УДК 378+37.091(045)
СОКОЛОВА Мария Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 33 научных публикаций, в т. ч. двух учебно-методических пособий (в со-авт.), одной монографии (в соавт.)
АВТОНОМНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме автономного обучения в целом и автономного обучения в современном вузе. Приводится анализ терминологии, связанной с вопросами автономии учебного процесса и обучающихся; рассматриваются различные подходы к реализации автономного обучения в отечественной и зарубежной педагогике. Автор обращается также к истории разработки означенной проблемы. С одной стороны, автономное обучение рассматривается как способ организации самостоятельной работы обучающихся вне аудитории; с другой стороны - как способность личности к самоуправлению и саморефлексии в учебном процессе. При этом подчеркивается, что обучение может быть как массовым, так и дистанционным. Автономное обучение может рассматриваться и как особая система организации учебной деятельности, основанная на умении учиться самостоятельно.
Ключевые слова: автономия обучения, автономность обучающихся, непрерывность образования, автономность образования.
Все чаще в педагогической науке встречается термин «автономное обучение». Наряду с ним употребляются словосочетания «авто-номизация учебного процесса», «автономия учебной деятельности», «автономная учебная деятельность» или «автономное учение», «автономия учащегося» или «автономность обучаемого». В своих исследованиях педагоги чаще используют термин «автономия учащегося», под которым понимают «чувство ответственности за свою деятельность» [25, с. 15]; «способность к независимым и самостоятельным
© Соколова М.Л., 2014
действиям, критической рефлексии, принятию решений» [27, с. 12]; «способность самостоятельно управлять процессом своего учения применительно ко всем его основным компонентам: целям, содержанию, средствам и способам деятельности» [20, с. 23]; «способность личности осознанно осуществлять продуктивную образовательную деятельность, направленную на создание личного образовательного продукта, рефлексировать и оценивать данную деятельность, принятие на себя ответственности за процесс и продукт данной деятельности
как результата самоопределения и саморазвития личности». При этом параметрами автономного обучения являются деятельностный и личностный [10-12].
«Автономность обучаемого» исследователи связывают со «способностью самостоятельно приобретать новые знания и совершенствовать навыки и умения» [22, с. 43].
Под автономной учебной деятельностью также понимается, как правило, способность учащихся к самостоятельной работе [1, с. 10].
«Автономизация учебного процесса» - автономное овладение дисциплиной, в основе которого лежит самостоятельная учебная деятельность [16, с. 12].
«Автономное учение» понимается как «ориентация на самостоятельность учебного труда» [20, с. 32].
В педагогической литературе с проблемой автономного обучения часто связывают такие понятия, как «самоуправляемое изучение дисциплины», «самообучение», «самообразование», «самоуправляемое обучение», «самодо-ступное обучение» [7, 17, 18].
Таким образом, автономное обучение рассматривается с точки зрения педагогики, психологии и методик и обозначается различными терминами.
Психолого-педагогические основы автономного обучения заложены такими исследователями, как Ю.Н. Кулюткин, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков [13, 19, 23].
Автономное обучение может рассматриваться как:
- ситуации, в которых обучение становится полностью самостоятельным;
- набор специальных учебных навыков и умений;
- перенос ответственности за процесс обучения на учащихся;
- право учащегося самому определять направление обучения [8].
Другими словами, автономное обучение понимается и как способ организации самостоятельной работы обучающихся вне аудитории, и как способность личности к самоуправлению
и саморефлексии в учебном процессе, который может протекать в условиях массового обучения или заочно (дистанционно), и как возможность продолжить образование «после диплома», и как особая система организации учебной деятельности, основанная на умении учиться самостоятельно.
Многие ученые, рассматривающие автономное обучение в современном контексте развития образования, сходятся во мнении, что оно предполагает выстраивание индивидуальной траектории в образовании, начиная с постановки целей и заканчивая рефлексией. Таким образом, автономное обучение охватывает все основные этапы, «отражающие как общую методологию образовательной деятельности, так и специфику конкретной образовательной области» [10, с. 16].
Проблема автономного обучения более широко представлена в зарубежной педагогике. В отечественной науке она стала разрабатываться в конце 90-х годов ХХ века в связи с развитием концепции личностно-ориентированного обучения, внедрением информационных технологий, постановкой новых задач перед системой высшего образования: необходимостью переподготовки специалистов, постоянного повышения их квалификации путем получения второго высшего образования, дополнительного образования. Поэтому об автономном обучении речь идет в контексте непрерывного образования. В связи с этим обозначенная проблема рассматривается вместе с вопросами дистанционного обучения, которое является одной из форм реализации непрерывности образования и понимается как «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала» [3, 5]. В данном определении речь идет еще об одном важном педагогическом явлении -педагогическом взаимодействии, которое многими исследователями рассматривается как
необходимое условие реализации автономного обучения наряду с педагогическим сопровождением и самообразованием [7, 17, 18].
Отсюда следует, что при организации автономного обучения должна измениться позиция обучающихся и педагогов в образовательном процессе в сторону перехода к субъект-субъектным отношениям. В отличие от зарубежной педагогики в отечественной науке преобладает мнение о незаменимой роли педагога при автономном обучении, который не просто управляет, а сопровождает обучение, поэтому автономное обучение и называют часто соуправляемым обучением.
Следует отметить, что автономное обучение в контексте непрерывного образования рассматривается применительно к дополнительному образованию и особенно актуализируется в связи с обучением лиц с ограниченными возможностями [15, с. 15].
Автономное обучение в основном рассматривается исследователями в контексте овладения иностранным языком [6, 9-12, 14, 20, 24]. Это обусловлено, на наш взгляд, спецификой самой дисциплины и тем, что идея автономного обучения появилась в зарубежной педагогике как раз применительно к совершенствованию умений в области иностранных языков. По Л. Серку, «автономное овладение языками» - процесс перенятия на себя способности быть ответственным за свое обучение и обучение в группе, в которой находишься» [5, с. 32].
В законе «Об образовании» образование понимается как воспитание личности в процессе обучения, что свидетельствует о его двух составляющих: воспитании и обучении, одинаково важных для реализации автономии.
На наш взгляд, во-первых, нужна концепция автономности образования, которая позволит систематизировать накопленные знания и опыт по этой проблеме (прежде всего в области автономного овладения иностранными языками) и разработать модель организации автономного образования.
Во-вторых, следует рассматривать проблему автономности образования прежде всего применительно к системе высшего образования, т. к. она особенно актуальна при обучении взрослых в силу их психологических и социальных особенностей.
В-третьих, концепция автономности образования в современном вузе должна содержать, с одной стороны, модель развития автономности обучающихся - бакалавров и магистрантов, т. е. формирования их готовности и способности занимать активную позицию в образовательном процессе, соуправлять им. С другой стороны, данная концепция должна предложить программно-методическое обеспечение реализации автономного образования на всех ступенях (бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование), используя следующие возможности и средства: самообразование, самостоятельная деятельность, информационные технологии, модульное и дистанционное обучение.
Список литературы
1. Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. / отв. ред. К.Г. Павлова. Вып. 461. М., 2001.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 540 с.
3. Дистанционное обучение. URL: http://www.web-leam.m/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=1 2&Itemid=17 (дата обращения: 21.01.2013).
4. Дубровская Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 18 с.
5. Из истории автономного/самоуправляемого обучения. URL: http://doshkolnuk.com/iz-istorii (дата обращения: 21.01.2013).
6. Каменская Л.С. К вопросу о развитии личностных качеств обучаемых, необходимых для автономной учебной деятельности по иностранному языку // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. М., 2000. С. 118-127.
7. Кашаев А.А. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2003. 22 с.
8. Кашенкова И.С. Автономное обучение. URL: http://www.mgimo.ru/fileserver/2004/kafedry/nem/met-dok_ Kashenkova_avt-ob.doc (дата обращения: 21.01.2013).
9. КовальскаяА.Э. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в контексте технологии автономного обучения. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf8/383.doc (дата обращения: 21.01.2013).
10. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 461. М., 2001. С. 12-29.
11. Коряковцева Н.Ф. Проблема содержания самостоятельной работы по иностранному языку в контексте подготовки студента к непрерывному самообразованию (языковой вуз) // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иностранным языкам в школах и неязыковых вузах. М., 1993. С. 36-46.
12. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М., 2002. 176 с.
13. КулюткинЮ.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 440 с.
14. Насонова Е. Автономное обучение: парадигма языкового образования // Высш. образование в России. 2007. № 2. С. 113-115.
15. Олейников М.А. Автономное обучение в системе дополнительного профессионального образования // Изв. Юж. федер. ун-та. Пед. науки. № 6. 2007. С. 105-110.
16. Панкратьева Г.И. Рефлексивная самооценка как методологическая основа автономного обучения иностранному языку. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1651.htm (дата обращения: 21.01.2013).
17. Парфенов Е.А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2004. 20 с.
18. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2002. 253 с.
19. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996. 510 с.
20. РезницкаяГ.И. Психолого-педагогические аспекты развития автономии учащихся в освоении иноязычной культуры // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. М., 2001. С. 5-12.
21. Тулина Н.Н. Роль автономного обучения иностранным языкам при подготовке кадров для работы в бизнесе // Российское предпринимательство: сб. науч. ст. / под ред. В.И. Копылова. Волгоград, 2001. С. 401-409.
22. Цветкова Т.К. Пути формирования автономности обучаемого в учебном процессе по иностранному языку // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 461. М., 2001. С. 62-73.
23. ШадриковВ.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. С. 12.
24. Шевченко Н.И., Воробьёв Р.А. Развитие автономной языковой личности при обучении межкультурно-му общению // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 437. М., 2001. С. 29-37.
25. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Strasbourg, 1979.
26. Kirchhofer D. Lernkultur Kompetenzentwicklung: Begriffliche Grundlagen. Berlin, 2004.
27. Little D. Learner Autonomy 1: Definition, Issues and Problems. Dublin, 1991.
References
1. Avtonomnost’vpraktike obucheniya inostrannomuyazyku i kul’turam: sb. nauch. tr. [Autonomy in the Practice of Teaching Foreign Languages and Cultures: Collected Papers]. Ed. by Pavlova K.G. Iss. 461. Moscow, 2001.
2. Davydov V.V Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of Developmental Education]. Moscow, 1996. 540 p.
3. Distantsionnoe obuchenie [Distance Learning]. Available at: http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=12&Itemid=17 (accessed 21 January 2013).
4. Dubrovskaya Yu.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoobrazovaniya studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Support for Students Engaged in Self-Directed Distance Learning: Cand. Pedag. Sci. Diss. Abs.]. St. Petersburg, 2005. 18 p.
5. Iz istorii avtonomnogo/samoupravlyaemogo obucheniya [From the History of Autonomous/Self-Directed Learning]. Available at: http://doshkolnuk.com/iz-istorii (accessed 21 January 2013).
6. Kamenskaya L.S. K voprosu o razvitii lichnostnykh kachestv obuchaemykh, neobkhodimykh dlya avtonomnoy uchebnoy deyatel’nosti po inostrannomu yazyku [Development of Students’ Personality Traits Necessary for Autonomous Foreign Language Learning]. Avtonomnost’ v praktike obucheniya inostrannomu yazyku i kulturam: sb. nauch. tr. [Autonomy in the Practice of Teaching Foreign Languages and Cultures: Collected Papers]. Moscow, 2000, pp. 11S-127.
7. Kashaev A.A. Distantsionnoe obrazovanie kak faktor formirovaniya edinogo mirovogo obrazovatel’nogo pros-transtva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Distance Learning as a Forming Factor for a Global Higher Education Area: Cand. Pedag. Sci. Diss. Abs.]. Ryazan, 2003. 22 p.
S. Kashenkova I.S. Avtonomnoe obuchenie [Autonomous Learning]. Available at: http:IIwww.mgimo.ruI fileserverI2004IkafedryInem/met-dok_Kashenkova_avt-ob.doc (accessed 21 January 2013).
9. Koval’skaya A.E. Samostoyatel’naya rabota studentov po inostrannomu yazyku v kontekste tekhnologii avtonom-nogo obucheniya [Students’ Self-Directed Learning of a Foreign Language in the Context of Autonomous Learning]. Available at: http:IIconference.osu.ru/assetsIfilesIconf_reportsIconf8I383.doc (accessed 21 January 2013).
10. Koryakovtseva N.F. Avtonomiya uchashchegosya v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka i kul’tury [Learner Autonomy in Learning Foreign Language and Culture]. Avtonomnost’ vpraktike obucheniya inostrannomu yazyku i kul turam: sb. nauch. tr. [Autonomy in the Practice of Teaching Foreign Languages and Cultures: Collected Papers]. Iss. 461. Moscow, 2001, pp. 12-29.
11. Koryakovtseva N.F. Problema soderzhaniya samostoyatel’noy raboty po inostrannomu yazyku v kontekste pod-gotovki studenta k nepreryvnomu samoobrazovaniyu (yazykovoy vuz) [The Content of Independent Work on Foreign Languages in the Context of Preparing Students for Lifelong Learning (Linguistic Universities)]. Teoreticheskie i eksperimental’nye issledovaniya v oblasti obucheniya inostrannym yazykam v shkolakh i neyazykovykh vuzakh [Theoretical and Experimental Research on Foreign Language Teaching at Schools and Non-Linguistic Universities]. Moscow, 1993, pp. 36-46.
12. Koryakovtseva N.F. Sovremennaya metodika organizatsii samostoyatel’noy raboty izuchayushchikh inostrannyy yazyk [Modern Methods of Organizing Independent Work of Foreign Language Learners]. Moscow, 2002. 176 p.
13. Kulyutkin Yu.N. Psikhologiya obucheniya vzroslykh [Psychology of Adult Learning]. Moscow, 19S5. 440 p.
14. Nasonova E. Avtonomnoe obuchenie: paradigma yazykovogo obrazovaniya [Autonomous Learning: A Paradigm of Language Education]. Vysshee obrazovanie vRossii, 2007, no. 2, pp. 113-115.
15. Oleynikov M.A. Avtonomnoe obuchenie v sisteme dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya [Autonomous Learning in the System of Additional Vocational Training]. Izvestiya Yuzhnogo Federal’nogo universiteta. Peda-gogicheskie nauki, no. 6, 2007, pp. 105-110.
16. Pankrat’eva G.I. Refleksivnaya samootsenka kak metodologicheskaya osnova avtonomnogo obucheniya inostrannomu yazyku [Reflection as a Methodological Basis for Autonomous Learning of a Foreign Language]. Available at: http:IIwww.emissia.orgIofflineI2011I1651.htm (accessed 21 January 2013).
17. Parfenov E.A. Pedagogicheskie usloviya samorazvitiya lichnosti v distantsionnom obuchenii inostrannomu yazyku: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Conditions for Self-Development During Distance Learning of a Foreign Language: Cand. Pedag. Sci. Diss. Abs.]. Yakutsk, 2004. 20 p.
1S. Petrova M.P. Distantsionnoe obuchenie inostrannym yazykam v sotsiokulturnom kontekste: dis. ... kand. ped. nauk [Distance Learning of Foreign Languages in the Sociocultural Context: Cand. Pedag. Sci. Diss. Abs.]. Yakutsk, 2002. 253 p.
19. Petrovskiy A.V. Lichnost’vpsikhologii [Personality in Psychology]. Rostov-on-Don, 1996. 510 p.
20. Reznitskaya G.I. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya avtonomii uchashchikhsya v osvoenii inoyazychnoy kul’tury [Psychological and Pedagogical Aspects of Learner Autonomy in Foreign Culture Acquisition]. Avtonomnost ’ v praktike obucheniya inostrannomu yazyku i kul turam: sb. nauch. tr. [Autonomy in the Practice of Teaching Foreign Languages and Cultures: Collected Papers]. Moscow, 2001, pp. 5-12.
21. Tulina N.N. Rol’ avtonomnogo obucheniya inostrannym yazykam pri podgotovke kadrov dlya raboty v biznese [The Role of Autonomous Learning of Foreign Languages for Teaching Business Personnel]. Rossiyskoe predprinimatel ’stvo: sb. nauch. st. [Russian Business: Collected Papers]. Ed. by Kopylov VI. Volgograd, 2001, pp. 401-409.
22. Tsvetkova T.K. Puti formirovaniya avtonomnosti obuchaemogo v uchebnom protsesse po inostrannomu yazyku [Ways of Forming Learner Autonomy in Foreign Language Learning]. Avtonomnost ’vpraktike obucheniya inostrannomu yazyku i kul’turam: sb. nauch. tr. [Autonomy in the Practice of Teaching Foreign Languages and Cultures: Collected Papers]. Iss. 461. Moscow, 2001, pp. 62-73.
23. Shadrikov VD. Psikhologiya deyatel’nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of Activity and Capability of a Person]. Moscow, 1996, p. 12.
24. Shevchenko N.I., Vorob’ev R.A. Razvitie avtonomnoy yazykovoy lichnosti pri obuchenii mezhkul’turnomu ob-shcheniyu [Development of an Autonomous Linguistic Identity at Teaching Cross-Cultural Communication]. Avtonomnost ’ v praktike obucheniya inostrannomu yazyku i kul ’turam: sb. nauch. tr. [Autonomy in the Practice of Teaching Foreign Languages and Cultures: Collected Papers]. Iss. 437. Moscow, 2001, pp. 29-37.
25. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Strasbourg, 1979.
26. Kirchhofer D. Lernkultur Kompetenzentwicklung: Begriffliche Grundlagen. Berlin, 2004.
27. Little D. Learner Autonomy 1: Definition, Issues and Problems. Dublin, 1991.
Sokolova Mariya Leonidovna
Institute of Philology and Cross-Cultural Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
AUTONOMOUS LEARNING
This paper is devoted to the problem of autonomous learning in the modern higher education institution. It analyzes the terminology related to autonomous learning and learner autonomy and studies various approaches to implementing this type of learning in Russian and foreign pedagogy. On the one hand, autonomous learning is a way to organize students’ self-directed learning outside the classroom, and on the other hand, it is their capacity for reflection and self-management. The paper emphasizes that such learning can be both mass and distance one. Autonomous learning can also be regarded as a specific system of academic activity arrangement based on self-directed learning skills.
Keywords: autonomous learning, learner autonomy, lifelong learning, autonomy of education.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 7;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Дружинина М.В., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова