9. Çakir Z.Z. Büyük türk inkilabi. C. 1, Istanbul, 1956.
10. Unat F.R. Türkiye Egitim Sisteminin Geli§-mesine Tarihi Bir Baki§. Ankara, 1964.
Peculiarities of establishment of secular education in Turkey in the middle of the XIX century
There are investigated the reforms and peculiarities of establishment of secular education in Turkey in the middle of the XIX century. Specia; attention is paid to primary education.
Key words: the Ottoman Empire, primary schools, Ministry of Education, the Provisional Council in Educational Affairs, university.
О.Ю. МАКАРОВА (Казань)
компЕтЕнтностный подход к организации воспитания в системе высшего образования сша
Анализируются инновационные подходы к образованию и воспитанию, приведена систематизация ключевых компетентностей, принятая в США и ЕС. Рассмотрены основные принципы компетент-ностного подхода к воспитанию, представлены компоненты американской модели воспитания.
Ключевые слова: компетентность, коммуникация, информационные технологии, базовые компетенции, поведенческие стандарты.
Идеи компетентностного подхода зародились в США в 1970-х гг. благодаря социолингвистическим исследованиям Н. Хомского, впервые предложившего термин компетентность применительно к результату общественного образовательного процесса. Сущность этого подхода заключается в развитии у учащегося, будущего специалиста, профессионала, так называемых ключевых (key) компетентностей.
В США разработана система таких ключевых компетентностей, которые характеризуют любого высококвалифицированного специалиста независимо от его профессиональной
направленности: 1) коммуникация; 2) операция с числами; 3) владение информационными технологиями; 4) работа с людьми; 5) усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности; 6) разрешение проблем; 7) развитие личностной компетентности [5] .
В педагогическую лексику прочно вошел термин обучение на основе компетентностного подхода. В рамках этого подхода компетентность основывается на поведении/деятельности, определенных какими-либо условиями, точнее, на способности выполнять задание в соответствии с заданными параметрами в конкретной ситуации. Теория и практика компетентностного подхода в американском образовании нашла отражение в ряде законодательных документов правительства США [3; 5-6].
В Европейском Союзе вслед за США вопрос о необходимости формулировки ключевых компетенций для успешной профессиональной и образовательной деятельности граждан был поднят на Бернском симпозиуме в марте 1996 г. На сегодняшний день Совет Европы выделяет пять базовых, необходимых любому специалисту компетенций, связанных с:
1) умением быть ответственным, работать в коллективе, участвовать в совместном принятии решений;
2) способностью успешной жизнедеятельности в глобальном поликультурном социуме, долгосрочного взаимовыгодного сосуществования с гражданами других культур, языков, вероисповеданий;
3) владением развитой речевой деятельностью, а также двумя или несколькими иностранными языками;
4) умением использовать современные информационные технологии, правильно воспринимать, интерпретировать и видоизменять полученную информацию;
5) умением учиться и развиваться всю жизнь как в бытовой, так и в профессиональной деятельности.
Как отмечалось, в первые годы формирования компетентностной парадигмы уточнение и разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» часто продолжали оставаться в социолингвистическом предметном поле. Дж. Равен в работе «Компетентность в современном социуме» трактует компетентность как феномен, «состоящий из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга <... > эти
© Макарова О.Ю., 2012
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ исследования проблем образования
компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [1, с. 253].
Американская модель воспитания, основанного на компетентностном подходе, включает следующие компоненты: анализ заданий, определение деятельностных/поведенческих целей, разработку обучающих стратегий, реализацию образовательного процесса, осуществление оценивания. Цели устанавливают стандарт или уровень выполнения деятельности, который должен быть достигнут. Процедура оценивания компетентностей строится на основе набора стандартных тестов и портфолио.
Компетентностный подход стал главным приоритетом при разработке образовательных стандартов в США (1990-2000 гг.). Образовательные стандарты строятся на основе разделения содержания обучения на конкретные знания, умения и навыки, обладающие измеримыми характеристиками и содержащие в себе как деятельностное начало, так и поведенческий аспект [1]. Структура образовательных стандартов в США включает в себя содержательные, деятельностные (поведенческие) стандарты, а также стандарты, определяющие возможности для обучения. Другая классификация предусматривает разделение стандартов на традиционные предметно-ориентированные, определяющие развитие критического мышления и связанные со способностью к непрерывному обучению. Параллельно в США внедряются инновационные образовательные стратегии, во многом аналогичные компетентностно-ориентированному обучению: обучение, ориентированное на конкретный, в том числе поведенческий результат; аутентичное образование, основанное на включении учащихся в реальные жизненные ситуации, и др. [2]. Таким образом, зарубежный опыт компетентност-ного подхода в образовании, на наш взгляд, интересен прежде всего с точки зрения формирования у учащихся жизненно важных (ключевых) компетентностей, которые достаточно хорошо структурированы, содержательно и методически отработаны и описаны в американской педагогической литературе. В частности, можно указать на ключевые социальные компетентности, обеспечивающие успех при поисках работы и успешную самореализацию в профессиональной и социальной жизни, а также гражданские компетентности (получение и использование информации, принятие решений, коммуникативность, выработка суждений, умение сотрудничать и др.). Все многообразие воспитательных действий, умение будущих специалистов адекватно и эффективно
действовать в современном обществе обеспечивается следующими основными компетентностями:
- исследовательской (анализ и оценка текущей социальной ситуации);
- социального выбора (умение осуществлять выбор и принимать решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами);
- социального действия (решение задач осуществления взаимодействия с другими людьми при решении социальных проблем);
- учебной (способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях).
Говоря о педагогических технологиях, работающих на становление универсальных способностей, необходимо указать на те из них, которые позволяют учащемуся:
1) приобретать навыки и умения, задающие ключевые компетентности;
2) иметь дело с реальными трудностями и вопросами современного общественного устройства;
3) осуществлять перенос формируемых способностей в иные условия.
Следует отметить, что в становлении рассмотренных компетентностей существенно повышается роль воспитательного компонента при использовании интерактивных и активных методов, а также современных информационных технологий. Наибольшее воспитательное воздействие на учащихся оказывают следующие основные сферы образовательного процесса:
1) преподавание обществоведческих дисциплин (истории, обществознания, права, граждановедения и других курсов);
2) внеучебные мероприятия, прежде всего социальные проекты (т.е. проекты, направленные на решение общих дел);
3) уклад учебного заведения, определяющий характер отношений между всеми участниками образовательного процесса и способы организации различных пространств жизни учащегося.
образовательное пространство вуза в современных условиях должно быть направлено на формирование демократического уклада жизни студента. При этом основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения выступают:
- организация учебного процесса на демократических началах;
- организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных пространств;
- наличие норм и правил общей жизни (законодательства учебного заведения);
- открытость принимаемых решений;
- выборность руководящих органов с включением в них как педагогов, так и учащихся и их родителей;
- организация учебного заведения как модели открытого демократического общества;
- наличие пространства социально-трудовой практики как особого образовательного пространства.
Г оворя о компетентностном подходе в воспитании будущего специалиста, мы имеем в виду и проблему его оценивания, под которым понимается процесс мониторинга, нацеленный как на улучшение качества преподавания, так и на реализацию воспитательных проектов. В процессе оценивания и выработки его критериев должны быть вовлечены и студенты.
Наиболее адекватными методами оценивания являются наблюдение за поведением студентов в учебной ситуации, интервьюирование, самооценка, комплексные исследования с использованием соответствующих методов. Оценивание морально-ценностных ориентиров студентов предпочтительно делать в форме социологического исследования. При этом цель профессорско-преподавательского состава - научить студента осознавать и выражать свои чувства и стоящие за ними убеждения и ценности. Отсюда можно сделать следующие важные выводы:
1) качество ценностей должно быть не предметом внешнего оценивания успешности таких программ, а только внутренним рабочим инструментом преподавателя;
2) основным методом и инструментом оценки являются, наряду с особыми формами наблюдения, интерактивные задания, а также критерии их выполнения.
Анализ работ отечественных и зарубежных экспертов, занимающихся разработкой вопросов компетентности специалиста, позволил прийти к следующим выводам и пониманию компе-тентностного подхода применительно к воспитанию в высшем учебном заведении: компетент-ностный подход - это подход, направленный на достижение результатов воспитания и образования, причем в качестве результата рассматривается не просто сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различ-
ных проблемных ситуациях с достаточно высоким уровнем сложности. Основными принципами компетентностного подхода можно считать: 1) соответствие социально-культурным потребностям общества; 2) ориентацию на возрастные особенности студентов; 3) соблюдение деятельностного подхода в воспитании и образовании;
4) направленность на развитие мотивационноличностной (морально-нравственной) сферы;
5) отношение к укладу жизни учебного заведения как к воспитательному элементу образования.
Таким образом, все многообразие человеческой деятельности, умения адекватно и эффективно действовать в современном обществе можно сгруппировать в следующие ключевые компетентности: исследовательскую, учебную, компетентности социального выбора и социального действия [4].
литература
1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
2. Рогова И.В. Содержание и методы гражданского образования учащейся молодежи в США : дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2005.
3. Center for Civic Education, ed. American Legacy: The United States Constitution and Other Essential Documents of American Democracy. Calabasas, CA, 1997.
4. Indiana Department of Education. The Social Studies Proficiency Guide: An Aid to curriculum development. Indianapolis, Ind., 1996.
5. National Council for the Social Studies, Curriculum Standards. Social Education, 2001. N. 65 (5). P. 315-318.
6. Neimi R., Janes J. Civic Education: What Makes Students Learn? New Haven. Yale University Press, 2000.
Competence approach to the organization of training in the system of higher education in the USA
There are analyzed the innovation approaches to education and training, given the systematization of key competences accepted in the USA and EU. There are considered the main principles of the competence approach to education, given the components of the American model of training.
Key words: competence, communication, information technologies, basic competences, behavioral standards.