Научная статья на тему 'Ценностная составляющая культуры безопасности'

Ценностная составляющая культуры безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
914
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / PROFESSIONAL SELECTION / АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ / NUCLEAR INDUSTRY / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / STAFF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Валентина Анатольевна, Василенко Надежда Петровна

В статье представлены результаты исследования авторов по оценке ценностной составляющей культуры безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Валентина Анатольевна, Василенко Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Component of Safety Culture

The article is devoted to the results of the authors’ research of estimation of value component of safety culture.

Текст научной работы на тему «Ценностная составляющая культуры безопасности»

ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №4(9), С.82-86

_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС

УДК 316:378

ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2013 г. В.А. Руденко, Н.П. Василенко

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного

университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.

Поступила в редакцию 12.12.2013 г.

В статье представлены результаты исследования авторов по оценке ценностной

составляющей культуры безопасности.

Ключевые слова: культура безопасности, ценности, ценностные ориентации,

профессиональный отбор, атомная отрасль, подготовка кадров.

Подготовка кадров для атомного энергопромышленного комплекса России и за рубежом в настоящее время выдвигается на первый план, что требует ежегодный до 2020 года ввод в эксплуатацию двух энергоблоков атомных электростанций. Особая роль при этом уделяется обеспечению безопасности атомных станций на этапах проектирования, строительства, монтажа и ввода в эксплуатацию. Поддержание необходимого уровня безопасности при эксплуатации атомных объектов осуществляется посредством целого комплекса мероприятий, среди которых одно из ведущих мест занимает подготовка квалифицированного персонала, обладающего необходимыми знаниями в области безопасности и имеющего навыки культуры безопасности.

При подготовке специалистов для атомной отрасли особую актуальность приобретает понятие «культура безопасности». При этом культура безопасности рассматривается, через сформированные в организации нормы поведения, ценности и представления, осуществляет регулирующую функцию в обеспечении требований безопасности при выполнении процессов, связанных с рисками: определение целей и приоритетов, распределение ресурсов, выбор и контроль решений, действий, достигнутых результатов. Поэтому, как отмечает Машин А.В., одной из наиболее важных характеристик в отборе персонала на должность в атомной энергетике, является оценка системы отношений, (аттитюдов), диагностика личностных особенностей, которые могут положительно либо негативно влиять на эффективность и надежность деятельности (ценности, мотивация, особенности поведения, свойства характера...) [1].

По его мнению, «вопросы формирования культуры безопасности должны решаться, через развитие и совершенствование таких процессов, видов деятельности, принципов и методов, с помощью которых организация может оптимально управлять рисками, формировать правильное понимание целей и приоритетов в области безопасности, поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности» [2].

Все это подчеркивает значимость ценностей и ценностных ориентаций личности работника АЭС и обусловлено тем, что ценностные ориентации - важнейшая составляющая структуры личности, включающая мотивационный, отношенческий,

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2014

когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учёт индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями.

В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

1) ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;

2) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков;

3) социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.

Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.

Для изучения системы ценностных ориентаций студентов, ориентированных на работу в атомной отрасли, нами была взята методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, наиболее распространенная в настоящее время, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [3].

Очевидно, что особое значение для отбора на должность для работы на АЭС имеют инструментальные ценности: аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах); воспитанность (хорошие манеры); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать своё слово); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим ошибки и заблуждения); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); честность (правдивость, искренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость).

Наиболее значимыми инструментальными ценностями для студентов оказались: образованность (широта знаний, высокая общая культура); воспитанность (хорошие манеры), ответственность (чувство долга, умение держать своё слово), честность (правдивость, искренность) (см. рис.1).

Незначительными инструментальными ценностями для опрошенных студентов оказались: высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, эффективность в делах

(трудолюбие, продуктивность в работе).

Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Особенно это актуально для студентов, ориентированных на работу в атомной отрасли.

Культура безопасности предполагает высокую квалификационную и психологическую подготовленность специалистов атомной отрасли. В другом анкетировании мы предложили студентам выбрать наиболее важные принципы и ценности, которые присущи приверженцу культуры безопасности. В представлении студентов (см. рис.2), работник атомной станции должен быть наделен следующими качествами: «ответственность» (35,9%); «бдительность» (24,3%); «профессионализм» (24,5%); «следование установленным правилам и процедурам» (22,5%); «умение работать в команде» (6,6%); «уверенность в себе» (6%) [3].

Эффективность в делах Широта взглядов Твердая воля Самоконтроль Ответственность Непримиримость к недостаткам Исполнительность Высокие запросы Аккуратность

0 2 4 6 8 10 12 14

Рис. 1. Ранжирование по значимости инструментальных ценностей студентами

35,9%

24,3%

122,5% 22,5%

I I I

Ответственность Бдительность Профессионализм Следование Умение работать в Уверенность в себе

установленным команде

правилам и процедурам

Рис. 2. Наиболее важные принципы и моральные ценности, которые соответствуют приверженцу

культуры безопасности в атомной отрасли

Однако следует учитывать, что «если же принятию персоналом ценностей не предшествует приобретение определенного опыта, осознание эффективности новых методов решения задач, реальная заинтересованность в их усвоении, они могут отражать только "провозглашаемые ценности" (C. Argyris и D.A Schon), которые достаточно точно определяют, что люди будут говорить в целом ряде ситуаций (анкетирование, интервьюирование), но которые не будут соответствовать тому, что они реально делают» [2].

Но уже в вузе, в процессе обучения, необходимо «формировать правильное понимание целей и приоритетов в области безопасности, поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности» [1].

При рассмотрении моделей компетенции профдеятельности персонала АЭСв области приверженности культуре безопасности, в рамках создания модели компетенции персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала атомных станций) в сфере культуры безопасности, авторы определяют компетенцию как «комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника; это качество работника, которое проявляется в его поведении и позволяет ему с необходимым уровнем успешности решать профессиональные задачи». Ценности, мотивы и установки, Я-концепция и иные профессионально важные личностные качества, психофизиологические особенности, знания, умения и навыки и составляют основу компетенции [4].

В соответствии с чем, нами были выделены направления формирования культуры безопасности: изменение аттитюдов, мнений и ценностей студентов и изменение организационной структуры и баланса целей, методов организации образовательного процесса в вузе и основными практическими методами формирования приверженности культуре безопасности у студентов вуза должны стать методы организации и проведения занятий с необходимой постановкой вопросов, организацией соответствующих потоков информации, способствующие развитию культуры безопасности на индивидуальном уровне независимо от их содержания; активные методы проведения занятий, тренинги, отрабатывающие необходимые действия и формы должного, ответственного поведения студентов, демонстрирующие их приверженность к культуре безопасности [5-7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценностная составляющая в культуре безопасности имеет особое значение, так как:

- само понятие культура безопасности рассматривается, через сформированные в организации нормы поведения, ценности и представления, осуществляет регулирующую функцию в обеспечении требований безопасности при выполнении процессов, связанных с рисками;

- ценности работника являются одной из наиболее важных характеристик в отборе персонала на должность в энергетике, которые могут положительно либо негативно влиять на эффективность и надежность деятельности персонала АЭС;

- вопросы формирования культуры безопасности должны решаться поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности;

- в вузе, в процессе формирования культуры безопасности, необходимо «формировать правильное понимание целей и приоритетов в области безопасности, поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности;

- при рассмотрении моделей компетенции профдеятельности персонала АЭСв

области приверженности культуре безопасности, компетенция определяется как «комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Машин, В.А. Система психологического обеспечения для предприятий атомной энергетики [Электронный ресурс] / А.В. Машин. - [Б.м.], 2010. - Режим доступа:иКЪ: http://mashinva.narod.ru/arch/PSY18.pdf - 10.12.2013.

2. Машин, В.А. Система управления безопасностью как инструмент формирования и развития КБ [Электронный ресурс] / В.А. Машин // Материалы Междунар. летней школы «Культура безопасности: Практические методы управления» 1-5 июля 2013 г. - СПб. [Б.и.], 2013. - Режим доступа: URL: http://mashinva.narod.ru/arch/PSY37.pdf - 10.12.2013.

3. Тест Рокича «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] // А.-Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи : сетевой журн. - 2013. - Режим доступа: URL: http://azps.ru/tests/tests_rokich.html - 10.12.2013.

4. «Человеческий фактор»: критерии оценки профдеятельности в культуре безопасности [Электронный ресурс] // Агентство ПроАтом: сетевой журн. - 2013. - Режим доступа: URL: http://www.proatom.ru - 10.12.2013.

5. Руденко, В.А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ : дис. докт. соц. наук [Текст] В.А. Руденко. -Ростов-на-Дону, 2007.

6. Руденко, В.А. и др. Социокультурные ориентиры современной молодежи по вопросам культуры безопасности в атомной отрасли [Текст] / В.А. Руденко, Ю.А. Евдошкина // Глобальная ядерная безопасность. - 2012. - Спецвыпуск (3). - С. 93-96.

7. Руденко, В.А. и др. Практические методы формирования приверженности культуре безопасности на индивидуальном уровне у студентов вуза [Текст] / В.А. Руденко, Н.П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2013. - №1(6). - С. 100-103.

Value Component of Safety Culture V.A.Roudenko*, N.P.Vasilenko**

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 * e-mail: [email protected] ; ** e-mail:[email protected]

Abstract - The article is devoted to the results of the authors' research of estimation of value

component of safety culture.

Keywords: safety culture, values, value orientation, professional selection, nuclear industry, staff

preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.