УДК 371
О.К. Минева, О.П. Ходенкова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛИН-МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Рассмотрены особенности интеллектуального волонтерства в образовательном учреждении и связь данной деятельности с технологией ЛИН-менеджмента.
Интеллектуальное волонтерство, ЛИН-менеджмент, устранение
непродуктивных действий
O.K. Mineva, O.P. Khodenkova
VOLUNTEERING INTELLECTUAL PROPERTY BY THE STUDENTS AS A TOOL FOR LINE-MANAGEMENT EDUCATION
The article considers the features of intellectual property volunteering at educational institutions, and communicating this activity with the Lean-management technology.
Intellectual volunteering, Lean-management, elimination of unproductive actions
Не нужно бояться проблем, они содержат в себе возможности для решения.
Но если Вы не будете искать проблемы, проблемы разыщут Вас.
Уильям Эдвардс Деминг
Волонтерство охватывает широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение1. Вопреки бытующему утверждению о том, что «каждый труд должен быть оплачиваемым», волонтерство (как уже было сказано) является не только добровольным, но и бескорыстным видом деятельности. Мотивация волонтеров никоим образом не связана с материальным вознаграждением. Следовательно, своеобразной оплатой волонтерства являются некие нематериальные категории. В эпоху смены личностных ценностей одной из главных причин занятия волонтерской деятельностью является ориентированность на социальный успех, на собственное активное участие человека в социально-культурной жизни общества. Волонтерство помогает гражданам чувствовать свою значимость, причастность к событиям, происходящим в регионе, способность влиять на какие-то процессы, совершенствовать их. Волонтерство способствует межкультурной интеграции, развитию патриотизма, формированию толерантности, сопричастности, общению.
Следует рассмотреть и еще один аспект - многие волонтеры относятся к волонтерству как к форме профессиональной ориентации и профессиональной практики. Подобный тип волонтерства можно отнести к интеллектуальному. Интеллектуальное волонтерство, на наш взгляд, это, с одной
1 Волонтерство [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬИр^/ш.’шЫреШа.о^/’шЫ/Волонтёрство, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус.
304
стороны, особый вид рассматриваемой деятельности, с успехом применяемый в сфере образования, а с другой - осознанная жизненная позиция определенной категории людей, небезразличных к уровню социально-экономического развития региона и страны в целом. Интеллектуальное волонтерство находит свое применение в образовательной среде в связи с тем, что оно способно приблизить процесс обучения в высшем учебном заведении к реальности, представить студентам дополнительную практику, повлиять на их трудовое воспитание.
За последние несколько лет в России заметно возрос интерес к технологиям бережливого производства. Все больше организаций строят свои производственные системы с использованием ЛИН-технологий. Основной идеей ЛИН-менеджмента выступает оценка на каждом этапе производства товаров (в нашем случае предоставления образовательной услуги) ценности для потребителя (студента и общества). Идеология ЛИН-менеджмента предусматривает максимальную оптимизацию бизнес-процессов (научного, образовательного, воспитательного) с максимальной ориентацией на рынок (труда) и учетом мотивации каждого работающего (обучающегося). Опираясь на подобную технологию, интеллектуальное волонтерство рассматривается как один из стандартов ЛИН-менеджмента, адаптированный для сферы образования.
В этой связи интересной представляется возможность применения данной технологии на этапе передачи знаний, навыков и опыта участникам образовательного процесса. Устранение непродуктивных действий (которыми в образовании выступают обучение по устаревшим материалам, оторванной от практики теории) усиливается реализацией интеллектуального волонтерства в студенческом сообществе и позволит, по мнению авторов статьи, затронуть следующие аспекты:
1. Увеличить интеллектуальный потенциал студента.
Проведение традиционных научных мероприятий в виде университетских конференций, олимпиад имеет, как правило, в качестве результата публикацию статей, которые зачастую являются результатам компиляции чужих трудов. В современных условиях это является контрпродуктивным с точки зрения как развития будущего специалиста и ориентации его на возможность научного плагиата, так и практической пользы региону, отрасли, субъектам малого и среднего предпринимательства. Решение реальных проблем малого и среднего бизнеса, помощь региону и отдельным его районам, оказание помощи населению в виде профессионального консалтинга должны воспитывать у студентов правильное отношение к профессии, профессиональной чести и максимальному сближению теории и практики.
2. Углубление социализации.
Работа в так называемых проектных группах, которые могут состоять из студентов разного уровня подготовки и ценностных ориентиров, разных специальностей и направлений, воспитание командного духа позволит сформировать необходимые поведенческие установки и навыки на всю дальнейшую трудовую жизнь.
3. Сокращение времени, которое требуется на адаптацию будущей к профессиональной деятельности.
Практические навыки традиционно делают более эффективным обучение, нежели теоретические курсы. С точки зрения ЛИН-менеджмента практические занятия в университетских стенах, не позволяющие погружаться в проблемно-ориентированную среду, являются непродуктивными. Современный рынок труда заинтересован в выпускниках, готовых (в т. ч. психологически) сразу работать в команде эффективно и продуктивно, с максимально низким периодом первичной адаптации.
Нельзя сбрасывать со счетов и влияние интеллектуального волонтерства на профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава. В ходе анализа, проектирования, подготовки к презентации результатов интеллектуального волонтерства в процессе задействуются преподаватели профильных кафедр. Это позволяет последним постоянно обновлять содержание теоретических и практических курсов актуальными примерами из практики, налаживать реальную связь с работодателями, формировать активную жизненную позицию. ЛИН-менеджмент в образовании ориентирован на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в направлении совершенствования способностей к решению практических проблем, что, в свою очередь, приводит к эффекту непрерывного совершенствования процесса обучения. Следует заметить, что любые инициативы сверху, преподаватели, как правило, воспринимают с беспокойством и скептицизмом. В процессе участия в интеллектуальном волонтерстве преподаватели имеют возможность активно реализовывать собственные научные разработки и управленческие решения. Этот опыт позволяет им активнее заявлять о себе на всех уровнях производственной и исполнительной иерархии.
Таким образом, интеллектуальное волонтерство может выступать одним из инструментов ЛИН-менеджмента, приближающих университет к потенциальным работодателям.
Одним из примеров успешного использования интеллектуального волонтерства студенчества в ФГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» является реализации проекта «Власть для людей»: группы студентов 3-4 курсов еженедельно в течение полугода выезжали в районы области, изучали на месте социально-экономическую ситуацию, проводили многочисленные социологические опросы, выявляли имеющиеся проблемы, формулировали предложения по улучшению ситуации на местах и выступали с докладами перед Губернатором Астраханской области. Таким образом, студенты не только осуществили апробацию своих профессиональных навыков, выявили «пробелы» в своей подготовке, но и внесли предложения по совершенствованию социально-экономического развития региона. Эти предложения были приняты к сведению Губернатором Астраханской области, который, в свою очередь, получил независимый молодежный взгляд на состояние вверенной ему территории.
На наш взгляд, интеллектуальное волонтерство в отличие от традиционных форм волонтерства имеет свои особенности. Во-первых, информация, подкрепленная практическими навыками, усваивается быстрее и надолго задерживается в памяти. Таким образом, интеллектуальное волонтерство (как элемент ЛИН-менеджмента) ориентировано на сокращение времени, требующегося для усвоения учебного материала, которое достигается за счет оптимального сочетания теории и практики. Во вторых, волонтеры вовлечены в социально-экономическую, культурную жизнь региона, что благотворно сказывается на развитии личности молодых людей, на процессе их социализации, что сокращает время их профессиональной адаптации. В-третьих, интеллектуальное волонтерство выступает интерактивной формой обучения (деловые игры, решение кейсов, мозговой штурм). В-четвертых, данный тип волонтерства помогает раскрыть в молодых людях творческий потенциал, лидерские качества, развить инициативность, находчивость и умение работать в команде. В-пятых, студенты видят конкретный конечный результат своей профессиональной деятельности. В-шестых, осуществляется непрерывное совершенствование профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава. В-седьмых, реализуется одно из основных требований ФГОС 3-го поколения - активное вовлечение работодателей в образовательный процесс и формирование у обучающихся актуальных профессиональных компетенций.
1. Сикорская Л.Е. Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи / Л.Е. Сикорская // Проблемы педагогики и психологии. 2009. №1. С. 166.
2. LEAN - Русскоязычные интернет-ресурсы о ЛИН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.leancor.ru/article2/10160- Заглавие с экрана. Яз. рус.
ЛИТЕРАТУРА
Минева Оксана Карловна -
доктор экономических наук, профессор Астраханского государственного университета
Oksana K. Mineva -
Dr. Sc., Professor Astrakhan State University
Ходенкова Ольга Павловна -
кандидат экономических наук, доцент Астраханского государственного университета
Olga P. Khodenkova -
Ph. D., Associate Professor Astrakhan State University
Статья поступила в редакцию 12.12.12, принята к опубликованию 20.02.13