106
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / <<ШУШетУМ~^®У©Ма1>>#1И51)),2©2©
Лахова Бэла Мухаджировна
магистрант
Ставропольский государственный педагогический институт DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11187 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Lakhova Bela Mukhadzhirovna
undergraduate Stavropol State Pedagogical Institute
COMPETENCE APPROACH IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Аннотация
В статье рассматриваются основные понятия, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход представлен в сочетании в инновационными технологиями и моделью построения компетенций. Также в статье разграничиваются понятия «компетенция» и «компетентность».
Abstract
The article discusses the basic concepts related to the implementation of the competency-based approach in education. A competency-based approach is presented in combination with innovative technologies and a competency-building model. The article also distinguishes between the concepts of "competence" and "competence".
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, образование.
Keywords: competence, competence, competency-based approach, education.
Процессы модернизации современного образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества, подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающим ей гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития страны. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» целевая направленность современной школы связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование личности, характеризующейся не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора позволит гармонизировать отношения ученика с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.
Для подготовки такого выпускника школы необходимы образовательные учреждения, способные выполнять следующие функции:
• обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации;
• развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня.
• социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений, посредством овладения способами преобразования существующей реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовнонравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности.
• обеспечение и охрана здоровья учащихся.
Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области эффективных средств и методов развития личности ученика посредством формирования компетенций убеждают в наличии многообразия решения данной проблемы.
Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций. Тем не менее большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или действия. В глоссарии терминов Европейского фонда образования компетенция определяется как:
1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
3. Способность выполнять особые трудовые функции.
То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и
<<шушетум~^(штма1>>#1и51)),2©2© / physical education and sport
убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
В этом определении усматривается два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека), другие-на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем [1].
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность -уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Таким образом, компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании [1].
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем.
В компетентностном подходе перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе серьезных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования.
Особенно это касается теоретических знаний; которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения
107
практических ситуаций и проблем.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Основной ценностью обучения становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях [4].
Компетентность - это особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности. Это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, используя набор способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.
Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, ситуацией и должностью.
Компетентности и компетенции во взаимодействии обусловливают результат деятельности и успех решения проблем. Как компетентности, так и компетенции имеют сложный состав и многоуровневую структуру, а также разные уровни их сфор-мированности у конкретной личности, латентные особенности проявления, специфические взаимодействия и степени проявления каждой в зависимости от мотивации и внешних условий форм, и методов обучения, особенностей будущей профессии.
Оцениваться компетенции могут в ходе специальных оценочных процедур, связанных с деятельностью, а проявление или не проявление компетенций в той или иной ситуации связано в том числе с мотивацией человека к осуществлению деятельности или действия. Поэтому компетенции являются показателями не результативности деятельности, а самого процесса или того, как человек осуществляет деятельность. Отметим, что в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» сформулировано «четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» и определил, по сути, основные глобальные компетенции. Результаты обучения в терминах компетенций позволяют проектировать стандарты и основные образовательные программы, модули и рабочие программы на одном языке, обеспечивающем одинаковое понимание качества обучения на всех уровнях системы образования в странах и за рубежом:
• Сформулировать набор требований к каждому уровню обучения;
• Обеспечить сопоставимость результатов и квалификаций;
• Задать единый формат проектирования программ для различных форм и уровней обучений;
• Установить согласование между запросами сферы труда и возможностями системы образования.
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / <<ШУШетУМ~^®У©Ма1>>#1И51)),2©2©
108
В методических материалах по проектированию ФГОС СПО в основу выделения необходимых компетенций заложена таксономия и предложенные им уровни мыслительного поведения - от простого воспроизведения фактов на низшем уровне до процесса анализа и оценки на высшем. Классификация и категоризация мыслительного поведения обучающихся предоставляет преподавателям готовую структуру и списки глаголов для написания результатов обучения, которые, в свою очередь, должны поддаваться оцениванию [6].
Но компетентность не передается в отличие от знаниевого предметного опыта. Каждый субъект должен создать свою компетентность для себя, заново, как продукт индивидуального творчества и саморазвития - подчеркивает В.В. Сериков. Соглашаясь с ним, хочется отметить еще раз, что педагогическая компетентность в значительной мере обусловлена глубокими, многоаспектными знаниями, а также опытом их применения в самом образовательном процессе, в котором формируется тот индивидуальный педагогический почерк, который, совершенствуясь, вырастает в высокую педагогическую компетентность. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены - компетентность и мета-предметные знания, знания предмета, мировоззрение и общая культура учителя, его творчество и стремление к овладению искусством педагогической деятельности, его социальные и личные позиции.
Преподавание любой дисциплины - настоящее и тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой деятельности, где отличное владение содержанием предмета и собственные исследования сами по себе далеко не всегда гарантируют успех. Необходимо еще и глубоко владеть всем технологическим комплексом приемов передачи знаний и организации педагогического процесса. Необходимо не только знать, что преподавать, но и хорошо уметь преподавать. Следуя терминологии современной педагогики, это можно бы назвать компетентностью преподавателя. Следовательно, необходимо углубление психолого-педагогической подготовки педагогов.
Нами затронута актуальная проблема педагогической профессиональной компетентности, профессиональных компетенций и метакачеств в ком-петентностном подходе к образованию. Раскрыты разные подходы к их трактовке. Пока что в научной педагогической литературе освещаются лишь ее отдельные аспекты. Необходима глубокая разработка всех конструктов, тогда вопрос о базовых компе-тентностях, ключевых компетентнциях будет раскрыт и содержательнее, и полнее, и целесообразнее, шире и объемнее освещены и мета-качества. Интегрированный характер компетентности выпускника требует разработки целостной системы средств измерения. Для суммирования различных показателей удобно применять структурную матрицу комплексной оценки. Она может быть представлена в виде таблицы, где в столбцах указываются базовые и вариативные дисциплины, виды деятельности, включая практики, НИР и др.,
способствующие формированию компетентности будущего учителя [6].
Педагогу важно понять, как с помощью предложенных средств можно оценить компетентность студентов, что актуализирует вопрос о критериях измерения уровня сформированности компетенций.
Критерии - это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания или путём анализа представляемого результата.
Оценивание устных ответов предлагается осуществлять на основе следующих показателей:
- студент демонстрирует умение использовать учебный и научный материал для решения поставленной задачи, способность устанавливать внутри и межпредметные связи в содержании;
- отвечающий умело привлекает личный опыт в качестве иллюстрации или аргументации тех или иных теоретических положений;
- ответ содержит собственное мнение по вопросу, студент аргументировано отстаивает свою позицию;
- отвечающий умеет обобщать сказанное, подводить итоги, осуществлять самооценку;
- студент демонстрирует готовность к дальнейшему обучению и развитию.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление предполагает поиск ответа на главный вопрос: "Какими результатами школьного образования ученик сможет воспользоваться вне школы? Ключевая мысль компетентностного подхода состоит в том, что все изучаемое в школе должно обязательно употребляться, использоваться, а не быть мертвым багажом. Словом, знания, полученные на школьных уроках, должны стать средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Современные школьники живут в необычное время. В эпоху информатизации общества очень важно быть целенаправленным человеком, способным определить для себя самое главное и сконцентрироваться на нём. Только это позволит не затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нём и самореализоваться. Здесь и необходимы как раз те ключевые компетенции, которые формируются в школе, и прежде всего на уроках информатики.
Список использованных источников:
1. Бакурадзе А.Б. Управление развитие образовательного учреждения (по материалам проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе», «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» и «Технология системно-деятельностной формы организации диагностики и качества обучения»). - М.: АПКиПРО. -2014.- 34 с.
2. Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по материалам проектов «Технология моментального
<<ШУШМУМ-Д(ЩУТМа1>>#1И51)),2©2© / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
1G9
самоконтроля-самотестирования учащимися своих знаний «Символ» и «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся»). - М.: АПКиПРО, 2012. - 32 с.
3. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод.пособие для вузов. - М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2014. -136 с.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - N° 5. - 2010. С.3-13
5. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей,
ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ.ред. Л.Н.Горбуновой. - М.: АПКиПРО. -2004.
6. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: Когито-Центр. 2011.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализации. - М.: Когито-Центр. 2012.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ. - 2013.