Научная статья на тему 'Компетентностный подход в гуманитарном образовании: проблемы преемственности'

Компетентностный подход в гуманитарном образовании: проблемы преемственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева Т.Н., Ларкина А.Е.

В статье рассматривается проблема компетентностного подхода в гуманитарном образовании. Производится анализ компетенций школьников и студентов, сравнение этапов обучения воспитанников и компановка результатов, делается вывод на основе вышеперечисленных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачева Т.Н., Ларкина А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in education: problems of succession

The article deals with the problem of the competence approach in humanities education. The analysis of the competencies of schoolchildren and students, comparison of the stages of pupils’ education and the compilation of results, and a conclusion based on the above data are carried out.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в гуманитарном образовании: проблемы преемственности»



УДК 37.013

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-105-108

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Т.Н. Логачева, А.Е. Ларкина

Волгоградский институт бизнеса, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается проблема компетентностного подхода в гуманитарном образовании. Производится анализ компетенций школьников и студентов, сравнение этапов обучения воспитанников и компановка результатов, делается вывод на основе вышеперечисленных данных.

Ключевые слова: образовательная система, преемственность, компетенции, современное образование, профессиональное образование

Для цитирования: Логачева Т.Н., Ларкина А.Е. Компетентностный подход в гуманитарном образовании: проблемы преемственности // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №2. С. 105-108. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-105-108 Конфликт интересов отсутствует

COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION: PROBLEMS OF SUCCESSION

Tatyana N. Logacheva, Anastasia E. Larkina

Volgograd Business Institute, Volgograd, Russian Federation

Summary. The article deals with the problem of the competence approach in humanities education. The analysis of the competencies of schoolchildren and students, comparison of the stages of pupils' education and the compilation of results, and a conclusion based on the above data are carried out.

Keywords: educational system, continuity, competence, modern education, vocational education For citation: Logacheva T.N., Larkina A.E. Competence approach in education: problems ofsuccession. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(2):105-108. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-105-108

There is no conflict of interests

«Преемственность компетенций обучения в гуманитарном образовании» является актуальной темой в нынешнее время, так как она только начинает «зарождаться», начиная свой исследовательский путь. В ходе развития высококачественных технологий, причем в ускоренном темпе, как экономика, так и люди совершенствуются. Также с развитием связана форма обучения, которая находится в непрерывном изменении.

Одним из относительно новых принципов формирования образовательной системы является понятие «компетенции». Это такие качества личности, которые позволяют человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям; характеристика, описывающая степень, до которой индивид способен материализовать эти компетенции. Для того чтобы развить у студента (школьника) такие качества, необходим подход, который назвали компе-

тентностным. Теперь важно преподавателю не просто дать навыки, умения, заложить определенные знания, но и сделать так, чтобы ученики усвоили способы деятельности и приобрели опыт исполнения деятельности в различных ситуациях.

Главная задача преподавателя - развитие и становление у студента (школьника) навыков самообучения, самообразования, помимо наполнения нужным количеством материала.

Кроме вышеперечисленных изменений, в высшем образовании произошли изменения в структуре: так Федеральный закон № 232 - ФЗ от 24.10.2007 г. утверждает то, что введена уровневая структура, т.е. подразделение на два уровня. Степень бакалавра соответствует первому уровню образования, а магистра - второму уровню образования. В эти уровни входят отдельные образовательные программы и самостоятельная итоговая аттестация.

Так, базис современного образования - это компетентностный подход к организации учебной деятельности, целеполаганию, оценке результатов. В основе государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Анализ образовательной программы показал, что в нее входят такие термины как: способность, умение, готовность. А в государственные образовательные стандарты высшего образования употребление понятий: компетентность и компетенция.

Рассмотрим более подробно государственные образовательные стандарты высшего образования, т.е. компетенции и компетентность.

Компетенция - интегративная комплексная характеристика, совокупность личностных качеств и умений в той или иной области, приобретенных в процессе профессиональной подготовки и обеспечивающих успешность деятельности.

Компетентность - личностно-профессиональ-ная характеристика, реализация компетенций в деятельности, результат профессиональной подготовки [1].

Основные компетенции, которые формируются у школьников в процессе учебной деятельности: эмоционально-психологические, регулятивные, социальные, учебно-познавательные, творческие, компетенции самосовершенствования. У студентов же, в процессе учебной деятельности формируются такие компетенции как: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

В качестве примера, можно рассмотреть получаемые знания учащихся, в рамках школьной программы (предмет «Обществознание») и в рамках студенческой деятельности (предмет «Экономическая теория»).

Начиная с 7 класса в учебной программе по обществознанию, появляется раздел, который называется «Человек в экономических отношениях». На данном этапе ученики только начинают знакомство с данным разделом: изучают понятие экономика, знакомятся с такими темами, как производство, деньги и их функция, экономика семьи и другие. Весь материал изучения подкреплен простыми примерами для понимания, изучаемых понятий [2].

В 8 классе в учебнике по обществознанию уже появляется конкретный раздел под названием «Экономика». Тем в данном разделе, по сравнению с учебником за 7 класс, становится больше. Объем каждой темы также увеличивается. В каждом па-

раграфе, по ходу изучения, появляются вопросы, которые заставляют ученика подумать. А также в конце темы есть документ, к которому прилагается несколько вопросов [3].

В 11 классе отдельного раздела экономики в учебнике по обществознанию нет. В главе социальное развитие современного общества выделяют параграф, называемый «Роль экономики в жизни общества». Данная тема обширная и охватывает сразу несколько подтем: экономика как подсистема общества, экономика и уровень жизни, экономика и социальная структура общества, экономика и политика, экономика и культура. То есть рассматривается экономика в разных сферах, ее взаимосвязь, происходит обобщение всех полученных знаний по данной тематике. В конце параграфа имеются вопросы к теме, также отдельным блоком идут вопросы для размышления, а после них прикрепляется отрывок, к которому также прилагаются вопросы [4].

В ВУЗе студенты проходят предмет экономическая теория, в котором уже конкретно изучается экономика, в том числе микроэкономика и макроэкономика. Каждый раздел включается в себя множество тем, которые помогают подробно узнать данную сферу [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что экономику начинают постепенно изучать в школе, начиная с 7 класса, что постепенно помогает вникнуть в данную тему. С каждым годом знания пополняются по этой сфере. Уже к последнему году обучения в школе у учеников формируются основы экономических знаний, а в ВУЗе углубляются и расширяются.

На основе вышеперечисленной информации можно сделать вывод, что личностными результатами выпускников основной школы, которые формируются при изучении содержания курса по обществознанию, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед

нынешними и грядущими поколениями. Выпускники же в результате изучения экономической теории должны иметь представление о роли экономической теории в познании других дисциплин по избранной специальности; об уровнях, на которых изучается экономическая теория (миро- , мезо- , макро- , мега-уровень); о методах экономической теории; о принципах, законах и моделях рыночной экономики; о различных типах экономических систем; об инструментах и границах вмешательства государства в экономику и др.

Метапредметные результаты изучения обще-ствознания выпускниками основной школы проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. [6] В то время как метапредметные результаты изучения экономической теории студентами высших образовательных учреждений проявляются в: умении измерять величину и уровень предложения и определять поведение производителя; умении выявлять тенденции в динамике цен на конкурентных и неконкурентных рынках;умении определять потенциал рынков экономических ресурсов: труда, земли, капитала; формулировать актуальные макроэкономические цели общества, реализация которых является приоритетной на конкретном этапе хозяйственного развития; умении рассчитывать основные макроэкономические показатели; умении оценивать макроэкономическую нестабильность; умении расчета прибыли и порога рентабельности; умении макроэкономического анализа и др. [7].

Таким образом, на каждом этапе обучения у учащихся формируются различные результаты изучения предметов, так как обучение происходит постепенно, и знания расширяются.

Преемственность как важнейший принцип организации образовательного процесса характеризуется тем, что каждая предыдущая ступень

образования, помимо самоценности и логической завершенности подготовки специалистов соответствующего образовательного уровня, ориентируется на основное содержание и технологии обучения, характерные для последующей ступени. Преемственность реализуется через систему взаимодействующих образовательных программ подготовки к универсальной многоаспектной деятельности.

Непрерывность профессионального образования обеспечивается, в первую очередь, преемственностью содержания профессионально-образовательной деятельности при переходе от одного уровня к последующему. Определяющим фактором обеспечения непрерывного профессионального образования является его целостность, обеспечивающая взаимосвязь, последовательность и преемственность образовательных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Якушев М.В. Компетенции и компетентность: о целях и преемственности современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. №5(55). С. 306.

2. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013.159 с.

3. Обществознание 8 класс: учебник, для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. М.: Просвещение, 2014. 255 с.

4. Обществознание 11 класс: учебник / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2009. 178 с.

5. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 792 с.

6. Рабочая программа ФГОС по обществознанию для 5-9 классов / Н.Ю. Пичугина, О.Н. Масленникова, Н.А. Тюлькина; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №75 городского округа Тольятти.

7. Кулишова Р.С. Экономическая теория: учебно-ме-тод. комплекс. М.: Юридический институт, 2011. 68 с.

REFERENCES

1. Yakushev M.V. Competences and competence: on the goals and continuity of modern education. Scientific notes of Orel State University. 2013; (5):306. (In Russ.)

2. Social studies. Grade 7: textbook for general educational institutions / Ed. L.N. Bogolyubov, LF Ivanovo. Moscow, Education, 2013.159 p. (In Russ.)

3. Social Studies. Grade 8: a textbook for general educational institutions / Ed. L.N. Bogolyubov [and others]. Moscow, Prosveshchenie, 2014. 255 p. (In Russ.)

4. Social studies. Grade 11: a textbook / Л.Н. Bogolyubov, N.I. Gorodetskaya, A.I. Matveyev. Moscow, Prosveshchenie, 2009. 178 p. (In Russ.)

5. Economic theory: a textbook / SS. Nosov. 4 th ed., Sr. Moscow, KNORUS, 2011. 792 p. (In Russ.)

6. Work Program on Social Studies for grades 5-9 / N.Yu. Pichugina, O.N Maslennikova, N.A. Tyulkina; Municipal budgetary educational institution is an average comprehensive school with in- depth study of individual subjects No. 75 of Togliatti city district. (In Russ.)

7. Kulishova R.S. Economic theory: the teaching method. complex. Moscow, The Law Institute, 2011. 68 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 16.04.2018

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Логачева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (902) 650 33 12, е-mail: logacheva78@mail.ru

Ларкина Анастасия Евгеньевна, студентка 2 курса экономического факультета Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград, Тел.: (937) 555 64 85, e-mail: larkina1998@list.ru

ABOUT THE AUTHORS

Logacheva Tatyana Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and The Foreign languages of the Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (902) 650 33 12, e-mail: logacheva78@mail.ru

Larkina Anastasia Evgenievna, student of the Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (937) 555 64 85, e-mail: larkina1998@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.