ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №4(9), С.82-86
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 316:378
ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2013 г. В.А. Руденко, Н.П. Василенко
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного
университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
Поступила в редакцию 12.12.2013 г.
В статье представлены результаты исследования авторов по оценке ценностной
составляющей культуры безопасности.
Ключевые слова: культура безопасности, ценности, ценностные ориентации,
профессиональный отбор, атомная отрасль, подготовка кадров.
Подготовка кадров для атомного энергопромышленного комплекса России и за рубежом в настоящее время выдвигается на первый план, что требует ежегодный до 2020 года ввод в эксплуатацию двух энергоблоков атомных электростанций. Особая роль при этом уделяется обеспечению безопасности атомных станций на этапах проектирования, строительства, монтажа и ввода в эксплуатацию. Поддержание необходимого уровня безопасности при эксплуатации атомных объектов осуществляется посредством целого комплекса мероприятий, среди которых одно из ведущих мест занимает подготовка квалифицированного персонала, обладающего необходимыми знаниями в области безопасности и имеющего навыки культуры безопасности.
При подготовке специалистов для атомной отрасли особую актуальность приобретает понятие «культура безопасности». При этом культура безопасности рассматривается, через сформированные в организации нормы поведения, ценности и представления, осуществляет регулирующую функцию в обеспечении требований безопасности при выполнении процессов, связанных с рисками: определение целей и приоритетов, распределение ресурсов, выбор и контроль решений, действий, достигнутых результатов. Поэтому, как отмечает Машин А.В., одной из наиболее важных характеристик в отборе персонала на должность в атомной энергетике, является оценка системы отношений, (аттитюдов), диагностика личностных особенностей, которые могут положительно либо негативно влиять на эффективность и надежность деятельности (ценности, мотивация, особенности поведения, свойства характера...) [1].
По его мнению, «вопросы формирования культуры безопасности должны решаться, через развитие и совершенствование таких процессов, видов деятельности, принципов и методов, с помощью которых организация может оптимально управлять рисками, формировать правильное понимание целей и приоритетов в области безопасности, поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности» [2].
Все это подчеркивает значимость ценностей и ценностных ориентаций личности работника АЭС и обусловлено тем, что ценностные ориентации - важнейшая составляющая структуры личности, включающая мотивационный, отношенческий,
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2014
когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учёт индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями.
В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
1) ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;
2) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков;
3) социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.
Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.
Для изучения системы ценностных ориентаций студентов, ориентированных на работу в атомной отрасли, нами была взята методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, наиболее распространенная в настоящее время, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [3].
Очевидно, что особое значение для отбора на должность для работы на АЭС имеют инструментальные ценности: аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах); воспитанность (хорошие манеры); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать своё слово); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим ошибки и заблуждения); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); честность (правдивость, искренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость).
Наиболее значимыми инструментальными ценностями для студентов оказались: образованность (широта знаний, высокая общая культура); воспитанность (хорошие манеры), ответственность (чувство долга, умение держать своё слово), честность (правдивость, искренность) (см. рис.1).
Незначительными инструментальными ценностями для опрошенных студентов оказались: высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, эффективность в делах
(трудолюбие, продуктивность в работе).
Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Особенно это актуально для студентов, ориентированных на работу в атомной отрасли.
Культура безопасности предполагает высокую квалификационную и психологическую подготовленность специалистов атомной отрасли. В другом анкетировании мы предложили студентам выбрать наиболее важные принципы и ценности, которые присущи приверженцу культуры безопасности. В представлении студентов (см. рис.2), работник атомной станции должен быть наделен следующими качествами: «ответственность» (35,9%); «бдительность» (24,3%); «профессионализм» (24,5%); «следование установленным правилам и процедурам» (22,5%); «умение работать в команде» (6,6%); «уверенность в себе» (6%) [3].
Эффективность в делах Широта взглядов Твердая воля Самоконтроль Ответственность Непримиримость к недостаткам Исполнительность Высокие запросы Аккуратность
0 2 4 6 8 10 12 14
Рис. 1. Ранжирование по значимости инструментальных ценностей студентами
35,9%
24,3%
122,5% 22,5%
I I I
Ответственность Бдительность Профессионализм Следование Умение работать в Уверенность в себе
установленным команде
правилам и процедурам
Рис. 2. Наиболее важные принципы и моральные ценности, которые соответствуют приверженцу
культуры безопасности в атомной отрасли
Однако следует учитывать, что «если же принятию персоналом ценностей не предшествует приобретение определенного опыта, осознание эффективности новых методов решения задач, реальная заинтересованность в их усвоении, они могут отражать только "провозглашаемые ценности" (C. Argyris и D.A Schon), которые достаточно точно определяют, что люди будут говорить в целом ряде ситуаций (анкетирование, интервьюирование), но которые не будут соответствовать тому, что они реально делают» [2].
Но уже в вузе, в процессе обучения, необходимо «формировать правильное понимание целей и приоритетов в области безопасности, поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности» [1].
При рассмотрении моделей компетенции профдеятельности персонала АЭСв области приверженности культуре безопасности, в рамках создания модели компетенции персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала атомных станций) в сфере культуры безопасности, авторы определяют компетенцию как «комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника; это качество работника, которое проявляется в его поведении и позволяет ему с необходимым уровнем успешности решать профессиональные задачи». Ценности, мотивы и установки, Я-концепция и иные профессионально важные личностные качества, психофизиологические особенности, знания, умения и навыки и составляют основу компетенции [4].
В соответствии с чем, нами были выделены направления формирования культуры безопасности: изменение аттитюдов, мнений и ценностей студентов и изменение организационной структуры и баланса целей, методов организации образовательного процесса в вузе и основными практическими методами формирования приверженности культуре безопасности у студентов вуза должны стать методы организации и проведения занятий с необходимой постановкой вопросов, организацией соответствующих потоков информации, способствующие развитию культуры безопасности на индивидуальном уровне независимо от их содержания; активные методы проведения занятий, тренинги, отрабатывающие необходимые действия и формы должного, ответственного поведения студентов, демонстрирующие их приверженность к культуре безопасности [5-7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценностная составляющая в культуре безопасности имеет особое значение, так как:
- само понятие культура безопасности рассматривается, через сформированные в организации нормы поведения, ценности и представления, осуществляет регулирующую функцию в обеспечении требований безопасности при выполнении процессов, связанных с рисками;
- ценности работника являются одной из наиболее важных характеристик в отборе персонала на должность в энергетике, которые могут положительно либо негативно влиять на эффективность и надежность деятельности персонала АЭС;
- вопросы формирования культуры безопасности должны решаться поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности;
- в вузе, в процессе формирования культуры безопасности, необходимо «формировать правильное понимание целей и приоритетов в области безопасности, поощряя нужные нормы поведения и создавая условия для формирования ценностей и представлений, отвечающих требованиям безопасности;
- при рассмотрении моделей компетенции профдеятельности персонала АЭСв
области приверженности культуре безопасности, компетенция определяется как «комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Машин, В.А. Система психологического обеспечения для предприятий атомной энергетики [Электронный ресурс] / А.В. Машин. - [Б.м.], 2010. - Режим доступа:иКЪ: http://mashinva.narod.ru/arch/PSY18.pdf - 10.12.2013.
2. Машин, В.А. Система управления безопасностью как инструмент формирования и развития КБ [Электронный ресурс] / В.А. Машин // Материалы Междунар. летней школы «Культура безопасности: Практические методы управления» 1-5 июля 2013 г. - СПб. [Б.и.], 2013. - Режим доступа: URL: http://mashinva.narod.ru/arch/PSY37.pdf - 10.12.2013.
3. Тест Рокича «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] // А.-Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи : сетевой журн. - 2013. - Режим доступа: URL: http://azps.ru/tests/tests_rokich.html - 10.12.2013.
4. «Человеческий фактор»: критерии оценки профдеятельности в культуре безопасности [Электронный ресурс] // Агентство ПроАтом: сетевой журн. - 2013. - Режим доступа: URL: http://www.proatom.ru - 10.12.2013.
5. Руденко, В.А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ : дис. докт. соц. наук [Текст] В.А. Руденко. -Ростов-на-Дону, 2007.
6. Руденко, В.А. и др. Социокультурные ориентиры современной молодежи по вопросам культуры безопасности в атомной отрасли [Текст] / В.А. Руденко, Ю.А. Евдошкина // Глобальная ядерная безопасность. - 2012. - Спецвыпуск (3). - С. 93-96.
7. Руденко, В.А. и др. Практические методы формирования приверженности культуре безопасности на индивидуальном уровне у студентов вуза [Текст] / В.А. Руденко, Н.П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2013. - №1(6). - С. 100-103.
Value Component of Safety Culture V.A.Roudenko*, N.P.Vasilenko**
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 * e-mail: [email protected] ; ** e-mail:[email protected]
Abstract - The article is devoted to the results of the authors' research of estimation of value
component of safety culture.
Keywords: safety culture, values, value orientation, professional selection, nuclear industry, staff
preparation.