Научная статья на тему 'Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя'

Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНОЛЬНОЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ / SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / DISCIPLINE / COMMUNICATION / THE DESIRE FOR SELFDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Ашурова Тахмина Абдулатифовна

Профессионольноя компетентность охватывает все сферы личности и является основной целью, к овладению которой должен стремиться будущий учитель на пути профессионального становления, где можно выделить несколько этапов: возникновение и формировоние профессиональных намерений; профессиональное обучение кок основа выбранной специальности; вхождение в профессию; частичная или полноя реализация в самостоятельной профессиональной деятельности. Результатами каждого этопо профессионального становления являются: профессиональное самоопределение, обученность, умелость или компетентность и профессиональное мастерство. В статье анализируется пути и методы формирования педагогического мастерство и самовоспитания профессиональной компетентности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Ашурова Тахмина Абдулатифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self education of professional competence of future teachers

Professional competence covers all areas of personality and is the main objective, to which the mastery must seek the way ofthe future teacher professional development in which several stages can be identified: the emergence and development of professional intentions; vocational training as the basis ofthe chosen specialty; entry into the profession; partial or complete implementation in an independent professional activity. The results of each stage of professional development are: professional self-learning, skillfulness and competence and professional skills. The article analyzes the way and the m thods of formation of pedagogical skills and self-education of professional competence of future teachers.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя»

УДК 33 Т А.А.АЗИЗОВ,

ББК 65,9 (2т) Т.А.АШУРОВА

САМОВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Проведенный нами мониторинг состояния подготовленности учителей к обучению, воспитанию и развитию учащихся в новых социально-экономических условиях выявил существенные противоречия, обусловленные несоответствием между объективной потребностью школы в компетентных кадрах учителей, способных организовать обучение, воспитание и трудовую деятельность учащихся в конкретных социально-экономических условиях и недостаточным уровнем их подготовленности к этому; возрастающим творческим характером профессиональной деятельности учителя, настоятельной необходимостью постоянного самосовершенствования и саморазвития, быстрого обновления знаний и умений и слабой разработанностью проблемы формирования профессиональной компетентности педагога; потенциальными возможностями самовоспитания и саморазвития студентов и их реализацией в процессе обучения в педвузах.

По нашему мнению, целенаправленность профессионального становления учителя - один из путей преодоления существующих противоречий.

В общей совокупности причин, обостряющих противоречия и сдерживающих подготовку студентов в соответствии с потребностями школы, можно выделить недостаточный учет в содержании обучения в пединституте и во внеурочной деятельности особенностей работы учителя в условиях рыночных отношений, что связано с формированием новых человеческих качеств, наращиванием и обновлением знаний, умений, навыков человека, развитием его творческих способностей. Работа в условиях приближающейся конкуренции и различных форм собственности образовательных заведений требует максимального включения потенциальных возможностей будущих учителей.

В формировании умений управлять собой, четких целей и неразмытых ценностей, постоянного физического и профессионального самосовершенствования значительное место занимает самовоспитание, основой которого является диалектическое единство свободы и необходимости.

Проблеме самовоспитания личности посвящено много работ психологов, педагогов. (А.Г.Асмолов (1), А.А. Бодалев (2), А.А.Божович, (3),Ф.И. Иващенко (4)).

Изменения, происходящие в обществе, в частности, в системе образования, предъявляют новые требования к профессионализму школьных работников, к более качественной подготовке учительских кадров, к профессиональному мастерству.

Вопросы профессиональной компетентности специалистов рассматриваются как отечественными, так и зарубежными учеными. Как показывают исследования, в ведущих зарубежных странах требования к современному работнику не только не ограничиваются формальными факторами его образования и квалификации, но все больше смещаются в сторону приоритета социально ценных личностных качеств. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств личности рассматривается в теоретических исследованиях и практических рекомендациях ведущих зарубежных педагогов, психологов, социологов.

В разработанной американской социальной наукой модели "компетентного работника" акцентируется та часть спектра индивидуально-психологических качеств, в которую входят самостоятельность, дисциплинированность, коммуникативность, стремление к саморазвитию. Важнейшим компонентом квалификации работника становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда.

В связи с этим, в их исследованиях большое место отводится разработке путей и методов, а также конкретных методик по формированию профессионально компетентного работника в той или иной области современного производства.

Отечественные педагоги и психологи в своих работах уделяют большое внимание разработке требований к учительской профессии, формированию знаний и умений, ПВК, необходимых учителю и др. Но, как показал анализ, проблема профессиональной компетентности педагогических работников разрабатывается сравнительно недавно.

Под руководством Д.М.Гришина разработана квалификационная характеристика учителя. В качестве основного понятия квалификационной характеристики учителя вводится понятие педаго-

221

гической компетентности. По мнению автора, педагогическая компетенция представляет собой совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений учителя как субъекта педагогической деятельности, его способность практического использования этих умений в педагогической деятельности.

Е.М.Павлютенков под профессиональной компетентностью учителя понимает форму исполнения им своей деятельности, обусловленной глубокими знаниями им свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив), свободным владением содержания с его труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам учителя, его самооценке, отношению к труду.

Говорить о мастерстве учителя можно только при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформированности внутреннего мира личности учителя - его потребностей, установок профессиональных ориентаций и мотивов деятельности, представлений о себе, и своих профессиональных качествах, результатов собственной деятельности.

Периоду обучения в вузе соответствует этап обученности и частично умелости. То есть из стен университета молодой человек выходит с определенным уровнем компетентности, включающей глубокие теоретические знания по избранной специальности и педагогические умения и навыки, которые предстоит совершенствовать в повседневной работе, добиваясь мастерства.

В литературе педагогическое мастерство определяется как высшая качественная характеристика степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью. Следовательно, профессиональное мастерство является конечной целью и результатом профессионального становления.

Таким образом, профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, который достигается человеком на пути его профессионального становления.

Профессиональная компетентность охватывает все сферы личности: потребностно-мотивационную, операционно-техническую, самосознание.

Резюмируя сказанное выше, можно сделать выводы.

Профессиональная компетентность в психолого-педагогической литературе рассматривается как: личностное образование, промежуточный этап на пути к профессиональному мастерству; единство потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер личности и самосознания; самооценка рассматривается как "ядро" профессионального самосознания, интегрирующее результаты самопознания и самоотношения, и как одного из фундаментальных свойств личности; уровень профессионального мастерства.

Профессиональная компетентность определяется как качественная характеристика степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью, предполагает: оценку своих личностных свойств и качеств как будущего специалиста - профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств; в соотнесении результатов оценивания с объективными требованиями к данной профессии (моделью деятельности); регулирование на этой основе своего профессионального становления, самосовершенствования, самовоспитания. Исследование состояния процесса самовоспитания в студенческой среде показало, что большинство студентов (73,5%) верно понимают сущность процесса самовоспитания.

Практически все студенты отмечают важность профессионального самовоспитания учителя и в качестве важнейших мотивов деятельности по самовоспитанию называют желание стать мастером педагогического труда, быть всесторонне развитой личностью, стать примером для учеников и окружающих людей, отвечать требованиям времени, уметь управлять собой, а также быть способным научить своих воспитанников заниматься самовоспитанием.

Однако понимание значимости самовоспитания в профессиональном становлении учителя не подкреплено соответствующей деятельностью. Только 12,8% из числа опрошенных (228) отметили, что занимаются самовоспитанием постоянно. Абсолютное же большинство будущих учителей либо обращаются к работе над собой время от времени, либо вовсе не занимаются самосовершенствованием.

Значительно активнее процесс самовоспитания реализуется девушками. Интерес к профессиональному самосовершенствованию возрастает от курса к курсу.

Мы поставили перед собой задачу выяснить причины существующего противоречия между пониманием значимости работы над собой и реализацией конкретной деятельности по самовоспитанию.

Одной из ведущих причин, как показывают исследования, является отсутствие у студентов

идеалов или примеров для подражания. Более половины из числа опрошенных студентов 55,1% не смогли определить, кто для них является примером самовоспитания. Одним из сложных моментов современного состояния общества является отрицание "старых", коммунистических, идеалов и отсутствие новых, позволяющих делать общество более гуманным и справедливым.

Среди наиболее часто упоминаемых в качестве примеров известные ученые, звезды эстрады и кино, родители, друзья, некоторые преподаватели.

Такое разнообразие в предпочтениях показывает, что в настоящее время произошли позитивные перемены, в результате которых навязывание идеалов уступило место их формированию на основе личностного выбора. Однако данное положительное явление содержит в себе опасность формирования кумиров антиобщественного толка. Этому во многом способствует пропаганда многочисленных образцов западной культуры, которые несут в себе культ зла и насилия. Поэтому наряду с предоставлением широких возможностей для оценки окружающей действительности и самих себя студентам необходимо обеспечить помощь специалиста для разрешения сложных вопросов и возникающих противоречий.

Другой проблемой, затрудняющей процесс самовоспитания, является незнание студентами механизма работы над собой. С чего начать? Как лучше узнать себя? Как составить реальную действенную программу самовоспитания? Что значит эффективно работать над собой? Как оценивать свое продвижение к цели? Эти и другие вопросы волнуют будущих учителей. Незнание методов самовоспитания (65,3% респондентов не смогли назвать ни одного метода), отсутствие у большинства студентов программы самовоспитания подтверждает сделанные нами выводы.

Для организации самовоспитания профессиональной компетентности необходима в осознать необходимость выработки и реализации индивидуального плана и программы деятельности. Нами разработана и экспериментально проверена целевая комплексная программа "Профессиональное становление будущего учителя". Данная программа рассматривается нами как составная часть процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя на этапе вузовской подготовки; роль и значение которой состоит в обеспечении условий успешности этого процесса.

В процессе изучения спецкурса "Самовоспитание профессиональной компетентности учителя" осуществляется систематизация знаний студентов по самовоспитанию. Как показала опытно-экспериментальная работа, изучение данного спецкурса усиливает формирование потребности в самовоспитании.

С целью более глубокого анализа учительской профессии,в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к ней современное общество, нами адаптирована по отношению к деятельности учителя концепция ограничений в менеджменте, разработанная М.Вудкоком и Д.Френсисом. На основе сравнения основных компонентов содержания деятельности учителя и менеджера нам удалось выявить то общее, что позволяет усилить посредством менеджмента (управления) профессиональную подготовку учителя.

Для изучения индивидуально-психологических особенностей студентов мы разработали пакет программ.

Этот пакет программ характеризуется: возможностью испытуемого самостоятельно работать на персональном компьютере, так как это не требует специальных знаний, умений, навыков; индивидуализацией темпа работы; анонимностью, немедленной выдачей результатов обследования на экран дисплея; одновременным обследованием всей группы.

Наличие стандартного набора психо - диагностических методик дает возможность координировать работу по формированию профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе.

В результате опытно-экспериментальной работы увеличилось количество студентов с положительной мотивацией с 55% в начале работы до 64% после прослушивания факультативного курса. Нами определен высокий, средний и низкий уровни профессиональной компетентности будущих учителей. Проведенный эксперимент показал, что если в начале обучения большинство студентов имели низкий уровень профессиональной компетентности, то в конце обучения среди выпускников физического факультета ХГУ имени Бабаджана Гафурова 75% имели высокий и 25% средний уровни профессиональной компетентности.

Динамика самооценки студентов на протяжении обучения в вузе составила 14% в сторону ее адекватности.

Знание своих личностных особенностей позволяет студенту оценить с достаточной полнотой и адекватностью свою профессионально-педагогическую пригодность. Оно превращается в

механизм саморегуляции деятельности и поведения, приобретает адекватный личностный смысл.

Овладение специальными теоретическими и практическими умениями в процессе изучения спецкурса даст возможность студентам глубже задуматься над особеннностями профессии учителя, над необходимостью постоянного самосовершенствования и поможет им в составлении программы собственного самовоспитания. Показателен рост количества студентов, занимающихся самовоспитанием и осознающих эту необходимость.

Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Разработанная нами модель педагогической деятельности профессиональной компетентной личности учителя трудового обучения, включающая цели и задачи профессиональной деятельности, принципы ее осуществления, содержание, формы, методы, критерии эффективности и другие составляющие, позволила выявить роль и место самовоспитания профессиональной компитентности в ее функционировании:

2. Организационно-педагогическими условиями самовоспитания профессиональной компетентности будущих учителей являются:

• насыщение учебного процесса и внеучебной работы со студентами активными формами и методами самопознания, самосовершенствования и самоуправления;

• включение в содержание обучения спецкурса "Самовоспитание профессиональной компетентности учителя", направленного на удовлетворение профессиональных потребностей, разрешение личностных проблем по совершенствованию профессионального мастерства;

• включенность в реальную практическую педагогическую деятельность, позволяющую получить опыт успехов и неудач, осуществить информативное сравнение своих результатов деятельности с достижениями других, выработать объективные критерии оценок своей личности и профессиональной деятельности;

• формирование установки на профессиональное самосовершенствование путем осознания противоречия между объективными требованиями к деятельности, личности учителя и реальным уровнем его профессиональной подготовки;

• соблюдение последовательности этапов формирования профессиональной компетентности;

• формирование адекватной самооценки, потребностно- мотивационной, операционно-технической сфер деятельности, субъективных причин успехов и неудач, осознание связей между результатами деятельности и собственными личностными и профессиональными качествами;

• овладение способами конструктивного преодоления ограничений на основе формирования профессиональных знаний и умений, овладение приемами самоанализа, самооценки деятельности с целью определения путей профессионального самообразования; формирование прогностической самооценки профессиональных возможностей и регулирование на этой основе профессиональной деятельности.

Под влиянием целенаправленной педагогической деятельности по формированию профессиональной компетентности будущих учителей, на основе разработанной целевой комплексной программы, удалось обеспечить перевод профессионального самовоспитания с более низкого на более высокий уровень, что в значительной степени обусловило успешность профессиональной подготовки, повышение уровня профессиональной компетентности будущих учителей и способствовало более быстрой адаптации к новой деятельности в процессе профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асмолов,А.Г.Личность как предмет психологического исследования/А.Г.Асмолов.-М.,1984.-104с.

2. Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А.Бодаев.- М.: Педагогика, 1983. - 271 с.

3. Божович,А.А.Личность и ее формирование в детском возрасте/А.А.Божович.- М.,1968.- 464 с.

4. Иващенко,Ф.И.Труд и развитие личности школьника/Ф.И.Иващенко.-М.:Просвещение,1987.-92с.

REFERENCES:

1. Asmolov, A.G.Personality as a subject of psychological research/A.G.Asmolov.- M.,1984.- 104p.

2. Bodalev, A.A. Personality and communication /A.A.Bodalev. - M.: Education, 1983. - 271 p.

3. Bozovic, A.A. Personality and its formation in childhood /A.A.Bozovic.- M., 1968.-464 p.

4. Ivashchenko,F.I.Labor and student personal development/F.I.Ivashcheko.-M.:Education,1987.-92 p.

Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя

Ключевые слова: самовоспитание, профессиональная компетентность, дисциплинированность, коммуникативность, стремление к саморазвитию.

Профессиональная компетентность охватывает все сферы личности и является основной целью, к овладению которой должен стремиться будущий учитель на пути профессионального становления, где можно выделить несколько этапов: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение как основа выбранной специальности; вхождение в профессию; частичная или полная реализация в самостоятельной профессиональной деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются: профессиональное самоопределение, обученность, умелость или компетентность и профессиональное мастерство.

В статье анализируется пути и методы формирования педагогического мастерства и самовоспитания профессиональной компетентности будущего учителя.

Self-education of professional competence of future teachers

Keywords : self-education, professional competence, discipline, communication, the desire for self-development.

Professional competence covers all areas of personality and is the main objective, to which the mastery must seek the way of the future teacher professional development in which several stages can be identified: the emergence and development of professional intentions; vocational training as the basis of the chosen specialty; entry into the profession; partial or complete implementation in an independent professional activity. The results of each stage of professional development are: professional self-learning, skillfulness and competence and professional skills.

The article analyzes the way and the rrn thods of formation of pedagogical skills and self-education of professional competence of future teachers.

Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: abdu_5@mail.ru

Ашурова Тахмина Абдулатифовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроники Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: univer.81@mail.ru

Information about the authors:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich,Doctor of Pedagogicy, Professor fo the Department of Technology and teaching methods of Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: abdu_5@mail.ru

Ashurovа Tahmina Abdulatifovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor fo the Department of Electronics, Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: univer.81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.