Научная статья на тему 'Компетентностный подход: комплексная оценка учебных умений на иностранном языке'

Компетентностный подход: комплексная оценка учебных умений на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ / ОБУЧАЮЩИЕ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ / FORMS OF CONTROL / CONTROL SYSTEM / MODERNIZATION OF EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / BASIC COMPETENCES / DIAGNOSTIC FUNCTION OF CONTROL / DIDACTIC FUNCTIONS OF CONTROL / CONTROL OF COMMUNICATIVE SKILLS / ESTIMATION OBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Наталья Викторовна

Рассматривается контроль коммуникативных умений на иностранном языке как средство повышения качества учебного процесса по иностранным языкам и комплексная оценка учебных умений. В качестве основы для создания эффективной системы контроля и оценки языковых умений проводится анализ пяти базовых языковых компетенций. Оценка рассматривается как одно из средств определения результатов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE APPROACH: ASSESSMENT OF FOREIGN LANGUAGE ABILITIES

The article deals with the problem of controlling communicative skills in the foreign language as a means to improvе the quality of foreign language teaching and with the problem of complex estimation of linguistic skills. Five basic linguistic competences are analyzed as a basis to create an effective system of linguistic skills control and estimation. Estimation is studied as a means of defining the results of educational process.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход: комплексная оценка учебных умений на иностранном языке»

УДК 378.02:372.8

Н.В. Солдатова

:

УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Рассматривается контроль коммуникативных умений на иностранном языке как средство повышения качества учебного процесса по иностранным языкам и комплексная оценка

.

языковых умений проводится анализ пяти базовых языковых компетенций. Оценка рассматривается как одно из средств определения результатов образовательного процесса.

Формы контроля; система контроля; модернизация образования; компетентностный ; ; ; контроля; контроль коммуникативных умений; комплексная оценка; объективность оценки.

N.V. Soldatova THE COMPETENCE APPROACH: ASSESSMENT OF FOREIGN LANGUAGE

ABILITIES

The article deals with the problem of controlling communicative skills in the foreign language as a means to improv the quality of foreign language teaching and with the problem of complex estimation of linguistic skills. Five basic linguistic competences are analyzed as a basis to create an effective system of linguistic skills control and estimation. Estimation is studied as a means of defining the results of educational process.

Forms of control; control system; modernization of education; competence approach; basic competences; diagnostic function of control; didactic functions of control; control of communicative skills; estimation objectivity.

Основные направления модернизации современного образования связаны с оценкой его качества и результативности, определяющими уровень готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности.

Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции [2].

По мнению ведущих специалистов в области разработки национальных стандартов вузовского образования в странах Европейского и мирового сообщества, можно выделить пять базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.

Для создания эффективной системы контроля и оценки уровня сформированное™ отдельных видов компетенции на каждом этапе обучения в высшей школе необходимо дифференцировать понимание сути каждой базовой компетенции.

1. Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимае-,

себя ответственность за принятые решения.

Как показывает практика, на уровне решения базовых академических задач далеко не все знают, что можно предпринять, если возникает необходимость самостоятельно: восполнить пропущенный материал; эффективно подготовиться к контрольным испытаниям; сформулировать тему и определить возможные формы представления готового продукта проектно-исследовательской деятельности; подготовить устный/письменный доклад для конференции; составить библиографию.

Данные академические проблемы иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

2. Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности, а также умений: находить нужную информацию с помощью различных источников, включая современные мультимедийные средства; определять степень ее достоверности/новизны/важности; обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленны-

; ;

.

3. Коммуникативная компетенция. Определение коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой и социокультурной составляющих прочно закрепилось в отечественной методике. Принципиально важным для понимания целей современного образования является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и пись-

.

Данная компетенция необходима для успешного профессионального функционирования и для карьерного роста практически в любой области, при этом она должна быть как на родном, так и, как минимум, на одном иностранном языке.

Одним из условий эффективного формирования коммуникативной компетенции (общего и профессионального характера) можно считать создание эффективной системы многоуровневого языкового контроля.

4. Социокультурная компетенция. В основе данной компетенции лежат сле-

:

развития различных стран и цивилизаций, различных исторических этапов одной и той же страны, социальных слоев общества; готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом возможной межкультурной интерференции со стороны

,

счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия; признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений/норм жизни/верований и т.д. на существование; готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

5. Готовность к образованию через всю жизнь. Данное положение естественно вытекает из реализации всех ранее рассмотренных целей современного образования [3].

Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая компетенция, поскольку именно она лежит в основе развития всех .

, -

тельности становятся приоритетными при разработке интегрированного подхода к

- , -ний на родном и иностранных языках.

Для каждого этапа обучения и для каждого предмета характерны свои спе-

,

компетенции, с реальными потребностями и возможностями обучающихся в изучении и использовании родного и иностранного языков в процессе обучения и познания. Тем не менее, для того, чтобы унифицировать подходы и требования к осуществлению контроля за комплексным развитием коммуникативной, информационной, социокультурной и социальной компетенций, необходимо выделить наиболее общие вопросы, связанные с контролем коммуникативных умений.

К ним можно отнести функции и формы контроля коммуникативных умений на .

Главной функцией контроля является диагностирующая, т.е. диагностика , . диагностической функции контролю присуща и функция дисциплинирующая, воспитывающая у обучающихся привычку трудиться регулярно.

Кроме специфических, контроль выполняет и ряд обучающих функций. Первая из них - функция корректировки и совершенствования контролируемого материала, то есть его уточнение и систематизация. Тесты лучше, чем любой другой вид проверочной работы, выполняют эту функцию. Методика составления тестов предусматривает заранее продуманную четкую систематизацию материала и постоянное его совершенствование.

Второй обучающей функцией контроля является формирование навыков и умений в речевой деятельности на основе выполнения определенных контрольных .

Третьей обучающей функцией контроля является развитие памяти и мышления. Выполнение заданий различного типа требует знания материала, умения анализировать и сравнивать, памяти и мышления.

Все три обучающие функции контроля взаимосвязаны. Обучающий характер контроля вытекает из самой природы его как вида учебной деятельности. В методе тестов обучающий характер контроля проявляется с наибольшей силой, так как выполнение тестовых заданий, тщательно продуманных и отобранных на основе

, -пытуемых, закрепленные навыки.

Специфические функции контроля реализуются в том случае, если соблюдены три принципа - адекватности, систематичности и активности.

Принцип адекватности содержит два требования к контрольным заданиям: они должны быть одинаковой трудности и содержать такой материал, который является представительным для целой группы объектов контроля.

Принцип активности предусматривает мобилизацию всех сторон интеллектуальной деятельности обучающихся - памяти, внимания, мышления.

Формы и виды контроля, которые используются на кафедре иностранных языков Ростовского филиала РТА, представлены в следующей таблице.

Контроль напрямую связан с диагностированием и оценкой. Главное назначение оценки в педагогическом диагностировании заключается в установлении уровня, степени продвижения обучающегося в образовании, в частности, в области , -

вования образовательного процесса. Оценка, как правило, не только завершает

, . -

дагогического диагностирования позволяет осуществлять обратную связь.

Оценка выполняет ряд функций. Стимулирующая функция оценки является . ,

оказывает воздействие на ее дальнейшую деятельность. В связи с этим педагогическая оценка выполняет воспитательную функцию.

Ориентирующая функция оценки проявляется в том случае, когда оценка выступает как определение уровня достижений обучающихся.

Наряду с перечисленными функциями педагогической оценки в большинстве случаев исследователи подчеркивают ее контролирующую функцию, которая обеспечивает приоритетную направленность педагогической оценки - управление .

Таблица

Формы и виды контроля

Виды кон- троля Формы контроля Задачи контроля Характер заданий

Пред- варит. ' Устный • Письменный •Индивидуальн. • Определить: ) . ин. яз., мотивации по предмету; ) . умен. • Тесты распредел. по гр. и собеседование.

Теку- щий •Индивидуальны е, фронтальные, парные и групповые формы работы на занятии. • Проектные . . • Реально оценивать свои результаты и намечать перспективы работы. • Корректировать формирование различных коммуник., информац., учебн. и социальн. навыков и умений у студентов. ' Развивать навыки рефлексии и . • Мониторинг процесса обучения. Различные задания на . ., . - культурных умений в устной и письм. речи в рамках изучаемых тем и ситуаций общения.

- . , , парные формы работы. . : 1) динамику в развитии комплекса коммуникативных, учебных, социальных умений у всей группы и у ; 2) усвоении ранее пройденного мате. Тест. задания и контр. , , . использованием ком-муникативн. и обще-учебн. умений в уст. и письм. речи.

Итог. Формы организации - зачет, экзамен. Главная задача - проверка степени усвоения учеб. материала, взаимосвязи между отдельными его частями.

Для реализации компетентностного подхода в учебном процессе необходимо построить систему оценки степени сформированности отдельных компетентностей у студентов. Поскольку компетентности включают знания, умения, навыки, то для оценки уровней их сформированности могут использоваться традиционные формы .

, .

, -

готовки студентов приобретает особую значимость. Существующая практика свидетельствует о том, что сегодня традиционные пятибалльные оценки оказываются , , также не позволяют дифференцировать успешность студента в различных видах речевой деятельности на иностранном языке.

С целью повышения объективности оценки и ее значимости в управлении качеством образования при оценивании на кафедре иностранных языков Ростовского филиала РТА разработана система диагностических методик, включающая такие взаимодополняющие друг друга процедуры, как объективную оценку преподавателем выполнения текущих тестовых и контрольных работ студента; самоанализ языковой компетенции студента; итоговый экзамен. Первая процедура осуществляется с использованием диагностических тестов, среди которых выделяются: ) ,

проверки степени усвоения различных разделов изучаемого материала, видов речевой деятельности; б) итоговые тесты, которые проводятся в конце курса обучения для измерения окончательных результатов в овладении языковым материалом и речевыми умениями.

При проведении тестирования задачей и преподавателя, и студента становит-, , , достигли определенного уровня совершенства, а с другой стороны, выделение тех , .

Основой для проведения второй процедуры, самоанализа языковой компетенции студента, служит его «Языковой портфель», являющийся учебным средством и определяющийся как пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком,

, . « », -ных языков РФ РТА, включает следующие разделы:

1. : ,

.

2. , -зультатов текущей успеваемости (тестов, контрольных работ, аттестаций).

Третья процедура в разработанной системе оценки иноязычной компетенции студента включает проведение итогового экзамена по иностранному языку. Основным результатом комплексной оценки качества языковой подготовки студентов неязыковых вузов, проводившейся с использованием описанной выше методи, .

, , требованием современности и способствует повышению качества образования, направлен на пересмотр целей, форм, методов и средств обучения с учетом ком. , -ного на компетентностный подход, являются контроль и оценка сформированных .

решение проблемы управления качеством образования на всех этапах образовательного процесса в высшем учебном заведении. Эффективная система контроля коммуникативных умений на иностранном языке способна влиять на процесс обучения, корректировать его, полнее учитывать потребности и индивидуальноличностные особенности обучающихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Сборник трудов международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». - Ростов-на-Дону, РГУПС, 2006. - Т. 4 - С. 15-21.

2. . . « » « » -ной педагогической практике / Сборник трудов международной научно-практической

- « I ». - - - ,

РГУПС, 2007. - Т. 5. - Ч. 1. - С. 49-55.

3. . . . :

. - .: - , 2008. - 272 .

Солдатова Наталья Викторовна

Ростовский филиал Российской Таможенной Академии.

E-mail: [email protected].

344002, . - - , . , 20.

Тел.: 88632623818.

Soldatova Natalia Viktorovna

Rostov-on-Don Branch of Russian Custom Academy”.

E-mail: [email protected].

20, Budenovsky Av. Rostov-on-Don, 344002, Russia.

Phone: +78632623818.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.