Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АВТОНОМНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АВТОНОМНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автономная учебная деятельность / учебная автономия / педагогическая технология / самостоятельность / способности / умения целеполагания / целевыполнения / саморефлексии и самоуправления / учебные стратегии. / autonomous educational activity / educational autonomy / pedagogical technology / independence / abilities / goal-setting skills / goal fulfillment / self-reflection and selfmanagement / educational strategies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухтеева Елена Евгеньевна

Автономная учебная деятельность рассматривается: со стороны студентов, как деятельность по созданию собственного образовательного продукта; со стороны преподавателя, как технология формирования у студентов умений, обеспечивающих ему успешное выполнение данной деятельности. Педагогическая технология автономной учебной деятельности направлена на формирование учебной автономии, как качества, проявляющегося в способности к созданию собственного образовательного продукта. Способности обусловлены умениями целеполагания, целевыполнения, саморефлексии и самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGARDING THE PROBLEM OF AUTONOMOUS EDUCATIONAL ACTIVITY SKILLS FORMATION

Autonomous educational activities are considered: from students’ point of view, as an activity to create their own educational product; from teacher’s point of view, as a technology of students' skills formation which ensure the successful implementation of this activity. The pedagogical technology of Autonomous educational activity is aimed to the formation of educational autonomy, as a quality that manifests itself as the ability to create its own educational product. Abilities are determined by the skills of goal setting, goal fulfillment, self-reflection, and self-management.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АВТОНОМНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Бухтеева Елена Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры иностранных языков Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений МИД России

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АВТОНОМНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК: 378

БУХТЕЕВА Е.Е. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АВТОНОМНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автономная учебная деятельность рассматривается: со стороны студентов, как деятельность по созданию собственного образовательного продукта; со стороны преподавателя, как технология формирования у студентов умений, обеспечивающих ему успешное выполнение данной деятельности. Педагогическая технология автономной учебной деятельности направлена на формирование учебной автономии, как качества, проявляющегося в способности к созданию собственного образовательного продукта. Способности обусловлены умениями целепо-лагания, целевыполнения, саморефлексии и самоуправления.

Ключевые слова и понятия: автономная учебная деятельность, учебная автономия, педагогическая технология, самостоятельность, способности, умения целеполагания, целевыполнения, саморефлексии и самоуправления, учебные стратегии.

БУХТЕЕВА Е.Е. МУСТАЦИЛ УЦУВ ФАОЛИЯТИ ЦОБИЛИЯТИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ МУАММОСИ ЦАЦИДА

Мустакил таълим фаолияти куйидагича куриб чикилиши мумкин: талабалар томонидан узларининг таълим мах,сулотларини яратиш фаолияти сифатида; укитувчи томонидан, ушбу фаолиятни муваффакиятли амалга оширишни таъминлайдиган талабаларнинг куникмаларини шакллантириш технологияси сифатида. Мустакил таълим фаолиятининг педагогик техно-логияси таълимнинг автономиясини шакллантиришга каратилган булиб, узига хос таълим мах,сулотини яратиш кобилиятида намоён буладиган жараён сифатида. кобилиятлар максадни белгилаш, мак,садга эришиш, узини акс эттириш ва узини бошкариш кобилиятлари билан шартланади.

Таянч сузлар ва тушунчалар: мустакил укув фаолияти, мустакил укитиш, педагогик технология, мустакиллик, кобилиятлар, максадни белгилаш, максадни бажариш, узини узи акс эттириш ва узини бошкариш кобилиятлари, таълим стратегиялари.

BUKHTEEVA E.E. REGARDING THE PROBLEM OF AUTONOMOUS EDUCATIONAL ACTIVITY SKILLS FORMATION

Autonomous educational activities are considered: from students' point of view, as an activity to create their own educational product; from teacher's point of view, as a technology of students' skills formation which ensure the successful implementation of this activity. The pedagogical technology of Autonomous educational activity is aimed to the formation of educational autonomy, as a quality that manifests itself as the ability to create its own educational product. Abilities are determined by the skills of goal setting, goal fulfillment, self-reflection, and self-management.

Key words and concepts: autonomous educational activity, educational autonomy, pedagogical technology, independence, abilities, goal-setting skills, goal fulfillment, self-reflection and self-management, educational strategies.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

Актуальность темы. В современном обществе понятие самостоятельность стало неотъемлемой частью жизни человека. И это связано не только с изменением идеологической парадигмы, но и с быстрым развитием научно-технологического прогресса. Его результатом является не только быстрое устаревание технологий и знаний, но и связанных с ними профессий. Объективная реальность требует от современного человека способности к быстрой смене профессии, к приобретению новых знаний, освоению новых технологий. Однако нужно отметить, что эти требования относятся к сфере личностного потенциала и основаны на самостоятельном выборе каждого отдельного человека. «Ковид 19» явился также одним из новых вызовов современному человеку: сокращение рабочих мест, бизнеса, переход на удаленный дистанционный формат работы. Однако, не только экономика, но и система образования столкнулась с данным явлением.

Если раньше дистанционное образование было личным выбором, основанным на желании получить дополнительное образование или усовершенствовать уже имеющиеся знания в целях повышения своего личностного или профессионального уровня, то на сегодняшний день «дистант» является объективной реальностью, где происходит смещение на большую долю самостоятельной работы. Однако, не все студенты могут самостоятельно выстраивать свой учебный процесс.

Все эти факты обуславливают актуальность нашего исследования выдвигают необходимость в разработке новых методологических подходов и технологий, в рамках реализации которых происходило бы не только усвоение студентами необходимых знаний, но и формирование способности к самостоятельному выстраиванию своего учебного процесса, направленного на получение новых знаний.

Цель нашей статьи заключается в обосновании технологии формирования умений автономной учебной деятельности.

Для реализации поставленной цели автор решает следующие задачи:

1. Проанализировать подходы к понятиям: учебная автономия, автономная учебная деятельность, умения автономной учебной деятельности.

2. Описать технологию формирования умений автономной учебной деятельности.

Материалы и методы:

1. Для решения первой задачи автором был проведен анализ психолого-педагогической литературы, исследований российских и зарубежных авторов, а также статей в журналах, входящих в базу данных Scopus.

2. Для решения второй задачи мы описали этапы технологии автономной учебной деятельности и методы формирования умений.

Результаты:

В педагогике способность обусловлена соответствующими умениями выполнения учебных действий: самостоятельно ставить цели, распределять время и силы, знать и владеть способами уяснения нового учебного материала, уметь анализировать свои действия по достижению поставленной цели, оценивать и корректировать, распределять время и управлять своим эмоционально-волевым состоянием.

Одним из таких подходов к организации образовательного процесса, направленного на формирования умений самостоятельного приобретения новых знаний, мы видим в автономной учебной деятельности, как образовательной технологии.

Рассмотрим некоторые подходы к категориям «Учебная автономия» и «автономная учебная деятельность» в исследованиях российских и зарубежных исследователей. «Учебную автономию» понимают как:

- способность студента осуществлять контроль и самоуправление над всеми аспектами учебной деятельности1;

1 Benson & P. Voller (Eds.), Autonomy and independence in language learning (pp. 192- 203). Harlow, England: Longman.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

- готовность взять руководство собственным процессом учения в соответствии со своими потребностями и нуждами1;

- ответственность за принятие и осуществление решений, касающихся дальнейшего обучения студентов2;

- способность личности осознанно осуществлять продуктивную образовательную деятельность, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности, как результат самоопределения и саморазвития личности3;

- способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений4;

- способность стать автором своего собственного мира обучения5;

- равная/разделенная ответственность учащихся и педагогов за результаты учебного труда6;

- желание и способность действовать самостоятельно как социально ответственное лицо, а также руководить своими собственными действиями и своим собственным обучением во благо своих нужд7;

- способность личности к принятию решений, к анализу и оценке учебной ситуации, к рефлексии своего языкового, речевого и учебного опыта, к осознанию себя в каче-

1 Chik, A. (2017). Learner autonomy and digital practices. Autonomy in language learning and teaching: New research agendas (pp. 73-92) doi:10.1057/978-1 -137-52998-5_5 Retrieved from www. scopus.com.

2 Dickinson, L. (1992). Learner autonomy 2: Learner training for language learning. Dublin, Ireland: Authentik .

3 Коряковцева, Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯ как образовательная цель Текст. / Н. Ф. Коряковцева // ИЯШ, 2001. - № 1. - С.

9-14.

4 Little, D. (1991). Learner autonomy 1: Definitions, issues and problems. Dublin, Ireland: Authentik.

5 Alan, G. (2018). Learner autonomy in the postmodern classroom: A poststructural study. IUP Journal of English Studies, 13(4), 88-93. Retrieved from www.scopus.com

6 Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности/ Е.Н. Соловова// Иностранные языки в школе. -2004. - №2. - С.11 - 17.

7 Trim, J. (1992). Language teaching in the perspective of

the predictable requirements of the twenty-first century/ J.

Trimm// AILA Review. - 1992. - № 9 - p. 76.

стве ответственного субъекта процесса учения8.

«Автономная учебная деятельность» трактуется как: способности личности к самостоятельному управлению учебным процессом, положительное отношение к учебному процессу, владение познавательными стратегиями и тактиками, самоуправление своей учебной деятельностью от постановки цели до оценки результата, включающую саморефлексию, способности к принятию ответственных решений в ситуации свободного выбора относительно всех компонентов процесса обучения: содержания, методов и форм, высокая степень ответственности9.

Как мы видим, понимание этих категорий различными авторами практически синонимично, особых расхождений нет. В нашем понимании «автономная учебная деятельность» — это процесс, исходя из того, что ключевое слово здесь деятельность. Деятельность является формой активности индивида. В.В. Давыдов писал: «Учебная деятельность — это усвоение теоретических (научных) знаний, а формирование учебной деятельности — это формирование умения учиться самостоятельно и творчески. Задача учителя, таким образом, не давать готовые знания, а научить учащихся самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Необходимо организовать такое образование, кото-

8 Насонова Е.А. Анализ интерпретаций понятия «учебная автономия» // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2010. Том 1. Вып. 2. С. 145-149.

9 Коряковцева, Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯ как образовательная цель Текст. / Н. Ф. Коряковцева // ИЯШ, 2001. -№ 1. - С. 9-14.

Насонова Е.А. Анализ интерпретаций понятия «учебная автономия» // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2010. Том 1. Вып. 2. С. 145-149.

Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности/ Е.Н. Соловова// Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - С.11 - 17.

Терновых Т.Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом (языковой факультет, немецкий язык). - автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М. 2007.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

рое имеет развивающий характер»1. Также мы опираемся на мнение А.М. Новикова о том, что «учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности - практической, познавательной, ценностно-ориентированной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»)2.

Таким образом, автономную учебную деятельность мы можем рассматривать:

- с одной стороны, как образовательную технологию, направленную на формирование у студентов умений создания собственного образовательного продукта;

- с другой стороны, как учебную деятельность студентов по созданию собственного образовательного продукта.

Исходя из анализа подходов исследователей к понятию «учебная автономия», мы определяем данную педагогическую категорию как высший уровень самостоятельности, проявляющейся в готовности студента к созданию собственного образовательного продукта и характеризующейся желанием и способностью студента: брать на себя ответственность за принимаемые решения относительно выбора цели; осуществлять свое обучение; управлять всеми этапами процесса получения нового знания. Таким образом, учебная автономия, как формируемое качество, как интегративное образование личности, проявляется в готовности к деятельности и включает в себя мотивацион-ный, когнитивно-деятельностный, рефлексивный и управленческий компоненты, обусловленные определенными знаниями, умениям и навыками выполнения деятельности.

А.М. Новиков отмечал: «Человек много знающий, человек культурный, но ничего не умеющий делать, не может ничего дать ни обществу, ни самому себе. ...Поэтому умения, определяемые как способности выполнять ту или иную деятельность (и действия)

1 Давыдов В.В. Учебная деятельность // Психологический словарь. - М., 1983.

2 Новиков А.М. Методология учебной деятельности. -

М.: Издательсто «Эгвес», 2005. - с. 16.

является высшей, конечной целью учебной деятельности»3.

Под умениями мы будем понимать освоенный способ выполнения действий, обеспеченных совокупностью приобретенных знаний и навыков. Каждый компонент описывается и обеспечивается умениями. Так, например, мотивационный компонент характеризуется умениями целеполагания, когнитивно-деятельностный умениями целе-выполнения, рефлексивный умениями саморефлексии, управленческий умениями самоуправления. Следовательно, целевым ориентиром образовательной технологии автономной учебной деятельности является формирование данных умений у студентов ВУЗа.

Приведем дескрипторы умений компонентов учебной автономии:

- умения целеполагания: определяет собственные потребности и мотивы в приобретении нового знания; самостоятельно разрабатывают индивидуальную учебную программу: определяет цель и задачи своей деятельности; планирует последовательность действий по достижению поставленной цели;

- умения целевыполнения: знает учебные стратегии при создании собственного образовательного продукта; сам выбирает учебный материал; сам определяет способы решения учебных задач; в состоянии устанавливать взаимосвязь нового знания с уже имеющимися знаниями;

- умения саморефлексии: анализирует свои действия; оценивает и корректирует выполненную задачу; отслеживает процесс собственного обучения; регулировать свои учебные действия; может переструктурировать и реорганизовать свои знания;

- умения самоуправления: регулирует свою деятельность; распределяет силы, время; быстро переходит с одного вида деятельности на другой; берет на себя ответственность за принимаемые решения.

На основе дескрипторов умений приведем алгоритм действий «автономного» сту-

3 Новиков А.М. Методология учебной деятельности. -М.: «Эгвес», 2005. - с.16.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

дента, направленных на создание собственного образовательного продукта:

1. Студент определяет, на чем бы он хотел сосредоточить свое внимание, улучшить имеющийся уровень знаний, приобрести новые, исходя из своих интересов и желаний.

2. Определяет актуальный уровень умений.

3. Распределяет приоритеты в постановке целей.

4. Выбирает средства, стратегий обучения.

5. После определения «что и как учить» составляет план действий.

6. План представляет собой детальное описание целей.

7. Ведет дневник, в котором фиксирует совершаемые действия.

Реализация преподавателем технологии автономной учебной деятельности студентов, направленной на формирование учебной автономии как личностного качества, представляющий собой высший уровень самостоятельности, можно представить в виде этапов:

I - й этап - подготовительный:

- подготовка учебно-дидактических материалов;

- диагностика студентов с целью выявления актуального уровня умений целепо-лагания, целевыполнения, саморефлексии и самоуправления.

- методическая подготовка преподавателей;

- ознакомление студентов с понятием «учебная автономия», «автономная учебная деятельность», «учебные стратегии», самоуправление, самоменеджмент.

II этап - практический: формирование умений, обеспечивающих способность к созданию собственного образовательного продукта.

Что касается первого этапа технологии автономной учебной деятельности, мы, в частности, разработали учебное пособие «Landeskunde der deutschsprachigen Länder". Методологической основой данного учебного пособия является автономный подход. Основная идея заключается

в том, что студент получает знания не в готовом виде, а учится добывать их сам, осознает при этом содержание и способы своей учебной деятельности, что способствует формированию его способностей и умений к автономной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Данное пособие знакомит с географией, климатом, экономикой, политической, социальной и образовательной системами немецкоязычных стран. В учебном пособии представлены теоретические сведения по соответствующим темам, краткий словарь, вопросы к тексту, а также ряд упражнений для отработки и закрепления лексических навыков в рамках самостоятельной работы над материалом.

При работе с информационными текстами об Австрии и Швейцарии мы рекомендуем студентам самостоятельно разработать вопросы к текстам, выписать опорные слова, сделать перевод на русский язык, прореферировать тексты на немецком языке, выбрать, по собственному усмотрению, какую-либо страну с другим языком и составить о ней подобный текст, подготовить презентацию или реферат.

Тексты сайта «DEUTSCHE WELLE» представляют собой дополнительный страноведческий материал. Результатом работы над каждым из текстов является написание сочинения, в котором студенты выражают свое мнение относительно данной тематики, а также обрисовывают ситуацию разрешения данной проблемы или вопросы в нашей стране.

В заключительной части учебного пособия представлены разнообразные тесты, контрольные работы, позволяющие не только выявить свой уровень знаний, но и восполнить пробелы, обратившись к различным литературным и интернет-источникам. В пособии представлен глоссарий, в котором объясняются специфические термины.

Список литературы включает в себя учебные издания по страноведению немецкоязычных стран, ссылки на немецкоязычные порталы и интернет-ресурсы, что позволяет рационально организовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов, а также

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

совершенствовать умения и навыки практического владения немецким языком.

Также нами было подготовлено учебно-методическое пособие «Методические рекомендации для студентов для организации автономной учебной деятельности». Авторы знакомят студентов с понятиями «стратегии учебной деятельности», «самоуправление учебной деятельностью», даются рекомендации: как заставить себя учиться, как подготовиться к экзамену, как выучить иностранный язык легко. Здесь предлагаются полезные ссылки российских и зарубежных библиотек, а также представлены полезные книги для развития своего интеллектуального потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках методической подготовки преподавателей по формированию у студентов умений автономной учебной деятельности мы проводили ряд семинаров, открытых занятий, мастер-классов.

Основным ядром технологии автономной учебной деятельности являются учебные стратегии. Как правило, студенты уже со школьной скамьи имеют свой арсенал учебных стратегий, не вникая в суть данного понятия. Учебные стратегии, как эффективные способы работы с информацией и ее усвоением, интегрируются в учебный процесс посредством: обмена опытом в группе, кто как запоминает, работает с учебным материалом; интервьюирование друг друга; презентация стратегий; рефлексия стратегий использования в родном языке; применение стратегий на различных этапах осуществления учебной деятельности; самонаблюдение и ведение дневника.

Мы подразделяем учебные стратегии на метакогнитивные и когнитивные. К мета-когнитивным стратегиям относятся стратегии выявления собственной мотивации, стратегии определения цели, стратегии составления плана действий, стратегии саморефлексии, самокоррекции, самоооценки, стратегии управления своим эмоционально-волевым фоном.

Например: «Учебный языковой дневник»

Актуальный языковой уровень:

Личные учебные цели: Какие умения хотел бы улучшить (говорение, письмо, чтение, аудирование): Говорение Важные слова: Выражения:

Грамматические правила: Произношение (прочее): Рефлексия учебного процесса (что я делаю хорошо? В чем возникают затруднения):

Можно интегрировать учебные стратегии в учебный процесс, представляя их в виде рекомендаций, памяток.

Пример рекомендаций для работы с текстом:

1. Определите: сколько вам необходимо времени для чтения определенного объема текста; какой процент объема текста вы можете понять без словаря; сколько раз необходимо прочитать текст для его понимания в соответствии с поставленной целью чтения.

2. Прочтите заголовок и выскажите свои предположения относительно содержания текста; обратите внимание на источник информации, иллюстративную информацию, ссылки; начинайте работу с текстом не с поиска новых слов в словаре, а с анализа непонятных предложений; читая текст, подчеркивайте карандашом незнакомые слова и отмечайте те, которые можно понять из контекста.

3. Прочтите фрагмент текста и на его основе сделайте предположение, о чем пойдет речь в следующем. Прочитайте следующий фрагмент и проверьте правильность вашего предположения.

4. Проговаривайте этапы работы, трудности, результаты и мыслительные стратегии

5. Прочтите еще раз фрагменты текста, которые вызвали затруднения в понимании.

6. Обратитесь в случае необходимости к дополнительным источникам информации

7. Запишите в дневник этапы работы над текстом, трудности, выбранные стратегии и результаты.

К одним из эффективных методов формирования умений автономной учебной дея-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

с 38 V ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ у

Таблица 1 .

Тема Государственное устройство Германии

Цель - знать государственное устройство Германии; - уметь делать сравнительный анализ государственного устройства Германии и России

Задачи - изучить учебный материал. - провести сравнительный анализ государственного устройства дух стран.

Действия -прочесть и перевести текст; -составить глоссарий к тексту; -составить план к тексту; -выписать опорные слова; -сделать двухсторонний перевод текста; -перевести текст письменно с немецкого на русский и наоборот; -пересказать текст; -составить сравнительную таблицу. -выявить различия и сходства в государственном устройстве Германии и России.

Выводы/ оценка -знаю государственное устройство Германии, России; -умею рассказывать об государственном устройстве Германии, России; -умею проводить сравнении государственного устройства Германии, России. Испытываю затруднения в следующих вопросах: -лексика; -грамматика; -устная речь

тельности мы относим составление модульной тематической карты. Приведем пример модульной карты к одной из тем учебного курса страноведение Германии (таблица 1).

Для формирования учебной автономии, как готовности к созданию собственного образовательного продукта в своем образовательном поле, должна быть предоставлена свобода выбора заданий для самостоятельной подготовки в соответствии со своим актуальным уровнем знаний и возможностью их выполнения. Оценка должна осуществляться постоянно, постепенно переходя от оценивания преподавателем в саморефлексию, в самооценивание, что приобретает личностно значимый смысл. «Портфо-лио» является одним из методов, позволяющих проследить динамику своего учебного и личностного развития. Личностное развитие происходит через личностное познание. «Познай самого себя» предполагает знание своих сильных и слабых сторон, эмоционального фона, когнитивных умений.

Выводы:

Анализ исследований по проблеме автономной учебной деятельности и путей её формирования позволил нам определить данный феномен как процесс и результат.

Результатом автономной учебной деятельности студента является создание собственного образовательного продукта при условии сформированных умений целеполагания, целевыполнения, саморефлексии и самоуправления.

Особенности технологии автономной учебной деятельности проявляются в более активной вовлеченности студентов в образовательный процесс, создание субъект-субъектных отношений, равного распределения ответственности участников образовательного процесса, акцент на овладение стратегиями самостоятельного усвоения знаний, создание условий для активизации внутренних резервов, проявления собственных интересов и индивидуальных особенностей.

Технология автономной учебной деятельности ориентирована именно на формирование у студентов умений самостоятельной организации своей учебной деятельности, самостоятельного получения нового знания и создания собственного образовательного продукта. Эти умения ему будут необходимы в будущей профессиональной деятельности, а также являются инструментами для личностного саморазвития и самосовершенствования.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

с ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 39 и

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Учебная деятельность // Психологический словарь. - М., 1983.

2. Коряковцева, Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯ как образовательная цель Текст. / Н. Ф. Коряковцева // ИЯШ, 2001. -№ 1. - С. 9-14.

3. Насонова Е.А. Анализ интерпретаций понятия «учебная автономия» // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2010. Том 1. Вып. 2. С. 145-149.

4. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Издательсто «Эгвес», 2005. - с.16.

5. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности/ Е.Н. Соловова// Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - С.11 - 17.

6. Терновых Т.Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом (языковой факультет, немецкий язык). - автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М. 2007

7. Alan, G. (2018). Learner autonomy in the postmodern classroom: A poststructural study. IUP Journal of English Studies, 13(4), 88-93. Retrieved from www.scopus.com

8. Benson & P. Voller (Eds.), Autonomy and independence in language learning (pp. 192- 203). Harlow, England: Longman

9. Chik, A. (2017). Learner autonomy and digital practices. Autonomy in language learning and teaching: New research agendas (pp. 73-92) doi: 10.1057/978-1-137-52998-5_5 Retrieved from www.scopus.com

10. Dickinson, L. (1992). Learner autonomy 2: Learner training for language learning. Dublin, Ireland: Authentik

11. Little, D. (1991). Learner autonomy 1: Definitions, issues and problems. Dublin, Ireland: Authentik

12. Trim, J. (1992). Language teaching in the perspective of the predictable requirements of the twenty-first century/ J. Trimm// AILA Review. - 1992. - № 9 - p. 76.

References

1. Davydov V.V. Educational activity / / Psychological dictionary. - M., 1983.

2. Koryakovtseva, N.F. Autonomy of the student in educational activities for mastering the IYA as an educational goal Text. / N. F. Koryakovtseva // IYASH, 2001. - no. 1. - P. 9-14

3. Nasonova E.A. Analysis of interpretations of the concept of «educational autonomy» / / proceedings of higher educational institutions. Series «Humanities». 2010. Volume 1. Vol. 2. P. 145-149.

4. Novikov a.m. Methodology of educational activity. - M.: Publishing house «Egves», 2005. - p. 16.

5. Solovova E.N. Autonomy of students as a basis for the development of modern continuous education of the individual/ E. N. Solovova// Foreign languages at school. -2004. - No. 2. - p. 11-17

6. Ternovykh T.Yu. Methodology of formation of strategies of autonomous educational activity in first-year students in working with a foreign language text (language faculty, German). - autoref. dis. for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. - M. 2007.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.