УДК 796.011.3
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Аннотация
Целью исследования стало изучение и анализ основных принципов компетентностного подхода в образовании, определение места самостоятельной работы студентов в образовательном процессе высшей школы, выявление основных характеристик самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода. В работе указаны основные педагогические условия организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода, которые обеспечивают подготовку студентов к профессиональной деятельности. Определены организационная, методическая и педагогическая составляющие процесса организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; умения и навыки; компетентность; самостоятельная работа студента.
COMPETENCE-BASED APPROACH TO IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT
WORK OF STUDENTS
Michael Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications
Annotation
The aim of the study was the examination and analysis of the basic principles of competence approach in education, the place of independent work of students in educational process of higher education, identifying the main characteristics of students ' independent work in the framework of the competence approach. The article shows the main pedagogical conditions of the organization of the independent work of students on the basis of competence approach, which provide preparation of students to the professional activity. The organizational, methodological and pedagogical components of the process of organization of independent work of students in the framework of the competence approach have been outlined.
Keywords: professional competences, skills, competence, independent work of the student.
В современных социально-экономических условиях развития государства от системы высшего образования требуют подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями современного уровня, стремящегося к самообразованию и способного адаптироваться к новациям. Современные требования учтены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования через методологию компетентностного подхода [7; 2]. В связи с чем результаты подготовки выпускников высших школ определены через компетенции.
В профессиональной подготовке способствует успеху реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов вузов. Это связано с тем, что на современном этапе приоритетная тенденция изменения образовательной парадигмы - «от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни». В рамках современной парадигмы целью высшего образования является подготовка компетентного специалиста, владеющего методами самостоятельного пополнения профессиональных знаний.
Компетентность студента, сформированная в ходе освоения образовательного модуля, есть качество личности обучающегося, которая выражается в способности и готовности принимать решения в реализуемой деятельности, осваивать формы и способы совершенствования будущей профессиональной деятельности. Компетентность является целевой основой самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса в высшей школе. Перед преподавателями
вузов встает задача повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе овладения обучающимися профессиональными компетенциями.
Проблемой повышения эффективности и технологичности самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода занимались многие исследователи (Т.Н. Акулова [1], И. А. Зимняя [4], Е.Н Трущенко [8] и другие), тем не менее поставленная проблема становится все актуальней как с точки зрения теоретических основ организации самостоятельной работы студентов, так и с точки зрения образовательных технологий реализации.
Рассматривая организацию самостоятельной работы студентов с позиций компе-тентностного подхода, Е. Н. Трущенко определяет основной целью системы аудиторной-внеаудиторной самостоятельной работы студентов формирование компетенции самообразования [8].
Реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов, по мнению М.П. Стародубцева, Т. А. Иваненко, Е.Н. Трущенко может быть осуществлена при соблюдении определенных условий [6, 8]:
- обеспечение мотивации отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития их внутренней, внешней и процессуальной мотивации;
- проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить переход от учебной деятельности студента к профессиональной;
- методическое оснащение учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий;
- обеспечение контроля за самостоятельной работой студентов на основе мониторинга процесса профессионального становления личности будущего специалиста.
В современной педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия самостоятельной работы студентов. Определенный вклад в дефиницию данного понятия внесла Е.В. Бунтова Е.В [3]. Рассматривая организацию самостоятельной работы студентов, ею были сформулированы основные принципы управления самостоятельной работой студентов:
- разделение учебного материала дисциплины на учебные единицы;
- определение дидактических целей учебных единиц с помощью терминов, выражающих контролируемую деятельность студентов;
- управление самостоятельной работой с помощью методических инструкций;
- систематическая обратная связь в виде само- контроля и контроля со стороны преподавателя;
- достижение соответствующих дидактических целей.
С.И. Архангельский определяет самостоятельную работу обучающегося как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и их использование для решения учебных и научных задач [2].
Таким образом, самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Следует сделать вывод, что самостоятельная работа студентов обладает дидактическим потенциалом, так как в процессе самостоятельной работы происходит и усвоение знаний учебного материала, и расширение этих знаний, и формирование умения работать с различными видами информации, и развитие аналитических способностей.
Компетентностный методологический подход к организации самостоятельной работы студентов позволил рассмотреть в качестве результата самостоятельной работы достижение студентами соответствующего уровня требуемой компетентности и выявить основные характеристики самостоятельной работы студентов: целенаправленность;
осознанность; структурность; результативность.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода подготовки специалистов в вузах самостоятельную работу студентов следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, способствующую постепенному переходу от учения к профессиональной деятельности. Осуществление компетентностного подхода в процессе организации самостоятельной работы студентов предполагает личностное включение студента в освоение профессиональной деятельности.
При соблюдении комплекса педагогических условий организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода обеспечивает подготовку студентов к учебной профессиональной деятельности. Исследователями обоснованы следующие условия [3]:
- обеспечение развития внутренней и внешней процессуальной мотивации;
- проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач;
- методическое оснащение учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий;
- обеспечение контроля над самостоятельной работой студентов;
- предоставление возможности студентам к самоопределению в выборе тем, форм и направлений самостоятельной работы;
- творческий характер содержания заданий для самостоятельной работы студентов;
- научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение самостоятельной деятельности студентов.
Процесс организации самостоятельной работы студентов зависит от особенностей учебной дисциплины, ее структуры, объема часов, отведенных в учебном плане на дисциплину, форм учебной деятельности и индивидуальных качеств студента.
Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине формируется на основе государственных образовательных стандартов [3,9] и включает в себя:
- минимум разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;
- определение содержания и объема тем учебной дисциплины, выносимых на самостоятельное изучение студентами;
- методы и формы самостоятельной работы студентов, контроль за ее выполнением;
- разработку критериев оценки результатов самостоятельной работы студентов.
Анализ используемых в последние годы в педагогической практике инновационных
педагогических технологий показал, что развитие компетенций находится в прямой зависимости от педагогических приемов и применяемых технологий в процессе обучения и организации самостоятельной работы студентов [5]. Организация самостоятельной работы в рамках компетентностного подхода требует условия дифференциации студентов по уровням профессиональной обучаемости. В педагогической практике высшей школы выделяются следующие уровни профессиональной обучаемости. Высокий уровень профессиональный обучаемости студентов с высокой мотивацией к обучению, сформированными навыками самоорганизации и наличием творческих способностей.
I. Уровень профессиональной обучаемости выше среднего, с необходимостью повышения мотивации обучения посредством выполнения творческих заданий.
II. Средний уровень профессиональной обучаемости с проблемами самоорганизации и развития интеллектуальных способностей, коммуникативной активности.
III. Пониженный уровень профессиональной обучаемости с отсутствием познавательной мотивации и коммуникативной активности.
Самостоятельная же работа является основой образовательного процесса в рамках компетентностного подхода, так как в процессе самостоятельной работы формируются рефлексивные знания, умения и вырабатываются качества личности, необходимые для решения профессиональных задач. Таким образом, процесс организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода предусматривает организационную, методическую и педагогическую составляющие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, Т.Н. Организация самостоятельной работы студентов педагогического факультета в структуре компетентностного подхода / Т.Н. Акулова, И.Г. Андреева // Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования : сборник научных статей. - Саратов : ИЦ «Наука», 2010. - С. 31-33.
2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1980. - 368 с.
3. Бунтова, Е.В. Самостоятельная работа студентов сельскохозяйственных вузов при изучении теории вероятностей : дис. ... канд. пед. наук / Бунтова Е.В. - Орел, 2006. - 193 с.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.
5. Макарова, М.П. Научно-методическое обеспечение организации подготовки бакалавров на компетентностной основе / М.П. Макарова, В.П. Косырев // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 2. - С. 111-115.
6. Стародубцев, М.П. Анализ мотивов определяющих направленность занятий физическими упражнениями у студентов / М.П. Стародубцев, Т.А. Иваненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 208-211.
7. Троянская, С.Л. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов : учебное пособие / С. Л. Троянская. - Ижевск : Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2013. - 110 с.
8. Трущенко, Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Трущенко Елена Николаевна. - М., 2009. - 168 с.
9. Фишман, Л.И. Восприятие студентами качества образовательных услуг в вузе: результаты эмпирического исследования / Л.И. Фишман, О.Ю. Цыбина // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 12. - С. 47-52.
REFERENCES
1. Akulova, T.N., and Andreeva, I.G. (2010), "Organization of independent work of students of the faculty of education in the structure of the competence-based approach", Competence-based approach as the conceptual basis of modern education: collection of scientific articles, IC "Science", Saratov, pp. 31-33.
2. Arkhangelsky, S.I. (1980), Educational process in higher school and its logical foundations and methods, Higher school, Moscow.
3. Buntova, E.V. (2006), Independent work of students of agricultural universities in the study of probability theory, dissertation, Orel.
4. Zimnyaya I. A. (2003), "Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education", Higher education today, No. 5, pp. 34-42.
5. Makarova, M.P. and Kosyrev, V.P. (2013), "Scientific and methodological support of training of bachelors based on the competence approach", Bulletin Samara state agricultural Academy, No. 2, pp. 111-115.
6. Starodubtsev, M.P. and Ivanenko, T.A. (2016), "Analysis of the motives determining the direction of the physical exercises of the students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No.11, pp. 208-211.
7. Trojanskaya, S. L. (2013), Competency-based approach to the implementation of independent work of students: textbook, publishing house of the Udmurt state University, Izhevsk.
8. Truschenko, E.N. (2009), The organization of independent work of students on the basis of competence approach to professional training, dissertation, Moscow.
9. Fishman, L.I. and Tsybin, O.Yu. (2015), "Students ' perceptions of the quality of educational services in the University: results of an empirical study", Vestnik of Samara state economic University, No.
12, pp. 47-52.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.12.2017
УДК 796.819
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ
Гаджиахмед Султанахмедович Султанахмедов, кандидат педагогических наук, доцент,
Герман Владиславович Лурье, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье представлены основные изменения в правилах соревнований по вольной борьбе, которые оказывают непосредственное влияние на проявление специальной выносливости во время соревновательной деятельности. Разработанная методика основывается на применении повторно-кругового метода, которая повышает уровень специальной выносливости. Таким образом, разработанная методика позволит оптимизировать процесс подготовки к соревновательной деятельности с учетом новых правил.
Ключевые слова: вольная борьба, правила соревнований, специальная выносливость.
IMPROVING METHODS OF INCREASING THE LEVEL OF SPECIAL ENDURANCE OF WRESTLERS IN CONNECTION WITH CHANGES OF RULES OF
COMPETITIONS
Gadzhiakhmed Sultanakhmedovich Sultanakhmedov, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer, German Vladislavovich Lurie, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism, Moscow
Annotation
The article presents the main changes in the rules of freestyle wrestling, which have a direct impact on the manifestation of special endurance during the competitive activity. The developed methodology is based on applying a re-circular method, which increases the level of special endurance. Thus, the developed technique will allow optimizing the process of preparation for competitive activity with the new rules.
Keywords: freestyle wrestling, competition rules, special endurance.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ современной спортивной борьбы показывает, что для достижения высокого спортивного результата предъявляются серьезные требования к уровню физической и тактико-технической подготовленности [1, 2, 3]. Особую актуальность, в связи с последними изменениями правил, приобрел вопрос оптимизации применяемых средств и методов повышения уровня физических качеств. В правила соревнований по вольной борьбе были внесены изменения. По новым правилам поединок длится 2 периода по 3 минуты. Счет сквозной и суммируется по сумме двух периодов, система наказаний также претерпела ряд изменений. Взвешивание спортсменов происходит на кануне и непосредственно в день соревнований. Таким образом, совершенствование методики повышения уровня специальной выносливости является актуальным.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования заключалась в совершенствовании методики повышения уровня специальной выносливости борцов вольного стиля 17-20 лет. Для решения цели ставились следующие задачи: 1) сравнить проявление специальной выносливости на соревнованиях