграция в общество / полиэтнические классы / этнокультурная компетентность / children from migrant families / children with migration history / adaptation of migrant children / bilinguals / integration into society / multiethnic classes / ethnocultural competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовцева Виктория Алексеевна

В статье представлен качественный анализ проблемы языковой адаптации детеймигрантов в условиях поликультурного региона. Исследование проводилось на основе использования теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, научнометодической и учебной литературы) и эмпирических методов (наблюдение, интервью с учителями государственных общеобразовательных школ (27 человек). Сделан вывод о необходимости внесения корректировок в профессиональное обучение педагогов и психологов для работы в условиях полиэтнических классов и школ. Статья содержит рекомендации по организации системной работы в целях развития коммуникативных навыков, а также социальных и информационных компетенций. Приведен краткий обзор научных работ, которые могут помочь педагогам в развитии их этнокультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростовцева Виктория Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competencies of teachers working with children whose native language is not Russian: the experience of studying the issue

The article presents a qualitative analysis of the problem of language adaptation of migrant children in the conditions of a multicultural region. While conducting the research the authors applied theoretical (study and analysis of psychological, pedagogical, scientific, methodological and educational literature) and empirical methods (observation, interviews with teachers of public comprehensive schools (27 people). The authors conclude that it is necessary to make adjustments in the professional training of teachers and psychologists to work in the conditions of multi-ethnic classes and schools. The article contains recommendations on how to organize systematic work for the development of communicative skills, as well as social and information competencies. The article gives a brief review of scientific works that can help teachers to develop their ethnocultural competence.

Текст научной работы на тему «Компетенции педагогов, работающих с детьми-инофонами: из опыта изучения»

Виктория Ростовцева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Э01 10.37492/ЕТМ0.2023.71.2.014

Компетенции педагогов, работающих с детьми-инофонами: из опыта изучения

В статье представлен качественный анализ проблемы языковой адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного региона. Исследование проводилось на основе использования теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы) и эмпирических методов (наблюдение, интервью с учителями государственных общеобразовательных школ (27 человек). Сделан вывод о необходимости внесения корректировок в профессиональное обучение педагогов и психологов для работы в условиях полиэтнических классов и школ. Статья содержит рекомендации по организации системной работы в целях развития коммуникативных навыков, а также социальных и информационных компетенций. Приведен краткий обзор научных работ, которые могут помочь педагогам в развитии их этнокультурной компетентности.

Ключевые слова: дети из семей мигрантов; дети с миграционной историей; ино-фоны; адаптация детей мигрантов; билингвы, интеграция в общество, полиэтнические классы, этнокультурная компетентность.

В концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты содействия адаптации и интеграции мигрантов. Российская Федерация стремится к построению конструктивного сотрудничества между мигрантами и принимающими сообществами. Образовательные учреждения должны стать ключевым фактором в адаптации и интеграции детей мигрантов, основными субъектами адаптации и интеграции детей мигрантов в социальную и культурную жизнь нашей страны [5].

Возросшие миграционные потоки обусловили в ряде регионов необходимость системной адаптации не только взрослых мигрантов, но и детей из семей с миграционной историей. Особую ценность анализ социокультурных аспектов миграции представляет для обра-

Ростовцева Виктория Алексеевна,

магистрант факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет; учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы «Школа № 170 имени А.П. Чехова» (Москва), rostovceva.v.a@school170.ru

Научный руководитель:

Омельченко

Елена Александровна,

доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), ea.omelchenko@ mpgu.su

зовательных учреждений, так как именно там дети из семей мигрантов получают возможность развития навыков коммуникации при общении со сверстниками.

Полиэтнические классы и школы -реальность сегодняшнего дня. При этом не каждый педагог морально готов к решению педагогических задач, возникающих при работе с многонациональными классами. Безусловно, полиэтнические классы будут отличаться от остальных даже внутри одной отдельно взятой образовательной организации, а потому и работать с ними должны педагоги, обладающие высокой профессиональной компетентностью, учитывающие особенности работы с детьми-инофонами и детьми-билингвами, поддерживающие и защищающие обучающихся. Отдельно стоит выделить проблемы подготовки таких специалистов:

• несмотря на массовую миграцию, система образования РФ пока не готова обеспечить детей из семей мигрантов качественным обучением и воспитанием из-за проблем с финансированием и нормативной базой;

• очевидно отсутствие внимания к проблемам обучения и воспитания детей из семей мигрантов со стороны средств массовой информации, родительской общественности, социальных институтов;

• государственные стандарты педагогического образования не содержат положений и рекомендаций для учителей, которые могли бы облегчить их работу с семьями мигрантов.

Развивая свою профессиональную педагогическую компетентность, специалист совершенствует такое личностное качество, как восприимчивость к инновациям в сфере педагогики. Для преодоления возможных трудностей при взаимодействии с представителями других этнических групп педагог должен развивать в себе этнокультурную компетентность. Вопрос этнокультурного потенциала образования был изучен Г.Н. Волковым, А.Б. Панькиным, Т.Н. Петровой, Е.А. Омельченко и др. Решением проблем этнокультурной направленности образования занимались В.В. Ле-зина, В.К. Шаповалов. Социально-педагогические аспекты взаимоотношений человека с окружающей средой отражены в трудах В.Г. Бочаровой, Б.3. Вуль-фова, В.Н. Гурова, С.В. Дармодехина. Особое значение придается ведущим положениям по организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработкой которых занимались В.П. Борисенков, О.В. Гука-ленко, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, Н.Б. Крылова и др. О проблемах профессиональной подготовки педагога к работе в полиэтнической среде писали И.А. Арабов, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Г.Ю. Нагорная, Т.А. Пигилова и др. [3, с. 36].

Методология адаптации опыта, полученного в стране и за рубежом, представляет собой системно-культурологический подход, позволяющий определить ряд этапов в процессе подготовки специалистов к работе с детьми-мигрантами: выделить ценности (ценностей) работы с детьми-мигрантами в условиях современного мира, обосновать выбор стран, опыт которых подходит для развития педагогической подготовки учителей полиэт-

ж к

п

О -а

="= и

(О ^

нических классов, обобщить основные направления развития педагогического образования в связи с миграционными процессами и определить, какие из них могут быть адаптированы к российской системе, разработать общую модель изменений в педагогическом образовании в контексте миграционных процессов [1, с. 149].

Исследователи выделяют следующие причины трудностей в работе социальных педагогов с детьми с миграционной историей: отсутствие педагогических компетенций для ориентированного на ученика взаимодействия с детьми-мигрантами, неспособность профессионально и компетентно взаимодействовать с учениками на основе принципов диалога, толерантности и мультикультурализма, учителя недостаточно подготовлены к общению с детьми, принадлежащими к разным культурам, с точки зрения культурного равенства во всех совместных видах деятельности (учебной, внеклассной, игровой), отсутствуют доступные, ориентированные на практику социокультурные и мультикуль-турные технологии, отсутствие тренингов по развитию межкультурной коммуникации [4, с. 5].

По нашему мнению, для работы с детьми из семей мигрантов педагог должен овладеть высоким уровнем профессиональной культуры, особенное внимание при этом должно уделяться формированию этнокультурной компетентности. Сам педагог должен обладать хорошо развитыми исследовательскими качествами и иметь широкое общегуманитарное образование.

Требования к квалификации педагогов, работающих с детьми с миграционной историей, должны учитывать конкретный контекст их работы, включая преподавание, воспитание детей, сотрудничество с родителями, социальную работу и лидерство. В каждой сфере деятельности очень важно развитие и про-

явление коммуникативных, социальных навыков и знаний [2, с. 166-169].

Коммуникативные навыки: эмпатия, понимание детей-мигрантов, развитие конструктивного общения с детьми других национальностей, понимание специфических трудностей детей в общении с другими детьми, учет особенностей работы с детьми от смешанных браков; развитие толерантных отношений с родителями разных национальностей, изучение положительного опыта через конструктивное взаимодействие с другими учебными заведениями, работающими с детьми из среды мигрантов, взаимодействие и сотрудничество с диаспорами и этнокультурные сообществами, умение критически анализировать результаты работы с семьями мигрантов.

Социальные компетенции: помощь родителям и другим педагогам в понимании детей из семей мигрантов, помощь детям с миграционной историей в построении отношений с другими детьми в образовательных и социальных контекстах, поощрение и демонстрация толерантного поведения внутри и вне образовательного учреждения, помощь в адаптации к культуре, культурным ценностям и традициям в России, содействие проведению культурных и этнических мероприятий, национальных и этнических фестивалей на основе местного мультикультурализма, поощрение дружеского взаимодействия между детьми из семей мигрантов и другими детьми в школе, соблюдение этических норм в межкультурном взаимодействии.

Информационные компетенции: использование в учебном плане информации о различных этнических культурах, использование и распространение достоверной информации о странах происхождения детей из семей мигрантов, представление и защита интересов учеников различных этносов и этнических групп при разра-

ботке образовательных программ, использование различных источников информации с целью расширения знаний и опыта по вопросам обучения и воспитания детей из семей мигрантов.

По данным опроса, проведенного Новосибирским государственным педагогическим университетом в 2020 г. среди учителей начальных классов, 12% опрошенных не считают обязательным изучение культур разных народов, 95% изъявили желание заняться изучением культуры русского народа, 56% педагогов признают, что не владеют методикой преподавания в полиэтническом классе, а 64% считают, что не готовы работать с детьми из семей мигрантов [3, с. 39].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование этнокультурной компетентности педагогов приобретает особую актуальность в современном российском образовании.

Литература:

1. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество // Вестник Чувашского университета. 2021. № 2. С. 142-157.

2. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Особые образовательные потребности детей с миграционной историей в школьном обучении: кейс Челябинской области // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 164-177.

3. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова, Г.К. Джурабаева [и др]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб.гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 198 с.

4. Специфика обучения и социально-культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях на территории региона: методические рекомендации / сост. Е.И. Минаева; АУДПО ХМАО - Югры «Интитут развития образования». Ханты-Мансийск: Ин-т развития образования, 2020. 48 с.

5. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/72092260/ (дата обращения: 06.07.2023).

Victoriya Rostovtseva,

Master's student of the Faculty of Regional and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University; Elementary school teacher, Moscow School No. 170 named after A.P. Chekhov (Moscow), rostovceva.v.a@school170.ru

Elena Omelchenko,

Doctor of History, Professor of the Chair of Cultural Studies, Acting Dean of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education; Deputy Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), etno1@dol.ru

Competencies of teachers working with children whose native language is not Russian: the experience of studying the issue

The article presents a qualitative analysis of the problem of language adaptation of migrant children in the conditions of a multicultural region. While conducting the research the authors applied theoretical (study and analysis of psychological, pedagogical, scientific, methodological and educational literature) and empirical methods (observation, interviews with teachers of public comprehensive schools (27 people). The authors conclude that it is necessary to make adjustments in the professional training of teachers and psychologists to work in the conditions of multi-ethnic classes and schools. The article contains recommendations on how to organize systematic work for the development of communicative skills, as well as social and information competencies. The article gives a brief review of scientific works that can help teachers to develop their ethnocultural competence.

Keywords: children from migrant families; children with migration history; adaptation of migrant children; bilinguals; integration into society; multiethnic classes, ethnocultural competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.