Научная статья на тему 'Факторы профессионального самовоспитания будущих специалистов в процессе обучения в вузе'

Факторы профессионального самовоспитания будущих специалистов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ САМОВОСПИТАНИЯ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ САМОВОСПИТАНИЯ / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION / UPBRINGING / MOTIVATING FACTORS OF SELF-EDUCATION / OBSTACLES TO SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Виолетта Александровна, Логачева Татьяна Николаевна, Ларкина Анастасия Евгеньевна

В статье рассматривается проблема профессионального самовоспитания будущих специалистов на разных этапах обучения в вузе. Объектом исследования является профессиональное самовоспитание студентов, главной целью исследования стало выявление особенностей организации и содержания профессионального самовоспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Виолетта Александровна, Логачева Татьяна Николаевна, Ларкина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY

The article considers the problem of professional self-education of future professionals at various stages of study at the University. The object of investigation is professional self-education of students, the main purpose of the study was to identify characteristics of the organization and content of professional self-determination of students

Текст научной работы на тему «Факторы профессионального самовоспитания будущих специалистов в процессе обучения в вузе»

УДК 37.047 ББК 74.48 Л 84

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

(Рецензирована)

Лукьянова Виолетта Александровна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории, социологии Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (904) 772 48 50, е-mail: lviolettaa@mail.ru

Логачева Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (902) 650 33 12, е-mail: logacheva78@mail.ru

Ларкина Анастасия Евгеньевна,

студентка экономического факультета Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (937) 555 64 85, e-mail: larkina1998@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального самовоспитания будущих специалистов на разных этапах обучения в вузе. Объектом исследования является профессиональное самовоспитание студентов, главной целью исследования стало выявление особенностей организации и содержания профессионального самовоспитания студентов.

Ключевые слова: профессиональное самовоспитание, воспитание, мотивирующие факторы самовоспитания, препятствующие факторы самовоспитания.

FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY

(Reviewed)

Lukyanova Violetta Aleksandrovna,

candidate of Historical sciences, associate professor of the Department of Philosophy, History and The Foreign languages of the Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (904) 772 48 50, e-mail: lviolettaa@mail.ru

Logacheva Tatyana Nikolaevna

candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Philosophy, History and The Foreign languages of the Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (902) 650 33 12, e-mail: logacheva78@mail.ru

Larkina Anastasia Evgenievna

student of the Faculty of Economics of the Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (937) 555 64 85, e-mail: larkina1998@list.ru

Summary. The article considers the problem of professional self-education of future professionals at various stages of study at the University. The object of investigation is professional self-education of students, the main purpose of the study was to identify characteristics of the organization and content of professional self-determination of students.

Keywords: professional self-education, upbringing, motivating factors of self-education, obstacles to self-education.

В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Человек не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств, и возникает потребность в собственном самосовершенствовании. Профессиональное самовоспитание является одним из условий формирования будущего специалиста.

В условиях смены парадигмы образования, связанной с переходом от знаниевой к компетент-ностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Цель профессионального образования - овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения.

Целью нашей работы являлось выявление особенностей организации и содержания профессионального самовоспитания студентов.

Объект исследования: самовоспитание студентов в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования: процесс профессионального самовоспитания студентов и его влияние на формирование компетенций будущего специалиста, а также анализ условий, под влиянием которых молодые люди осознают потребность в самовоспитании.

Мы преследовали следующие задачи: изучить состояние профессионального самовоспитания студентов; выявить факторы, влияющие на организацию и содержание профессионального самовоспитания студентов.

Профессиональное самовоспитание - это результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще [1].

Анализ психолого-педагогической литературы (работы А.Г. Ковалева, А.И. Кочетова, Л.И. Ру-винского, В.И. Селиваниева, Д.М. Гришина, В.Г. Куценко и др.) показывает, что большинство исследований по проблеме самовоспитания касается проблематики воспитания школьников. Вопросы самовоспитания студентов не привлекали к себе должного внимания. Исследования, специально

посвящённые вопросам самовоспитания студентов, активизировались лишь в последнее десятилетие. Эти исследования обогатили знания о самовоспитании в системе основных факторов формирования личности будущего специалиста, о путях организации самовоспитания, об особенностях отдельных его видов и т.д.

Появились работы, в которых раскрываются отдельные вопросы самовоспитания студентов: руководство самовоспитанием студентов (Р.С. Гари-фьянов, С.Б. Кабанова, З.С. Сепчева), самовоспитание студентов в связи с подготовкой к профессии учителя (Н.И. Дунина, Б.П. Зязин, С.Б. Елканов, Л.П. Кугукина, Е.А. Попова), определение места самовоспитание в системе основных факторов формирования личности специалиста в условиях вуза (В.А. Лозовой, Ж.А. Тихончук), нравственное самовоспитание студентов (В.А. Беляева, Л.В. Зани-на), психологические проблемы самовоспитания студентов педагогического вуза (Н.И. Исаева, О.Е. Борденюк, В.Т. Красильников).

Но малоисследованным остаётся профессиональное самовоспитание, которое выступает необходимым условием успешного овладения профессией в студенческие годы, ибо именно в этот период закладываются основные профессиональные качества, развиваются профессиональные способности.

Диагностика способности к профессиональному саморазвитию проводилась в ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса» и охватывала будущих специалистов следующих направлений: юриспруденция, экономика, менеджмент. В анкетировании принимали участие студенты различного уровня подготовленности: студенты - первокурсники очной формы обучения; студенты - выпускники очной формы обучения, освоившие большинство дисциплин, необходимых для профессиональной карьеры и прошедшие практику в различных структурных подразделениях как государственных, так и частных фирм.

Для исследования была выбрана методика В. Зверевой и Н. Немовой «Способность к самосовершенствованию и саморазвитию». Исследование предполагало несколько целей: выявление стадии развития, на которой находится будущий специалист; определение мотивирующих и препятствующих факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самовоспитания.

Респондентам было предложено оценить ряд утверждений количеством баллов, соответствующих их субъективным оценкам. По итогам был подсчитан общий балл, который может находиться в диапазоне от 15 до 75. Большее значение балла отражает высокий уровень способностей к профессиональному самовоспитанию.

Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса по методике В. Зверевой иН. Немовой «Способность к самосовершенствованию исаогоразвитию»

Общий балл 55 - 75 36 - 54 15 - 35

Количество студентов-первокурсников 11 8 1

Количество студентов-выпускников 17 3 0

Интерпретация результата Активное развитие Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий Остановившееся развитие

5%

"Способность к профессиональному самовоспитанию студентов -первокурсников".

■ 55 -75

■ 36 -54

Рисунок1.Результаты диагностики способности к профессиональному самовоспитанию

Из предс5авленным во риа^те » диаграмм видно, что общий балл, входящк» в диагазон от 15 до 54 преабладает у тех, кто только начал свой путь к профессиональне% карьере. Тогда как у студентов-выпускников, общий балл находится на уровне выше среднего.

Среде факторов, стимулирующих или тормозящих процесс профессионального самовоспитания,

респондентами были выделены стимулирующие и препятствующие. Внешние факторы, стимулирующие процесс самовоспитания: мнение окружающих, перспектива повышения заработной платы, темп развития современного мира. Внутренние факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания: самооценка, самоуважение, личная заинтересованность (желание иметь более

16 14 12 1е 8 6 4 2 е

-15-

12

/2

8 8

£7

о

«¿г «?►

О.*4' К<Г ^ „^ ^

г

Эмоциональное состояние

Состояние здоровья

Трудовой(студенческий) коллектив

Низкая заработная плата Отсутствие времени

10

14

14

15

Рисунок 2. Стимулирующие и препятствующие факторы, отмеченные первокурсниками

5

1

6

5

0

5

Рисунок 3. Стимулирующие и препятствующие факторы, отмеченные выпускниками

Эмкцркноеьнкг сксткянрг

Скоткянрг ЗДК(КВ)Я 3

ВчодквкВ(отодгногоурВ) укеегктрв

/рзкоя заработная пеото

Дтоутотврг вргмгнр

5 10

углубленные знания, желание использовать приобретённые знаниянапрактике). Внешние факторы, препятствующие процессу самовоспитания: отсутствие екободного времени, низкая оплата труда, трудовой/студенческий коллектив. Внутренние факторы, препятствующие процессу самовоспитания: состояние здороврг,(устал ость), эмоциональное состояние (настроение).

Результаты исследования показали, что у студентов-первокурсников не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии. Из внешних факторов, стимулирующими для первокурсников оказалась перспектива повышения заработной платы. Из внутренних факторов доминирует личная заинтересованность. Они не связывают свое профессиональное самовоспитание с темпами развития мира. В целом отношение к профессиональному самовоспитанию оценивается как неопределенное. Среди факторов, препятствующих самовоспитанию, и студенты-первокурсники, и выпускники отметили отсутствие времени и эмоциональное состояние.

Студенты-выпускники имеют более адекватные представления о своей будущей профессии, а, следовательно, имеют более сильную мотивацион-ную структуру. Приоритетное стимулирующее значение имеют: личная заинтересованность, темпы развития современного мира, перспектива повышения заработной платы.

Таким образом, регулярное культивирование самовосп тания студентов, квалифицированное педагогическое руководство этим процессом и психолого-педагогическая поддержка будущих специалистов позволит с первого курса направлять их на активную работу над собой по формированию профессиональных компетенций.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя / А.Г. Ковалев. - Москва: Политиздат, 1983. - 256 с.

2. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. - М.: Перспектива, 1998. - 108с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.