Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная автономия / компетентностный профиль учебной автономии / карта компетенций / учебно-познавательная деятельность / образовательный процесс / learner autonomy / competence profile learner autonomy / competence map / learning and cognitive activity / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Снопкова, А.В. Шатова

Учебная автономия выступает актуальной и значимой проблемой современного педагогического знания, высокий уровень активизации самостоятельного обучения гарантирует непрерывное развитие когнитивного мышления курсантов и учебной деятельности, освоение и транслирование инновационного педагогического опыта, повышение качества образования. В статье рассмотрено содержание мотивационного, метакогнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов учебной автономии курсантов. Представлена общая характеристика кластеров компетенций в составе учебной автономии, показан фрагмент компетентностного профиля учебной автономии курсанта как субъекта учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.И. Снопкова, А.В. Шатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE PROFILE OF LEARNER AUTONOMY OF CADETS – FUTURE OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

Learner autonomy is an actual and significant problem of modern pedagogical knowledge, high level of activation of independent learning guarantees continuous development of cadets' cognitive thinking and learning activity, mastering and broadcasting of innovative pedagogical experience, improvement of education quality. The article considers the content of motivational, metacognitive, activity and reflexive components of cadets' learner autonomy. The general characteristic of clusters of competences in the composition of cadets' learner autonomy is presented, the fragment of competence profile of cadets' learner autonomy as a subject of learning activity are described.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 37.012 Б01 10.52928/2070-1640-2024-41-1-33-38

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ КУРСАНТОВ -БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

д-р пед. наук, проф. Е.И. СНОПКОВА (Могилевский государственный университет имени А А. Кулешова) ORCID https://orcid.org/0000-0002-9870-2988 А.В. ШАТОВА

(Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь) ORCID https://orcid.org/0009-0008-8002-2635

Учебная автономия выступает актуальной и значимой проблемой современного педагогического знания, высокий уровень активизации самостоятельного обучения гарантирует непрерывное развитие когнитивного мышления курсантов и учебной деятельности, освоение и транслирование инновационного педагогического опыта, повышение качества образования. В статье рассмотрено содержание мотивационного, метакогнитив-ного, деятельностного и рефлексивного компонентов учебной автономии курсантов. Представлена общая характеристика кластеров компетенций в составе учебной автономии, показан фрагмент компетентностного профиля учебной автономии курсанта как субъекта учебной деятельности.

Ключевые слова:учебная автономия, компетентностный профиль учебной автономии, карта компетенций, учебно-познавательная деятельность, образовательный процесс.

Введение. Формирование учебной автономии курсантов выступает актуальной проблемой педагогической науки и образовательной практики. Учебная автономия позволяет реализовать потенциал самоуправляемого обучения, обеспечивает способность применять знания, компетенции, учебный опыт в разнообразных образовательных ситуациях, а также направлена на формирование личностных и профессионально значимых качеств будущего профессионала. Умение управлять учебно-познавательной деятельностью, развитие компетенций учебной автономии влияет на мотивацию курсантов, их академические достижения, успех учебного процесса в целом. Все это способствует актуализации научно-практической проблемы формирования учебной автономии курсантов в образовательном процессе.

Проведенный анализ научных исследований зарубежных и отечественных авторов в области учебной автономии показал, что ее содержание раскрывается посредством взаимосвязанной системы академических мотивов, личностных ценностей, профессиональных умений, учебных способностей, метапредметных и предметных знаний, опыта применения академической практики и универсальных способов деятельности, сформированных в образовательном процессе. Структура учебной автономии курсантов представляет собой целостность компонентов, обусловленную их интегративной сущностью. Нами были определены сущностные характеристики учебной автономии курсантов и разработан компонентный состав, включающий мотивационный, мета-когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты. В свою очередь, полученные данные послужили основой для конструирования компетентностного профиля учебной автономии курсантов и операционализации содержания выявленных компонентов в его составе. Логика разработки профиля академических компетенций курсантов представлена в данной статье.

Основная часть. Понятие компетенций рассматривается как динамичное сочетание мотивов, знания, понимания, умений и способностей. В этом контексте компетенция или набор компетенций означает, что человек приводит в действие определенное умение и выполняет задачу таким образом, что можно оценить уровень ее выполнения. Академические компетенции должны помочь курсантам стать в высшей степени самостоятельными, уверенными в своих возможностях в области учебно-познавательной деятельности. В академических компетенциях заложен потенциал «обучения умению учиться», что является условием приобретения и развития любых компетенций [1, с. 56].

При всем многообразии подходов к пониманию учебной деятельности, авторских концепций и теорий нам важно зафиксировать отношение к учебной деятельности как особой форме активности личности курсантов, направленной на присвоение социального опыта познания и преобразования мира посредством овладения культурными способами действий [2]. Степень формирования определенных компетенций курсанта как субъекта деятельности и мышления выражается в категории академических компетенций, обеспечивающих становление всех сторон деятельности субъекта учения: развития системы личностных ценностей и формирования мотивов учения «выращивания» способов теоретической и практической деятельности, формирования рефлексивных умений выбора и применения средств и способов деятельности в соответствии с пониманием уникальности конкретной образовательной ситуации.

В структуре учебной автономии курсантов нами было выделено четыре компонента: мотивационный, метакогнитивный, деятельностный и рефлексивный, в состав которых включен определенный набор компетенций в сфере учебно-познавательной деятельности. Мотивационный компонент характеризуется стремлением

и потребностью курсантов самостоятельно управлять процессом обучения, осознанием важности саморазвития и личностного совершенствования. Метакогнитивный компонент в составе модели учебной автономии курсантов представлен совокупностью умений, способов и процедур системного и критического мышления. Деятельност-ный компонент определяет практическое применение знаний, опыт их проявления в образовательном процессе. Рефлексивный компонент отражает рефлексивные способности и процедуры анализа процесса и результата учебной деятельности. Содержание компонентов учебной автономии курсантов раскрывается посредством таких кластеров компетенций, как мотивы учебных достижений, системное и критическое мышление, организация и управление учебно-познавательной деятельностью, анализ процесса и результатов учебно-познавательной деятельности (таблицы 1-4).

Кластер компетенций мотивационного компонента включает потребность личности в самореализации; стремление к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию в учебной и профессиональной деятельности; способность к самоэффективности в процессе обучения; интерес к самостоятельному управлению процессом обучения; способность к самоопределению и учебной автономности; развитие личностно значимых качеств для реализации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Компетенции метакогнитив-ного компонента включают способность анализировать, синтезировать, сравнивать и интерпретировать учебную информацию; умение обобщать и формулировать выводы; умение интегрировать знания из различных предметных областей во взаимосвязи с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности и творчески мыслить; знать и применять учебные стратегий в образовательном процессе; способность осуществлять поиск и сбор информации из различных источников. Компетенции в структуре деятельностного компонента включают в себя способность определить цели собственного обучения; умение моделировать собственный процесс обучения; умение осуществлять самостоятельную учебную деятельность; способность преодолевать проблемные ситуации; умение оценивать, контролировать и корректировать результаты своей учебной деятельности; умение работать с различными электронными техническими средствами и осуществлять с их помощью поиск, отбор, хранение и передачу учебной информации. Способность и готовность к интроспекции; способность к самоанализу образовательного процесса; самооценка знаний и умений, результатов учебной деятельности; способность к саморегуляции учебной деятельности являются основными компетенциями в составе рефлексивного компонента [3].

Операционализация компетенций в составе учебной автономии курсантов осуществлялась нами в форме карт компетенций, разработанных для каждого из компонентов. При их разработке мы опирались на модель содержания учебно-познавательной компетентности старшеклассников, разработанной С.В. Воровщиковым [4], типологию включенности ученика в учебную деятельность А.К. Марковой [5], психолого-педагогические критерии учебной работы школьника как субъекта учения Е.Д. Божович [6], а также карту компетенций выпускников учреждения общего среднего образования и индикаторов их достижения Е.И. Снопковой [7, с. 42].

Понятие учебной автономии включает в себя мотивационную составляющую, которая выражена через ряд личностных качеств и волевых усилий, предшествующих действию, нацеленных на побуждение курсантом самого себя к выполнению учебных задач с интересом, желанием реализовать себя в образовательном процессе, быть осознанным и успешным в освоении профессионально-ориентированных дисциплин (таблица 1).

Таблица 1. - Карта компетенций учебной автономии в составе мотивационного компонента

Кластер компетенции Код и наименование компетенции Индикатор формирования компетенции учебной автономии

Мотивационный компонент

Мотивы учебных достижений МК 1. Потребность личности в самореализации МК 1.1. Потребность быть признанным; проявляет активность и волевые качества в учебной деятельности

МК 2. Стремление к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию в учебной и профессиональной деятельности МК 1.2. Стремление курсанта работать над собой, раскрыть собственный потенциал в учебной деятельности, получить новые знания с целью реализовать их в будущей профессиональной деятельности

МК 3. Способность к самоэффективности в процессе обучения МК 1.3 Способность регулировать свое эмоциональное состояние и мобилизировать внутренние силы для преодоления сомнений в принятии решений относительно своей учебной деятельности

МК 4. Интерес к самостоятельному управлению процессом обучения МК 1.4. Осознание ценности образования, учебной деятельности и интерес к процессу и результату обучения; желание глубже изучить учебный предмет

МК 5. Способность к самоопределению и учебной автономности МК 1.5. Способность самоопределяться, понимать учебную ситуацию и форму ее представления; чувство свободы от внешних ограничений в реализации учебной деятельности

МК 6. Развитие личностно значимых качеств для реализации самостоятельной учебно-познавательной деятельности МК 1.6. Развивает личностно значимых для обучения качеств (самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, осознанность)

Основой для формирования метакогнитивного компонента учебной автономии курсантов является реализация осознанной практической и учебной деятельности по применению этих действий в различных учебных ситуациях, самостоятельной учебно-познавательной деятельности с различными предметными материалами (таблица 2).

Таблица 2. - Карта компетенций учебной автономии в составе метакогнитивного компонента

Кластер компетенции Код и наименование компетенции Индикатор формирования компетенции учебной автономии

Метакогнитивный компонент

Системное и критическое мышление МкК 1. Способность анализировать, синтезировать, сравнивать и интерпретировать учебную информацию МкК 1.1. Способен анализировать учебную задачу; структурировать информацию; умеет строить целостный образ изучаемого материала, в том числе с помощью междисциплинарных связей; находить альтернативные варианты решения проблемы; выстаивает мысли последовательно и логично;спосо-бен отличать факты от мнений, устанавливает сходства и различия явлений

МкК 2. Умение обобщать и формулировать выводы МкК 1.2. Умение выделять в явлениях общее на основе существенных признаков, понимает логическую основу умозаключений и выводов

МкК 3. Умение интегрировать знания из различных предметных областей во взаимосвязи с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности и творчески мыслить МмК 1.3. Способен к творческому мышлению и креативности, строит междисциплинарные связи и интегрирует знания из различных предметных областей

МкК 4. Знать и применять учебные стратегий в образовательном процессе МкК 1.4. Знает учебные стратегии и ориентируется в них, способен использовать стратегий в учебном процессе в зависимости от проблемной ситуации

МкК 5. Способность осуществлять поиск и сбор информации из различных источников МкК 1.5. Ориентируется в различных источниках информации, осуществления поиска в зависимости от поставленной задачи, критически подходит к выбору источников информации

Деятельностный компонент структуры учебной автономии курсантов в процессе образования подразумевает формирование и развитие курсанта как субъекта своей собственной образовательной деятельности, когда на первый план выдвигается организации автономной учебной деятельности и конструирование эвристических ситуаций (таблица 3).

Таблица 3. - Карта компетенций учебной автономии в составе деятельностного компонента

Кластер компетенции Код и наименование компетенции Индикатор формирования компетенции учебной автономии

Деятельностный компонент

Организация и управление учебной дея- ДК 1. Способность определить цели собственного обучения ДК 1.1. Умение ставить цели и задачи познавательной деятельности, формулировать новые задачи в учебно-познавательной деятельности

тельностью ДК 2. Умение моделировать собственный процесс обучения ДК 1.2. Определять порядок действий для достижения поставленных целей; способность проектировать учебные процесс; прогнозировать учебные достижения и результаты своего труда

ДК 3. Умение осуществлять самостоятельную учебную деятельность ДК 1.3. Способность моделировать возможные варианты осуществления собственной учебной деятельности; разрабатывать и реализовывать план деятельности

ДК 4. Способность преодолевать проблемные ситуации ДК 1.4. Преодоление препятствий; осуществление разработки и подбора средств решения нестандартных учебных задач

ДК 5. Умение оценивать, контролировать и корректировать результаты своей учебной деятельности ДК 1.5. Высоко развито контрольное и оценочное отношение к процессу своей учебной деятельности; способен объективно проводить оценку собственного образовательного уровня; способен корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; берет ответственность за принятые решения

ДК 6. Умение работать с электронными техническими средствами и осуществлять с их помощью поиск, отбор, хранение и передачу учебной информации ДК 1.6. Обладает навыками работы с техническими средствами и применяет ИКТ в соответствии с учебными задачами; владеет технологиями поиска, отбора, обработки, хранения, передачи информации

Проблема организации и коррекции автономной учебной деятельности связана с успешностью ее осмысления, т.е. при успешности процесса рефлексии курсантов. Владение рефлексивными умениями позволяет курсантам осознанно планировать свою учебную деятельность, понимать цели учебной деятельности, отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность, анализировать успехи и трудности достижения целей, осуществлять «взгляд из вне» на результаты проделанной учебной работы (таблица 4).

Таблица 4. - Карта компетенций учебной автономии в составе рефлексивного компонента

Кластер компетенции Код и наименование компетенции Индикатор формирования компетенции учебной автономии

Рефлексивный компонент

Анализ процесса и результата учебной деятельности РК 1. Способность и готовность к интроспекции РК 1.1. Осуществление самомониторинга в процессе обучения

РК 2. Способность к самоанализу образовательного процесса РК 1.2. Умеет анализировать собственное мышление, сознание, обдумывать свою деятельность

РК 3. Самооценка знаний и умений, результатов учебной деятельности РК 1.3. Умеет соотносить достигнутые результаты с эталоном и собственными возможностями

РК 4. Способность к саморегуляции учебной деятельности РК 1.4. Способен осуществлять выбор оптимального метода реализации самоуправления; способен к самоуправлению учебной деятельностью на рефлексивной основе и саморегуляции

Отсутствие критериальной основы для определения уровня сформированности компетенций учебной автономии курсантов создало предпосылки для конструирования ее профиля с опорой на идеи, разработки, профиль компетенций преподавателя высшей школы О.Б. Даутовой, А.В. Торховой [8], а также компетентностный профиль методологической культуры педагога Е.И. Снопковой [9]. В качестве примера операционализации приведем описание компетенций мотивационного компонента в составе компетентностного профиля учебной автономии курсантов. Он представлен покомпонентно и структурирован следующим образом. Выделены компетенции, образующие компонент и описаны три уровня их проявления: низкий, средний, высокий.

Описывая уровни проявления мотивационного компонента компетентностного профиля учебной автономии курсанта, необходимо отталкиваться от того, что курсант, имеющий выраженную мотивационную составляющую, будет направлять свои усилия на то, чтобы процесс реализации автономной учебной деятельности был максимально комфортным, продуктивным и способствовал наращиванию учебных достижений. Курсант, обладающий высоким уровнем проявления учебной автономии, осознает личностную ценность образования, проявляет высокий интерес процессу и результатам самостоятельного обучения. Такой обучающийся мотивирован к глубокому изучению дисциплины, проявляет познавательную активность, творческий подход, обладает внутренним стремлением к высоким достижениям в учебной деятельности, не нуждается в помощи от сторонних лиц. Как правило, его убежденность в важности работы над собой и самосовершенствовании проявляется через постоянную работу над развитием волевых качеств, подкрепляется его активностью, инициативностью и, что немаловажно, желанием развиваться и приобретать знания, умения, навыки, необходимые в осуществлении будущей профессиональной деятельности.

Противоположным высокому уровню проявления учебной автономии курсанта выступает низкий уровень проявления изучаемого компонента. Характеризуя мотивационную составляющую учебной автономии, следует отметить, что позиция курсанта характеризуется отсутствием желания достигать поставленных целей, самосовершенствоваться, наблюдается пассивность курсанта и отсутствие вовлеченности в учебную деятельность. Курсант склонен выполнять только простые задания по образцу, слабо выражена или не выражена заинтересованность в изучении и понимании учебной дисциплины.

Средний уровень проявления учебной автономии курсанта имеет свойственные ему особенности. Такой обучающийся нацелен на реализацию успешной учебной деятельности, понимает важность получаемых знаний, умений, навыков в будущей профессиональной деятельности, стремится к признанию, но не осознает необходимости в постоянном самообразовании, развитии личностно значимых качеств для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Зачастую успехи курсанта в реализации самостоятельной учебной деятельности обеспечиваются активным участием и непосредственной помощью преподавателей, родителей, сокурсников и др., т.к. он не всегда способен самостоятельно преодолеть сомнения в принятии решений относительно своей учебной деятельности, ситуативно проявляет учебную инициативу.

Мотивационный компонент компетентностного профиля учебной автономии курсантов визуализирован посредством таблицы 5.

Описанный мотивационный компонент компетентностного профиля учебной автономии курсантов функционально и содержательно отражает уровни ее сформированности (низкий, средний и высокий). Сформирован-ность представленных компетенций являются одним из показателей учебной автономии курсантов, характеризующие их способность к самостоятельности, ответственности, стремлению к росту и самосовершенствованию.

Таблица 5. - Мотивационный компонент компетентностного профиля учебной автономии курсантов

Компетенции Уровни проявления компетенций мотивационного компонента

низкий средний высокий

МК 1 Потребность личности в самореализации Отсутствует потребность в социальном признании, формировании и развитии волевых качеств, наблюдается пассивность в учебно-познавательной деятельности Стремится к социальному признанию и развитию волевых качеств в учебно-познавательной деятельности под влиянием внешних факторов (близкое окружение, преподаватели) Внутреннее стремление к социальному признанию и высоким достижениям в учебной деятельности, постоянно работает над развитием волевых качеств, активен и проявляет высокую инициативность

МК 2 Стремление к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию в учебной и профессиональной деятельности Не предпринимаются попытки убедить себя в необходимости овладения ЗУНами по учебным дисциплинам, отсутствует стремление развиваться и самосовершенствоваться в профессиональной сфере Нацелен на успешность учебной деятельности, но не осознает необходимости в постоянном самообразовании, понимает важность знаний, умений, навыков Убежден в важности работы над собой и самосовершенствовании. Стремится развиваться в профессиональной сфере, овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками

МК 3 Способность к самоэффективности в процессе обучения Не способен регулировать эмоциональное состояние и свои мотивы, отсутствие желания преодолевать проблемные ситуации Рефлексирует эмоциональное состояние и мотивы, преодолевает сомнения в принятии решений относительно своей учебной деятельности с помощью преподавателей или сокурсников Способен распознать, оценить собственные желания, намерения и эмоции, испытываемые при столкновении со сложными ситуациями, способен управлять ими в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, адекватен в восприятии по отношению к факторам препятствующим достижению целей

МК 4 Интерес к самостоятельному управлению процессом обучения Нет осознанного понимания важности образования, отсутствие вовлеченности в учебный процесс, слабо выражена или не выражена заинтересованность в изучении и понимании учебной дисциплины, не проявляет творчество и инициативу без дополнительного стимулирования Осознание личностной ценности образования, самостоятельной учебной деятельности под влиянием педагогов, родителей, друзей, ситуативно проявляет учебную инициативу Осознает личностную ценность образования, учебной деятельности и проявляет высокий интерес к процессу и результатам обучения, мотивирован к глубокому изучению дисциплины, проявляет познавательную активность, творческий подход

МК 5 Способность к самоопределению и учебной автономности Не способен к самоопределению в учебной ситуации, выполняет задания по образцу Способен к самоопределению и осознанию учебной деятельности и форм ее представления с помощью педагога Способен к самоопределению, понимает содержание и формы представления учебных результатов, ярко выражено желание быть свободным от внешних ограничений в реализации самостоятельной учебной деятельности

МК 6 Развитие личностно значимых качеств для реализации самостоятельной учебно-познавательной деятельности Отсутствует желание достигать поставленных целей, не видит необходимости в постоянном самосовершенствовании, выполняет только простые задания по образцу Развивает личностно значимые качества для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности под влиянием преподавателей и родителей Проявляет настойчивость, демонстрирует упорство по достижению поставленных целей, стремится к постоянному самосовершенствованию, замотиви-рован выполнять более сложные задания

В целом детализация содержательного наполнения кластеров учебной автономии курсантов, описанные компетенции, входящие в состав компонентов исследуемой компетентности, и уровни их проявления позволили разработать компетентностный профиль учебной автономии курсантов в образовательном процессе. Следует отметить, что необходимо продолжить работу по описанию уровней проявления метакогнитивного, деятельност-ного и рефлексивного компонентов, что будет выступать логическим продолжение проделанной работы.

Заключение. Таким образом, учебная автономия выступает интегральной характеристикой курсанта как субъекта учебной деятельности, которая формируется в ходе активности субъекта и включает различные структурные компоненты, взаимосвязанная и согласованная работа которых обеспечивает решение актуальных учебных задач и позволяет реализовать непрерывную самостоятельную познавательную деятельность в образовательном процессе. Каждый компонент учебной автономии курсанта представляет собой совокупность конкретных

компетенций, которые находят свое отражение в условиях проведения его автономной учебной деятельности. Выявленные нами кластеры компетенций позволили разработать компетентностный профиль учебной автономии курсантов. Каждый кластер включает ключевые индикаторы сформированности компетнций, описаны уровни их проявления. Разработанный нами компетентностный профиль учебной автономии курсантов выступает инструментом для определения возможных и необходимых направлений совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности курсантов, позволяет активизировать внутренние резервы в решении учебных задач и достижении поставленных целей образовательного процесса; способствует самоуправлению учебной деятельности курсантов, направленной на продолжение собственного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Снопкова Е.И. Академические компетенции выпускников учреждений общего среднего образования - ресурс непрерывного образования // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сб. науч. ст. / Могилев (23-24 апр. 2020 г.) / под ред. М.И. Вишневского, Е.И. Снопковой. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2020. - С. 55-60.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

3. Шатова А.В. Компонентный состав учебной автономии курсантов как педагогического феномена // Весн. Маплёу. дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. Сер. С, Пахолага-педагапчныя навую (педагопка, пЫхалопя, методыка). - 2023. -№ 2(62). - С. 45-52.

4. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав и структура // Наука и школа. -2007. - № 1. - С. 36-38.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

6. Божович Е.Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий / Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: сб. науч. тр. / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Новая школа, 1995. - С. 5-12.

7. Снопкова Е.И. Формирование академических компетенций учащихся в гуманитарном образовании // Весн. адукацьи. -2021. - № 9. - С. 38-47.

8. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода / О.Б. Даутова, Ю.Н. Егорова, Е.Ю. Игнатьева и др.; под общ. ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2014. - 301 с.

9. Снопкова Е.И. Компетентностный профиль методологической культуры педагога: анализ профессиональной деятельности учителя в контексте непрерывного развития личности в современном образовательном процессе // Нар. асвета. - 2020. -№ 5. - С. 3-7.

Поступила 08.04.2024

COMPETENCE PROFILE OF LEARNER AUTONOMY OF CADETS - FUTURE OFFICERS OF

INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

E. SNOPKOVA (Mogilev State A. Kuleshov University) A. SHATOVA

(Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus)

Learner autonomy is an actual and significant problem of modern pedagogical knowledge, high level of activation of independent learning guarantees continuous development of cadets' cognitive thinking and learning activity, mastering and broadcasting of innovative pedagogical experience, improvement of education quality. The article considers the content of motivational, metacognitive, activity and reflexive components of cadets' learner autonomy. The general characteristic of clusters of competences in the composition of cadets' learner autonomy is presented, the fragment of competence profile of cadets' learner autonomy as a subject of learning activity are described.

Keywords: learner autonomy, competence profile learner autonomy, competence map, learning and cognitive activity, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.