Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в процессе привлечения их к участию в конкурсных проектах'

Формирование профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в процессе привлечения их к участию в конкурсных проектах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРС ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PR-АКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошенко Н.С.

В статье рассматриваются возможности формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки «реклама и связи с общественностью» методом проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошенко Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в процессе привлечения их к участию в конкурсных проектах»

5. Аветисов А.П., Золотухин А.В., Гайфуллина О.В. Организация медицинской подготовки слушателей, курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России // Медицина катастроф. - 2005. - С.48-49.

6. Чуприян А.П. Методические рекомендации по планированию и учёту труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Локальный портал Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России. - Режим доступа: http://www.portal.igps.ru (дата обращения: 1.04.2015).

7. Балабанов В.А., Коннова Л.А., Талаш С.А. Основы первой помощи: Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 280705.65 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) - «специалист»). - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012. -27 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» В ПРОЦЕССЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТАХ

© Дорошенко Н.С.*

Евразийский лингвистический институт - филиал Московского государственного лингвистического университета, г. Иркутск

В статье рассматриваются возможности формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки «реклама и связи с общественностью» методом проектов.

Ключевые слова: студенты, профессиональные компетенции, конкурс проектов, проектная деятельность, PR-акции.

Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты ВПО задает новые тенденции в содержании и результатах образования. На первое место выступает задача объединения знаний и практики для обеспечения будущему выпускнику возможности использовать их в дальнейшем при решении задач в своей дальнейшей деятельности. Основным показателем освоения основных образовательных программ бакалавриата является наличие у

* Старший преподаватель кафедры Рекламы и связей с общественностью, кандидат психологических наук.

выпускника общекультурных и профессиональных компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет свое содержание компетенций для каждого направления подготовки в вузе. Рассмотрим далее особенности компетенций и их формирование у бакалавров на примере направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» [1]. Общекультурные компетенции характеризуют общий уровень развития личности, умение взаимодействовать с людьми при решении разных вопросов, знание правовых основ и обязанностей, заботящегося о собственном здоровье. Уровень развития профессиональных компетенций свидетельствует о готовности будущего специалиста к выполнению своих обязанностей, о его готовности быть субъектом организационно-управленческой, проектной, коммуникационной, рекламно-информационной, рыночно-ис-следовательской и прогнозо-аналитической деятельности.

Различные способы организации учебной деятельности, предусмотренные ФГОС, способствуют формированию и развитию вышеперечисленных компетенций бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». Так в ходе подготовки будущих специалистов проводятся интерактивные и активные практические и лекционные занятия в виде деловых, ролевых игр, осуществляется организация и контроль самостоятельной работы, организация и проведение мастер-классов с привлечением практиков и работодателей. Не вызывает сомнения, что без прочной теоретической базы, полученной на занятиях, проводимых в различных формах невозможно представить себе будущего специалиста, способного профессионально выполнять поставленные задачи. Вместе с тем тесная связь теории и практики позволяет сделать учебный процесс еще более эффективным. Одним из наиболее действенных способов получения практического опыта студентами направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» можно считать их участие в участие одном из основных видов их будущей профессиональной деятельности - проектной. Конкурсные мероприятия организуются как сам ВУЗом, где непосредственно обучаются бакалавры, так и другими высшими учебными заведениями города или страны. Межрегиональные конкурсы играют важную роль для развития студентов как будущих специалистов, так как дают им возможность продемонстрировать свои достижения среди других обучающихся, специалистов практиков, познакомиться со спецификой РЯ-деятельности в другом регионе, изучить инновационные технологии в сфере связей с общественностью, расширить деловые контакты и многое другое. Рассмотрим далее опыт участия студентов Московского Государственного Лингвистического Университета Евразийского Лингвистического Института в г. Иркутске (МГЛУ ЕАЛИ) (бывший ГОУ ВПО ИГЛУ) в конкурсе проектов в рамках ежегодного межрегионального студенческого фестиваля по связям с общественностью и рекламе «Дни РЯ на Алтае».

Конкурс, организуемый отделением связей с общественностью Алтайского государственного университета ставил перед собой ряд целей, среди которых были такие как содействие формированию института связей с общественностью в регионе и принципов цивилизованного сотрудничества на рынке PR и рекламы; выявление профессиональных достижений обучающихся в сфере PR; выявление молодежных инициатив, обладающих значительным рыночным потенциалом и способные привести к положительному социально-экономическому эффекту в Сибирском федеральном округе, а также представляющие потенциальный интерес для частных и государственных инвестиционных институтов (фондов, банков, страховых, инвестиционных компаний и т.д.); привлечение внимания к молодежным инициативам в области социального проектирования и межсекторного взаимодействия в Сибирском федеральном округе и России в целом; содействие их реализации. Для победителей конкурса предполагалось финансирование и содействие в их реализации.

Студентами 1-3 курсов совместно с преподавателем был разработан и выдвинут Экологический проект «Дыши!» на конкурс в сфере связей с общественностью «Сибирь. Модернизация. Молодежь», проходившем 21-23 апреля 2010 года в рамках VIII межрегионального студенческого фестиваля по связям с общественностью и рекламе «Дни PR на Алтае - 2010» и получил высокую оценку в номинации «Актуальность». Проектная документация включала в себя: разработку проекта, его целей, задач, сроков возможного исполнения; предоставления сведений об авторском коллективе, выполнившем работу, контактной информации; описание целевой аудитории; предоставление данных исследования отношения молодежи к заявленной проблематике; описание концепции и хода, подробный план мероприятий (по датам, с элементами медиапланирования), описание использованных в работе приемов или средства PR и рекламы; предоставление подробного бюджет; разработка символики (слоган, фирменные цвета, эмблема и т.п.); создание информационно-рекламных материалов: а) пресс-релизы и иные текстовые материалы; б) эскизы рекламных модулей; в) видеоролик; предполагаемые формальные результаты.

Цель была сформулирована следующим образом - разработка и распространение информационных ресурсов, направленных на обеспечение молодежи необходимыми знаниями для формирования бережного отношения к окружающей среде, возможностей улучшения экологической обстановки и сохранения здоровья жителей г. Иркутска. Проект «Дыши!» был призван продемонстрировать на примере студентов, что молодежь может быть социально-активной, принимать участие в подготовке мероприятий, направленных на сохранение красоты города, обустройства его как уютного, безопасного места проживания. Задачи, которые ставили перед собой участники конкурса, были сформулированы следующим образом: исследовать отно-

шение молодежи к заявленной проблематике, разработать опросного лист, провести пилотажный опрос, разработать информационно-рекламные материалы, спланировать ПР-акции.

Инициативная группа исходила из того, что Сибирь, на сегодняшний день - это привлекательный с экономический точки зрения регион. ВУЗы сибирского федерального округа выпускают достаточное количество специалистов, способных доказать это на практике. Однако реализовать инновационные идеи и внедрить в жизнь самые смелые разработки под силу только здоровому поколению молодых, энергичных и перспективных людей, осознающих необходимость сохранения благоприятной среды обитания для долгого и безопасного существования.

Кроме того, студенческая рабочая группа, в обосновании указывала на тот факт, что в последние годы обсуждение экологических проблем вошло в привычку, но зачастую пути их решения остаются лишь на словах, в то время как в городах, например, не хватает чистого воздуха. Данное умозаключение позволило сформулировать название проекта - «Дыши!».

С целью изучения отношения молодежи к проблеме сохранения и защиты окружающей среды нами был разработан опросный лист, который содержал следующие вопросы: Довольны ли Вы состоянием окружающей среды в вашем городе? Оцените экологическую обстановку региона. Какие, на Ваш взгляд, существуют основные проблемы? Укажите возможные причины возникновения экологических проблем? Какой выход из сложившейся ситуации Вы видите? Что делаете Вы для улучшения экологической ситуации? В опросе приняло участие 250 человек, из них 173 девушки и 77 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. 100 % опрошенных выразили недовольство состоянием окружающей среды и обосновали это с одной стороны усилением роли научно-технического прогресса и как следствие увеличение вредных производств, с другой стороны, признали низкий уровень личной гражданской ответственности. Подавляющее большинство респондентов (81 %) среди прочих назвали такие экологические проблемы как загрязнение воды и воздуха, сокращение лесопарковых зон, замусоривание улиц городов и населенных пунктов.

Результаты ответов на вопрос «Какой выход из сложившейся ситуации Вы видите?» дал повод для размышления. 8 % процентов респондентов затруднились дать какой-либо ответ, поскольку даже не представляют себе, что нужно делать. 27 % предпочли остаться в стороне, полагая, что миссию по сохранению и защите окружающей должно взять на себя государство. Вместе с тем большой процент опрошенных 45 % не отрицает желание вносить свой вклад в сохранение и защиту окружающей среды, однако затрудняется с тем, что конкретно необходимо делать. И, наконец, 20 % опрошенных считают, что в первую очередь необходимо изменить отношение людей к окружающей среде. Наиболее распространенным способом борьбы

с загрязнением окружающей среды, 80 % опрошенных, является наведение порядка вокруг себя.

Для достижения поставленной цели участниками был разработан ряд мероприятий. Например, PR-акция «Зеленая дружина». В разных районах города (предпочтительно в более загрязненных) предполагалось организовать группу людей, которые бы ходили в противогазах и в футболках с надписью «Знаешь где чистый воздух? Скажи мне!». Цель данной акции - обратить внимание жителей города Иркутска на ухудшающееся экологическое состояние города, заставить задуматься, что будет годами позже, и чем будут дышать люди. Следующим разработанным мероприятием, стало объявление конкурса на создание социальной зарисовки на экологическую тему «Каким будет «завтра»?» Цель конкурса заключалась в выявлении отношения молодежи к будущему, их взгляда на мир вокруг, привлечении внимания к экологическим проблемам региона. На занятиях выбирались лучшие зарисовки с последующим их обсуждением. Одним из следующих запланированных мероприятий стало создание и показ социального ролика на экологическую тему. Он был призван акцентировать внимание молодежи на том, что необходимо нести личную ответственность за сохранение окружающей среды. Данное задание преследовало своей целью не только развитие экологического сознания студентов, их гражданской ответственности, но и было важным в плане их профессиональной деятельности. Следующим подготовительным этапом в работе стало выдвижение идеи межвузовского экспертного совета по обмену опытом создания социальной рекламы и возможностей ее распространения - «Мы не равнодушны». Концепция была такова, что в каждом ВУЗе г. Иркутска существуют профессиональные комитеты (проф. ком), при поддержке данных которых планировалось создать совет по разработке и распространению социальной рекламы определенной направленности. В качестве председателя данного совета предполагалось пригласить депутата законодательного собрания, курирующего вопросы здравоохранения в городе Иркутске. В состав совета могли войти лица, заинтересованные в данной проблеме: студенты, преподаватели, специалисты в области создания социальных проектов и природоохранной деятельности. Предлагалось назначить определенный день, например, 1 раз в месяц, для заседания совета, с целью обмена информацией, рассмотрения вопросов связанных с его деятельностью. Данная инициатива способствовала бы повышению внимания целевой аудитории к экологическим проблемам; обсуждению путей решения проблем; объединению активных человеческих ресурсов, направленных на реализацию найденных решений.

Формулируя предполагаемые формальные результаты проекта, студенты пришли к выводу, что в ходе реализации социального проекта «Дыши!», молодежь Иркутска будет проинформирована о социально-экологических акциях и проектах в регионе. Предполагалось достижение понимания мо-

лодыми гражданами, что быть современным - это значит не быть равнодушным к тому, что происходит в мире, быть активным и готовым предлагать пути решения проблем и действовать, прилагая свои усилия. Ожидалось увеличение активности студенческой молодежи в инициативах, направленных на улучшения экологической обстановки в регионе и повышение уровня здоровья населения.

Проект «Дыши!» призван продемонстрировать на примере студентов ИГЛУ, что молодежь может быть социально-активной, принимать участие в разработке мероприятий, направленных на сохранение красоты города, обустройства его как уютного, безопасного места проживания.

Авторы проекта выразили уверенность в том, что найдут отклик среди молодежи, среди студентов. В первую очередь потому, что говорят с ними на одном языке, общаются на равных и рассчитывают на взаимопонимание.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа, осуществляемая студентами в ходе подготовки проекта способствовала формированию и развитию не только специальных компетенций в проектной деятельности - способность к участию в проектировании в области рекламы и связей с общественностью фирмы, организации, обеспечению средств и методов по реализации проектов, участие в организации работы проектных команд (ПК-23); владение навыками подготовки проектной документации (ПК-24), но и в рыночно-исследовательской и прогнозо-аналитической деятельности - Способность подготовить и провести анкетирование и опросы мнения потребителей и общественного мнения, осуществить обработку и подготовку данных для анализа (ПК-32), а так же общепрофессиональных компетенций - Способность под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус-групп в рыночных исследованиях (ПК-4); Способность реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности (ПК-12). Кроме того, содержание деятельности студентов в ходе подготовки проектной документации дало возможность формированию и развитию общекультурных компетенций - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе (ОК-3); Умение критические оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

Подготовка студентов к участию в конкурсах проектов это, с одной стороны, сложная и трудоемкая работа, требующая от преподавателя высокой квалификации, самоотдачи, личной заинтересованности, а от студентов хороших теоретических знаний, желанию применить их на практике, стремлению к саморазвитию и профессиональному совершенствованию. С дру-

гой стороны, это один из эффективных способов формирования профессиональных компетенций студентов, подготовка их к будущей деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью, возможность поверить в свои силы и убедиться в правильности выбора ВУЗа и направления обучения.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 221 с изменениями и дополнениями от: 31 мая 2011 г. [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.rU/198244/#ixzz3Vl43Dqgh.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

© Захарова Н.И., Цицкиева Ф.Б.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье дан сравнительный анализ и проведена классификация компетенций, выделены особенности формирования профессиональных компетенций на примере дисциплины «Системы электронной коммерции и технологии их проектирования». Авторы определяют условия построения модели компетентностей выпускника вуза при условии формирования специальных компетенций в ходе образовательного процесса.

Ключевые слова: ключевая компетенция, компетентность, профессионально-значимые качества, информационно-коммуникативные способности.

Под компетенцией понимается «совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы», а под компетентностью - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности» [1]. На мировом симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проходившем в Берне был представлен их примерный список, составляющий 140 компетенций. Идеи компетентностного подхода, как принципа образования рассматриваются в работах исследователей А.М. Аронова, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Краевского, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, О.В. Чурако-вой, П.Г. Щедровицкий и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.