ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №1(6), С.100-103
УДК 316.7
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2013 г. В.А. Руденко, Н.П. Василенко
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
Поступила в редакцию 15.02.2013 г.
В статье представлены материалы теоретических и практических обобщений по реализации модели формирования приверженности культуре безопасности у студентов вуза, приведен комплекс мероприятий реализуемых вузом и планируемых к реализации, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работникам атомной отрасли.
Ключевые слова: культура безопасности на индивидуальном уровне, приверженность культуре безопасности, критическая позиция, коммуникативность работника, строго регламентированный и взвешенный подход, коучинг, аттитюды, тренинги.
Культура безопасности является жизненно важным элементом безопасности во многих отраслях промышленности, при этом учитывается приверженность культуре безопасности работников как наивысший приоритет. Истинная приверженность повышению безопасности подразумевает нечто большее, чем письменное заявление о политике и упоминание в выступлениях старших руководителей о важности повышения безопасности. Приверженность подразумевает не только осуществление лидерства, но также и разработку, в сотрудничестве с персоналом и его представителями, средств переноса целей безопасности организации в повседневную действительность, так как она содержит в себе сочетание общих ценностей, подходов и образцов поведения, это - «наш способ ведения дел»[1]. Учитывая, что:
- культура безопасности формируется как по линии организаций (путем осуществления определенной деятельности), так и по линии отдельных лиц (также через определенные действия);
- выражение «культура безопасности» относится к общему понятию приверженности и личной ответственности за безопасность всех лиц, занимающихся любой деятельностью, которая влияет на безопасность АЭС;
- культура безопасности предусматривает, чтобы все работы, влияющие на безопасность, исполнялись точно, с осторожностью, осмысленно, на основе полных знаний, здравого смысла и ответственности;
- приверженность культуре безопасности должна осуществляться взаимосвязано на трех уровнях: на политическом уровне, на уровне руководителей, на индивидуальном уровне,
можно определить наиболее значимый ее уровень и методы формирования культуры безопасности у студентов вуза - индивидуальный.
Приверженность культуре безопасности на индивидуальном уровне определяется такими составляющими, как: критическая позиция, строго регламентированный и взвешенный подход,коммуникативность [3].
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013
Критическая позиция, в соответствии с которой человек, прежде чем приступить к выполнению каких-либо задач, связанных с безопасностью, должен мысленно проверить себя по следующим вопросам: понимаю ли я задачу, в чем состоит моя ответственность, какова её связь с безопасностью, достаточны ли мои знания для выполнения работы, в чем состоит ответственность других, возможны ли какие-либо непредвиденные обстоятельства, нужна ли мне помощь, какие могут быть ошибки, какие могут быть последствия отказов или ошибок, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок или отказов, что я должен делать, если отказ произойдет, может и должна формироваться в процессе проведения занятий в вузе, не зависимо от их содержания, особенно при проведении лабораторных и практических занятий.
Строго регламентированный и взвешенный подход, которого должен придерживаться при выполнении работ, влияющих на безопасность, каждый работник, включающий: правильное понимание рабочих процедур; точное исполнение этих процедур; готовность к неожиданному развитию событий; прекращение работы и обдумывание возникшей проблемы; обращение за помощью при необходимости; своевременность выполнения заданий; исполнение работ с особой тщательностью; строгое следование установленной последовательности операций, должен формироваться методами организации занятий, методами организации образовательного процесса в вузе, в тренинговой и повседневной деятельности студентов.
Коммуникативность работника, которая рассматривается как качественное ведение документации, своевременное и полное информирование о своих действиях и предполагает наличие таких составляющих, как: получение необходимой информации от других, передача информации другим (доложить о выполнении или невыполнении работы, о возникших проблемах и т.п.); документирование (документирование и представление докладов о результатах работы, записи в рабочей документации: своевременные, полные, понятные, разборчивые, аккуратные, достоверные) у студентов вуза может формироваться соответствующими требованиями организации образовательного процесса, курсового и дипломного проектирования, практики.
Таким образом, можно отметить, что при формировании приверженности культуре безопасности у студентов на индивидуальном уровне необходимо использовать такие педагогические методы воспитания, как:
- методы формирования сознания (разъяснение, внушение и увещевание; этическая беседа, диспут, пример), для формирования убеждений, взглядов, стремлений студентов;
- методы организации деятельности (упражнение, требование), направленные на формирование определенного типа поведения;
- методы мотивации и стимулирования.
Основные подходы к определению направлений развития культуры безопасности в вузе, ориентированные на подготовку кадров в атомной отрасли, определяемые «в соответствии с общими подходами к определению культуры безопасности при эксплуатации АЭС, с теми компетенциями по культуре безопасности, которые должны быть сформированными у персонала, с Концепцией образовательной политики в области безопасности и с теми особенностями, в которых развивается процесс обучения в вузе в настоящее время», рассматривались нами ранее [4, 5, 6]. В соответствии с чем, были выделены направления формирования культуры безопасности: изменение аттитюдов, мнений и ценностей студентов и изменение организационной структуры и баланса целей, методов организации образовательного процесса в вузе.
102
РУДЕНКОи др.
Особое место в формировании поведенческих реакций студентов, адекватных требованиям культуры безопасности занимает коучинг как средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений, реализацию потенциала самого человека, создание условий, чтобы он понял, что ему надо делать, сам определил цели и способы для их достижения. Следующее направление - это тренинги, где студенты ищут лучшие для себя и оптимальные для конкретной ситуации решения. В процессе сессий коучинга и проведенных тренингов, по мнению авторов многих методик данного направления, «отслеживается самоидентификация студента в проблеме, преодоление узких рамок проблемы, вход в различные перспективы, фасилитациявыбора, ответственное восприятие плана, действия по воплощению плана». Все это и будет способствовать развитию у студентов критической позиции, строго регламентированному и взвешенному подходу к выполнению всех видов как учебного, так и производственного характера и развитию их коммуникативности.
Основным итогом работы вуза по формированию культуры безопасности студентов должно быть формирование конкретных компетенций, которые были составлены для персонала Концерна «Росэнергоатом»в сфере культуры безопасности. В перечень вошли 19 объединенных в группы (кластеры) наиболее распространенные компетенции, которые описывают деятельность руководителей и технических специалистов, демонстрирующую уровень их приверженности культуре безопасности.
Кроме того, одними из эффективных практических методов формирования приверженности культуре безопасности у студентов вуза могут стать методы программы «Повышения эффективности деятельности человека» -HumanPerformanceImprovement (НР1), адаптированные к вузу. Данный подход, предложенный Институтом по эксплуатации атомных электростанций США -InstituteofNuclearPowerOperations (ШРО), «построен на анализе природы человеческой деятельности и включает в себя широкий набор методов и инструментов, направленных на сокращение числа ошибок персонала. Внедрение этого подхода на предприятиях атомной энергетики США способствовало резкому сокращению количества значимых событий и повышению эффективности деятельности человека»[2].
Основными практическими методами формирования приверженности культуре безопасности у студентов вуза должны стать методы организации и проведения занятий с необходимой постановкой вопросов, организацией соответствующих потоков информации, способствующие развитию культуры безопасности на индивидуальном уровне независимо от их содержания; активные методы проведения занятий, тренинги, отрабатывающие необходимые действия и формы должного, ответственного поведения студентов, демонстрирующие их приверженность к культуре безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ключевые вопросы практики повышения культуры безопасности: INSAG-15 [Текст] / Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности. - Вена: Международное агентство по атомной энергии, 2002. - 24 стр. - (серия INSAG, ISSN 1025-2169 ; INSAG-15).
2. Машин, В.А. Повышение эффективности деятельности человека в атомной энергетике [Текст] / В.А. Машин. - [Б.м.], 2012.
3. Развитие культуры безопасности в ядерной деятельности: Практические советы по достижению прогресса. Серия Отчеты по безопасности, МАГАТЭ [Текст]. - Вена,1998; Культура безопасности. Серия Безопасность. № 75-INSAG-4, МАГАТЭ [Текст]. - Вена, 1991; Культура безопасности [Текст] / Учебное пособие. - Киев, 2005.
4. Руденко, В.А. Инициализация подготовки специалистов для обеспечения развития крупномасштабной безопасной ядерной энергетики [Текст] / В.А. Руденко // Глобальная ядерная безопасность. - 2012. - №1. - С. 10-14.
5. Руденко, В.А. и др. Социокультурные ориентиры современной молодежи по вопросам культуры безопасности в атомной отрасли [Текст] / В.А. Руденко, Ю.А. Евдошкина // Глобальная ядерная безопасность. - 2012. - Спецвыпуск(З). - С. 93-96.
6. Руденко, В.А. и др.Компетентностный подход в воспитании культуры безопасности в вузе [Текст] / В.А. Руденко, Н.П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2012. - №2-3(4). - С. 136-140.
Practical methods for promoting safety culture at the individual level to the
students of higher education institution
V.A.Roudenko*, N.P.Vasilenko**
Volgodonsk Engineering Technical Institutethe branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 * e-mail: [email protected] ; ** e-mail:[email protected]
Abstract - The article presents the general theoretical and practical materials concerning the model of promoting safety culture to the students of higher education institution, also the full range of activities done by the Institute and their plan in accordance with the requirements for nuclear industry personnel.
Keywords: safety culture at the individual level, safety culture observance, critical attitude, employee communicativeness, regimented and balanced approach, coaching, attitudes, trainings.