Научная статья на тему 'Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми'

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕСПРИЗОРНЫЕ И БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL TEACHER COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PEDAGOGICAL ACTIVITY / HOMELESS AND STREET CHILDREN / TEACHERS TRAINING / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарецкая А. А.

В работе описаны современные подходы к понятию «компетентность и компетенции», проанализирован отечественный опыт внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, выделены основные характеристики профессиональной педагогической компетентности в работе с беспризорными и безнадзорными детьми, определены ориентиры её развития в системе повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENT APPROACH TO EDUCATION OF HOMELESS AND STREET CHILDREN IN THE TEACHERS TRAINING

The article describes the modern approaches to the concept of «competence». It also analyzes domestic and foreign experience in implementing of competency approach to the educational process and describes the main characteristics of professional pedagogical competence in education of homeless and street children. The article also identifies the main directions in the development of pedagogical competence in the teachers training.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми»

Bibliography

I. Skorbilina, N. Responsibility as the pivotal quality of the individual school student: the nature, functions, structure / N.I. Skorbilina. - M., 1987.

2. Wentzel, K.N. The problem of space education / K.N. Wentzel; status. L.D. Filonenko. - M.: the Association. Prof. Education, 1993.

3. Danilov, M.A. A general methodology of science and the special methodology of pedagogy in their relationship / M.A. Danilov. - M.: Education, 1971.

4. Soroka-Rosinskiy, V.N. Pedagogical Works / V.N. Soroka-Rosinskiy; status. A.T. Gybko; APN USSR. - Moscow: Pedagogy, 1991.

5. Makarenko, A..S Design the best in man / A.S. Makarenko. - Minsk: University, 1989.

6. Sukhomlinsky, V.A. How to raise a real man. - Moscow: Pedagogy, 1989.

7. Novikov, A.M. Vocational education in Russia: prospects for development. - M.: ITSPNPO, 1997.

8. Bobkov, E.N. Pedagogical conditions of education of social responsibility in senior schoolchildren: Author. Dis. ... Cand. Ped. Science. -

Kostroma, 2004.

9. Bogatskaya, E.J. Pedagogical conditions in education of engineering students responsibility as a component of their professional competence:

Author. dis . Cand. Ped. Science. - Rostov-on-Don, 2005.

10. Vasiliev, S.N. Formation of social responsibility among students of military high school: Author. dis .... Cand. Ped. Science. - Kostroma, 2006.

II. Gladysheva, I.A. Pedagogical conditions of education of social responsibility among students of private university: diss ..... Cand. Ped. Science. -

Kostroma, 2006.

12. Babst, I.K. Selected Papers / ed. M.G. Pokidchenko, E.N. Kalmychkovoy. - Moscow: Nauka, 1999.

13. Bodalev, A.A. Perception and understanding of the human person. - Moscow: Univ. Press, 1982.

Article Submitted 11.11.10

УДК 371.134

A.A. Зарецкая, соискатель по специальности «Теория и методика профессионального образования» АтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ

В работе описаны современные подходы к понятию «компетентность и компетенции», проанализирован отечественный опыт внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, выделены основные характеристики профессиональной педагогической компетентности в работе с беспризорными и безнадзорными детьми, определены ориентиры её развития в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая компетентность, компетенции, компетентностный подход, педагогическая деятельность, беспризорные и безнадзорные дети, переподготовка педагогических кадров, профессиональная готовность педагогов, модернизация образования.

В структуре профессиональной готовности педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными основой является их педагогическая компетентность, а также сформирован-ность у них различных компетенций.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [1]. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Среди российских ученых самыми популярными подходами к определению понятия «компетентности» является мотивационный программно-целевой подход И.К. Шалаева, личностный и деятельностный подходы, а у большинства авторов (А.И. Башкирский, И.Ф. Исаев, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, О.В. Соколова, Е.Н. Шиянов) в равной степени присутствуют все три [2].

В Концепции модернизации российского образования под компетентностью понимается «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [1]. В определении подчеркивается охват компетентностью нескольких видов деятельностей, подчеркивается сложный личностный характер этого понятия.

Компетентность - это овладение личностью соответствующей компетенцией. Под компетентностью чаще понима-

ется интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [3].

Теоретическое обоснование решения проблемы применения компетентностного подхода в ПП (профессиональной подготовке) педагогов, работающих с безнадзорными и беспризорными детьми, требует всестороннего анализа этапов формирования профессиональной компетентности; от понимания ее составляющих, компонентов, характеристик до разработки критериев оценки эффективности сформированных качеств.

Необходимо сделать акцент на том, что прежде всего, педагог, работающий с беспризорниками и безнадзорниками, воспитатель детского дома, должен быть личностью, человеком нравственным и совестливым. По мнению Шадрикова

В.Д., педагог должен обладать компетенциями, позволяющими ему:

включить ребенка в систему межличностных отношений;

дать нравственную оценку поступку;

обладать «образом», к которому он ведет воспитанника (цель воспитания);

включить учеников в ситуацию, насыщенную переживаниями;

обеспечивать мотивацию желаемого поведения (поступка);

понимать воспитанника, разбираться и находить ответы, которые волнуют его на данном этапе его жизненного пути;

достигать понимания интересов и устремлений воспитанника, его внутреннего мира;

устанавливать социальный статус воспитанника, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении;

педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков ученика;

принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов);

разбираться в условиях, обеспечивающих желаемый поступок;

обеспечивать рефлексию воспитанником нравственной стороны поведения [4].

Качества, которыми должен обладать компетентный педагог-воспитатель, чтобы его роль в современной гуманистической воспитательной системе была значимой и эффективной, отметим следующие:

1. Педагог должен являться высокодуховной личностью.

2. Педагог должен обладать таким качеством, как любовь к воспитанникам.

3. Педагог-воспитатель в практике гуманистической педагогики должен воплощать в своей деятельности принцип гуманизма, предполагающий заинтересованность в судьбе ребенка, глубокую веру в него, терпимость к детским недостаткам, признание права на ошибку, на собственную точку зрения, отсутствие в педагогической практике всех форм насилия.

4.Педагог-воспитатель должен быть и высококвалифицированным специалистом, владеющим не только педагогическими знаниями, но также знаниями области психологии, философии, логики, этики, социологии, эстетики и др.

5. Педагог в детском доме - это человек, осознающий взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, помогающий осознать ее своим воспитанникам, умеющий ценить историю и культуру своего народа, любящий свое Отечество, умеющий передать эту любовь детям [5].

Исходя из вышеназванных качеств и свойств личности педагога, работающего с беспризорными и безнадзорными детьми, перечислим базовые компетенции педагога-воспитателя детского дома:

Личностные качества.

Постановка целей и задач в воспитательном процессе.

Мотивация поведения (поступков).

Информационная компетентность.

- Компетентность в предмете воспитания.

- Компетентность в методах воспитания.

5. Разработка программ воспитательной работы и принятие решений в воспитательном процессе.

6. Компетенции в организации воспитательной деятельности.

В воспитательном процессе на первый план выходят: внутренний мир ученика, наличие конфликтов, социальный статус учеников, воспитание совестливого человека, личность учителя.

Представление профессиональных педагогических компетенций, как актуальных для работы в детских домах и школах, включает такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Таким образом, компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми, выступает методологической и технологической основой содержания и организации процесса профессиональной подготовки педагогов и повышения их квалификации.

Bibliography

1. Strategy of modernization of Russian education and its key positions, Journal for the administration of schools. - 2007. - № 5.

2. Zimnyaya, I.A. Key Competencies - a new paradigm result of modern education / online magazine "Eidos ". - 2006. - May 5.

ttp://www.eidos.ru/journal / 2006/0505.htm. - Centre for Distance Education "Eidos ".

3. Zimnyaya, I.A. Key Competencies - a new paradigm of education result / / Higher education today. - 2003. - № 5.

4. Shadricko, V.D. d.ps.n., Professor. Basic competencies of pedagogical activity, Sib teacher. - 2007. - Vol. № 6 (54).

5. ttp: / / www.tspu.tula.ru / res / other / Bschool / Programs / programs.htm - Development Programme Yasnaya Polyana school named after L.N. Tolstoy.

6. Baidenko, V.I. Modernisation of vocational education: the modern stage. European Training Foundation. - M., 2003.

7. Zimnyaya, I.A. Hierarchical component structure of educational activity / / Coll. Educational activities as an object of analysis and estimation / under total. Ed. I.A. Zimnyaya. - M., 2003.

Article Submitted 03.12.10

УДК 37.01.001.8

И.А. Жерносенко, канд. культурол. наук, доц. АКИПКРО, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]; А.П. Валицкая, д-р. философ. наук, проф. РГПУ им. А.И. Герцена, Е-mail: [email protected]; Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В работе рассматривается культуротворческая парадигма экологического образования как система идей, взглядов, установок, являющаяся отправной теоретической базой для построения новой модели современного экологического образования. Анализируется принцип культуротворческой направленности экологического воспитания как универсальное руководящее положения современного личностно ориентированного образования.

Ключевые слова: культуротворческая направленность экологического образования, экологическая культура, организационнопедагогическое обеспечение экологического образования.

Ведущие исследователи проблемы экологического воспитания видят его ключевую цель в формировании экологической культуры, как системообразующего стержня постижения экологического знания (Н.М. Мамедов [1], И.Н. Пономарева [2], И.Т. Суравегина [3] и др.). Наряду с комплексом естест-

веннонаучных знаний и умений, содержание экологической культуры включает большой потенциал нравственного, гуманистического, культурологического характера. Экологическое воспитание, по мнению Е.Н. Дзядковской [4], А.Н. Захлебного [5], представляет собой «процесс приобщения индивида к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.