УДК 378.02:372.8
Н.В. Солдатова
:
УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Рассматривается контроль коммуникативных умений на иностранном языке как средство повышения качества учебного процесса по иностранным языкам и комплексная оценка
.
языковых умений проводится анализ пяти базовых языковых компетенций. Оценка рассматривается как одно из средств определения результатов образовательного процесса.
Формы контроля; система контроля; модернизация образования; компетентностный ; ; ; контроля; контроль коммуникативных умений; комплексная оценка; объективность оценки.
N.V. Soldatova THE COMPETENCE APPROACH: ASSESSMENT OF FOREIGN LANGUAGE
ABILITIES
The article deals with the problem of controlling communicative skills in the foreign language as a means to improv the quality of foreign language teaching and with the problem of complex estimation of linguistic skills. Five basic linguistic competences are analyzed as a basis to create an effective system of linguistic skills control and estimation. Estimation is studied as a means of defining the results of educational process.
Forms of control; control system; modernization of education; competence approach; basic competences; diagnostic function of control; didactic functions of control; control of communicative skills; estimation objectivity.
Основные направления модернизации современного образования связаны с оценкой его качества и результативности, определяющими уровень готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности.
Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции [2].
По мнению ведущих специалистов в области разработки национальных стандартов вузовского образования в странах Европейского и мирового сообщества, можно выделить пять базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.
Для создания эффективной системы контроля и оценки уровня сформированное™ отдельных видов компетенции на каждом этапе обучения в высшей школе необходимо дифференцировать понимание сути каждой базовой компетенции.
1. Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимае-,
себя ответственность за принятые решения.
Как показывает практика, на уровне решения базовых академических задач далеко не все знают, что можно предпринять, если возникает необходимость самостоятельно: восполнить пропущенный материал; эффективно подготовиться к контрольным испытаниям; сформулировать тему и определить возможные формы представления готового продукта проектно-исследовательской деятельности; подготовить устный/письменный доклад для конференции; составить библиографию.
Данные академические проблемы иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.
2. Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности, а также умений: находить нужную информацию с помощью различных источников, включая современные мультимедийные средства; определять степень ее достоверности/новизны/важности; обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленны-
; ;
.
3. Коммуникативная компетенция. Определение коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой и социокультурной составляющих прочно закрепилось в отечественной методике. Принципиально важным для понимания целей современного образования является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и пись-
.
Данная компетенция необходима для успешного профессионального функционирования и для карьерного роста практически в любой области, при этом она должна быть как на родном, так и, как минимум, на одном иностранном языке.
Одним из условий эффективного формирования коммуникативной компетенции (общего и профессионального характера) можно считать создание эффективной системы многоуровневого языкового контроля.
4. Социокультурная компетенция. В основе данной компетенции лежат сле-
:
развития различных стран и цивилизаций, различных исторических этапов одной и той же страны, социальных слоев общества; готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом возможной межкультурной интерференции со стороны
,
счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия; признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений/норм жизни/верований и т.д. на существование; готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.
5. Готовность к образованию через всю жизнь. Данное положение естественно вытекает из реализации всех ранее рассмотренных целей современного образования [3].
Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая компетенция, поскольку именно она лежит в основе развития всех .
, -
тельности становятся приоритетными при разработке интегрированного подхода к
- , -ний на родном и иностранных языках.
Для каждого этапа обучения и для каждого предмета характерны свои спе-
,
компетенции, с реальными потребностями и возможностями обучающихся в изучении и использовании родного и иностранного языков в процессе обучения и познания. Тем не менее, для того, чтобы унифицировать подходы и требования к осуществлению контроля за комплексным развитием коммуникативной, информационной, социокультурной и социальной компетенций, необходимо выделить наиболее общие вопросы, связанные с контролем коммуникативных умений.
К ним можно отнести функции и формы контроля коммуникативных умений на .
Главной функцией контроля является диагностирующая, т.е. диагностика , . диагностической функции контролю присуща и функция дисциплинирующая, воспитывающая у обучающихся привычку трудиться регулярно.
Кроме специфических, контроль выполняет и ряд обучающих функций. Первая из них - функция корректировки и совершенствования контролируемого материала, то есть его уточнение и систематизация. Тесты лучше, чем любой другой вид проверочной работы, выполняют эту функцию. Методика составления тестов предусматривает заранее продуманную четкую систематизацию материала и постоянное его совершенствование.
Второй обучающей функцией контроля является формирование навыков и умений в речевой деятельности на основе выполнения определенных контрольных .
Третьей обучающей функцией контроля является развитие памяти и мышления. Выполнение заданий различного типа требует знания материала, умения анализировать и сравнивать, памяти и мышления.
Все три обучающие функции контроля взаимосвязаны. Обучающий характер контроля вытекает из самой природы его как вида учебной деятельности. В методе тестов обучающий характер контроля проявляется с наибольшей силой, так как выполнение тестовых заданий, тщательно продуманных и отобранных на основе
, -пытуемых, закрепленные навыки.
Специфические функции контроля реализуются в том случае, если соблюдены три принципа - адекватности, систематичности и активности.
Принцип адекватности содержит два требования к контрольным заданиям: они должны быть одинаковой трудности и содержать такой материал, который является представительным для целой группы объектов контроля.
Принцип активности предусматривает мобилизацию всех сторон интеллектуальной деятельности обучающихся - памяти, внимания, мышления.
Формы и виды контроля, которые используются на кафедре иностранных языков Ростовского филиала РТА, представлены в следующей таблице.
Контроль напрямую связан с диагностированием и оценкой. Главное назначение оценки в педагогическом диагностировании заключается в установлении уровня, степени продвижения обучающегося в образовании, в частности, в области , -
вования образовательного процесса. Оценка, как правило, не только завершает
, . -
дагогического диагностирования позволяет осуществлять обратную связь.
Оценка выполняет ряд функций. Стимулирующая функция оценки является . ,
оказывает воздействие на ее дальнейшую деятельность. В связи с этим педагогическая оценка выполняет воспитательную функцию.
Ориентирующая функция оценки проявляется в том случае, когда оценка выступает как определение уровня достижений обучающихся.
Наряду с перечисленными функциями педагогической оценки в большинстве случаев исследователи подчеркивают ее контролирующую функцию, которая обеспечивает приоритетную направленность педагогической оценки - управление .
Таблица
Формы и виды контроля
Виды кон- троля Формы контроля Задачи контроля Характер заданий
Пред- варит. ' Устный • Письменный •Индивидуальн. • Определить: ) . ин. яз., мотивации по предмету; ) . умен. • Тесты распредел. по гр. и собеседование.
Теку- щий •Индивидуальны е, фронтальные, парные и групповые формы работы на занятии. • Проектные . . • Реально оценивать свои результаты и намечать перспективы работы. • Корректировать формирование различных коммуник., информац., учебн. и социальн. навыков и умений у студентов. ' Развивать навыки рефлексии и . • Мониторинг процесса обучения. Различные задания на . ., . - культурных умений в устной и письм. речи в рамках изучаемых тем и ситуаций общения.
- . , , парные формы работы. . : 1) динамику в развитии комплекса коммуникативных, учебных, социальных умений у всей группы и у ; 2) усвоении ранее пройденного мате. Тест. задания и контр. , , . использованием ком-муникативн. и обще-учебн. умений в уст. и письм. речи.
Итог. Формы организации - зачет, экзамен. Главная задача - проверка степени усвоения учеб. материала, взаимосвязи между отдельными его частями.
Для реализации компетентностного подхода в учебном процессе необходимо построить систему оценки степени сформированности отдельных компетентностей у студентов. Поскольку компетентности включают знания, умения, навыки, то для оценки уровней их сформированности могут использоваться традиционные формы .
, .
, -
готовки студентов приобретает особую значимость. Существующая практика свидетельствует о том, что сегодня традиционные пятибалльные оценки оказываются , , также не позволяют дифференцировать успешность студента в различных видах речевой деятельности на иностранном языке.
С целью повышения объективности оценки и ее значимости в управлении качеством образования при оценивании на кафедре иностранных языков Ростовского филиала РТА разработана система диагностических методик, включающая такие взаимодополняющие друг друга процедуры, как объективную оценку преподавателем выполнения текущих тестовых и контрольных работ студента; самоанализ языковой компетенции студента; итоговый экзамен. Первая процедура осуществляется с использованием диагностических тестов, среди которых выделяются: ) ,
проверки степени усвоения различных разделов изучаемого материала, видов речевой деятельности; б) итоговые тесты, которые проводятся в конце курса обучения для измерения окончательных результатов в овладении языковым материалом и речевыми умениями.
При проведении тестирования задачей и преподавателя, и студента становит-, , , достигли определенного уровня совершенства, а с другой стороны, выделение тех , .
Основой для проведения второй процедуры, самоанализа языковой компетенции студента, служит его «Языковой портфель», являющийся учебным средством и определяющийся как пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком,
, . « », -ных языков РФ РТА, включает следующие разделы:
1. : ,
.
2. , -зультатов текущей успеваемости (тестов, контрольных работ, аттестаций).
Третья процедура в разработанной системе оценки иноязычной компетенции студента включает проведение итогового экзамена по иностранному языку. Основным результатом комплексной оценки качества языковой подготовки студентов неязыковых вузов, проводившейся с использованием описанной выше методи, .
, , требованием современности и способствует повышению качества образования, направлен на пересмотр целей, форм, методов и средств обучения с учетом ком. , -ного на компетентностный подход, являются контроль и оценка сформированных .
решение проблемы управления качеством образования на всех этапах образовательного процесса в высшем учебном заведении. Эффективная система контроля коммуникативных умений на иностранном языке способна влиять на процесс обучения, корректировать его, полнее учитывать потребности и индивидуальноличностные особенности обучающихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Сборник трудов международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». - Ростов-на-Дону, РГУПС, 2006. - Т. 4 - С. 15-21.
2. . . « » « » -ной педагогической практике / Сборник трудов международной научно-практической
- « I ». - - - ,
РГУПС, 2007. - Т. 5. - Ч. 1. - С. 49-55.
3. . . . :
. - .: - , 2008. - 272 .
Солдатова Наталья Викторовна
Ростовский филиал Российской Таможенной Академии.
E-mail: [email protected].
344002, . - - , . , 20.
Тел.: 88632623818.
Soldatova Natalia Viktorovna
Rostov-on-Don Branch of Russian Custom Academy”.
E-mail: [email protected].
20, Budenovsky Av. Rostov-on-Don, 344002, Russia.
Phone: +78632623818.