Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке бакалавров психолого-педагогического образования'

Компетентностный подход к подготовке бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Т.С.

В статье рассматриваются этапы становления компетент-ностного подхода. Анализируются основные понятия компе-тентностного подхода, «компетенция» и «компетентность» с точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence building approach to training of bachelors of psycho-pedagogical education

The article deals with the stages of formation of the competence building approach. Basic terms of the competence building approach, ^competence[3] and ^competency[4] from the viewpoints of Russian and foreign authors are analyzed.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке бакалавров психолого-педагогического образования»

УДК 378.14

Т.С. Осипова*

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются этапы становления компетент-ностного подхода. Анализируются основные понятия компе-тентностного подхода, «компетенция» и «компетентность» с точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова: компетентносный подход, бакалавры психолого-педагогического образования, компетенция, компетентность.

Социально-экономические изменения в России способствовали модернизации социальных институтов. Присоединение России к Болонскому процессу повлекло за собой изменения в системе образования. На смену личностно-ориентированному подходу пришел европейский — компетентностный подход к подготовке бакалавров. Результатом образования выступают сформированные компетенции и компетентность. Перечень компетенций, которые должны быть сформированы у студента-бакалавра к моменту завершения обучения по выбранному направлению, прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Компетентностный подход акцентирует свое внимание не на сумме полученных знаний, а на умении применять их в различных сферах деятельности [1].

М.Д. Горячев подчеркивает, что, согласно концепции модернизации российского образования, основной целью высшего образования в компетентностном подходе является подготовка ответственного квалифицированного работника, который будет конкурентоспособен на рынке труда, компетентный, свободно владеющей своей профессией и способный ориентироваться в смежных областях деятельности, а также способный к продуктивной работе по специальности согласно мировым стандартам, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении образования [2, с. 143].

Бакалавр, обучающейся по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование», будет иметь широкий спектр профессиональной деятельности.

Профессионал в области социально-педагогической работы способен решить конкретные проблемы детей и их семей [2, с. 142]. Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, он осуществляет комплексную психологическую и педагогическую помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также помогает в решении медицинских, правовых проблем, подключая других специалистов.

Бакалавр данного направления подготовки выполняет следующие функции: воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую, предупредительно — профилактическую, социально-терапевтическую, организационно-коммуникативную, охранно-защитническую [3, с. 32—33].

* © Осипова Т.С., 2014

Осипова Татьяна Сергеевна (sneginka.82@mail.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

В данном подходе выделяются основные понятия «компетентность» и «компетенция».

Компетентностный подход имеет несколько базисных терминов, таких как «компетентность» и «компетенция».

Анализ исследований по проблеме компетенции и компетентности позволяет условно выделить четыре этапа становления компетентностного подхода.

Первый этап (1960—1970) определяется введением в научный аппарат категории «компетенция» и созданием предпосылок разграничения терминов «компетенция»/«ком-петентность». В этот период времени эти понятия начинают использоваться в грамматике и теории обучения языкам. Также начинается исследование разных видов языковой компетенции, и вводится понятие «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).

На втором этапе развития подхода (1970—1990) расширяется область использования категорий «компетенция» и «компетентность». Теперь данные термины употребляются не только в теории и практике обучения языку (особенно неродному), но также к профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В этот период разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции и компетентности». В различных видах компетентности категорий появляются понятия «готовность», «способность», а также сформированность таких психологических качеств, как «уверенность» и «ответственность» [4].

В 90-е годы XX в России, начинается третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию. В этот период понятия «компетентность» и «компетенция» приобретает научный интерес. Появляются научные труды, посвященные исследованию компетентности. В работах А.К. Марковой в рамках психологии труда профессиональная компетентность становится предметом углубленного изучения. Тогда же Л.М. Митиной было продолжено исследование Л.А. Петровской в рамках изучения социально-психологического (уделялось внимание конфликтологии) и коммуникативного аспектов компетентности учителя. Значимый вклад в разработку проблем компетентности на этом этапе внесли отечественные исследователи: А.К. Маркова, Н.С. Шаблыгина, Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская, Л.П. Алексеева, Л.М. Митина, и др. На третьем этапе развития данного подхода в документах, материалах ЮНЕСКО выделяется ряд компетенций, которые уже должны рассматриваться как результат образования.

На четвертом этапе компетентностный подход вводится в содержание стандартов. В России переход на новую образовательную парадигму был определен несколькими нормативными документами. Изначально он был закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года, а затем подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. [5].

В Толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова компетентность понимается как осведомленность, авторитетность, а компетенция — это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, кругом полномочий, опытом.

Для С.Г. Вершловского и Ю.Н. Кулюткина компетентность — это характеристика личности. В.Ю. Кричевский трактует компетентность как реализацию функций, в свою очередь, В.А. Сластенин понимает ее как совокупность конструктивных, коммуникабельных, организаторских умений личности [6, с. 67].

В.М. Шепель считает, что в компетентность входят опыт, знания, умения и теоретико-практическая подготовленность к использованию накопленных знаний. По мнению В.С. Безруковой, компетентность — это уровень владения знаниями и умениями, которые необходимы для высказывания профессионально грамотных суждений,

мнений и оценок. Ю.Г. Татур объясняет компетентность как качество человека, завершившего образование. Оно выражается в готовности (способности) на основе данного качества к выполнению успешной эффективной деятельности, учитывая ее социальную значимость и социальные риски, которые могут быть связаны с ней. Для Р.П. Мильруда компетентность — это комплексный личностный ресурс, который дает возможность эффективно взаимодействовать с окружающим миром в той или иной области и зависит от необходимых для этого компетенций [7, с. 7].

М.А. Чошанов считает, что компетентность — это не только обладание знаниями, но также и постоянное стремление к их обновлению и применению в конкретных условиях. Благодаря этому развиваются гибкость и критичность мышления, которые обеспечивают способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения. В понимании Е.А. Царьковой, компетентность — это качественная интегрированная характеристика личности, которая является показателем степени владения ею совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе образования, которые служат эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей [1].

И.А. Зимняя формулирует компетентность как интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, основанный на знаниях [8, с. 51]. По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова, компетентность — это продукт обучения, который является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, а также самоорганизацией и обобщением деятельностного и личностного опыта. Компетентность — это способ существования знаний, умений и образованности, который дает возможность человеку самореализоваться и найти свое место в мире [1]. Дж. Равен в докладе «Компетентность в современном обществе» по результатам проведенных им исследований пришел к выводу, что «компетентность специалиста зависит не столько от конкретного объема его знаний и навыков, сколько от мотивации этого специалиста, степени его инициативности и творческого подхода к задаче». Он также подчеркнул, что каждый человек обязательно имеет свои области компетенции. Важно выявить его ценностные ориентации и создать оптимальные условия для реализации имеющегося у человека потенциала [8, с. 52].

С.Б. Серякова определяет компетентность как интегральную характеристику, которая является сложным личностным образованием, обеспечивающим профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. Способствует формированию субъектной позиции и ценностно-смысловой ориентации, опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат базовые знания и практический опыт. Компетентность проявляется и проверяется только в деятельности. Таким образом, становится понятным разведение понятий «компетенция» как «потенциальная» составляющая компетентности и «компетентность» как интегральная характеристика, проявляющаяся в реальной деятельности. Психологическая сущность компетентности заключается в том, что она может проявляться только в единстве с ценностями человека и при глубокой заинтересованности личности в определенном виде деятельности [9, с. 314].

Понятие «компетентность» шире, чем «компетенция».

Определяя различия между «компетенцией» и «компетентностью» В.И. Байденко объясняет компетенцию как интегрированные характеристики качества подготовки выпускника и категории результата образования. Компетентность понимается автором как интегрированная характеристика качеств личности и результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в конкретных областях (компетенциях). Профессиональные компетенции — это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с ситуацией, организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [10, с. 50].

Э.Ф. Зеер определяет компетентность человека как совокупность знаний, умений и опыта человека. Способность реализовать знания и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации является показателем компетенции образованной и профессионально успешной личности» [7, с. 8].

Анализ различных дефиниций терминов «компетентность» и «компетенция» позволил нам сделать вывод, что единого определения к терминам данного подхода пока не существует (или не разработано). Мы пришли к выводу, что понятие «компетентность» шире «компетенции». Компетентность является интегральной характеристикой личности, включающей в себя не только интеллектуальную составляющую (знания, умения и навыки), но также личный и профессиональный опыт, моральные нормы и т. д. Компетенции можно рассматривать как «инструмент», помогающий в достижении целей.

В настоящее время исследования компетентностного подхода приобретает все больший научный интерес. Новая компетентностно ориентированная парадигма является базисом современного образования. Но на сегодняшний день для реализации подхода существует ряд трудностей: понятийный аппарат подхода еще не сложился, использование системы зачетных единиц (кредитов) определяет необходимость обновления научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза. Необходима работа по созданию материально технического обеспечения и нового поколения учебников и учебных пособий, ориентированных не только на информативную составляющую, но и на разработку содержания и способов организации самостоятельной работы студентов. С учетом кредитно-модульной структуры ФГОС ВПО требуется обновление фондов оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретенных студентами компетенций [1].

Библиографический список

1. Ибрагимова Л.А, Петрова Г.А., Тофименко М.П. Компетентностный подход методологическая основа современного образования // Вестник нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1. С. 57—66.

2. Средства формирования профессиональных компетенций социально-педагогической деятельности в условиях клиники педагогической поддержки детей и их семей / М.Д. Горячев, М.М. Горячев, А.В. Долгополова [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 5 (106). С. 141-145.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 480 с.

4. Иванова Е.А. Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность. URL: www.lyceum8.ru/1/k_technolog/.../ Komp_podchod_v_obrazov.doc. (дата обращения: 11.02.2012).

5. Фролова С.В., Фролова М.А. Компетентностный подход в образовании: основные этапы становления и тенденции изменений в профессиональном образовании // Компетент-ностный подход как концептуальная основа современного образования: сб. науч. ст. / под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. 514 с.

6. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. 2007. № 3. С. 67-68. URL: http://www.rae.ru/use/ ?section=content&op=show_article&article_id=7778001 (дата обращения: 10.02.2012).

7. Усачева О.В. Роль и место компетентности в структуре модели подготовки специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 6. С. 7-16.

8. Парникова М.Г. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будущих специалистов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. 2008. Т. 5. № 2. С. 50-55.

9. Серякова С.Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы // Перспективы науки. 2011. № 25. С. 314-316.

10. Фионова Л. Р. Адаптивная система непрерывного образования в сфере документаци-онного обеспечения управления на основе компетентностного подхода: монография. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009. 157 с.

References

1. Ibragimova L.A., Petrova G.A., Tofimenko M.P. Competence building approach is a methodological basis of modern education // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2010. № 1. P. 57—66.

2. Means of formation of professional competencies of social and educational activities in the conditions of clinic of educational support for children and their families // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 5 (106). P. 141—145.

3. Ovcharova R.V. Reference book of social teacher. M.: TC «Sphera», 2005. 480 p.

4. Ivanova E. A. Competence building approach in education: methodological foundations, history and modernity. URL: www.lyceum8.ru/1/k_technolog/.../Komp_podchod_v_obrazov.doc. (Date of reference: 11.02.2012).

5. Frolova S.V., Frolova M.A. Competence building approach in education: main stages of establishment and trends of changes in vocational education. Competence building approach as a conceptual basis of modern education: collection of scientific articles / ed. S.L. Korotkova, S.V. Frolova. Saratov: IC «Nauka», 2010. 514 p.

6. Kharitonova E.V. On the definition of «competence» and «competency» // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2007. № 3. P. 67—68. URL: http://www.rae.ru/use/7section = content & op = show_article & article_id = 7778001 (date of reference: 10.02.2012).

7. Usachyova O.V. Role and place of competency in the structure of model of specialist training // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seria: Gumanitarnye nauki. 2007. № 6. P. 7—16.

8 Parnikova M.G. Theoretical approaches to the formation of universal competences of future specialists in conditions of transition to a new level of higher professional education // Vestnik Severo-vostochnogo federalnogo universiteta imeni M.K. Amosova. 2008. T. 5. № 2. P. 50—55.

9. Seryakova S.B. Competence building approach in determining educational strategies of higher education // Perspectivy nauki. 2011. № 25. P. 314-316.

10. Fionova L.R. Adaptive system of continuing education in the field of document support of management on the basis of competence building approach: Monography. Penza: Izdatelstvo Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009. 157 p.

T.S. Osipova*

COMPETENCE BUILDING APPROACH TO TRAINING OF BACHELORS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION

The article deals with the stages of formation of the competence building approach. Basic terms of the competence building approach, «competence» and «competency» from the viewpoints of Russian and foreign authors are analyzed.

Key words: competence building approach, bachelors of psycho-pedagogical education, competence, competency.

* Osipova Tatyana Sergeevna (sneginka.82@mail.ru), the Dept. of Pedagogy, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.