Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества»'

Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / КОМПЕНТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE-ORIENTED TASKS / ANALYSIS OF HISTORICAL SOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна

В статье рассматриваются методики изучения памятников древнерусской литературы на семинарских занятиях по истории. Предлагается типологизация компетентностно-ориентированных заданий. Исследуются возможности метода генетического анализа текста на примере работы студентов с фрагментами исторических источников – «Повести временных лет», «Задонщины», «Сказания о Мамаевом побоище», агиографической литературы – на практических занятиях по дисциплине «История».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества»»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

ART 16179 УДК 378.147

Воробьева Наталия Владимировна,

доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе Омской духовной семинарии, г. Омск nat.vorobiova@gmail.com

Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества»

Аннотация. В статье рассматриваются методики изучения памятников древнерусской литературы на семинарских занятиях по истории. Предлагается типоло-гизация компетентностно-ориентированных заданий. Исследуются возможности метода генетического анализа текста на примере работы студентов с фрагментами исторических источников - «Повести временных лет», «Задонщины», «Сказания о Мамаевом побоище», агиографической литературы - на практических занятиях по дисциплине «История».

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентностно-ориентирован-ные задания, анализ исторических источников.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Освоение курса «История Отечества» имеет целью формирование у студентов знаний по самостоятельному анализу и оценке общественных процессов - исторических, экономических, социальных, политических и культурных, комплексного представления об основных закономерностях исторического процесса, этапах исторического развития; культурно-историческом своеобразии России, ее месте в и роли в истории человечества и современном мире. Одними из важнейших компетенций, формируемых в ходе обучения дисциплине, являются способность понимать и излагать базовую историческую информацию; способность анализировать данные исторических источников, систематизировать их и использовать при изложении событий. Перечислим некоторые общекультурные компетенции, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте для различных направлений подготовки и формируемые в процессе освоения курса «История»: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; умение анализировать и оценивать исторические события и процессы; понимание законов развития общества, умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; способность занимать, формировать и демонстрировать активную гражданскую позицию.

Основным средством формирования компетенций выступают компетент-ностно-ориентированные задания. По структуре они включают в себя описание ситуации, мотивирующее студента на поиск информации, задачную формулировку и источник информации [1]. При преподавании курса «История» нами используются следующие виды: задания на знания, задания на восприятие, задания на применение, задания аналитико-синтетического плана и задания на творчество. Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Первый вид составляют задания на знаниевую составляющую, классификацию, группировку, выявление соответствия, хронологии. Например, задание по источнику «Русская Правда»: «в лето 6564 (1054 г.) Смерд Якун во время ссоры с княжеским тиуном Жирославом днем на княжеском подворье в г. Турове ударил последнего не-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

сколько раз жердью по голове. Через 3 дня Жирослав умер. Община Якуна предложила выдать его и семью на поток и разграбление». Какое наказание будет назначено по «Русской Правде»? Студентам необходимо уметь оперировать не только полученными на лекции и при подготовке к семинарскому занятию знаниями, но и текстом исторического источника правового характера. Тесты представлены в электронном обучающем пособии «Отечественная история. Практикум» [2].

Также при изучении первых тем курса «История» предлагается ответить на вопрос по летописному источнику - «Повести временных лет»: «Каким образом соотносятся данные "Повести временных лет" и "норманнская теория" происхождения Древнерусского государства? Какой концепции, миграционной или автохтонной, придерживается автор "Повести временных лет"?» Источник: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте... Когда волохи напали на славян на дунайских... то славяне эти пришли и сели на Висле.Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота называлась "славянская"». При выполнении задания обучающиеся анализируют различные историографические подходы к вопросу расселения восточных славян.

Второй вид компетентностно-ориентированных заданий - задания на восприятие: объяснить причины, обосновать взаимосвязи, построить прогноз, прокомментировать, привести пример: «Объясните, каким образом связаны итоги выборов в Государственную думу 19 декабря 1999 г. и принятие Б. Н. Ельциным Федерального закона "О выборах Президента Российской федерации" и Указа Президента РФ № 1761 о прекращении с 12 часов 31 декабря 1999 г. исполнения полномочий Президента РФ?» Выполняя поставленное задание, студенты также работают с электронным обучающим пособием, статистическими данными, правовыми и общественно-политическими историческими источниками.

Третий вид - задачи на применение: изобразить графически, сравнить, составить презентацию, к примеру: «Составьте карту-презентацию "Расселение восточных славян"» или «Составьте презентацию по теме "Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." по следующим критериям: Содержание: соблюдены ли исторические факты; указаны ли хронологические рамки события, его ход, результат, значение; имеются ли героические примеры или подвиги советского народа, совершенные в ходе данного сражения. Корректность текста (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок). Внешний вид: объем презентации - не более 15-20 слайдов; общий дизайн презентации; наличие рисунков, диаграмм, таблиц и графических примитивов на слайдах презентации; анимация; интерактивность презентации (наличие гиперссылок и управляющих элементов); использование аудио- и видеоэффектов.

Четвертый вид - аналитико-синтетическая работа: раскрыть особенности, построить классификацию, сравнить точки зрения, предложить свою интерпретацию: «На примере источников "куликовского цикла", "Задонщины", "Сказания о Мамаевом побоище", "Известия о житии князя Дмитрия Ивановича", "Жития преподобного Сергия Радонежского" выявите образ, качества и свойства князя и его "христолюбивого воинства"».

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

Например, из «Задонщины» мы можем выделить следующее: борьба с татарами означала для русского человека Х1У-ХУ вв. борьбу за православную веру; победа на Куликовом поле одержана войском Дмитрия Ивановича Донского с Божьей помощью, монголо-татары - наследники степняков киевской эпохи, борьба с ними - продолжение воинских подвигов предков. В агиографическом источнике «Слово о Дмитрии Ивановиче» Русь уподобляется Иерусалиму, князь Дмитрий Донской описывается как «инок на троне», показывается общерусским, а не Московским князем, следует прямое указание на ангельскую помощь в битве. В «Сказании о Мамаевом побоище» больше упоминаний о русских святых и святых местах (Архангельский и Успенский соборы, Троицкий монастырь и пр.), излагается образ русского «христолюбивого воинства». Еще один пример выполняемых на практических занятиях по «Истории» заданий: на основе текста «Жития князя Александра Невского» выявите образ святого, героя-ратоборца, государственного деятеля, оформите собственные выводы в виде таблицы.

Приведем пример одного из заданий по источнику древнерусской литературы -«Слову о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Необходимо выписать примеры использования образов и событий Ветхого Завета при объяснении автором «Слова о Законе и Благодати» содержания Нового Завета и выявить традиции символического реализма в памятнике, методы и принципы комментирования и толкования текста Святого Писания, сложившиеся в христианской письменности и усвоенные древнерусским автором, через сопоставление текста Иллариона с отрывками из творений св. Иоанна Златоуста, св. Григория Богослова, св. Василия Великого; проанализировать использование пары сравнений: солнце - свеча; истина - тень - на примере сопоставления «Слова Законе и Благодати» и 1-й и 2-й бесед св. Иоанна Златоуста «О предательстве Иуды». Пример: св. Иоанн Златоуст из «О предательстве Иуды» (беседы первая и вторая: «И не только ту пользу получали они, что он напоминал им о древних благодеяниях (праздник ветхозаветной пасхи), но и другую, большую, от того, что он прообразовал будущее. Тот агнец был образом другого Агнца -духовного, овца - Овцы, то были тень, а это - истина. Когда же явилось Солнце правды, тогда тень наконец исчезла, так как при восходе солнца тень скрывается. Поэтому на самой этой трапезе соверщается та и другая пасха, - и прообразовательная, и истинная. Как живописцы на одной и той же доске проводят черты и изображают тень и потом накладывают на нее истинныя краски, так поступил и Христос: на одной и той же трапезе Он преднаписал прообразовательную пасху, и присоединил истинную. Где хощешы уготоваемъ ти ясти пасху? Тогда была пасха иудейская; но когда взошло солнце, то светильник пусть уже не является; когда наступила истина, то тень пусть уже исчезнет»; «...та жертва была образом жертвы духовной. И чтобы убедиться тебе, смотри, сколько сродства (между той и другой). (Там) агнец, (и здесь) Агнец, только один бессловесный, а другой - словесный. Там (овца) (и здесь) овца, но (там) тень, а (здесь) истина: явилось Солнце правды и тень исчезла, так как при солнце тень скрывается. Поэтому и на таинственной трапезе (предлежит) Агнец, чтобы мы освещались Его кровию. С восходом солнца не может быть виден светильник, потому что бывшее служило образом будущаго». Митрополит Иларион из «Слова о Законе и Благодати»: «Прежде Закон, потом она Благодать. Прежде лишь тень, потом - истина»; «Как отошел свет луны, когда солнце воссияло, так и Закон - пред Благодатью явившейся. И стужа ночная побеждена, солнечная теплота землю согрела. И уже не теснится человечество в Законе, а в Благодати свободно ходит. Ибо иудеи при свече Закона себя утверждали, христиане же при благодетельном солнце свое спасение зиждут, ибо иудеи тенью и Законом утверждали себя, а не спасались, христиане же истиной и Благодатью не утверждают себя, а спасаются».

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

Студентам предлагается следующее задание: «Выпишите из пересказанной в "Слове о Законе и Благодати" библейской истории об Агари и Сарре антитезы (10), из которых складывается соотношение Ветхого и Нового Заветов: аллегорические параллели (1-5) и прообразы (6-10); образцы риторических восклицаний, обращений, олицетворений, синтаксических параллелизмов, различных типов повторов в "Слове о Законе и Благодати". Определите текстовые границы вступления, рассказа, доказательства, эпилога на примере того фрагмента "Слова", который посвящен святому Владимиру. Проиллюстрируйте внутреннее единство сокровенного духовного смысла содержания и ритмической организации фрагмента, посвященного исповеданию полноты божественного и человеческого в Сыне Божием в "Слове о Законе и Благодати" Иллариона. Сопоставьте представленное в "Слове о Законе и Благодати" понимание догмата о Сыне Бо-жием со взглядами преп. Максима Грека, высказанными по поводу обнаруженных им ошибок в переводах богослужебных книг на церковнославянский язык».

Митрополит Илларион из «Слова о Законе и Благодати»: «Вполне человек - по плоти человеческой, Он - не привидение. Но вполне Бог - по Божественному, это не просто человек, явивший на земле Божеское и человеческое. Как будто человек утробу Материну тяготил и, как Бог, родился, девства не повредив. Как человек, Материнское млеко принял и, как Бог, приставил ангелов с пастухами петь: "Слава в вышних Богу!' Как человек, повит был в пелены и, как Бог, волхвов звездою вел. Как человек, возлежал в яслях и, как Бог, от волхвов дары и поклонение принял. Как человек, бежал в Египет и, как Богу, рукотворенья - кумиры египетские ему поклонились. Как человек, пришел на крещение, и, как Бога, Иордан, устрашившись Его, вспять обратился. Как человек, обнажившись, влез в воду и, как Бог, от Отца свидетельство принял: "Вот он, Сын мой возлюбленный". Как человек, постился сорок дней, взалкав, и, как Бог, победил искушающего. Как человек, пришел на брачный пир в Кане Галилейской и, как Бог, воду в вино превратил. Как человек, в корабле спал и, как Бог, преградил ветры и море, и те послушали Его. Как человек, по Лазаре прослезился и, как Бог, воскресил его из мертвых. Как человек, на осла воссел, и, как Богу, Ему возглашали: "Благословен Грядущий во имя Господне!" Как человек, распят был и, как Бог, своею властию сораспятого с Ним впустил в Рай. Как человек, вина вкусив, испустил дух и, как Бог, солнце помрачил и землю потряс. Как человек, во гроб положен был и, как Бог, ад разрушил и души освободил. Как человека, запечатали Его во гробе, и, как Бог, восстал, печати целыми сохранив. Как человека, тщились иудеи утаить Его воскресение, подкупая стражей, но, как Бога, Его уве-дали, и познан был всеми концами земли».

Преп. Максим Грек из «Слова оправдательного об исправлении русских книг; здесь же и против говорящих, что плоть Господня по воскресении из мертвых стала неописуемою»: «...Блаженный же Косьма, творец канонов, приведенным стихом учит нас, говоря, как бы от лица Самого Богочеловека - Слова: сугуба естеством должно исповедовать воплощенного Бога-Слова, то есть, совершенным Богом и совершенным человеком, при чем два естества сошлись, не переменяясь и не смешиваясь, и ни Божественное естество не переменилось в человечество, и ни человеческое естество не переменилось в Божество: ипостасию же единого должно знать и исповедывать Богочеловека, а не двух, как мудрствовал злочестивый Несторий, разделяя нечестиво единого Богочеловека на два лица. Отводя нас от этого нечестивого разделения, блаженный Косьма говорит как бы от лица единого Богочеловека - Христа: как человек Я по существу, а не привидением, иначе говоря, в действительности, а не обманчиво, так и Бог Я по свойству воссоединения. Я по естеству совокупился с человечеством, соединившись с ним по ипостаси, поэтому "Христа единого Меня знайте", сохраняющего оба естества, из которых Я сложен и в коих пожил с вами прежде Своих страданий, и которые соблюдаю и ныне, после

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

страдания и воскресения из мертвых... Затем, в каноне в неделю Фомину, в 3-й песне находится некое неприличное, чтобы не сказать хульное, мудрование некоторых, не наученных основательно богословию. Ибо блаженный Иоанн Дамаскин, достигший высшего познания философии и богословия, зная хорошо, что Божество несозданно, непревратно и неизменяемо, и что по этой причине Оно одно неописуемо и неприступно, а все твари описуемы и изменяемы, хотя некоторые по благодати Божией, а не по естеству, и пребывают неизменными, в этом смысле, зная Господа нашего Иисуса Христа неописуемым, поелику Он Бог истинный, а поелику Он истинный человек - описуемым плотию, то есть, что Он по плоти ограничивается и объемлется местом, - так выразился во 2-м стихе 3-й песни: "Во гробе заключен описанною плотию Своею неописанный Божеством" и прочее... Божественному существу свойственно быть несозданным, присносущным, бессмертным, неизменяемым, неописуемым, бесстрастным. И какие еще подобные свойства имеются и усматриваются в божественном величестве, все это Единородный сохранил неизменно, то есть, в целости, присоединив все по ипостаси человеческому существу и естеству. Ибо ни страданию не подверглось Божество на кресте, ни смерти, и не преложилось в человечество, но пребыло в своем достоинстве неизменно - несмес-ным, бесстрастным, бессмертным, безлетним и неописанным. Человеческому же естеству, говорю плоти, свойственно: быть созданным, смертным, тленным, страстным, изменяемым, описуемым, то есть вместимым и объемлемым местом, - свойственно алкать, жаждать, утруждаться от путешествия, скорбеть. И какие еще подобные свойства присущи нашему немощному естеству и усматриваются в нем, - все это Единородный имел прежде спасительных Своих страданий, как совершенный человек, кроме страстей предосудительных; ибо Он, как человек, и алкал, как тогда, когда пришел к смоковнице, ища плода на ней, чтобы утолить голод, как написано; Он и жаждал, когда просил воды у самаряныни; скорбел, когда говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38), и утруждался от путешествия, и пострадал и умер плотию, как человек, а не Божеством. Все это Он претерпел, а по воскресении из мертвых все это сложил с Себя, то есть - то, чтобы подлежать тлению, смерти, изменению, чтобы алкать и жаждать, утруждаться в путешествии, скорбеть, бояться чаши смертной... »

Пятый вид компетентностно-ориентированных заданий - творческая работа: написать свой сценарий развития событий, оценить возможности, провести экспертизу. Для изучения памятников древнерусской литературы по вопросу семинарского занятия «Причины, предпосылки, ход и значение принятия христианства на Руси» мы предлагаем студентам методику генетического анализа текста, построенного на центонно-парафразном принципе. Методика разработана и предложена нами на основе исследования цитатного потока. Фрактат - это приспособление чужого текста к индивидуальному восприятию или же соотношение чужого текста с конкретной ситуацией, воспринимаемой как индивидуальное, особенное; центон - художественный эффект в подобии или контрасте нового контекста и воспоминания о прежнем контексте каждого фрагмента. Многочисленные переводные и самостоятельно перекомпонованные в Древней Руси «Изборники», «Златоусты» и «Пчелы», «Луга духовные» и «Измарагды», «Торжественники» и «Шестодневы», «Физиологи» и «Бестиарии» с формальной точки зрения представляют по своему составу и композиции, несомненно, центонные компиляции. Поэтому необходимо выделить структуру текста, цитаты, верифицировать источники цитации и обозначить семантические связи, образующие принципиально новый текст.

Возьмем для примера опыт текстологического анализа, формирования генетического досье на материале сюжетов и принятии христианства, касающегося св. рав-ноап. княгини Ольги. Обратимся к статье «Повести временных лет» за 955 г.: «В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество..." Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон". Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в По-чайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия» [3].

В Третьей книге Царств повествуется о том, как царица Савская, услышав о «славе Соломона во имя Господа» и его мудрости, «пришла испытать его загадками». Она приехала в Иерусалим «с весьма большим богатством». В беседе царица убедилась в мудрости Соломона, который «объяснил ей <.. .> все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». Пораженная царица дарит Соломону золото, благовония и драгоценные камни, которые привезла с собой, и заявляет ему: «Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала». Затем следует перечень того, что Соломон ежегодно получал в дар от соседних правителей, в том числе «сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов».

Этот рассказ о визите царицы Савеи в Иерусалим отдаленно напоминает летописную статью о поездке Ольги в Константинополь. Ольга, как и царица Савская, отправляется в Константинополь, чтобы испытать его правителя (как Соломона) загадками. Однако константинопольский император, в отличие от легендарного правителя Иерусалима, оказывается не в состоянии объяснить приехавшей «царице» (да и себе самому) ее вопросы.

Не разгадав истинный смысл предложений Ольги, он вынужден против своей воли выполнить все ее желания и признать ее мудрость («переклюкала мя еси»). В результате византийский император и древнерусская княгиня меняются «ролями». Теперь он, пораженный мудростью Ольги (как царит Савская, пораженная ответами Соломона), одаривает ее золотом, серебром, дорогими тканями и различными сосудами - всем тем, что Соломон получал ежегодно в дар от соседних правителей.

Конечно, такое сопоставление могло бы показаться несколько натянутым. Но в данном случае мы имеем редкое и тем более ценное прямое подтверждение своих наблюдений. Завершив рассказ о поездке Ольги, летописец уточняет: «Се же бысть, яко же и при СоломанЪ приде царица Ефиопьская к Соломану... тако же к си блаженная Ольга искаше доброЪ мудрости Божьи.».

Так, прямое сопоставление княгини Ольги с «царицеи Ефиопскои», собственно, и позволяет отыскать в, судя по всему, фольклорном по происхождению рассказе скрытый библейский мотив, к которому отсылается читатель и в «Хронике» Георгия Амартола: «о неи же Господь глагола: "цесарица Ужска приде от конець земли, да видить премудрость Соломоню"».

Идентификация Ольги не просто с царицей Савской, а с «южной», «эфиопской царицей» заслуживает особого внимания. Во-первых, следует отметить, что в апокрифической литературе, в частности, в уже не раз упоминавшемся откровении Мефодия Патар-ского с Эфиопией отождествляется Византия. Во-вторых, такое отождествление связано с тем, что мать Александра Македонского Хусифа (в славянских переводах этого апокрифа добавлялось: «она же Олимпиада») считалась эфиопской царицей. После смерти

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

Александра она якобы вернулась в Эфиопию и там получила письмо от мифического греческого царя Виза, строителя Царьграда (Виза), который писал, «что возьмет ее себе в жены и царствовать [будет с ней]». Отец Хусифы, царь Фол, «вместе с сорока тысячами именитых мужей Эфиопских, а также с дочерью своей Хусифой направился в Византий. И встречен был царем Визом посреди моря в Халкидоне с большой радостью. И дал ему Виз дары многие. И вошел Фол в Византий, и оказал почести великие, и преподнес многие дары по обычаю царского великодушия. И взял царь в жены дочь Фола, царя Эфиопского, и от нее родилась ему дочь, которую [он] нарек по имени города своего: Византия». Рассказ этот завершается фразой: «Так воцарилось семя Хусифы, дочери Фола, царя Эфиопского, над Македонянами, Римлянами и Эллинами».

Другими словами, по сути, в данном рассказе речь идет о том, что Русь перенимает у Византии пальму первенства в христианском мире - буквально с момента крещения первой княгини-христианки.

Или пример из задания по теме «Истоки, предпосылки возникновения, сущность теории «Москва - III Рим»: «Выпишите имена авторов, которые наиболее часто цитируются в "Предании о жительстве скитском" Нила Сорского и "Просветителе" Иосифа Волоцкого. По "Домострою" выявите и оформите в виде классификационной таблицы следующие аспекты: а) человек в системе духовных, нравственных и бытовых ценностей "Домостроя"; б) христианское вероучение и нравственный обиход древнерусского общества в "Домострое"; в) синтез книжной и народной культур, церковной и светской литератур в памятнике; г) сопоставьте идейное наследие эпохи с храмовым строительством на материалах презентации "Храмы Московского государства"».

Исследуя наследие Святейшего Патриарха Никона, студентам необходимо овладеть реконструктивной интертекстуальностью как основным методом работы Патриарха Никона с источником, используя такие его произведения, как «Возражение или Разорение...», «Духовное завещание», «Наставление царю/христианину», «Поучение священному чину и причетникам». Студентам предлагается следующее задание: а) проанализируйте «Нравственные правила» Василия Великого и 27 вопрос-ответов «Возражения или Разорения» Святейшего Патриарха Никона; б) сопоставьте презентацию «Храмы XVII века» и 13-е возражение патриарха Никона. Выявите семиотическое значение Ново-Иерусалимского монастыря в концепции патриарха Никона.

Компетентностно-ориентированные задания, описанные выше, представлены в электронном обучающем пособии «Отечественная история. Практикум» [4] и в учебно-практическом пособии «История русской духовной культуры», отмеченном дипломом II Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие, монографию 2015 г. [5]

Таким образом, общепринятое знание, которое составляет основу преподавания, -это не просто привычный, устоявшийся способ изложения учебного материала, возможные модификации знания рассматриваются как дополнительные, освоение базовых знаний - это то, без чего не может быть дальнейшего обучения. Использование компетент-ностно-ориентированных заданий способствует, на наш взгляд, повышению субъектно-сти и отрефлексированности как способности действовать с учетом текущей ситуации и как созданию смыслов в процессе определения ситуации. Компетентностный подход позволяет повысить вариативность существующих образовательных практик.

Ссылки на источники

1. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования: учеб. пособие / А. А. Шетохин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева, А. Ш. Багаутдинова, М. Б. Будько и др. - СПб.: НИУ ИМТО, 2014. - С. 28.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьева Н. В. Компетентностно-ориентированные задания в учебном курсе «История Отечества» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16179.htm.

2.

3.

4.

5.

Воробьева Н. В. Отечественная история. Практикум: электронное обучающее пособие для студентов всех специальностей и направлений подготовки. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2010.

Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриа-новой-Перетц. - СПб.: Наука, 1999. - С. 19-20. Воробьева Н. В. Отечественная история. Практикум.

Воробьева Н. В. История русской духовной культуры: учеб.-практ. пособие. - Омск: ОмЭИ, 2015. -270 с.

Natalya Vorobyova,

Doctor of Historical Sciences, Professor, prorector on scientific work, Omsk Seminary, Omsk

nat.vorobiova@gmail.com

^mpetence oriented tasks in studying History

Abstract. The paper discusses the technique of studying the Old Russian literature on history seminars. The author proposes the typology of competence-oriented tasks. The possibilities of the method of genetic analysis of the text is based on the example of the work of students with fragments of historical sources ("Chronicle of Ancient Years", "Zadonshchina", "Legend about the Mamay Battle", hagiographic literature) on practical lessons of "History".

Key words: competence approach, competence-oriented tasks, analysis of historical sources. References

1. Shetohin, A. A., Tarlykov, V. A., Kleshheva, I. V., Bagautdinova, A. Sh., Bud'ko M. B. et al. (2014). Kom-petentnostno-orientirovannye zadanija v sisteme vysshego obrazovanija: ucheb. posobie, NIU IMTO, St. Petersburg, p. 28 (in Russian).

2. Vorob'eva, N. V. (2010). Otechestvennaja istorija. Praktikum: jelektronnoe obuchajushhee posobie dlja studentov vseh special'nostej i napravlenij podgotovki, Izd-vo Omskogo jekonomicheskogo instituta, Omsk (in Russian).

3. Adrianova-Peretc, V. P. (ed.) (1999). Povest' vremennyh let / podgot. teksta, per., st. i komment. D. S. Lihacheva, Nauka, St. Petersburg, pp. 19-20 (in Russian).

4. Vorob'eva, N. V. (2010). Op. cit.

5. Vorob'eva, N. V. (2015). Istorija russkoj duhovnoj kul'tury: ucheb.-prakt. posobie, OmJeI, Omsk, 270 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 14.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 15.06.16 Опубликована Published 24.09.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Воробьева Н. В., 2016

977230412016609

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.