Научная статья на тему 'Компетентностный подход в практико-ориентированной подготовке студентов-менеджеров сферы туризма'

Компетентностный подход в практико-ориентированной подготовке студентов-менеджеров сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ-МЕНЕДЖЕРЫ / ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА / СФЕРА ТУРИЗМА / VOCATIONAL TRAINING / STUDENTS-MANAGERS / DISCIPLINES OF THE CURRICULUM / TOURISM SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Екатерина Николаевна

Автор в статье подчеркивает, в частности, что организация образовательного процесса направлена на усвоение профессиональных знаний и умений (знаниевый подход), который не ориентирован на выполнение практических профессиональных обязанностей будущих менеджеров сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach in the praktiko-focused to preparation of students managers of the sphere of tourism

The author in article emphasizes, in particular, that the organization of educational process is directed on assimilation of professional knowledge and abilities (knowledge approach) which isn't focused on performance of practical professional duties of future managers of the sphere of tourism.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в практико-ориентированной подготовке студентов-менеджеров сферы туризма»

Егорова Екатерина Николаевна

аспирант кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств ______________________________________________(тел.: 89094530810)

Компетентностный подход в практико-ориентированной подготовке студентов-менеджеров сферы туризма

Автор в статье подчеркивает, в частности, что организация образовательного процесса направлена на усвоение профессиональных знаний и умений (знаниевый подход), который не ориентирован на выполнение практических профессиональных обязанностей будущих менеджеров сферы туризма.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты-менеджеры, дисциплины учебного плана, сфера туризма.

E.N. Egorova, post-graduate of the chair of psychology and pedagogics of the Krasnodar state University of culture and arts; tel.: 89094530810.

Competence-based approach in the praktiko-focused to preparation of students managers of the sphere of tourism

The author in article emphasizes, in particular, that the organization of educational process is directed on assimilation of professional knowledge and abilities (knowledge approach) which isn't focused on performance of practical professional duties of future managers of the sphere of tourism.

Key words: vocational training, students-managers, disciplines of the curriculum, tourism sphere.

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, И.С. Якиманской. В определении компетентности исследователи придерживаются различных точек зрения, определяя компетентностный подход как постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формирования навыков на создание условий для овладения комплексом потенций, обозначающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночноэкономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [1, с. 138].

Существует точка зрения, что компетент-ностный подход представляет собой приоритетную направленность на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности [2] или как определенный уровень функциональной грамотности [3].

Анализируя применение компетентностного подхода в проектах государственных образовательных стандартов высшего профессио-

нального образования, Ю.Г. Татур отмечает, что, учитывая обобщенный, интегральный характер понятия «компетентность» по отношению к используемым сегодня в образовательном стандарте терминам «знание», «умение», «владение», такой переход обеспечивает формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволяет говорить о более широком поле деятельности специалиста [4, с. 23]. Основными единицами обновления содержания образования в условиях модернизации принято считать компетентность и компетенции (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер,

А.А. Субетто и др.).

В контексте практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма нами учтено, что компетенцию определяют как круг вопросов, явлений, в которых человек хорошо осведомлен, а компетентный специалист - это знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией [5, с. 288]. Анализируя основные идеи и положения компетентностно-го подхода в образовании, мы опираемся на мнение И.А. Зимней [6, с. 6-13], В.И. Байденко [7, с. 7] и др. ученых о необходимости разгра-

93

ничения понятия «компетентность» и «компетенция», относя компетенцию к потенциальному качеству личности, а компетентность - к актуальному, формируемому качеству, другими словами , компетентность являет собой уже актуализацию компетенций, определяющих содержание конкретной компетентности.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности:

функционально-деятельностный подход [8], рассматривающий компетентность как единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности, к выполнению профессиональных функций, при котором основные параметры профессиональной компетентности задаются функциональной структурой деятельности, включающей ряд теоретических и практических умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных и др.;

аксиологический подход [9]. В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций рассматривает компетентность как образовательную ценность. Профессиональная компетентность предполагает введение человека в общекультурный мир ценностей и именно в этом пространстве человек реализует себя как специалист и профессионал [10];

универсальный подход к пониманию сущности профессиональной компетентности состоит в том, что данная категория однозначно не соотносится ни с общим, ни с профессиональным образованием. Компетентность связана с базисной квалификацией и в то же время позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных узкой специализацией, что обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению и самосози-данию, готовность и способность обновлять свои знания [11];

креативный подход рассматривает профессиональную компетентность как уровень творческой реализации профессионализма, коммуникативных способностей и автономности, понимаемой как самостоятельность, право и ответственность за принятие независимых решений в своей профессиональной деятельности;

культурологический подход [12] рассматривает компетентность как часть профессиональной культуры. С этой точки зрения к наиболее важным компонентам профессиональной культуры относят: системное мировоззрение и модельное мышление; профессиональное творчество в процессе деятельности; праксиологическую, рефлексивную и инфор-

мационную вооруженность; компетентность деятельности, общения и саморазвития; конкретно-предметные знания. Исходя из этого, компетентность деятельности, общения и саморазвития специалиста составляют основу компетентности как компонента профессиональной культуры.

Использование компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей и представителей профессиональных сообществ совместно с образовательным учреждением в формировании заказа на вы-пускника-менеджера, а именно, в определении состава компетенций, которыми он должен обладать (универсальными, ключевыми, общепрофессиональными, функциональными, предметно-специальными) [13].

Опрос работодателей сферы туризма в Краснодарском крае свидетельствует, что выпускники, как правило, не готовы приступить к выполнению должностных обязанностей, что замедляет срок адаптации их как менеджеров в организациях. Это обусловлено тем, что за время обучения у студентов-менеджеров в полном объеме не сформированы универсальные и профессиональные компетенции. Организация образовательного процесса направлена на усвоение профессиональных знаний и умений (знаниевый подход), который не ориентирован на выполнение практических профессиональных обязанностей будущих менеджеров сферы туризма.

Разнообразие дисциплин учебного плана и интенсивность их освоения, ограниченное количество часов на изучение не обеспечивает применения большей части знаний к конкретным профессиональным ситуациям, что и составляет основу формирования универсальных и профессиональных компетенций в системе профессионального образования. Объединить профессиональные знания и умения должны именно профессиональные ситуации, имитированные образовательными технологиями. В условиях дисциплинарного разделения - это практически невозможно, так как необходимо интегративное обучение по специальности [14].

В рамках рассмотрения содержания подготовки будущих менеджеров сферы туризма необходимо выделить особую группу компетенций, позволяющую успешно осуществлять деятельность в различных социальных и профессиональных сообществах - «ключевые компетенции» (И.А. Зимняя и др.). Анализ позволил нам сделать вывод о том, что ключевые компетенции представляют собой:

процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности;

94

не являются личностными характеристиками субъектов деятельности, а способствуют реализации качеств личности, определяют конкурентоспособность и социально-

профессиональную мобильность субъектов при достижении ими высших ступеней профессионального мастерства;

позволяют успешно адаптироваться в различных социальных и профессиональных сообществах.

Приведенные компоненты компетенций менеджеров с высокой степенью корреляции сочетаются с компетенциями, представленными в TUNING Project, где они классифицированы по трем группам [15].

Таким образом, на основе проведенного исследования [16] обозначим важнейшие компетенции будущего менеджера сферы туризма:

инструментальные компетенции: способ-

ность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; базовые знания в различных областях; тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); решение проблем; принятие решений;

межличностные компетенции: способность к критике и самокритике; работа в команде; навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; принятие различий и мультикультурности; способность работать в международной среде; приверженность этическим ценностям;

системные компетенции: способность применять знания на практике; исследовательские навыки; способность учиться; способность адаптироваться к новым ситуациям; способность порождать новые идеи (креативность); лидерство; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху.

Кроме того, отметим, что не менее важными компетенциями являются: пользование базами и банками данных, работа на компьютерах, знание и понимание экологии, экономики и бизнеса; финансовые знания; коммерческая смекалка; умение трансфера технологий (переноса технологий из одних областей в другие); навыки маркетинга и сбыта: правовые знания; знание патентно-лицензионной сферы; умение защиты интеллектуальной собственности; знание нормативных условий функциони-

рования предприятий различных форм собственности (умение презентации технологий и продукции); знание иностранных языков; санитарно-медицинские знания; знание принципов «обеспечения безопасной жизнедеятельности»; знание принципов существования в условиях конкуренции и безработицы; психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности.

1. Селевко Г. К. Компетентность и ее классификация // Народное образование. - 2004. № 4. С. 138-143.

2. Ильина А. В. Формирование познавательной самостоятельности студентов среднего профессионального учебного заведения в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. 29 с.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.

В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии, 2003. - 944 с.

6. Зимняя И. А. Компетентность человека -новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Кн. 2. Компетентность человека - новое качество результата образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 319 с.

7. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 71 с.

8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. наведении / под ред. В.А. Сластенина. -М: изд. центр ««Академии», 2004. 386 с.

9. Гершунский Б. С. Философия образования

для XXI века: (В поисках практико-

ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.

10. Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект) - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. 337 с.

11. Краткий терминологический словарь по культурологии /Под ред. И. Ф. Кефели; сост.:

95

Ю.Г. Акимов, Л. И. Григорьева, Н.В. Иванников и др. - 3. изд., перераб. и доп. - СПб.: Акад. гуманит. наук, 1997. 65 с.

12. Педагогика и психология / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Сластенина. М., 2004. 584 с.

13. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: школа - вуз - послевузовское образование / науч. ред. проф. И. А. Зимняя // Материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М., 2006. 130 с.

14. Чернилевский Д. В. Конкурентность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Специалист. 1997. № 1. С. 29-32.

15. Tuning Project [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: URL: http://www. let.rug.nl/ Tuning Project/index.htm

16. Новиков А. М. Профессиональное образование России. М., 1997. 73 с.

1. Selevko G.K. Competence and its classification // National education. - 2004. No 4. P. 138143.

2. Ilyin A.V. Formation of informative independence of students of average professional educational institution during studying of all-professional disciplines: Avtoref. dis. ... Master of pedagogy sciences. - Chelyabinsk, 2008. 29 p.

3. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competence-based model: from idea to an educational program // Pedagogics. 2003. No 10. P. 8-14.

4. Tatur Yu.G. Competence of structure of model of quality of preparation of the expert // the Higher education today. 2004. No 3. P. 20-26.

5. Ojegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory

dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions / Russian academy of Sciences. Russian institute of V. V. Vinogradov. 4

prod. the added. M.: Open company "Technology ITI, 2003. 944 p.

6. Zimnya I.A. Compety of the person - new quality of result of education // Problems of quality

of education. Book 2. Competence of the person -new quality of result of education. Materials XIII of the All-Russian meeting. Ufa: Research center of problems of quality of training of specialists, 2003. 319 p.

7. Baydenko V.I. Identification of structure of competences of graduates of higher education institutions as necessary design stage of STATE VPO of new generation. Methodical grant. - M.: ITsPKPS, 2006. 71 p.

8. Pedagogics of professional education: studies. grant for the student. high. ped. studies targeting / under the editorship of V.A.Slastenin. - M.: prod. Akademii center, 2004. 386 p.

9. Gershunsky B.S. Filosofiya of education for the XXI century: (In search of the praktiko-focused educational concepts). M.: Publishing house "Perfection", 1998. 608 p.

10. Duranov M. E. Management of professional education of future expert at the higher school (sociocultural aspect) - Chelyabinsk: ChGAKI, 2006. 337 p.

11. The short terminological dictionary on cultural science / Under the editorship of. I.F. Kefeli; col.: Yu.G. Akimov, L.I. Grigoriev, N.V. Ivannikov, etc. - 3. prod. reslave. and additiona.l - SPb.: Acad. hum. sciences, 1997. 65 p.

12. Pedagogics and psychology / Under the editorship of A.A .Bodalev, V.A. Slastenin. M., 2004. 584 p.

13. Competence and problems of its formation in system of continuous education: school - higher education institution - postgraduate education / sc. edition of prof. I.A. Zimnyaya // Materials of the scientific and methodical conference "Actual Problems of Quality of Education and Way of Their Decision". M., 2006. 130 p.

14. Chernilevsky D.V. Conkurentnosty of future expert as indicator of quality of its preparation // Expert. 1997. No 1. P. 29-32.

15. Tuning Project [Electronic resource]: [site]. Access mode: URL: http://www. let.rug.nl/Tuning Project/index.htm

16. Novikov A.M. Professional formation of Russia. M., 1997. 73 p.

___________________________________ 96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.