Научная статья на тему 'Компетентностный подход в системе послевузовского образования в парадигме C. D. I. o'

Компетентностный подход в системе послевузовского образования в парадигме C. D. I. o Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА C.D.I.O / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / CDIO INITIATIVE / COMPETENCE-BASED APPROACH / POSTGRADUATE EDUCATION / TEACHERS OF THE HIGHER SCHOOL / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минева О. К., Ходенкова О. П.

Представлена попытка адаптации принципов, целей, стандартов C.D.I.O. в систему послевузовского образования профессорско-преподавательского состава, одной из главных целей которой выступает формирование предпринимательских компетенций у педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION WITHIN THE C.D.I.O. PARADIGM

An attempt is made to adapt the principles, objectives, and C.D.I.O. standards in the system of postgraduate education, where one of the main purposes is formation of entrepreneurial competences with teachers.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в системе послевузовского образования в парадигме C. D. I. o»

УДК 378.2

О.К. Минева, О.П. Ходенкова

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ПАРАДИГМЕ C.D.I.O.

Представлена попытка адаптации принципов, целей, стандартов C.D.I.O. в систему послевузовского образования профессорско-преподавательского состава, одной из главных целей которой выступает формирование предпринимательских компетенций у педагогов.

Инициатива C.D.I.O., компетентностный подход, послевузовское образование, профессорско-преподавательский состав, предпринимательство

O.K. Mineva, O.P. Khodenkova

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION WITHIN THE C.D.I.O. PARADIGM

An attempt is made to adapt the principles, objectives, and C.D.I.O. standards in the system of postgraduate education, where one of the main purposes is formation of entrepreneurial competences with teachers.

CDIO initiative, competence-based approach, postgraduate education, teachers of the higher school, entrepreneurship

Высокая скорость инновационных изменений и смена парадигм стали реалией современного делового мира, которые предъявляют принципиально новые требования к выпускнику вуза, прежде всего воспитания в нем, уже начиная со студенческой скамьи, инновационной восприимчивости к переменам бизнес-среды. Ответом на изменение требований к выпускнику вуза стал запуск в октябре 2002 года крупного международного проекта по реформированию инженерного образования, получивший название «Всемирная инициатива C.D.I.O.» [1], членами которого стали вузы США, Канады, Европы, Великобритании, России и многих других. Главной целью проекта называется осуществление учебного процесса в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов «Задумай - Спроектируй - Реализуй - Управляй». Изначально в рамках C.D.I.O. рассматривалось только инженерное образование, но сегодня основные принципы инициативы распространяются и на гуманитарное образование. Инициатива C.D.I.O. - ответ на необходимость воспитания инициативности, инновационной и предпринимательской активности.

Согласно исследованиям коллектива авторов под руководством Чепуренко А.Ю. и Верховской О.Р. в рамках проекта GEM, 92,2% населения России не воспринимают предпринимательство как вариант развития карьеры. Основными негативными факторами около 50% респондентов назвали «предпочтение общего стандарта жизни» и около 75% - отсутствие необходимых знаний и опыта. Вместе с тем индекс общей предпринимательской активности (ТЕА) в России за последние 5 лет имеет тенденцию к увеличению, хотя если сравнивать со средним значением индекса в странах с эффективно-ориентированной экономикой, к которой относится наша страна, то он практически в 3 раза ниже (4,6% против 14,1%) [2].

Динамика предпринимательской активности в России в 2006-2011 г., %

Год

2006 2007 2008 2009 2010 2011

4,9 2,7 3,5 3,9 3,94 4,6

Осознанием глубины проблемы предпринимательской пассивности подавляющего большинства наших выпускников стало вхождение России в Инициативу С.БЛ.О., применение принципов в обучении которой должно помочь достичь трех главных целей - обучение студентов, умеющих демонстрировать глубокие знания профессии, умеющих создавать новые продукты и понимающих важность стратегического значения развития. Инициатива С.Б.1.О. представлена философией, содержащей двенадцать стандартов, каждый из которых возможен только при условии высокой компетенции профессорско-преподавательского состава вуза (далее ППС). Современные требования к уровню компетенции ППС выражаются в процессе перехода от идеи обновления знаний, необходимых для деятельности в определенных стандартных условиях, к идее профессиональной деятельности преподавателей, так называемого компетентностного подхода, количественной оценке «образовательных скачков», а также мотивационной направленности получения послевузовского образования (аспирантура, докторантура, стажировки, повышение квалификации и т.п.). Под «образовательными скачками» авторами понимается прирост количества и качества профессиональных компетенций обучившегося в системе послевузовского образования, заключающийся в способности индивида к максимальному применению их в профессиональной деятельности [3].

В настоящее время существуют диаметрально противоположные взгляды на эффективность компетентностного подхода в российском образовании. Так, В.С. Сенашенко утверждает [4], что в

313

настоящее время «компетентностный подход претендует на роль концептуальной основы образовательной политики», в то же время О.В. Машникова [5] высказывает опасение упрощения обучения и снижения качества подготовки вследствие изучения не конкретной профессии, а «натаскивания» на нужные компетенции при отсутствии набора необходимых профессиональных знаний. По мнению авторов данной статьи, компетентностный подход подразумевает нацеленность на успех отдельно взятого члена общества, и, как образно выразился В.Н. Фомин, «все сильнее ощущается необходимость смены парадигмы «багажа знаний» на парадигму «помощи при поиске своего места в жизни» [6].

В рамках данной статьи авторы предприняли попытку адаптации компетентностного подхода к стандартам С.БЛ.О., сделав основной упор на непрерывном обучении ППС в системе послевузовского образования.

На рис. 1 представлена модель взаимодействия стандартов С.БЛ.О. и компетентностного подхода в системе послевузовского образования ППС.

Двенадцать стандартов С.БЛ.О. прописывают общую философию Инициативы, важность новых методов преподавания и обучения, что актуализирует необходимость развития ППС. Семь из двенадцати стандартов являются обязательными, поскольку они отличают программы С.БЛ.О. от других образовательных программ, в пяти сосредоточен опыт лучшего практического опыта в инженерном образовании.

Опираясь на разработанные для инженерного образования стандарты С.Б.1.О., авторы попытались переложить их на систему послевузовского образования ППС в рамках компетентностного подхода. На рис. 2 представлены стандарты С.БЛ.О. для послевузовской системы образования.

Рис. 1. Компетентностный подход как инструмент Инициативы СОЮ (разработано авторами)

Инициатива СБЮ оказывает поддержку ППС в повышении их компетентности в проведении интегрированных учебных занятий (стандарт 7), в применении методов активного обучения (стандарт 8), а также в осуществлении оценки успеваемости студентов (стандарт 11). Если ППС должен осуществлять образовательный процесс (в том числе оценивания) обучающихся по-новому, так, как прописано в стандартах 7, 8 и 11, им следует предоставить возможность развивать и улучшать свои собственные профессиональные и, самое главное, предпринимательские навыки. На наш взгляд, это невозможно, если не пересмотреть пересматривать обучение в аспирантуре и докторантуре. Российской высшей школе сегодня нужен ученый, способный найти свою предпринимательскую «нишу» на рынке и стать активным провайдером в мир предпринимательства для своих учеников. В рамках 10-го стандарта степень компетентности преподавателей в этой области должна учитываться как при приёме преподавателей на работу, так и при регулярной оценке их деятельности, кадровой ротации [7, 8].

Принимая во внимание все стандарты Инициативы С.БЛ.О. можно предположить, что возможность соотнесения их с послевузовским образованием требует глубокого осмысления, но без подобной интеграции невозможно комплексно подойти к реформе отечественного высшего образования, главной задачей которой выступает подготовка высококвалифицированного и предпринимательски активного специалиста.

Стандарт 7, 8

Новые методы преподавания ї обучения

Стандарт 9,10

Повышение

квалификаци

иППС

Стандарт 11,12

Аудит и оценю программы и успеваемости

Стандарт 1

Общая ►

философия

программы

Стандарт 2, 3, 4

Разраб отка

учебных

планов

Стандарт 5, 6

Разраб отка

практических

заданий и

проектировали»

помещений дш

занятий

Г Л

Осмысление сущности компетентностного подхода и

необходимости восприятия и разделения ее идей всем ППС в

рамках предложенной парадигмы - реализация чфв

непрерывное послевузовское обучение

В рамках стандарта 3-его поколения предусмотрен компетентностный подход, ограничивающийся формирование! общекультурных и профессиональных компетенций. В послевузовском образовании следует формировать предпринимательские компетенции ППС (компетенции создания и продвижения продуктов и систем). В рамках С.Р.1.0. следует их рассматривать не как отдельное дополнение к уже существующему завершённому учебному плану, а как его неотъемлемую составляющую реализация чфез формированне предприннмательскихкомпетенцииППС

Удовлетворение мотивации в функциональном рабочем месте на основе копирования и усовершенствования передового опыта - реализуется чд»ез стажировки и ведение курса по эргономическойграмгтности ППС в программы послевузовского образования

Применения компетентностного подхода в системе как высшей так и послевузовского образования - реализуется чд>ез поддержку членов Инициативы С.Б.1.0. ППС их вузов в области повышении их компетентности, в том числе в области личностных, жжличностных и предпрининительскнх компетенции.

Применение гибких систем оплаты труда ППС, оценка каждогс «образовательного скачка», выявление и оценка взаимосвязи приобретаемых ППС компетенций и ростом предпринимат ельских компетенций у обучающихся -реализуется чфез индивидуализацию оплаты ППС

Рис. 2. Компетентностный подход в послевузовском образовании в рамках стандартов СОЮ

Таким образом, Инициатива C.D.I.O. актуализирует более глубокое проникновение в отечественные вузы компетентностного подхода в образовании, которое неосуществимо без распространения стандартов на послевузовское образование.

ЛИТЕРАТУРА

1. CDIO - Conceive - Design - Implement - Operate. Дополнительные сведения об Инициативе CDIO. [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://www.cdio.org.

2. Национальный отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011 / под ред. Верховской О.Р., Дорониной М.В.; Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. СПб., 2011. 63 с.

3. Ходенкова О.П. Модель ключевых компетенций преподавателя вуза, формируемая под влиянием послевузовского образования / О.П. Ходенкова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Экономика. 2011. № 2. С. 169-173

4. Сенашенко В.С. Размышления о компетентностном подходе в высшем образовании / В.С. Сенашенко // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: сб. науч. ст. М.: Финакадемия, 2009. С. 20-25.

5. Машникова О.В. Создание компетентности и оценка компетенций / О.В. Машникова // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: сб. науч. ст. М.: Финакадемия, 2009. С. 47-51.

6. Фомин В.Н. К трехаспектной модели образовательного процесса / В.Н. Фомин // Высшее образование в России. 2009. №12. С. 127-131.

7. Минева О.К. Переход к кредитному нормированию труда преподавателя в условиях модернизации российского высшей школы / О.К. Минева // Человек и труд. 2007. №1. С. 83-84.

8. Минева О.К. Новая система оплаты труда в высших учебных заведениях / О.К. Минева, Н.Н. Кочеткова // Кадровик. 2010. №3. С. 76-78.

Минева Оксана Карловна -

доктор экономических наук, профессор, декан факультета бизнеса и экономики Астраханского государственного университета

Oxana K. Mineva -

Dr.Sc., Professor

Dean: Faculty of Business and Economics Asrakhan State University

Ходенкова Ольга Павловна - Olga P. Khodenkova -

старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Senior Lecturer

Астраханского государственного университета Department of Management

Astrakhan State University

Статья поступила в редакцию 15.09.12, принята к опубликованию 06.11.12

sie

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.