Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Высшее образование / стратегические проекты / компетенции / компетентностный подход / Higher education / strategic projects / competences / competencebased approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апенько Светлана Николаевна, Бреусова Анна Георгиевна, Лещенко Наталья Петровна

В статье исследуется проблемная ситуация, связанная с недостаточным использованием компетентностного подхода в стратегических проектах трансформации университетов. Наличие этой проблемы не позволяет качественно управлять командами этих проектов и, следовательно, добиваться максимально возможной успешности проектной деятельности. Целью предлагаемого в статье исследования стало построение компетентностно-ролевой структуры команд стратегических проектов трансформации университетов. При этом учтена отраслевая специфика и особенности реализации проектов трансформации. Исследование базируется на материалах проведенного авторами статьи эмпирического социологического исследования. В данном исследовании использован метод глубинного полуструктурированного интервью, которым охвачено 22 эксперта одного из крупных вузов Сибирского федерального округа России. Проверяемой основной гипотезой исследования стало наличие проблемы слабого использования компетентностного подхода и неразработанности компетентностно-ролевых структур команд данных проектов. К результатам, обладающим научной новизной, можно отнести разработанную компетентностно-ролевую модель, в частности демонстрацию различия ролей в зависимости от видов проектов университетов, выделение групп компетенций членов команд проектов, установление взаимосвязей между ролями и требуемыми для исполнения этих ролей компетенциями. При условии внедрения названных разработок у высших учебных заведений появляется возможность более качественно подойти к построению команд стратегических трансформационных проектов, что определяет практическую значимость исследования. В конечном счете полученные результаты направлены на рост эффективности стратегических программ качественных глобальных изменений в различных направлениях деятельности университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Апенько Светлана Николаевна, Бреусова Анна Георгиевна, Лещенко Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC PROJECTS OF UNIVERSITY TRANSFORMATION

The article discusses the issue of using a competence-based approach in university transformation projects. The authors argue that this approach is not widely used in the development and execution of strategic initiatives at universities. They believe that these shortcomings reduce the quality of team management and effectiveness of project activities. The aim of the research is to create a competence-role framework for university strategic project teams. The study takes into account the sectoral features and specifics of project implementation. It is based on the results of empirical sociological research conducted by the authors of this article. Twenty-two participants from one of the largest universities in Siberia were interviewed using in-depth, semi-structured interviews. The main hypothesis of the study was that the weak use of a competency-based approach and failure to develop competency-role structures for project teams were the main reasons for this problem. Scientific novelty of this research includes the development of a competence-role model, which demonstrates the distinction between different types of roles in university projects. It also identifies generalized competencies of team members and finds interrelationships between roles and competencies in project teams. The practical significance of this study lies in the objective possibility of applying its findings to the formation of project teams with a view to improving the effectiveness of transformational initiatives. Furthermore, the study's outcomes are intended to enhance the efficiency of strategic programs and bring about qualitative changes across various aspects of university operations.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ»

УДК 331+378 JEL: I23

DO110.24147/1812-3988.2024.22(2).56-65

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ

С.Н. Апенько3, А.Г. Бреусова, Н.П. Лещенко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 20 октября 2023 г.

Дата принятия в печать 27 ноября 2023 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Ключевые слова

Высшее образование, стратегические проекты, компетенции, компетентностный подход

Аннотация. В статье исследуется проблемная ситуация, связанная с недостаточным использованием компетентностного подхода в стратегических проектах трансформации университетов. Наличие этой проблемы не позволяет качественно управлять командами этих проектов и, следовательно, добиваться максимально возможной успешности проектной деятельности. Целью предлагаемого в статье исследования стало построение компетентностно-ролевой структуры команд стратегических проектов трансформации университетов. При этом учтена отраслевая специфика и особенности реализации проектов трансформации. Исследование базируется на материалах проведенного авторами статьи эмпирического социологического исследования. В данном исследовании использован метод глубинного полуструктурированного интервью, которым охвачено 22 эксперта одного из крупных вузов Сибирского федерального округа России. Проверяемой основной гипотезой исследования стало наличие проблемы слабого использования компетентностного подхода и неразработанности компетентностно-ролевых структур команд данных проектов. К результатам, обладающим научной новизной, можно отнести разработанную компетентностно-ролевую модель, в частности демонстрацию различия ролей в зависимости от видов проектов университетов, выделение групп компетенций членов команд проектов, установление взаимосвязей между ролями и требуемыми для исполнения этих ролей компетенциями. При условии внедрения названных разработок у высших учебных заведений появляется возможность более качественно подойти к построению команд стратегических трансформационных проектов, что определяет практическую значимость исследования. В конечном счете полученные результаты направлены на рост эффективности стратегических программ качественных глобальных изменений в различных направлениях деятельности университетов.

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект № 22-28-20359), https://www.rscf.ru/project/22-28-20359/.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC PROJECTS OF UNIVERSITY TRANSFORMATION

S.N. ApenkoH, A.G. Breusova, N.P. Leshchenko

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. The article discusses the issue of using a competence-based approach in university transformation projects. The authors argue that this approach is not widely used in the development and execution of strategic initiatives at universities. They believe that these shortcomings reduce the quality of team management and effectiveness of project activities. The aim of the research is to create a competence-role framework for university strategic project teams. The study takes into account the sectoral features and specifics of project implementation. It is based on the results of empirical sociological research conducted by the authors of this article. Twenty-two participants from one of the largest universities in Siberia were interviewed using in-depth, semi-structured interviews. The main hypothesis of the study was that the weak use of a competency-based approach and failure to develop competency-role structures for project teams were the main reasons for this problem. Scientific novelty of this research includes the development of a competence-role model, which demonstrates the distinction between different types of roles in university projects. It also identifies generalized competencies of team members and finds interrelationships between roles and competencies in project teams. The practical significance of this study lies in the objective possibility of applying its findings to the formation of project teams with a view to improving the effectiveness of transformational initiatives. Furthermore, the study's outcomes are intended to enhance the efficiency of strategic programs and bring about qualitative changes across various aspects of university operations.

Article info

Received October 20, 2023

Accepted

November 27, 2023

Type paper

Research paper

Keywords

Higher education, strategic projects, competences, competence-based approach

Acknowledgements. The study was carried out at the expense of the RGNF grant (project No. 22-28-20359), https://www.rscf.ru/project/22-28-20359/.

1. Введение. В настоящее время все без исключения университеты России испытывают на себе трансформационные процессы, которые выражаются в масштабных и кардинальных изменениях, начиная с организационной структуры, системы управления вузом, заканчивая механизмами образовательной, научной, предпринимательской и иных видов деятельности. Трансформационные процессы реализуются посредством стратегических проектов и программ.

Наблюдение из практики убедительно свидетельствует, что на успешность стратегических проектов трансформации во многом влияет качественное состояние команд, реализующих эти проекты. В частности, важно то, какими компетенциями обладает команда, есть ли у членов команды нужные для того или иного проекта компетенции. Существенно значимо развивать команду проекта так, чтобы обнаруживались и усиливались нужные для данного вида деятельности компетенции. Не всегда это проявляется на практике. Поэтому необходимо развивать компетентностный подход к реализации стратегических проектов.

Цель исследования заключается в разработке компетентностно-ролевой структуры проектных команд университетов с учетом отраслевой специфики. Задачи исследования:

1. Представить авторскую версию ролевой структуры команды проекта университета.

2. Оценить влияние компетенций на успешность или неудачу стратегических проектов трансформации.

3. Выявить совокупность наиболее значимых компетенций в разрезе ролей, определяющих успешность или неуспешность стратегических проектов.

2. Обзор литературы. Для проведения исследования за основу взяты разработки авторов научных публикаций по вопросам формирования команд проектов, компетентност-ного подхода к построению команды, ролевой структуры команд проектов.

Теоретическую ценность для нас имеют труды ученых, посвященные командообразова-нию в любой организации, в том числе в системе высшего образования. Например, С.В. Петров высвечивает задачу командообразования как важнейший фактор достижения эффективности деятельности любой организации [1]. С.Н. Воднева, И.А. Донина, И.А. Дагаева исследуют проблемы мотивации управленческой

команды современного университета [2]. Значимым для исследования в числе положений этих статей стало изучение функционирования управленческой команды, призванной принимать стратегически важные эффективные решения, касающиеся обеспечения финансирования деятельности вуза, его долгосрочного развития, повышения академического статуса и т. п. Вслед за данными авторами мы утверждаем, что формирование позитивной мотива-ционной среды управленческой команды вуза -одна из важнейших задач, которая определяет успешность проектов трансформации системы высшего образования.

Вопросам непосредственно оценки команд проектов, оценки компетенций посвящены многие работы. К примеру, Ю.В. Бондарен-ко с соавторами пишут о содержании и процессе выбора различных методов оценки кандидатов в кадровый резерв проектных команд [3]. Также данные авторы рассматривают процесс формирования команды, приводят показатели эффективности командной работы. Созвучна с нашим исследованием мысль о важности развития компетенций каждого члена команды в целях формирования высокоэффективного коллектива. Вопросам структуры команды посвящена статья В.В. Кирий, Н.Б. Козел, Е.Г. Климко [4] - аналогично нашему исследованию, в данной работе предпринята попытка определения функционально-ролевого состава команды проекта. Однако выделенные ими роли отличаются от предложенных нами в следующих разделах статьи. Вопросам ком-петентностных моделей в проектном менеджменте посвящены работы зарубежных авторов. Так, L. Вокап de Rezende с соавторами в своей статье выделяют группы компетенций, наиболее важных для реализации оборонных проектов, такие как познавательные способности, навыки влияния, управленческие навыки, контекстуальные или узкоспециализированные компетенции, умение работать в команде и коммуникативные навыки [5].

Полезной стала работа О.В. Бирюкова, который описывает способы оценки компетенций команды управления проектом [6]. Автор предлагает выделять пороговые значения компетенций проектной команды, рекомендует структуру компетенций. Его разработки учтены в нашем исследовании в части некоторых компетенций, значимых для стратегических проектов университетов. Дополняет тему ком-

петенций членов проектных команд работа Ю.Н. Лапыгина и М.А. Розенкова, в которой компетенции исследованы на разных стадиях реализации проектов. Авторы доказывают, что компетенции в ходе цикличного развития проекта и управления им должны видоизменяться [7]. Мы это берем за основу в своем исследовании. Углубляют тему компетенций проектных команд О.Л. Чуланова с соавторами [8].

О развитии компетенций членов команды в процессе подготовки и реализации проектов пишут Ф. Дежарденс, Э. Жан, К. Бредилле, делая акцент на их трансформации и накоплении в процессе реализации проектов [9].

Некоторые работы также посвящены проектным ролям. К примеру, В.А. Рач и Г.С. Черепаха предлагают модель установления рациональной роли члена команды проекта [10]. Для проектных ролей авторы рекомендуют изучать психологические требования к кандидатам в команду проекта. Авторы описали ролевую структуру команды проекта, в которой имеются типичные роли, заимствованные нами и представленные в нашей ролевой модели проектной команды трансформации университета. Ролевую структуру научной команды вуза изучают Е.К. и Р.К. Куандыковы и В.К. Маха-това [11]. Хотя предложенные авторами роли нами не используются, тем не менее сам ролевой подход к командообразованию лежит в основе наших разработок.

В статье Л.М. Ужаховой, А.Ю. Чащиной, С.Д. Ротовой предложен подход к формированию проектной команды с помощью распределения и развития проектных ролей согласно модели Р.М. Белбина [12]. Они доказывают предположение, что соответствие выполняемых командных ролей предпочитаемым позволяет повысить эффективность работы команды. Тему ролевой структуры команд продолжает Т.В. Сотникова, которая выделяет типы ролей и ролевые функции членов команд [13]. А.А. Шкунова, С.В. Булганина, Н.В. Яш-кова и Н.О. Леонов с соавторами также предложили свои ролевые структуры команды, занятой проектной деятельностью [14; 15].

Таким образом, достаточно много работ посвящены командообразованию, ролевому строению команд, профессиональным компетенциям членов команд. Однако обзор литературы приводит к выводу о том, что отсутствуют исследования, позволяющие построить ролевую структуру и компетентностную мо-

дель команды именно проектов трансформации и стратегического роста вузов.

3. Гипотезы и методы исследования.

Исследование базируется на компетентностном подходе, который обусловил логику построения методологии. Логика заключается в том, чтобы связать результаты реализации стратегических проектов университета с наличием или отсутствием тех или иных компетенций у исполнителей ролей в проектных командах. Как показал предварительный анализ исследований различных авторов, успешность реализации стратегических проектов зависит от компетентностных характеристик команд.

Проверяемой гипотезой исследования стало предположение о том, что для команд проектов трансформации в рамках стратегий требуется набор определенных ролей, а также компетенций.

Достижение цели и задач, проверка гипотезы осуществлены в ходе эмпирического исследования, которое проведено в региональном классическом университете Сибирского федерального округа России. Методом сбора данных в ходе исследования стало глубинное полуструктурированное интервью. Данный метод является наиболее подходящим по причине того, что необходимо было изучить мнение каждого эксперта по вопросам особенностей проектной деятельности в университетах, формирования проектных команд и требуемых компетенций. Исследование проведено в 2022 г. В интервью приняли участие 22 респондента из числа представителей административно-управленческого состава, профессорско-преподавательского состава, деканов и заведующих кафедрами университета. Опрошены проректоры, руководители служб и управлений, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели. Их экспертный статус подтвержден стажем работы в университете (не менее десяти лет) и опытом реализации проектов развития университета и системы высшего образования в целом (не менее трех лет).

4. Результаты исследования. Для установления требуемых компетенций членов команды проекта прежде всего необходимо выделить типичный набор проектных ролей. Это связано с тем, что компетенции напрямую производны от содержания той или иной роли в проектной команде. С помощью обобщения экспертных мнений была сформирована ролевая структура команды проекта трансформа-

ции. Она отличается для разного вида проектов (табл. 1). Данная структура ролей обладает новизной, так как в таком составе и с учетом

специфики высшего образования роли представлены в научных публикациях впервые.

Таблица 1. Роли в командах стратегических проектов университета в зависимости от масштаба проекта

Table 1. Roles in university strategic project teams depending on the scale of the project

Роли в проекте Особенности проявления ролей в зависимости от типа проекта

Крупный Средний / небольшой

Заказчик Роль формальная Возможно объединение ролей в рамках роли руководителя проекта

Руководитель проекта Возможно объединение ролей в рамках роли руководителя проекта

Организатор

Предприниматель - эксперт Возможно объединение ролей Возможно объединение ролей

Маркетолог

Стратегический аналитик Роль реальная

Методист Возможно объединение ролей, роль реальная

Исполнитель Роль реальная

Понимая важность компетентностного подхода, нами получены несколько соответствующих исследовательских результатов. Так, мы пришли к выводу, что совокупность значимых компетенций, определяющих успешность стратегических проектов трансформации университетов, включает в себя четыре блока: ме-танавыки (Meta skills), мягкие, или надпрофес-

сиональные, навыки (Soft skills), твердые, или профессиональные, навыки (Hard skills) и цифровые навыки (Digital skills). Совокупность этих компетенций должна присутствовать у участников стратегических проектов с целью достижения их эффективности. Эмпирические данные представлены в табл. 2.

Таблица 2. Список компетенций, выделенных экспертами Table 2. List of competencies identified by experts

Компетенции, обозначенные респондентами в ответах Процент упоминаний

Digital skills 7

Владение цифровыми технологиями 7

Hard skills 30

Владение технологиями проектной работы 7

Готовность коммуницировать для решения ресурсных конфликтов 3

Исследовательские навыки 3

Организаторские навыки реализации проекта 3

Ориентация на результат 7

Профессионализм в предметной области проекта 7

Meta skills 22

Готовность рисковать при принятии решений, осознанность 3

Креативное мышление 4

Системное мышление 6

Способность работать в условиях изменений с концентрацией на достижениях результатов 6

Стратегическое мышление 3

Soft skills 41

Критическое мышление 8

Лидерство и ответственность в управлении командой 3

Навыки открытых коммуникаций в команде проекта и с партнерами 8

Оперативность, тайм-менеджмент 7

Умение работать в команде 8

Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость 7

Общий итог 100

Экспертные мнения показали, что в большинстве случае при реализации проектов происходит объединение ролей в команде проекта, это усиливает роль надпрофессиональных компетенций (Soft skills, Meta skills). А практика привлечения к участию в проекте по функционально-должностному принципу характеризует стремление достичь высокого уровня владения профессиональными навыками (Hard skills).

Особенностью мягких компетенций, необходимых членам проектной команды, является их универсальность, с одной стороны, и, с другой стороны, обязательность для таких ролей, как руководитель проекта, организатор, предприниматель-эксперт, стратегический аналитик. Несколько обделенным с точки зрения мягких компетенций является заказчик проекта, что в большей степени характеризует позицию внешней заинтересованной стороны, при этом именно мягкие компетенции позволяют выстраивать продуктивный диалог с заказчиком и реализовывать стратегические проекты более результативно.

Закрепление жестких компетенций дает представление о том, что профессиональные компетенции в предметной области и ориентация на результат присутствуют практически во всех выделенных ролях участников проектной команды. При этом отмечается неготовность коммуницировать при решении конфликтных ситуаций для таких ролей, как стратегический аналитик, методист, маркетолог, исполнитель, что может быть отражением влияния иерархической принадлежности специалистов к организационной структуре управления и следствием того, что команды формируются по функциональному принципу.

При рассмотрении метакомпетенций и цифровых компетенций порядка 20 компетенций были объединены в одну укрупненную цифровую компетенцию, характерную практически для всех выделенных ролей. При этом группа метакомпетенций является самой неоднородной с точки зрения ролевой принадлежности. Так, респондентами не было выделено ни одной метакомпетенции для исполнителей, что может характеризовать недостаточную сплоченность исследуемых примеров стратегических проектов. Аналогично предыдущим группам компетенций, роль заказчика обделена системным мышлением, креативностью и способностью работать в условиях изменений, что в очередной раз показывает некоторую

отстраненность данной роли от командной работы и официальный характер взаимодействия с командой проекта.

Таким образом, в результате анализа выявлена зависимость между уровнем упоминания респондентами компетенций и их реализации в проектном управлении в рамках ролевой структуры. Данная зависимость установлена для проектов трансформации университетов впервые. Общей тенденцией исследований является раздельное рассмотрение ролей и компетенций членов команды, без детализации содержания ролей и компетенций с учетом стратегической направленности проектов. В результате исследования нами определена ролевая структура и набор соответствующих каждой роли компетенций, которые необходимо оценивать и использовать при формировании команды проекта трансформации университета. Роли и компетенции, выделенные на базе экспертного опроса, свидетельствуют о корреляции компетентностно-ролевой модели с отраслевой спецификой высшего образования.

Разработанная авторами компетентностно-ролевая модель отражает общее видение структуры команды стратегического проекта развития университета. В практической деятельности данная модель может быть детализирована и распадаться на более частные компетенции. Частные компетенции в исследовании были выявлены, оценены уровни их выраженности.

Оказались на высоком уровне такие компетенции членов проектной команды, как критическое мышление, владение цифровыми технологиями и технологиями проектной работы, ориентация на результат, профессионализм в предметной области проекта, оперативность, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость.

С другой стороны, анализ ответов респондентов показал, что в проектах, не достигших запланированного результата, к компетенциям, находившимся на критически низком уровне, относятся: слабые коммуникативные навыки -59 %, функциональная разобщенность - 36 %, отсутствие базовых профессиональных знаний - 27 %, неготовность к изменениям и нововведениям - 23 %, отсутствие системности мышления - 23 %, слабая командная работа - 23 %, нежелание брать на себя ответственность -18 %, незаинтересованность в общем результате - 18 %, отсутствие стратегического мышления - 14 %, слабое проектное мышление -

14 %, отсутствие эмпатии и клиентоориентиро-ванности - 14 %, работа в условиях неопределенности - 9 %, слабые цифровые компетенции - 9 %, информационная закрытость - 5 %.

Так, анализ мягких компетенций показал, что респонденты часто выделяли отсутствие навыков открытой коммуникации как основную проблему или компетенцию, находящуюся на низком уровне, при этом не указывая на то, что эта компетенция необходима всем членам проектной команды (13 % по уровню упоминания в ролях проекта и 59 % - критически низкий уровень владения), аналогичная взаимосвязь наблюдается относительно умения работать в команде, развитого эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К жестким компетенциям, находящимся на критически низком уровне, выделенным респондентами, относятся организаторские навыки реализации проекта (33 % по уровню упоминания в ролях проекта и 36 % - критически низкий уровень владения) и профессионализм в предметной области проекта (29 и 27 % соответственно). Сложившаяся ситуация характеризует незрелость проектного управления в организации, потенциальную неспособность руководителей стратегических проектов реализовать их в полном объеме с заданными результатами.

Системное мышление и умение работать в условиях высокого уровня неопределенности на достижение заданного результата относится респондентами к административно-управленческим ролям проектной команды, хотя практика реализации стратегических проектов показывает обратное. При реализации стратегических проектов всем членам проектной команды необходимо обладание системным мышлением и умением адаптироваться под быстроизменяющиеся условия - это мета-компетенции, позволяющие команде проекта реализовать стратегические цели. Стратегическое мышление, которое в первую очередь относится к руководящим ролям проекта, тем не менее не должно ограничиваться только ими, что также способствует слаженности и гибкости работы команды проекта. Таким образом, компетентностно-ролевой анализ стратегических проектов показал необходимость привлечения в команду специалистов с высоким уровнем мета- и мягких компетенций.

5. Дискуссионные вопросы. Заявляя о важности компетентностного подхода, иссле-

дование зафиксировало его неразвитость к формированию команд стратегических проектов трансформации. При этом данный подход признаётся как значимый опрошенными нами респондентами. Результаты нашего исследования согласуются с выводами о необходимости развития компетентностного подхода в научных публикациях Ю.В. Бондаренко с соавторами и О.В. Бирюкова [3; 6] - они подтверждают необходимость учета при формировании команд различных компетенций. В.В. Ки-рий, Н.Б. Козел, Е.Г. Климко [4] аналогично нашей позиции утверждают, что команды проектов должны строиться в соответствии с требуемыми проектными ролями.

Однако в публикациях не удалось найти разработок, исследующих вопросы структуры и содержания проектных ролей именно в командах стратегических проектов университетов. Также нет прямых и непосредственных рекомендаций по содержанию компетенций членов команд стратегических проектов университетов. В данной работе получили развитие положения о компетентностно-ролевой структуре команды проекта с учетом отраслевой специфики - системы высшего образования, а также с учетом того, что речь идет о проектах трансформации и стратегического развития.

Концепция компетентностного подхода, которую рекомендуют авторы данного исследования, заключается в том, чтобы в основе формирования и развития команды лежали разработка и реализация компетентностно-ролевых моделей. Компетентностно-ролевая модель строится на типовых ролях, характерных для вузовских команд стратегических проектов и требуемых для их реализации компетенций. Так, одной из важнейших является роль заказчика. Наше исследование показало неразвитость данной роли и требуемых от нее функций - это ведет к таким проблемам, как отсутствие четко сформулированного заказа на результаты проекта, необъективная оценка результатов стратегических проектов. Не в полной мере представлены и иные роли проектных команд университетов.

Согласно компетентностной концепции, вузы должны поэтапно выполнять следующие действия: сформировать запрос на проект и результаты в соответствии со стратегией университета, сформировать набор проектных работ, выделить проектные роли под работы, определить требуемый набор компетенций каждой

роли и осуществить подбор в команду на основе заданной компетентностно-ролевой модели. Реализация данных действий приведет к следующим эффектам:

1. Проектные работы обретают такой мощный ресурс, как наличие совокупности компетенций команды. Для качественного выполнения проектных работ необходимы различные ресурсы - временные, финансовые, материальные и пр. Сегодня признано, что ключевым ресурсом являются человеческие ресурсы команды, наделенные определенными компетенциями.

2. Компетентностный подход вооружает определенной технологией, приемами и методами обоснования требуемых для команды и ее участников компетенций. Например, имеется технология профилирования, т. е. построения профиля компетенций команды исходя из проектных работ, потенциала членов команды, особенностей проекта, миссии и стратегии университета, его корпоративной культуры.

3. Команда проекта благодаря данному подходу становится более четко и обоснованно структурированной по ролям и соответствующим компетентностным статусам. В свою очередь, наличие качественной структуры команды помогает лучше выстроить внутрикоманд-ные и внешние коммуникации, организовать коллективную работу максимально эффективно. Понимание сильных и слабых сторон каждого компетентностно-ролевого статуса членов команды позволяет принимать более взвешенные управленческие решения. Всё это ведет к более высокому уровню управляемости команд.

4. На основе запланированной и реализуемой компетентностной модели команды более успешно можно осуществить подбор в команду, организацию проектных работ, обучение и развитие членов команды, их мотивацию и стимулирование, вовлеченность и формирование проектной культуры.

5. В конечном счете, наличие и грамотное использование компетенций позволяет быстрее и надежнее достичь ключевые показатели эффективности в каждом конкретном проекте и в проектной деятельности университета в целом.

Дискуссионным остается вопрос о типичности предлагаемых в статье структуры и

содержания компетентностно-ролевой модели команды стратегического проекта. Возможно, требуется детализация модели в привязке к видам стратегических проектов университетов и особенностям специализации вузов. То есть требуется дальнейшее исследование по дискуссионным вопросам.

6. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о достижении поставленных цели и задач. В частности, основным результатом стало то, что предложено описание компетенций в рамках ролей проектной команды, выявлены наиболее значимые компетенции, определяющие успешность или неуспешность стратегических проектов трансформации университетов.

Положения исследования обладают практической значимостью и научной новизной. Так, получили развитие теория проектного управления и компетентностный подход к формированию команд. В рамках теории проектного управления были обогащены знания по формированию команд проектов. При этом новизна заключается в том, что формирование команд показано с учетом специфики высшего образования и с учетом стратегий развития вузов. Компетентностный подход развит в части обоснования набора наиболее значимых компетенций для команд проектов трансформации и стратегий развития университетов. Предложенная совокупность компетенций не имеет аналогов в научной литературе. Значимым результатом, также обладающим новизной, является группировка компетенций в зависимости от ролей в команде проекта. Также наше исследование позволило установить недостаточно развитые компетенции, требующие к себе особого внимания.

Из описания научной новизны следуют и положения, отражающие практическую значимость наших разработок. Так, знание набора типовых ролей и компетенций позволит менеджерам проектов более качественно обосновать и сформировать состав команды. Это, в свою очередь, поможет вывести команду на требуемый уровень эффективности и приведет к успешной реализации проектов стратегического развития университетов.

Литература

1. Петров С. В. Командообразование как способ повышения эффективности деятельности организации // Компетентность. - 2019. - № 4. - С. 29-33.

2. Воднева С. Н., Донина И. А., Дагаева И. А. Проблемы мотивации управленческой команды современного вуза // Beneficium. - 2021. - № 3 (40). - С. 76-82. - DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.3(40).76-82.

3. Бондаренко Ю. В., Никитин И. С., Калинина Н. Ю., Ходунов А. М. Выбор методов оценки при формировании кадрового состава проектных команд // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2020. - Т. 20, № 2. - С. 116-124. - DOI: 10.14529/ctci200211.

4. Кирий В. В., Козел Н. Б., Климко Е. Г. Применение методов вербального анализа решений в процессе формирования структуры команды проекта // Бiзнес 1нформ. - 2016. - № 3. - С. 85-91.

5. Bolzan de Rezende L., Blackwell P., Denicol J., Guillaumon S. Main competencies to manage complex defence projects // Project Leadership and Society. - 2021. - Vol. 2. - Art. 100014. - DOI: 10.1016/j.plas.2021.100014.

6. Бирюков О. В. Оценка компетентности команды управления проектом с учетом эффекта синергии // Управлшня проектами та розвиток виробництва. - 2011. - № 1 (37). - С. 26-37.

7. Лапыгин Ю. Н., Розенков М. А. Компетенции команды на этапах реализации проектов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - № 2. - С. 29-34. - DOI: 10.22394/2079-1690-2022-1-2-29-34.

8. Чуланова О. Л., Куприянова Е. В., Чуланов Д. В., Хохрякова Ю. А. Проектные компетенции персонала в условиях BANI-мира: операционализация, подходы бизнеса и образовательной среды к формированию и развитию // Вестник евразийской науки. - 2022. - Т. 14, № 4. - URL: https://esj.today/PDF/30ECVN422.pdf.

9. Desjardins F., Jean E., Bredillet C. Opening the black box of project team members' competencies improvement in a public sector organization for a successful transition to the project society // Project Leadership and Society. - 2022. - Vol. 3. - Art. 100074. - DOI: 10.1016/j.plas.2022.100074.

10. Рач В. А., Черепаха Г. С. Модель определения рациональной роли члена команды проекта // Управлшня проектами та розвиток виробництва. - 2003. - № 3 (7). - С. 70-79.

11. Куандыков Е. К., Махатова В. К., Куандыкова Р. К. Team building. Развитие навыков работы в команде - как основа эффективной научной деятельности // Вестник КазНМУ. - 2018. -№ 1. - С. 365-372.

12. Ужахова Л. М., Чащина А. Ю., Ротова С. Д. Особенности распределения и реализации командных ролей в проектной деятельности студентов // Вестник евразийской науки. - 2022. -Т. 14, № 2. - URL: https://esj.today/PDF/10ECVN222.pdf.

13. Сотникова Т. В. Особенности формирования рабочих команд // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2 (57). - С. 321-325.

14. Шкунова А. А., Булганина С. В., Яшкова Н. В. Командообразование как современный метод управления человеческими ресурсами в социальной сфере // Науковедение. - 2016. - Т. 8, № 3. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/67EVN316.pdf.

15. Леонов Н. О., Сергеев И. С., Судаков Н. С., Шкунова А. А., Прохорова М. П. Анализ ролей в командном взаимодействии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 3 (37). - С. 48-53.

References

1. Petrov S.V. Team building as a way to the organization effectiveness of the improve. Competency (Russia), 2019, no. 4, pp. 29-33. (in Russian).

2. Vodneva S.N., Donina I.A., Dagaeva I.A. The problem of motivating the modern university management team. Beneficium, 2021, no. 3 (40), pp. 76-82. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.3(40).76-82. (in Russian).

3. Bondarenko Yu.V., Nikitin I.S., Kalinina N.Yu., Khodunov A.M. Selection of Evaluation Methods when Forming Personnel of Project Teams. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics, 2020, Vol. 20, no. 2, pp. 116-124. DOI: 10.14529/ctcr200211. (in Russian).

4. Kyriy V.V., Kozel N.B., Klymko O.G. Application of Methods for Verbal Analysis of Decisions in the Process of Formation of Project Team Structure. Biznes Inform, 2016, no. 3, pp. 85-91. (in Russian).

5. Bolzan de Rezende L., Blackwell P., Denicol J., Guillaumon S. Main competencies to manage complex defence projects. Project Leadership and Society, 2021, Vol. 2, art. 100014. DOI: 10.1016/j.plas.2021.100014.

6. Biryukov O.V. Estimation of the project management team competence taking into account synergy effect. Upravlinnyaproektami ta rozvitok virobnitstva, 2011, no. 1 (37), pp. 26-37. (in Russian).

7. Lapygin Yu.N., Rozenkov M.A. Team competences at the stages of project implementation. State and Municipal Management. Scholar Notes, 2022, no. 2, pp. 29-34. DOI: 10.22394/2079-16902022-1-2-29-34. (in Russian).

8. Chulanova O.L., Kupriyanova E.V., Chulanov D.V., Khokhryakova Yu.A. Project competencies of personnel in the conditions of the BANI-world: operationalization, business and educational environment approaches to formation and development. The Eurasian Scientific Journal, 2022, Vol. 14, no. 4, available at: https://esj.today/PDF/30ECVN422.pdf. (in Russian).

9. Desjardins F., Jean E., Bredillet C. Opening the black box of project team members' competencies improvement in a public sector organization for a successful transition to the project society. Project Leadership and Society, 2022, Vol. 3, art. 100074. DOI: 10.1016/j.plas.2022.100074.

10. Rach V.A., Cherepaha G.S. Model allowed to specify the rational role of a project team member. Upravlinnya proektami ta rozvitok virobnitstva, 2003, no. 3 (7), pp. 70-79. (in Russian).

11. Kuandykov Ye.K., Makhatova V.K., Kuandykova R.K. Team building. development of skills of work in the team - as a basis of effective scientific activity. Vestnik KazNMU, 2018, no. 1, pp. 365372. (in Russian).

12. Uzhakhova L.M., Chashchina A.Yu., Rotova S.D. Features of distribution and implementation of team roles in student project activities. The Eurasian Scientific Journal, 2022, Vol. 14, no. 2, available at: https://esj.today/PDF/10ECVN222.pdf (in Russian).

13. Sotnikova T.V. Spesifics of forming working teams. The world of science, culture and education, 2016, no. 2 (57), pp. 321-325. (in Russian).

14. Shkunova A.A., Bulganina S.V., Yashkova N.V. Team building as a modern management methods human resources social. Naukovedenie, 2016, Vol. 8, no. 3, available at: http://naukovedenie.ru/PDF/67EVN316.pdf. (in Russian).

15. Leonov N.O., Sergeev I.S., Sudakov N.S., Shkunova A.A., Prokhorova M.P. Analysis of role in team interaction. Innovative economy: prospects for development and improvement, 2019, no. 3 (37), pp. 48-53. (in Russian).

Сведения об авторах

Апенько Светлана Николаевна - д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-7618-3961

Web of Science ResearcherID: D-1661-2015

SPIN-код РИНЦ: 7884-0792, AuthorID: 261581

Бреусова Анна Георгиевна - канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-2859-8799 Web of Science ResearcherID: Q-3507-2018 SPIN-код РИНЦ: 7283-5585, AuthorID: 280230

About the authors

Svetlana N. Apenko - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Management and Marketing

Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-7618-3961

Web of Science ResearcherID: D-1661-2015

RSCI SPIN-code: 7884-0792, AuthorID: 261581

Anna G. Breusova - PhD in Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Regional Economics and Human Resources Management Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-2859-8799 Web of Science ResearcherID: Q-3507-2018 RSCI SPIN-code: 7283-5585, AuthorID: 280230

Лещенко Наталья Петровна - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

ORCID: 0009-0008-9253-0418

SPIN-код РИНЦ: 1731-1470, AuthorlD: 367685

Вклад авторов

Апенько С.Н. - планирование исследования, постановка целей и задач, руководство проведением исследования, анализ данных, разработка методики исследования, проверка результатов исследования. Бреусова А.Г. - подготовка метаданных, предоставление ресурсов, сбор информации, анализ данных. Лещенко Н.П. - подготовка метаданных, анализ данных, перевод статьи на иностранный язык, визуализация и представление данных.

Для цитирования

Апенько С. Н., Бреусова А. Г., Лещенко Н. П. Компе-тентностный подход к реализации стратегических проектов трансформации университетов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2024. -Т. 22, № 2. - С. 56-65. - DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(2).56-65.

Natalia P. Leshchenko - PhD in Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management and Marketing

Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0008-9253-0418 RSCI SPIN-code: 1731-1470, AuthorlD: 367685

Authors' contributions

Apenko S.N. - research planning, setting goals and objectives, management of research, data analysis, development of research methodology, verification of research results.

Breusova A.G. - metadata preparation, provision of resources, information collection, data analysis. Leshchenko N.P. - metadata preparation, data analysis, translation of the article into a foreign language, visualization and presentation of data.

For citations

Apenko S.N., Breusova A.G., Leshchenko N.P. Competence-based approach to the implementation of strategic projects of university transformation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2024, Vol. 22, no. 2, pp. 56-65. DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(2).56-65. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.