7. Bol'shaya psihologicheskaya 'enciklopediya: aktivaciya. AKADEMIK. Available at: http://psychology.academic.ru/55/%D0%B0%D0%BA%D 1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.
8. Enikeev M.I. Obschaya i social'naya psihologiya: uchebnik. Moskva: Izdatel'skaya gruppa NORMA-INFRA • M, 1999.
9. Psihologicheskie aspekty problemy «Chelovecheskogo faktora» v aviacionnoj avarijnosti. Analiz i strategiya profilaktiki. Komissiya po rassledovaniyu aviacionnyh proisshestvij na vozdushnom transporte. Nauchno-tehnicheskij centr. Mezhgosudarstvennyj aviacionnyj komitet. Klyuev A.V., Kachalkin A.N., Didenko 'E.B., Ovcharov V.E., Gorbach N.G. Moskva: Tekst, 1996.
10. Shpork P. Pochemu my spim i kak nam 'eto luchshe vsego udaetsya. Pod redakciej V.M. Koval'zona. Perevod s nemeckogo. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2010.
11. Leont'ev A.N. Lekciipo obschejpsihologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej D.A. Leont'eva, E.E. Sokolovoj. Moskva: Smysl, 2001.
12. Dormashev Yu.B., Romanov V.Ya. Psihologiya vnimaniya. Moskva: Trivola, 1995.
13. Velichkovskij B.M. Sovremennaya kognitivnaya psihologiya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1982.
14. Guzeev V.V., Ostapenko A.A. Polnyj sistemnyj klassifikator metodov obrazovaniya. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2011; 2 (33): 8 - 24.
Статья поступила в редакцию 04.11.15
УДК 159.9.072.433
Ospennikov S.V., senior teacher, Novosibirsk Academy of Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk,
Russia), E-mail: [email protected]
COMPETENCE APPROACH А^ PERSONAL GROWTH OF STUDENTS OF MILITARY-EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF INTERIOR TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article considers a psychological aspect of actualization of personal growth of cadets in military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia in relation to the paradigm of the competence approach in modern higher vocational education. According to the author, the competence-based approach in its present form is a set of tools for maintenance and practice of education requires a harmonious combination of the achievements of the previous system of national education and standards of the new generation. The competence-based approach on an integrative basis must find its realization in the conceptual-methodological grounds of the system of higher professional education of Russia in relation to ontological and personal-genetic questions of the study of human phenomenon. The study is conducted in the context of studying the problem of actualization of personal growth of cadets of military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia.
Key words: values, meaning, personal growth, military-educational institution, mission, officer, operation, competence.
С.В. Оспенников, ст. преп., Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии
И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ КУРСАНТА ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье рассматривается психологический аспект актуализации личностного роста у курсантов военно-образовательного учреждения внутренних войск МВД России во взаимосвязи с парадигмой компетентностного подхода в условиях современного высшего профессионального образования. По мнению автора, компетентностный подход в современном виде представляет собой набор средств для обслуживания практики образования и требует гармоничного сочетания достижений прежней системы отечественного образования и стандартов нового поколения. Компетентностный подход на интегративной основе должен найти оформление в концептуально-методологических основах системы высшего профессионального образования России в соотнесении с онтологическими и персоногенетическими вопросами изучения феномена человека. Данные положения рассматриваются в контексте исследования проблемы актуализации личностного роста у курсантов военно-образовательного учреждения внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: ценности, смысл, личностный рост, военно-образовательное учреждение, направленность, офицер, деятельность, компетентность.
Отечественная система образования оставила много хорошего и «в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки, всегда была компетентностной, т. е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности» [1].
Проблема компетентности выпускника вуза включает психолого-педагогические условия, и в вопросах формирования компетентности нельзя обойти вниманием онтологические и персо-ногенетические проблемы личности.
Они становятся базовой основой проводимого нами исследовании личностного роста у курсантов военно-образовательного учреждения ВВ МВД России, в котором мы выделяем комплекс психологических условий, необходимых для актуализации потребности личностного роста.
В нашем понимании личностный рост - это процесс продвижения к самому себе, к целостности и аутентичности в профессиональной деятельности, в социальной, духовной, личностной, психологической сферах жизни в контексте восхождения к социокультурным образцам, развития субъектности, переживаемый во внутреннем плане сознания как система отношений человека к себе и к внешнему миру в условиях требований профессиональной деятельности.
Распространяя данное определение на компетентностный подход, мы можем сказать, что в совокупности с личностным
ростом они взаимно дополняют друг друга в развитии личности. Как условие проектирования результата компетентностного подхода в образовании выступают личностные мотивы индивида. Было бы странно ожидать, что обучаемый, не имея мотива к овладению знаниями, только внешними средствами будет изменяться в направлении, опредмеченном конкретной компетенцией. Дж. Равен подчёркивал, что «виды компетентности» - это «мотивированные способности» [2]. И эти мотивы должны быть актуализированы. При этом мотив должен быть личностного порядка и детерминировать выбор в пользу личностного и профессионального роста. По мнению В.В. Петухова, структурный подход к развитию личности исключает внешнее формирование мотивационной сферы. Мы считаем, что для актуализации мотива личностного роста необходимо создавать психологические условия вида деятельности человека. Проблема заключается в том, что потребность в актуализации себя это исключительно внутреннее стремление не каждому человеческому индивиду заданное в обязательном порядке, «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» [3, с. 3].
Поэтому в контексте компетентностного подхода идти по этому пути следует не от человека в сторону внешне заданного критерия, а следует рассматривать требования к компетентности выпускника во взаимосвязи с процессами самодетерминации личности, учитывать её внутренние ресурсы и мотивы, которые
необходимо актуализировать и развивать в учебной деятельности, в том числе волевые качества индивида, жизнестойкость, способности к самопознанию. Категория компетенции должна быть содержательно наполнена личностными мотивами индивида.
Аналогичная диспозиция возникает у курсантов и в отношении мотивов к личностному росту. Сейчас повсеместно можно услышать предложение тренинга личностного роста любому, кто этого пожелает, как некоего товара. Но в тренинге не учитывается главное - внутренние тенденции личности. Концептуально психология личности невозможна без конкретного человека, каков он есть, и было бы странно отдавать на откуп тренера свою личность, дабы что-то убрать или наоборот добавить к ней, и получить «нужное» качество или психическое состояние человека, в то время когда личность не сводима к сумме частей. Да и тот факт, что личность индивида не подчиняется каким-либо закономерностям, отвергает возможность её конструирования и приводит к выводу, что развитие конкретного индивида требует личностно-ориентированного подхода. Концепция модернизации российского образования предполагает не только усвоение определённой суммы знаний, но и «развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Достижение целей компетентностного подхода по гуманитарному направлению образовательных программ во многом обусловлено актуализацией личностного роста. Но в учебной программе заложены только дескрипторы результата компетент-ностного подхода, который обучающийся должен достигнуть в итоге обучения, направленного на быструю адаптацию выпускника в профессиональной деятельности.
В аспекте принципа дополнительности, как метафора стремления человека быть - личностный рост позволит обеспечить дальнейшее самодвижение личности и развитие системы отношений человека в условиях требований профессиональной деятельности.
Особое базовое значение, как для личностного роста, так и для компетентностнтгоподходдп редставляютценностно-смыс-ловые и общекультурные компетенции.
Кажднй педагоднныский даботник толтно пнннметь, чтеосо-бенно важное значение приобретают личностные качества обучаемого, ценнеити.убнжденио, салооценса,эмодионаыдное отношение кдипдиедмйсу себе.йзнаниднннносмно-одыснонее компетенцидпудетдаключаттсяйсфеддмиро ыозз^ннос^сан-та, связаннегои егоннннтсиными нпедстонлениямо.ентсобнт-стью понимать и ориентироваться во внешнем мире, сознавать свое предтнснaнснге, тниеешгнсныбопы и пнстпсои-
От сформированности этой компетенции зависит не только устойчонаяннмеовленнснмькарсание нобучении, но и вен стратегия его жизни. «Большинство людей колеблются между разными cисиамнмнцаннoтмьHинетoмyенктгдaнeиaзвивоюн-ся полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетемис,ни особых портнов; онисохежи ии стмфшуюсн монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе» - говорил Э. ФроммТСс^М].
Общекультурная компетенция требует от курсанта стремления к овладеноюгyлнпyтнo-иньитюЧecссмднcпoяниe ы, пн^^н^-ков, продиктованных духовно-нравственными основами жизни человечества. Средства личностного развития в XXI веке, ко-
торый станет веком человека, должны быть доступны каждому человеку, и в особенности тем, кто испытывает стремление становится лучше, не боится сделать свою жизнь более сложной и в тоже время более интересной.
В современных условиях проблема личностного роста, развития ресурсов личности, как и сама проблема субъекта должна рассматриваться не только в контексте индивидуального развития, а также в ценностно-смысловом контексте системы отношений личности.
Нами была проведено тестирование выборки курсантов 5 курса (в возрасте 21-22 года) Новосибирского военного института внутренних войск МВД России в количестве 80 человек с задачей выявить ценностные ориентиры данной выборки (исследовательская методика «Четыре вопроса» Н.Я. Большуновой [5]). Было предложено дать до 5 ответов на 1-3 вопрос и один ответ на 4-й вопрос.
Первый вопрос методики «Что Вы больше всего цените в жизни?» - апеллирует к сознанию и самосознанию человека, он требует достаточно хорошо отрефлексированных и вербально обозначенных ответов. По результатам мы видим, что самые значимые ценности - это семья и доверительные отношения, более всего респонденты эмоционально не приемлют ложь, обман, предательство и измену, более всего боятся потерять близких Второй и третий вопросы «Что Вы больше всего ненавидите в жизни?» и «Чего Вы больше всего в жизни боитесь?» - обращены к области переживаний, чувств, эмоций. Четвертый вопрос -проективный, на него ответили не все респонденты, что может говорить о неготовности к открытому диалогу с самим собой. Среди ответивших испытуемых, более всего желали бы установить мир на земле (таблица 1).
Таким образом, ни на сознательном, ни на эмоциональном, ни в проективных вариантах ответов практически отсутствуют ценности, ожидаемые в отношении данной выборки будущих офицеров. Мы делаем выводы о наличии проблемы неразвитости «зон роста», которые можно соотнести как с проблемой лич-неыонн гыросоа, маки онCласныд соое кемеыоaни я результатов компетентностного подхода.
CоeлисенноснеНпияксически немупопмнтний о чести, достоинстве, родине и т. п., о том что, казалось бы, отличает ак-еиол^гн^^скуюстеук^[^^^е1^|^о^о челятсна, ноторая включает ценносевнннфнссгиоaльннlс,ебycлoвдвлмыe пнинадлежностью к опeLгифичн(Фнмy иопиoессeтнoми виду госуда^твенной служ-оы: оснЫыл Лоевые еpaдиLгии,pиьнaды. онябпй статус, особая система правил и отношений, воинский долг, воинская честь, деыьеинcтвовoите, взаимноо^учна в житнии в бою. В тоже время для офицера важным является возможности служить Лелсчe, несь льнллннмсеlн1 ь нpоЬecоню, гармонично развиваться и пользоваться уважением. Следовательно, во-первых, нeoCнo.нимoоньнeдттонвтьмнилиинaннтиелoгo-п едагогическом формировании ценностно-смысловой сферы и развитии лич-нocмнынкелссевl<оpсaнтав. Парвллeлыгoниесяoдимо сочетать достигнутые результаты с практикой компетентностного подхода в формировании и развитии профессионально-важных качеств. В целом важно задать военно-профессиональный вектор фор-миpoвaниьнaпpоснтннocти компетентностных модулей.
В нашем представлении они могли бы интегрироваться так: (рисунок 1).
Рис. 1. Интеграция компетентностных модулей.
Таблица 1
1 вопрос: 2 вопрос: 3 вопрос: 4 вопрос:
«Что Вы больше «Что Вы больше «Чего Вы больше «Если бы Вы были волшебником, что
всего цените в всего ненавидите в всего в жизни бы Вы сделали в первую очередь?» -
жизни?» - «а жизни?» - обращен ев боитесь?» - ев проективный ев
апеллирует к сознанию и самосознанию человека, требует хорошо Кол-во ответов % к области переживаний, чувств, эмоций. Кол-во ответов % обращен к области переживаний, чувств, эмоций. Кол-во ответов % Кол-во ответо< %
отрефлексированны
х и вербально
обозначенных
ответов
Любовь 10 12,5 Ложь, обман 51 63,7 Измены, предательства 11 13,7 Для всех: Установил мир, уничтожил насилие 13 16,2
Не достичь цели в
Друзья 22 27,5 Лицемерие, ханжество 5 6,2 жизни, разочароваться, не реализовать мечты 5 6,2 Дал счастье, радость, любовь 5 6,2
Семья 54 67,5 Предательство, измену 28 35 Одиночества, быть не понятым 10 12,5 Бессмертие, здоровье 9 11,2
Доверие,
открытость, 37 46,2 Зло 6 7,5 Неопределенности Добро, уничтожил зло, ложь, обман 1 1,25
взаимопонимание
Жизнь 9 11,2 Коварство, хитрость, 10 12,5 Потерять близких 38 47,5 Материальное благополучие, деньги 1 1,25
подлость
Добро 15 18,7 Грубость, наглость 3 3,7 Смерти 14 17,- Уничтожил власть денег, рыночные отношения, платное обучение
Правда Высокомерие 2 2,5 Болезни, старости 9 п,: Решил проблемы экологии
Здоровье 10 12,5 Жадность 6 7,5 Потерять себя 2 2,5 Изменил мир, законы, сделал их справедливыми и достойными в России 2 2,5
Деньги 9 11,2 Равнодушие Лжи Помог всем, бедным, нищим 1 1,25
Карьера 10 12,5 Несвободу, ограничения Экзаменов, отчисления Уничтожил несвободу
Вера в бога 1 1,25 Конкретные явления 4 5 Конкретные явления 2 2,5 Дал разум
Саморазвитие 2 2,5 Дал сплоченность
Свобода 5 6,2 Для себя: Удовлетворил свои желания 1 1,25
Весну и т.п. 2 2,5 Здоровье 3 3,7
Уважение 6 7,5 Учеба
Также встречаются ответы Удовольствия (музыка, путешествия и др.)
Время, честь, счастье, удачу, справедливость, традиции, мечту, покой, Лень, трусость, недоверие, страх, боязнь, ненависть, унижение, несправедливость, лесть, Змей, замкнутого пространства, высоты Близкие были рядом
Деньги, благосостояние 3 3,7
Изменение себя (разум, уничтожить 1 1,25
зависть, воровство, забывание друзей, расставание, эгоизм, ждать, глупость, отчаяние слабости и.д.)
Для родных и близких: Здоровье, бессмертие; Деньги, благосостояние и благополучие; Исполнил любые желания; Защитил от всех неприятностей; счастье. 6 7,5
Ничего не стал бы делать 21 26,2
Респондентов - 80 Другое 7 8,7
Результаты исследовательской методики «4 вопроса»
Всё это говорит о необходимости развивать у курсантов субъектность, жизнестойкость, навыки самопознания, основанные на профессионально значимых ценностях свойственных профессии военного. Данные векторы развития способны
Библиографический список
привести курсанта к интеграции личности через механизмы рефлексии, к развитию системы отношений и актуализации личностного роста. В этом заключается главная задача нашего исследования.
1. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2004; 8. 26 - 31.
2. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review. 1959; 66.
3. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. Москва, 1994.
4. Фромм Э. Психоанализ и этика. Москва: Республика, 1993.
5. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. Диссертация ... доктора психологических наук. Новосибирск, 2007.
6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
8. Караваева Е.В. Практика модернизации образования. Высшее образование в России. 2014; 8-9: 5 - 15.
Referencеs
1. Shadrikov V.D. Novaya model' specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostnyj podhod. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004; 8. 26 - 31.
2. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review. 1959; 66.
3. L'endret G. Igrovaya terapiya: iskusstvo otnoshenij. Moskva, 1994.
4. Fromm 'E. Psihoanaliz i 'etika. Moskva: Respublika, 1993.
5. Bol'shunova N.Ya. Usloviya isredstva razvitiya sub'ektnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2007.
6. Zeer 'E.F., Pavlova A.M., Symanyuk 'E.'E. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2005.
7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnostikak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda vobrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
8. Karavaeva E.V. Praktika modernizacii obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2014; 8-9: 5 - 15.
Статья поступила в редакцию 11.11.15
УДК 371
Abdurazakova M. D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan
State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Saieva Z.H., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CLUB ASSOCIATIONS AS A FORM OF ORGANIZATION NEURONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN SCHOOL. In the work the authors consider a problem of the organization of extracurricular activities of pupils in school. It is emphasized that the most effective form for organization of activity of pupils of different ages is work of clubs after school lessons. The contents, structure and role of club activity in the educational system of the school are studied. The article shows that the contents, structure, place and role of club activity in the educational system of the school have their own individual features. The total is the fact that the scope of the club on a material of regional studies, art, sports and other activities provides kids all conceivable types and forms of contacts with adults, informal communication with peers and children of other ages and the special atmosphere of freedom, which is most favorable for the existence, growth and development of individual talents, inclinations, interests and needs.
Key words: extracurricular activities, objective, education, club, club activities.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Х. Саиева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
В статье авторы рассматривают проблему организации внеурочной деятельности учащихся в школе. При этом подчёркивается, что наиболее эффективной формой для организации деятельности школьников разных возрастов во внеурочное время являются клубные объединения. Раскрывается содержание, структура и роль клубной деятельности в воспитательной системе школы. В статье показано, что содержание, структура, место и роль клубной деятельности в воспитательной системе школы имеет свои индивидуальные черты. Общим же представляется то, что сфера клуба на материале краеведческой, художественной, спортивной и другой деятельности обеспечивает детскому творческому коллективу различные виды и формы контактов со взрослыми, неформальное общение со сверстниками и ребятами других возрастов.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, цель, воспитание, клуб, клубная деятельность.
В Концепции модернизации образования подчёркивается особая роль внеурочной деятельности, как фактора развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В современных условиях в школе воспитываются, обучаются учащиеся с новым миропониманием. Обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений в общеобразовательной школе проблематично. Поэтому для приобщения школьников к нормам и правилам общественной жизни используется потенциал внеурочной, внешкольной деятельности, в системе дополнительного образования, который осуществляется через
предметные кружки, факультативы, различные мероприятия (экскурсии, олимпиады, конкурсы, проекты, акции и др.), через освоение той среды, в которой они живут. В ФгОс общего образования отмечается, что внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности, что позволяет определить её главную цель: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально развитой культурной личности учащегося.
Исследователи отмечают: «Проблема целеполагания, одна из ключевых в теории и практике воспитания, весьма сложна и деликатна. Основная трудность здесь состоит в необходимости