Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ю.С., Швайкина Н.С.

Данная статья посвящена рассмотрению различия понятий «компетенция» и «компетентностный подход».Авторы статьи раскрывают сущность компетентностного подхода на примере преподавания иностранных языков. Компетентностно-ориентированное обучение рассматривается как альтернатива традиционному обучению. В статье определены наиболее эффективные методы обучения иностранному языку на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

This article is devoted to the consideration of the differences between the concepts of "competence" and "competence-based approach". The authors of the article reveal the essence of the competence-based approach using the example of teaching foreign languages. Competence-based learning is seen as an alternative to traditional learning. The article identifies the most effective methods of teaching a foreign language based on a competence-based approach.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Ю.С. Васильева, канд. ист. наук, доцент Н.С. Швайкина, канд. пед. наук, доцент Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-131-133

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению различия понятий «компетенция.» и «компетентностный подход». Авторы статьи раскрывают сущность компе-тентностного подхода на примере преподавания иностранных языков. Компетентност-но-ориентированное обучение рассматривается как альтернатива традиционному обучению. В статье определены наиболее эффективные методы обучения иностранному языку на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова: иноязычная компетенция, компетентностный подход, компетентность, профессиональные компетенции.

Концепция компетентностного подхода рассматривается в работах таких ученых, как А.Г. Бермус, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской . Однако в проведенных исследованиях не сложилось однозначного мнения о понятии «компетентностный подход». Содержание образования - это дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, нравственных, политических, мировоззренческих и других проблем [1, с. 3].

Российские ученые сегодня делают попытку разграничить понятия «компетенция» и «компетентность». Очень часто сходство в звучании приводит к терминологической путанице. Понятие «компетенция» неоднозначно, так как в настоящее время существует множество его толкований. Этот термин появился в английском языке до 1590 года [2]. Согласно словарю Cambridge Dictionary, competency определяется в узком смысле (необходимое умение) и как общая компетенция (способность эффективно выполнять что-либо), т.е. компетентность.

Таблица 1. Анализ теоретико-методологической базы позволил выявить, что подразумевается под компетенцией

Автор Определение

А.В. Хуторской [3] совокупность взаимосвязанных черт личности (знаний, умений, способов деятельности, навыков), задаваемых к конкретному кругу предметов и операций и необходимых для эффективной деятельности в отношении них

И.А. Зимняя [4] внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, умения и навыки (ЗУН), представления, программы операций, систем ценностей и взаимоотношений), которые затем раскрываются в компетентностях человека

Г.К. Селевко [5] готовность субъекта качественно организовать внешние и внутренние ресурсы для определения и достижения цели

Компетентностный подход в образовании - это метод обучения, направленный на формирование у студентов способностей решать определенные профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам. Компетентностный подход

предполагает определенные требования к студентам и их уровню владения иностранным языком. В настоящее время выделяются базовые и продвинутые компетенции. Базовый уровень является обязательным для всех студентов-выпускников вуза по завершении. Продвинутый уровень

предполагает, что студент владеет сложными навыками, способен применять необходимые навыки в ситуациях повышенной сложности и активно влиять на свою профессиональную деятельность.

Компетентностный подход повышает практическую направленность высшего образования, подчеркивает потребность в приобретении опыта в профессиональной деятельности, способность применять знания на практике. Следовательно, компе-тентностный подход включает комплекс принципов определения образовательных целей, которые выражаются в самоопределении, самоактуализации и развитии уникальности каждого студента. Образовательный процесс в рамках компетентност-но-ориентированного подхода приобретает деятельностный характер, т.е. приобретение знаний и умений происходит на практике, организуется групповая деятельность; применяются активные формы и методы обучения, новаторские технологии продуктивного характера; формируется индивидуальная образовательная траектория; активно внедряются межпредметные взаимосвязи; развиваются важнейшие качества: инициативность, ответственность, самостоятельность, креативность и т.д.

Компетентностно-ориентированное обучение в процессе преподавания иностранного языка требует творческого подхода к построению и проектированию процесса обучения, формированию условий для развития практических навыков и умений владения иностранным языком. Поэтому необходимо создать такие условия, когда студенты естественным образом осваивают языковой материал, преподаватель общается со студентами в жизненных ситуациях, которые были смоделированы различными способами. В рамках компе-тентностно-ориентированного обучения студенты должны приобрести определен-

ные интеллектуальные, коммуникативные и творческие умения. В отношении практических навыков владения ИЯ студенты должны владеть конкретной программой, лексическим и грамматическим материалом, уметь работать с официальными документами на иностранном языке и составлять их самостоятельно на родном и иностранном языках, иметь представление о проведении деловых встреч на иностранном языке.

Компетентностный подход в образовании направлен: на свободное и творческое мышление всех участников образовательного процесса; на приобретение знаний и умений, готовящих специалистов к жизни в современном обществе; на проведение самостоятельного поиска информации, развитие лидерских качеств. Компетент-ностно-ориентированное обучение полностью меняет традиционное представление о подготовке специалиста как о простом приобретении им определенных знаний. Качество и эффективность полученного образования будущим специалистом определяется степенью сформированности компетенций, приобретенных в процессе реализации компетентностного подхода в высшем образовании. Мы можем констатировать, что под компетентностным подходом понимается совершенствование образовательной системы высшего учебного заведения, направленное, в основном, на формирование у студентов-бакалавров ключевых компетенций, которые позволяют решать практические задачи самостоятельно с использованием теоретических знаний и собственного социального опыта. Такой подход развивается как альтернатива традиционному обучению, в процессе которого применение знаний, умений и навыков ограничивается на практике и для конкурентоспособного специалиста их просто недостаточно.

Библиографический список

1. Фрумин И.Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. - 2002. - № 36. - С. 38-39.

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. -2004. - №5. - С. 3-12.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 225 с.

COMPETENCE APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Yu.S. Vasilieva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor N.S. Shvaikina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Samara State Technical University (Russia, Samara)

Abstract. This article is devoted to the consideration of the differences between the concepts of "competence" and "competence-based approach". The authors of the article reveal the essence of the competence-based approach using the example of teaching foreign languages. Competence-based learning is seen as an alternative to traditional learning. The article identifies the most effective methods of teaching a foreign language based on a competence-based approach.

Keywords: foreign language competence, competence-based approach, competence, professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.