Научная статья на тему 'Компетентностный подход в системе кадрового обеспечения транспортной компании'

Компетентностный подход в системе кадрового обеспечения транспортной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелев Р. Е.

Кадровое обеспечение производственного процесса является одной из важнейших управленческих задач, стоящим перед руководством любого предприятия независимо от отраслевой принадлежности. Особую актуальность приобретает качественный аспект кадрового обеспечения для предприятий железнодорожного транспорта, поскольку от уровня квалификации, знаний, навыков, умений и способностей персонала зависит безопасность пассажирских и грузовых перевозок. В настоящей статье речь пойдет об интеграции компетентностного подхода к управлению персоналом в систему кадрового обеспечения эксплуатационного локомотивного депо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелев Р. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в системе кадрового обеспечения транспортной компании»

 Fundamental (50Hz) = 39.51 , ТЖ>= 0.03%

- II

О 5 10 15 20 25 3D 36 40 46

Harmonic order

Рис. 12. Гармонический состав сигнала после подавления помехи

Список литературы:

1. Агунов A.B. Управление качеством электроэнергии при несинусоидальных режимах. - СПб.: СПбГМТХ 2009.

2. Горева Т. С. Свидетельство об отраслевой регистрации комплекса программ для ЭВМ № 16389: «Программный комплекс управления качественными показателями электроэнергии в распределительных сетях». -М.: ИНИМ РАО, 2010.

3. Дремин И.М. Вейвлеты и их использование. - М: Наука, 2000.

4. Куско А., Томпсон М. Качество энергии в электрических сетях. -М.: Додэка, 2008.

5. Портнягин H.H., Пюкке Г.А., Кузнецов С.Е. Диагностирование электрических цепей методом изовар // Изв. вузов. Электромеханика. - 1998. -№ 1. - С. 35-40.

6. Черных И.В. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем. - Питер: ДМК Пресс, 2008.

7. Daubechies I. Ten Lectures on Wavelets / Пер. с англ. - Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2001.

8. Mallat St. A Wavelet tour of signal processing / Пер. с англ. - M., 2005.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

© Кошелев P.E.*

Московский государственный университет путей сообщений, г. Москва

Кадровое обеспечение производственного процесса является одной из важнейших управленческих задач, стоящим перед руководством лю-

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент».

бого предприятия независимо от отраслевой принадлежности. Особую актуальность приобретает качественный аспект кадрового обеспечения для предприятий железнодорожного транспорта, поскольку от уровня квалификации, знаний, навыков, умений и способностей персонала зависит безопасность пассажирских и грузовых перевозок. В настоящей статье речь пойдет об интеграции компетентностного подхода к управлению персоналом в систему кадрового обеспечения эксплуатационного локомотивного депо.

Анализ определений термина «кадрового обеспечение», встречающихся в научной и справочной литературе показал, что смысл его в основном сводится к укомплектованию предприятия или организации количеством работников соответствующей квалификации, необходимым для полноценного функционирования данного предприятия. По мнению автора, необходимо расширить данное определение и учесть в нем не только потребности производства в трудовых ресурсах, но и потребности самих работников в эффективной организации их труда и отдыха, в профессиональном обучении и развитии и карьерном продвижении. При детальном рассмотрении качественного аспекта кадрового обеспечения становится очевидным, что, практически все этапы работы с персоналом на предприятии (от поиска до высвобождения) тесно связаны с кадровым обеспечением через качество трудовых ресурсов и уровнем удовлетворённости персонала условиями труда и стилем руководства на предприятии. Таким образом, любое управленческое решение, принятое в отношении персонала, напрямую или косвенно влияет на кадровую ситуацию предприятия, и, как следствие, на эффективность функционирования последнего. Учитывая вышесказанное, предлагается следующее определение термина «кадровое обеспечение» в широком смысле: комплекс мероприятий в интересах предприятия и сотрудников, направленный, с одной стороны, на обеспечение текущей и перспективной потребности производства в трудовых ресурсах в количественном и качественном отношении, с другой стороны, на обеспечение объективной оценки соответствия соискателей и сотрудников занимаемым должностям, создание условий для обучения и развития сотрудников, возможностей карьерного продвижения и формирование лояльности персонала при безусловном соблюдении трудового законодательства Российской Федерации.

В рамках диссертационного исследования проведен анализ системы кадрового обеспечения эксплуатационного локомотивного депо локомотивными бригадами. На рис. 1 представлена схема системы кадрового обеспечения локомотивного депо из внешних и внутренних источников.

Из рис. 1 видно, что основными внешними источниками кадрового обеспечения являются: образовательные учреждения начального (ОУ НПО), среднего (ОУ СПО) и высшего профессионального образования (ОУ ВПО).

К условно-внешним источникам можно отнести другие (менее загруженные) эксплуатационные локомотивные депо, из которых работники локомотивных бригад переводятся на время для выполнения работ в период пиковых нагрузок (например, в период летних перевозок на южных направлениях). Учебные центры и дорожно-технические школы отнесены к внутренним источникам, так как в них направляют действующих работников локомотивных бригад для повышения уровня квалификации, переподготовки и получения дополнительных профессий. Более подробно взаимодействие эксплуатационного локомотивного депо с источниками кадрового обеспечения и схема карьерных перемещений работников показана на рис. 2.

Другие эусплуатационные депо

УЦ и ДТШ

I

Депо

УЦ и ДТШ

Эксплуатационное локомотивное депо

Служба в ВС РФ

нвпо ВПО

ОУВПО

спо НПО ПСО (11 кл)

НПО спо

ОУСПО

НПО НСО (Экп) ПСО (11 кл)

НСО ПСО

(9кп) (11кп) * *

НСО <9кп) ПСО (11 кл)

ОУСОШ

Рис. 1. Система кадрового обеспечения эксплуатационного локомотивного депо из внешних источников

На рис. 2 видно, что перемещению работника локомотивного депо по должностям от помощника машиниста локомотива до начальника эксплуатационного депо предшествует определенный срок пребывания в предыдущей должности и соответствующее обучение. Исследование кадровой ситуации в эксплуатационном локомотивном депо Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и анализ таких показателей, как укомплектованность штата локомотивных бригад, уровень текучести кадров по выбытию и приёму, скорость заполнения вакантных должностей, время пребывания в занимаемой должности и т.д., количества часов сверхурочной

работы, а также статистики по бракам в работе локомотивных бригад за период с 2005 по 2010 г. выявил ряд серьезных проблем в системе кадрового обеспечения поездной работы локомотивными бригадами, как в количественном, так и в качественном отношении. Для подтверждения наличия и выявления причин возникновения проблем в системе кадрового обеспечения в одной из социальных сетей был проведен интернет-опрос работников локомотивных бригад (п = 384) эксплуатационных локомотивных депо, занятых в различных видах движения (пассажирском, грузовом, пригородном и маневровом). В своих ответах респонденты указывали на недостатки существующей системы организации труда и отдыха, подготовки локомотивных бригад в дорожно-технических школах, выразили свою точку зрения об основных причинах брака в работе бригад и нарушениях безопасности движения, о существующих препятствиях на пути к переходу на управление локомотивом «в одно лицо». Проведенный интернет-опрос подтвердил наличие однотипных проблем во многих депо, позволил выявить причины возникновения такой ситуации и подготовить рекомендации по совершенствованию системы кадрового обеспечения локомотивных депо. Одним из направлений работы, по убеждению автора, является внедрение компетентностного подхода к управлению персоналом локомотив ных депо.

С целью выявления перечня важных личностных и профессиональных качеств и последующей разработки модели компетенций работников локомотивных бригад (машиниста и помощника машиниста) были проанализированы нормативные документы, регламентирующие деятельности работников локомотивных бригад, выявлены особенности профессиональной деятельности машинистов и их помощников, на основе анализа браков в работе определены наиболее часто возникающие в работе локомотивных бригад нестандартные ситуации и порядок выхода из них. Важным явилось выявление у респондентов мотивов выбора и мотивов закрепления в данной профессии.

В ходе проведения второго этапа опроса респонденты оценили степень значимости личностных и профессиональных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения своих профессиональных функций, что позволило создать перечень компетенций.

После обработки результатов опроса была проведена серия интервью с машинистами-инструкторами, начальниками депо и их заместителями на предмет уточнения требований к должности, профессиональным и личностным качествам машинистов и помощников машиниста локомотива в соответствии со стратегией развития компании ОАО «РЖД». Полученный материал лёг в основу разработанной автором модели компетенций для должности машинист локомотива и помощник машиниста локомотива. Модель компетенций работника локомотивной бригады - это описание

стандартов желаемого (идеального) поведения работника локомотивной бригады при выполнении своих трудовых функций. Модель компетенций позволяет унифицировать требования к работникам локомотивных бригад, сформировав единые стандарты поведения [1]. На основе модели компетенций разработан профиль должности работника локомотивной бригады - графическое отображение модели компетенций работника локомотивной бригады с цифровым определением уровня проявления той или иной компетенции, необходимой для данной должности.

Эксплуатационное локомотивное депо

т*

Другие депо

5

ь

I

7. ТЧМ (1кл)

6. тчм (1кл)

5. ТЧМ(Икл)

3. ТЧМП (ПУ)

1 (Д) |-

=0 3

е г

Окончание трудовых отношений согласно ТК РФ (ст. 79, 80, 81, 83)

Рис. 2. Взаимодействие эксплуатационного локомотивного депо с источниками кадрового обеспечения

Автором рекомендовано использование разработанной модели компетенций для должностей машиниста и помощника машиниста локомотива в

следующих направлениях работы с указанной категорией персонала локомотивных депо:

- при поиске новых работников и отборе соискателей на должность помощника машиниста и машиниста локомотива;

- при проведении очередной и внеочередной оценки и аттестации работников локомотивных бригад;

- при формировании программ обучения и составлении индивидуальных планов развития работников локомотивных бригад;

- при формировании кадрового резерва и планировании карьерных перемещений работников локомотивных бригад;

- при разработке программ мотивации и стимулирования работников локомотивных бригад, и т.д.

Интеграция компетентностного подхода к управлению персоналом в систему кадрового обеспечения эксплуатационного локомотивного депо позволит, по мнению автора, повысить качество отбора соискателей на должности машинистов и помощников машиниста, повысить трудовую дисциплину в коллективе, снизить существующую напряженность работников за счет более прозрачной системы оценки, повысить мотивацию к обучению и саморазвитию, что в итоге приведет к повышению уровня безопасности перевозок грузов и пассажиров, к улучшению показателей эксплуатационной работы депо.

Список литературы:

1. Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы. - Гиппо, 2005. - 384 с.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

© Кошелев P.E.*

Московский государственный университет путей сообщений, г. Москва

Современные условия развития экономики предъявляют жесткие требования к эффективности использования всех видов ресурсов компании, в том числе и трудовых. В настоящей статье речь пойдет о количественном аспекте кадрового обеспечения эксплуатационных локомотивных депо пассажирского движения локомотивными бригадами. Автор предлагает использовать методы теории массового обслуживания

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.