Научная статья на тему 'Компетентностный подход в воспитании культуры безопасности в вузе'

Компетентностный подход в воспитании культуры безопасности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY CULTURE / КУЛЬТУРА ТРУДА / CULTURE OF LABOUR / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / АТТИТЮДЫ / ATTITUDES / КОУЧИНГ / COACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Валентина Анатольевна, Василенко Надежда Петровна

В статье представлены материалы теоретического исследования, направленного на определение ориентиров вуза по определению основных направлений деятельности по формированию компетенций культуры безопасности будущих специалистов атомной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Валентина Анатольевна, Василенко Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in education of safety culture in University

This article presents a theoretical materials research aimed at defining the orientation of the University on promoting a culture of safety competencies for the future experts of Atomic industry.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в воспитании культуры безопасности в вузе»

УДК378

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ

В.А. Руденко, Н.П. Василенко

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного _университета «МИФИ»_

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»

В статье представлены материалы теоретического исследования, направленного на определение ориентиров вуза по определению основных направлений деятельности по формированию компетенций культуры безопасности будущих специалистов атомной отрасли.

Ключевые слова: Культура безопасности, культура труда, компетенции, аттитюды, коучинг.

This article presents a theoretical materials research aimed at defining the orientation of the University on promoting a culture of safety competencies for the future experts of Atomic industry.

Keywords:Safety culture, culture of labour, competence, attitudes, coaching.

В настоящее время в атомной энергетике невозможно представить обеспечение безопасности без «сильной культуры безопасности», которая в документе МАГАТЭ INSAG-131 определена в качестве цели, для которой создается вся система управления обеспечением безопасности. [5]

Основные подходы к определению направлений развития культуры безопасности в вузе, ориентированном на подготовку кадров в атомной отрасли, следует определять в соответствии с общими подходами к определению культуры безопасности при эксплуатации АЭС, с теми компетенциями по культуре безопасности, которые должны быть сформированны у персонала, с Концепцией образовательной политики в области безопасности и с теми особенностями, в которых развивается процесс обучения в вузе в настоящее время.

Учитывая, что «формирование культуры безопасности, риск-ориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций может являться кардинальным способом повышения безопасности» [2], роль вуза в этом процессе нельзя недооценивать.

Цель образования в области безопасности, по определению автора Концепции образовательной политики в области безопасности - это «формирование мировоззрения, воспитание культурыбезопасности и приобретение человеком знаний,умений, навыков, компетенций, необходимых длябезопасной жизни и деятельности в окружающейчеловека среде и для создания безопасной икомфортной для человека техносфер. [2]

Но, как отмечает Машин В.А., на сегодняшний день отсутствует универсальное

общепринятое определениекультуры безопасности. При этом в некоторых определениях акцент ставится на аттитюдах (групповых нормах, стандартах и ценностях), тогда как в других - подчеркивается поведение как ключевой элемент культуры [2].

Поэтому и формирование культуры безопасности должно определяться по двум направлениям: изменение аттитюдов, мнений и ценностей студентов и изменение организационной структуры и баланса целей, методов организации образовательного процесса в вузе.

Если аттитюды (attitudes) рассматривать как социальные установки, отношения, позиции, ценности студентов, которые определяют его поведение, формы взаимодействия со студентами, преподавателями и другими людьми, способы выполнения своей работы-обучения, межличностные отношения и отношения к обучению и вопросам безопасности, то и формирование культуры безопасности должно быть направлено на формирование аттитюда.

В современных психологических теориях особо выделяется роль информации и информированности как основы для формирования аттитюдов, так как «основными детерминантами аттитюда являются убеждения, репрезентирующие субъективное знание людей о самих себе и об окружающем мире. Каждое убеждение связывает объект аттитюда с позитивно или негативно оцениваемым атрибутом: например курение (объект) вызывает рак легких (атрибут). В широком смысле, чем большее число убеждений ассоциируется с позитивными атрибутами объекта, и чем меньшее их число ассоциируется с его негативными атрибутами, тем более благоприятным к этому объекту будет получившийся в результате аттитюд. Согласно этим моделям, ценность или полезность каждого атрибута вносит свой вклад в аттитюд прямо пропорционально величине субъективной вероятности (или силе убеждения) того, что данный объект обладает рассматриваемым атрибутом». [6]

Поэтому для формирования эффективной культуры безопасности, необходимоформировать культуру информированности, которую описал в 1997 году Дж. Ризон, выделив такие ее отличительные черты: приверженность руководства (лидеров) вопросам культуры безопасности, открытая коммуникация, среда справедливых отношений, вовлечение каждого на всех уровнях организации, обучение в рамках всей организации, эффективный процесс принятия решения, контроль сроков исполнения, обратная связь и отчетность.Для обеспечения этих свойств культура информированности должна включать в себя следующие важнейшие компоненты: культуру предоставления сообщений, культуру справедливых отношений, культуру обучения и культуру гибкого подхода. [8]

Именно воздействуя в этих направлениях, по мнению Машина В.А,согласно современным представлениям в области человеческого фактора, мы получаем возможность реально влиять на культуру безопасности организации, так как они отражают различные стороны практической деятельности персонала и методы его работы. В этом, по мнению автора, главное отличие представленного подхода от концепций культуры безопасности, где главный акцент делается на аттитюдах, ценностях, мнениях и убеждениях. [2]

Но если в условиях эксплуатации АЭС для персонала данные понятия определены относительно точно, то какими они должны быть в вузе, необходимо определить самим, и именно в вузе при формировании культуры безопасности эти две концепции сливаются воедино.

Особое место в формировании поведенческих реакций студентов, адекватных требованиям культуры безопасности занимает коучингкак средство содействия,

помощи другому человеку в поиске его собственных решений, реализации потенциала самого человека, создания условий, чтобы он понял, что ему надо делать, сам определил цели и способы для их достижения.

Это направление в образовании в настоящее время бурно развивается так как «коучинг»выступает как процесс, создающий условия для формирования субъекта деятельности, способного к реализации своих потенциальных возможностей.

Одно из направлений - это «Коучинг в ВУЗах». Его миссия, по мнению авторов, заключается в следующем: «Слышу себя, чувствую себя, развиваю себя и иду вперед!». Реализуется это направление через введение дисциплины «Коучинг» на старших курсах в период подготовки диплома.Это даст возможность студентам более осознанно и ответственно подходить к дипломной защите, а так же коучинг позволит определить направление в будущей работе и простроить эффективные шаги в реализации поставленных целей, и самое главное, успешно трудоустроиться. [4]

Другое направление - это тренинги, где студенты ищут лучшие для себя и оптимальные для конкретной ситуации решения. В процессе сессий коучинга, по мнению авторов,«отслеживается самоидентификация студента в проблеме, преодоление узких рамок проблемы, вход в различные перспективы, фасилитация выбора, ответственное восприятие плана, действия по воплощению плана» [6].

Третье направление -это обучение преподавателей, кураторов групп, так как центральным аспектом коучинга в контексте данного исследования являются взаимоотношения между преподавателем и студентами, где первый эффективно организует процесс поиска последними лучших решений своих задач и воплощения их в жизнь, стимулирует и побуждает к повышению уровня коммуникативного развития. Педагог помогает студентам развиваться, осваивать новые навыки и достигать высоких результатов не только в коммуникативной деятельности, а также в своей будущей профессии. [7]

Культура безопасности определенным образом соотносится с культурой труда, поэтому одним из направлений формирования культуры безопасности является формирование культуры обучения студентов в вузе. Формирование культуры труда(обучения) в вузе должно проходить по следующим направлениям:

- совершенствование трудовой среды, т.е. условий, в которых протекает процесс обучения;

- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса обучения (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров);

- формирование культуры труда личности студента как системы ценностей и мотивов обучения, уровня и качества знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих процесс обучения и поведение.

Учитывая, что культура труда включает в себя: рабочее место и дизайн помещения; соблюдение правил техники безопасности; внешний вид; наличие соответствующих умений учиться; умение определять эффективность своей деятельности; умение работать с электронными базами данных; креативные умения; коммуникационные умения; проективные умения(умения планировать свою деятельность) благоприятный социально-психологический климат, то в вузе должны быть определены соответствующие формы работы, направленные на их формирование и развитие.

Основным итогом работы вуза по формированию культуры безопасностистудентов должно быть формирование конкретных компетенций, которые

были составленыдля персонала Концерна «Росэнергоатом»в сфере культуры безопасности. В перечень вошли 19 объединенных в группы (кластеры) наиболее распространенных компетенций, которые описывают деятельность руководителей и технических специалистов, демонстрирующую уровень их приверженности культуре безопасности:

- Достижение и действие в области безопасности (КДДБ):

1) ориентация на достижения в сфере безопасности (ОДБ);

2) стремление к определенности в вопросах КБ (СО);

3) инициативные действия в области КБ (ИД);

4) поиск информации, способствующей повышению КБ (ПИБ);

5) воздействие на окружающих с целью развития КБ (ВОЗД).

- Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ):

6) организационное знание (ОЗН);

7) построение отношений (ПО);

8) понимание окружающих (ПОНИМ);

9) стремление к развитию других (СРД).

- Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР):

10) директивность в области развития КБ (ДИР);

11) работа в команде (РК);

12) лидерство в команде (ЛК);

13) аналитическое мышление (АМ).

- Когнитивные компетенции (ККК):

14) системное мышление (СМ);

15) экспертные знания в области КБ (ЭКСП);

16) самоконтроль и саморегуляция (СКС).

- Личная эффективность (КЛЭФ):

17) уверенность в себе в области безопасности (УВС);

18) гибкость (ГИБК);

19) преданность КБ (ПКБ). [9]

Многие из данных компетенций входят в перечень общекультурных и профессиональных компетенций ФГОС, реализуемых в вузе, поэтому необходимо провести их соотнесение с дисциплинами, на которых они должны формироваться, содержанием обучения и формами формирования данных компетенций. Все это требует «серьезной коррекции целей и задач образования, средств, содержания учебного процесса, уровня компетентности профессорско-преподавательского состава, внедрения компетентностных технологий, формирующих более глубокие и разносторонние компетенции будущих специалистов. [10]

Литература

1. ДевисиловВ.А. Культура безопасности - важнейший фактор устойчивого развития России (проект концепции национальной образовательной политики в области безопасности). URL:http://wwwmhts.ru

2. Машин В.А. Культура безопасности и система сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня//Электрические станции. 2012. № 8. С. 20-28.

3. Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров. Автореф. - М.: 2009.

4. Коучинг в образовании. URL:http://www.piskunovskaya.ru

5. Культура безопасности как приоритетное направление деятельности.

URL: http://vosafety.ru/publications/safety/

6. Психологос/Энциклопедия практической психологии. URL: http: //www.psychologos.ru/arti cles/vi ew/attityud

7. Рыбина О. С. Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной компетентности студентов// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 112-114.

8. Стаурсет Б. Политика ФАУ США в области культуры безопасности полетов. 4-й Международный семинар "Культура безопасности полетов и система предоставления сообщений". - Москва: 2010.

9. Человеческий фактор: критерии оценки профдеятельности в культуре безопасности/И.В.Волкова, Е.В.Калинина, О.Н.Осадчая, Е.Ю.Витвинская.URL:http://www.proatom.ru/modules.php?name

10. Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н., Арефьев А.Л. Спрос на компетенции и квалификации в условиях кооперации производственных компаний, вузов и НИИ/Перспективы взаимодействия производства и науки. Выпуск третий. - М.: 2012. С.14-15.

Руденко Валентина Анатольевна - доктор социологических наук, профессор, руководитель, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Василенко Надежда Петровна - кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления, Волгодонский инженерно-технический институт -филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Roudenko Valentina A. - Doctor of Sociology, full professor, the head of Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI».

Vasilenko Nadezhda P. - candidate of Pedagogy, the head of academic board, Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.