Научная статья на тему 'Компетентностный подход при изучении дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования»'

Компетентностный подход при изучении дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Н.И., Цицкиева Ф.Б.

В статье дан сравнительный анализ и проведена классификация компетенций, выделены особенности формирования профессиональных компетенций на примере дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования». Авторы определяют условия построения модели компетентностей выпускника вуза при условии формирования специальных компетенций в ходе образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Н.И., Цицкиева Ф.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при изучении дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования»»

гой стороны, это один из эффективных способов формирования профессиональных компетенций студентов, подготовка их к будущей деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью, возможность поверить в свои силы и убедиться в правильности выбора ВУЗа и направления обучения.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 221 с изменениями и дополнениями от: 31 мая 2011 г. [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.rU/198244/#ixzz3Vl43Dqgh.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

© Захарова Н.И., Цицкиева Ф.Б.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье дан сравнительный анализ и проведена классификация компетенций, выделены особенности формирования профессиональных компетенций на примере дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования». Авторы определяют условия построения модели компетентностей выпускника вуза при условии формирования специальных компетенций в ходе образовательного процесса.

Ключевые слова: ключевая компетенция, компетентность, профессионально-значимые качества, информационно-коммуникативные способности.

Под компетенцией понимается «совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы», а под компетентностью - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности» [1]. На мировом симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проходившем в Берне был представлен их примерный список, составляющий 140 компетенций. Идеи компетентностного подхода, как принципа образования рассматриваются в работах исследователей А.М. Аронова, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Краевского, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, О.В. Чурако-вой, П.Г. Щедровицкий и др.

У различных авторов названия понятий трактуются по-разному: ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, систематичные. Так, например, Г.К. Селевко выделяет «математическую, коммуникативную, информационную, автономизационную, социальную, нравственную компетентности. Нестрогость (пересекаемость классов) здесь заключается в том, что продуктивность может рассматриваться как общее свойство любой деятельности, например, деятельности решения математических задач или деятельности общения. Информационная компетентность пересекается со всеми остальными, т.е. данные компетенции не могут быть выделены, как отдельные. Автор классифицирует компетентности по видам деятельности, по отраслям науки, по составляющим психологической сферы, а так же по сферам общественной жизни, производства, в области способностей и по ступеням социальной зрелости и статуса [3].

Хуторским А.В. перечень ключевых образовательных компетенций определён на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности студента, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Этот автор отмечает семь групп ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников, образовательные компетентности представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов [4].

Наиболее комплексную классификацию предлагает И.А. Зимняя, выделяя три группы компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку, как личности, субъекту деятельности, общения.

2. Компетенции, относящейся к социальному взаимодействию человека и социальной среды.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека [2].

В третью группу автор включает компетенции познавательной деятельности в области информационных технологий, которые представляют собой взаимосвязь когнитивного, мотивационного, аксиологического, практического и эмоционально-волевого компонента. В этом случае компетенция выступает как потенциал компетенции, который может быть реализован в определённой сфере деятельности и должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации и саморегуляции и объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Компетентность включает в себя не только когнитивную и операционально-технологичес-

кую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения, систему ценностных ориен-таций [2].

При построении модели компетентностей выпускника вуза, на наш взгляд, отчётливо различаются четыре блока компетенций: общая профессиональная компетентность, специальная профессиональная компетентность, общая социально-психологическая и специальная социально-психологическая компетентность. Содержание инструментальной основы специальной профессиональной компетентности (степень и вид профессиональной подготовки выпускника) определяется государственными квалификационными характеристиками Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования (ФГОС ВПО).

Рассмотрим конкретный пример формирования профессиональных компетенций на примере дисциплины, относящихся к вариативной части профессионального цикла направления подготовки 230400.62 «Информационные системы и технологии», профиля подготовки «Информационные системы и технологии в административном управлении» Северо-Кавказского федерального университета. Дисциплину «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования» бакалавры указанного направления изучают в 8 семестре. К этому моменту студенты уже изучили ряд общеобразовательных дисциплин и поэтому формирование общепрофессиональных компетенций не предусмотрено учебным планом. Освоение дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Моделирование информационных систем и технологий», «Анализ автоматизированной информационной системы предприятия», «Разработка и тестирование объектно-ориентированного приложения предметной области». Основными задачами дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования» является формирование у студентов представлений о возможностях электронной коммерции; овладении теоретическими основами электронной коммерции и практическими навыками использования ее технологий на потребительском рынке и в процессах межфирменного взаимодействия; установление особенностей мобильной и телевизионной коммерции; обеспечение навыков работы в Интернете на электронных торговых площадках; ознакомление с организацией межфирменного взаимодействия в процессах электронной коммерции; изучение технологий электронной коммерции на потребительском рынке товаров и услуг.

Исходя из целей и задач изучения дисциплины, были сформированы профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы на базовом и повышенном уровне изучения. К ним относится формирование способностей проводить выбор исходных данных для рабочего проектирования, умение формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовы-

вать их при проектировании базовых и прикладных информационных технологий и разрабатывать средства их реализации (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные), а так же средства автоматизированного проектирования информационных технологий.

К профессиональным компетенциям данной дисциплины следует отнести и готовность студентов проводить сборку информационной системы из готовых компонентов; инсталляцию, отладку программных и настройку технических средств, для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию; готовность обеспечивать безопасность и целостность данных информационных систем и технологий; составление инструкций по эксплуатации информационных систем и адаптация приложений к изменяющимся условиям их функционирования. Студенты должны проявлять готовность участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем, использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях: машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, административное управление, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими, телекоммуникации, геоинформационные системы, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества.

Все вышеперечисленные компетенции, на наш взгляд, можно отнести к поливалентным профессиональным компетентностям, профессионально-когнитивным и информационно-коммуникативным способностям, профессионально-значимым свойствам личности. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Знания, профессиональные умения и навыки, полученные в результате изучения дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования» могут использоваться при написании выпускной квалификационной работы бакалавра. Здесь ключевые профессиональные компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов, позволяют успешно адаптироваться в разных сообществах, готовность специалиста включиться в определённую деятельность, постоянное стремление к обновлению знаний и использования их в конкретных условиях. Для выпускников вуза актуальными являются способности быть успешными, формирование профессионального универсализма, способности менять сферы и способы деятельности на высоком уровне.

Учащиеся должны обладать способностью мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации и конкретной деятельности. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, способность к планированию, ответ-

ственность. Все эти качества, на наш взгляд, составляют профессиональную направленность, профессиональную компетентность, метапрофессиональные качества личности и обуславливают продуктивность широкого круга профессиональной деятельности специалиста. Все эти понятия встраиваются в некоторую модель компетентностей выпускника вуза и позволяют определить условия формирования компетентности будущего специалиста в ходе образовательного процесса. Компетентностный подход становится, на наш взгляд стратегией реформирования всей системы российского образования, но только при условии изменения ее базовой цели. Эта цель очевидна - переход к индивидуализации образовательного процесса и развитию всех видов компетентности используя при этом и хорошую теоретическую базу и развитие способов деятельности и накопленный опыт всех субъектов образования.

Список литературы:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». -Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. -С. 34-42.

3. Селевко Г.К. - Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-144.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64; № 5. - С. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.