Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / КОМПЕТЕНТНЫЙ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Светлана Борисовна

Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на равнее с нормотипичными детьми имеют право получить образование, профессию и специальность. Важнейшая задача в реализации их права - создание условий для получения образования и профессиональных навыков с учетом их психофизических особенностей. Компетентностный подход эффективно реализует усвоение социальных ценностей, ключевых знаний и умений, а также освоение профессиональных компетенций. Овладение профессиональными навыками и компетенциями является основной задачей и результатами процесса обучения в системе среднего профессионального образования. Компетентностный-ориентированный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностно-ориентированный подход дает возможность не увеличивая объем информации, повысить уровень умений и способностей в использовании полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Быть компетентным, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания умения и опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING PEOPLE WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Children with disabilities and disabilities have the right to receive education, profession and specialty on an equal footing with normotypic children. The most important task in the realization of their right is to create conditions for obtaining education and professional skills, taking into account their psychophysical characteristics. The competence approach effectively implements the assimilation of social values, key knowledge and skills, as well as the development of professional competencies. Mastering professional skills and competencies is the main task and results of the learning process in the system of secondary vocational education. The competence-oriented approach is a set of general principles for determining the goals of education, selecting the content of education, organizing the educational process and evaluating educational results. The competence-oriented approach makes it possible, without increasing the amount of information, to increase the level of skills and abilities in using the acquired knowledge in future professional activity, which is especially important for students with disabilities. To be competent means to be able to mobilize the acquired knowledge, skills and experience in a specific situation.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Рустамова; Под ред. И.А. Горшенева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 407 c.

3. Басова, Н.В. Немецкий язык для колледжей=Deutsch ur Colleges: Учебник / Н.В. Басова, Т.Г. Коноплева. - М.: КноРус, 2012. - 352 c.

4. Басова, Н.В. Немецкий язык для технических вузов: Учебник / Н.В. Басова, Л.И. Ватлина, Т.Ф. Гайвоненко. - М.: КноРус, 2013. - 512 c.

5. Басова, Н.В. Немецкий язык для экономистов: Учебное пособие / Н.В. Басова, Т.Ф. Гайвоненко. - М.: КноРус, 2013. - 384 c.

6. Бим, И.Л. Deutcsh. 7 klasse. Arbeitsbuch = Немецкий язык. 8 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Ж.Я. Крылова. - М.: Просв., 2011. - 92 c.

©Атаева Д.Ч., Акмырадова Г.М. 2022

УДК 37

Бондаренко Светлана Борисовна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет»

город Череповец РФ

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на равнее с нормотипичными детьми имеют право получить образование, профессию и специальность. Важнейшая задача в реализации их права - создание условий для получения образования и профессиональных навыков с учетом их психофизических особенностей.

Компетентностный подход эффективно реализует усвоение социальных ценностей, ключевых знаний и умений, а также освоение профессиональных компетенций. Овладение профессиональными навыками и компетенциями является основной задачей и результатами процесса обучения в системе среднего профессионального образования.

Компетентностный-ориентированный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностно-ориентированный подход дает возможность не увеличивая объем информации, повысить уровень умений и способностей в использовании полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Быть компетентным, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания умения и опыт.

Ключевые слова:

Компетентностно-ориентированный подход, профессиональная деятельность, обучающиеся с ОВЗ, компетентный, система среднего профессионального образования.

Svetlana Borisovna Bondarenko

Master's student «Cherepovets State University» Cherepovets State Russia

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING PEOPLE WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN THE

SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Abstract

Children with disabilities and disabilities have the right to receive education, profession and specialty on an equal footing with normotypic children. The most important task in the realization of their right is to create conditions for obtaining education and professional skills, taking into account their psychophysical characteristics.

The competence approach effectively implements the assimilation of social values, key knowledge and skills, as well as the development of professional competencies. Mastering professional skills and competencies is the main task and results of the learning process in the system of secondary vocational education.

The competence-oriented approach is a set of general principles for determining the goals of education, selecting the content of education, organizing the educational process and evaluating educational results.

The competence-oriented approach makes it possible, without increasing the amount of information, to increase the level of skills and abilities in using the acquired knowledge in future professional activity, which is especially important for students with disabilities. To be competent means to be able to mobilize the acquired knowledge, skills and experience in a specific situation.

Keywords:

Competence-oriented approach, professional activity, students with disabilities, competent, the system of secondary vocational education.

Авторитарно-репродуктивная система обучения не способна удовлетворить современные требования к выпускнику среднего профессионального образовательного учреждения, которые складываются на рынке труда при постоянном ускорении темпов развития общества и в условиях глобальной информатизации среды. Образование, ориентированное только на получение знаний, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам колледжей и техникумов.

Система среднего профессионального образования в непрерывно и динамично меняющемся мире, должна формировать такие новые качества выпускника, как: гибкость, мобильность, инициативность, конструктивность, ответственность и динамизм.

Для того, чтобы сформировать востребованного на рынке труда и компетентного выпускника, во всех профессионально значимых сферах, необходимо применять активные методы обучения, новые современные технологии, а в случае с обучением лиц с ОВЗ и инвалидностью возможно и дополнительный инструментарий.

Маршрут освоения всех образовательных программ и профессиональных модулей должен строиться так, чтобы студент без физических и психологических перегрузок, смог освоить свою будущую профессию, и имел возможность полноценно социализироваться в обществе.

Качественное овладение профессиональными компетенциями и глубокое погружение в будущую профессию, на этапе обучения в образовательной организации системы СПО (среднего

профессионального образования), безусловно, является очень важным этапом в будущем профессиональном становлении обучающихся. Эта проблема особенно актуальна для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

При конструировании образовательных программ, для студентов с ОВЗ и инвалидностью должен применяться компетентностно-ориентированный подход, при этом следует учитывать индивидуальные особенности студентов, состояние их здоровья, уровень

интеллектуальных возможностей, уровень работоспособности и внимания.

Проектировать индивидуальную образовательную программу в системе СПО необходимо на основе ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью.

При этом ключевые профессиональные компетенции формируют во всех видах педагогической деятельности. Преподаватели и мастера производственного обучения, выбирают разнообразные формы и методы построения образовательного процесса, развивают навыки целеполагания и рефлексии, направляют деятельность обучающегося на формирование профессиональных умений и навыков, навыков самостоятельности, инициативы, ответственности, любознательности.

Преобразования в социальной, политической, экономической и культурной жизни страны затронуло сферу образования на всех ее уровнях, что привело к смене образовательных парадигм и предъявлению качественно иных требования к характеру и содержанию обучения. Государство сформулировало новые требования к образованию, поставив на первое место обучение компетенциям.

Компетентностный подхода в образовании предполагает принципиальные изменения в организации процесса обучения, в управлении этим процессом, в осуществлении деятельности педагогов и мастеров производственного обучения. Если обучение осуществляется руководствуясь ФГОС СПО, то основной ценностью становится не усвоение знаний, а освоение умений и умение применять на практике те из них, которые позволят определять свои цели, принимать решения, действовать творчески в стандартных и нестандартных ситуациях, быть способным самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять определенные виды работ на массовых производствах в условиях трудового коллектива, т.е. формирование компетенций. Освоить умения, которые помогут ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей. Сформировать личность, способную реализосать свои возможности, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, умеющей вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой - это основные цели и критерии успешности современного образования.

Проблема современного образования состоит в том, что большинство учащихся овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в жизни, требующей использования этих знаний на практике, для решения конкретных жизненных задач или проблемных, нестандартных ситуаций, особенно ярко это проявляется у обучающихся с ОВЗ.

Компетентностно-ориентированный подход эффективно реализует усвоение социальных ценностей и ключевых компетенций, которые могут понадобиться в дальнейшей жизни, это четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Особенно актуально применение компетентностно-ориентированного подхода для студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в колледжах и техникумах, так как система СПО готовит рабочие кадры, востребованные на рынке труда.

Список использованной литературы: 1. Козырева О.А. Моделирование профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М. Владос, 2017.

2. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности хрестоматия/ - Электрон. текстовые данные.- М.: Евразийский открытый институт, 2012.- 800 с http://www.iprbookshop.ru/14646. - ЭБС «IPRbooks».

3. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»)

©Бондаренко С.Б., 2022

УДК Bll.lll

Мередов Хезретмухаммет

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан Научный руководитель: Атаев Рустем

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос изучения английского языка в высших учебных заведениях как основного иностранного языка. Проведен перекрестный и сравнительный анализ использования английского языка в бизнесе и экономике. Даны рекомендации по внедрению технологий в отрасль.

Ключевые слова

Анализ, метод, оценка, английский язык, обучение.

Supervisor: Atayev Rustem

Turkmen state institute of economics and management

Ashgabat, Turkmenistan Meredov Hezretmuhammet Turkmen state institute of economics and management

Ashgabat, Turkmenistan

TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract

This paper deals with the issue of studying English in higher educational institutions as the main foreign language. A cross-sectional and comparative analysis of the use of English in business and economics has been carried out. Recommendations are given for the introduction of technologies in the industry.

Keywords

Analysis, method, assessment, English, training.

Английский язык, возможно, является гегемоном академического общения во многих странах. Связанный с термином «лингвистический империализм», предложенным Филлипсоном,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.