Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
ДРТ 16231 УДК 372.881.161.1
Дубова Марина Анатольевна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна [email protected]
Логинова Наталья Алексеевна,
студентка филологического факультета ГОУ ВО Московской области «<Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна [email protected]
Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина
Аннотация. В статье предлагаются методические рекомендации по изучению темы «(Сравнительные обороты» в 8-м классе школы. Авторы акцентируют внимание на разработке упражнений и контрольных заданий при изучении, закреплении и проверке усвоенного материала по теме.
Ключевые слова: сравнение, сравнительный оборот, обособление, упражнение. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сравнительные обороты изучаются в школьном курсе русского языка в 8-м классе среди разнообразных конструкций, осложняющих простое предложение. Несмотря на сложность этой темы, на её изучение отводится мизерное количество времени: один-два урока. Так, в частности, в учебнике русского языка под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова эта тема состоит из одного параграфа «Обособление сравнительных оборотов»; в учебнике под редакцией Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой обозначенной теме посвящено два параграфа - «Сравнительный оборот» и «Знаки препинания при сравнительном обороте». И это притом, что, как было отмечено нами выше, данная синтаксическая конструкция является одной из сложных и малопонятных, ведь, формируя представления учащихся о сравнительном обороте, мы должны чётко объяснить им суть таких явлений, как сравнение, сравнительный оборот и сравнительное придаточное, и их различительные признаки.
На наш взгляд, при изучении данной темы основное внимание учителя должно быть сконцентрировано на освоении следующих теоретических вопросов:
1. Понятие о сравнительном обороте.
2. Способы разграничения сравнительного оборота, сравнения, сравнительного придаточного.
3. Функция сравнительного оборота.
4. Основные разновидности сравнений.
5. Целевое (смысловое) назначение сравнений.
6. Способы морфологического выражения сравнительных оборотов.
7. Синтаксическая роль сравнительных оборотов.
8. Грамматическая связь сравнительного оборота с определяемым членом предложения.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
9. Способы присоединения сравнительного оборота к определяемому члену предложения.
10. Синтаксическая природа сравнительных оборотов.
11. Обособленные и необособленные сравнения.
12. Пунктуация при сравнениях.
На этапе первичного закрепления изученного материала предлагаем задания, направленные на поэтапную отработку отдельных вышеперечисленных аспектов теоретического материала.
Предлагаемые упражнения построены по принципу усложнения: если первоначально задания включают один или два аспекта характеристики сравнительных оборотов, то постепенно, усложняясь, они начинают охватывать три и более параметров анализа, логично подводя учащихся к методике синтаксического анализа.
Упражнение 1. В приведённых предложениях найдите обособленные обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, укажите их значение и объясните условия обособления. Знаки препинания не расставлены.
1. Его лицо выражало то же сосредоточенное внимание и радость как и лицо Сашки (Купр.). 2. Совершенно так же как знаменитые певцы он был подвержен мнительности (Купр.). 3. Ростом он не вышел, ноги его сравнительно с туловищем были очень коротки (Бун.). 4. Вся местность спускается к морю точно географическая карта (Купр.). 5. Лёгкая прохлада была напоена запахом прошлогодних догнивающих листьев и первой зелени, которой словно кружевом был одет чернеющий в прозрачном полумраке лес (Бун.).
Упражнение 2. В данных предложениях найдите сравнительные обороты и охарактеризуйте способы их морфологического выражения.
1. Никогда я не любил его так, как в эти вечера, никогда не засыпал так сладко! (Бун.). 2. Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно муравьи на разорённом муравейнике. Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе (Купр.). 3. У нас с Олесей, точно по безмолвному обоюдному договору, вошло в обыкновение, что она провожала меня до Ириновского шляха, когда я уходил домой (Купр.). 4. Веселее и звонче, чем за все последние дни, крикнул на станции отходивший товарный поезд (Бун.). 5. В Петербурге решили не огорчать заслуженного полковника и дали пожизненное место коменданта в г. К. - должность более почётную, чем нужную, в целях государственной обороны (Купр.).
Упражнение 3. Выделите сравнительные обороты, определите их смысловое назначение.
1. Снег бешено и беспорядочно мчится по лесу, не притворённая дверь в сенцах с необыкновенной силой бьёт в стену, а собаки, которые лежат в них, утопая в снегу, как в пуховых постелях, жалобно повизгивают сквозь сон, дрожа крупной дрожью... (Бун.). 2. Ровно, чуть внятно звенит в лампе выгорающий керосин, монотонно и неясно, точно под землёй, баюкает кто-то ребёнка за стеною в кухне (Бун.). 3. Слышу, как чья-то рука шарит по двери, ищет скобку, а затем чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза (Бун.). 4. Стёкла в окнах дребезжат и перезванивают, плавно ходит на петлях не притворённая в другое отделение дверь, а колёса, перебивая друг друга, словно под землёй, ведут свой торопливый и невнятный разговор (Бун.). 5. И дым, как хвост кометы, плывёт над ним длинною белёсою грядою, полной огненных искр и окрашенной из-под низу кровавым отражением пламени (Бун.).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
Упражнение 4. Расставьте знаки препинания, охарактеризуйте опорный член и сравнительные обороты с точки зрения синтаксической функции и условий обособления.
1. Она держала голову склонённой набок и вниз как старая пристяжная и ходила ныряющей походкой то подымаясь то опускаясь при каждом шаге (Купр.). 2. Тогда темнота подошла к самому устью, и уголь как закрывающийся глаз долго глядел на неё озаряя лишь своды (Бун.). 3. От свирепого урагана верхушки деревьев раскачивались пригибаясь и выпрямляясь точно волны в бурю (Купр.). 4. Тявкнула где-то вдалеке собака, ей страстно и жалобно ответила другая, третья - и вдруг весь лес загремел, точно он весь стеклянный, от бурного лая и крика (Бун.). 5. В лакейской работник топит печку, и я как в детстве сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки (Бун.).
Упражнение 5. Расставьте знаки препинания. Охарактеризуйте семантику, типы, способы выражения сравнений. Перечислите все конструкции, осложняющие данные предложения, определив их тип и объяснив условия обособления.
1. Избы стояли нахохлившись как куры в непогоду, туман в сумерки низко бежал по голым равнинам, волчьи глаза светились на задворках (Бун.). 2. Тогда точно в горести потемнел от пыльных ветров кроткий лик богоматери (Бун.). 3. Теперь она плыла как тот стеклянный человечек по воздуху (Бун.). 4. Вдруг сердце замерло, -холодом облила голову, отняла плечи, заныла в них и по всему телу прошла та жуткая как бы предсмертная тошная волна, что накатывает на человека, высоко вознёсшегося на качелях вдруг сорвавшегося и летящего вниз (Бун.). 5. И Митрофан, действительно, прожил всю свою жизнь как будто был в батраках у жизни (Бун.).
Упражнение 6. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите конструкции с союзом «как», определите их тип и условия обособления.
1. Вам как врачу гораздо лучше моего известно, какой процент приходится на долю пьянства и чудовищных условий прозябания в этих проклятых бараках и землянках... (Купр.). 2. Левой рукой Олеся быстро сучила белую мягкую как шёлк кудель, а в правой у неё с лёгким жужжанием крутилось веретено (Купр.). 3. Был Яков как многие мужики очень нервен и особенно тогда, как дело доходило до его семьи хозяйства (Бун.). 4. Человеческий труд кипел здесь как огромный сложный и точный механизм (Купр.). 5. Как слоновая кость блестят по деревенскому выгону отшлифованные ухабы дороги (Бун.).
Упражнение 7. Определите роль сравнительных союзов в данных предложениях: а) присоединяет сравнительный оборот; б) используется для выражения подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства; в) присоединяет придаточное сравнительное.
1. Воздух крепко сжат утренним морозом, голоса наши раздаются как-то странно, пар от дыхания вьётся при каждом слове, точно мы курим (Бун.). 2. Пока в прихожей обметали вениками валенки обивали от снега тяжёлые воротники шуб и вносили покупки в рогожных кульках, пересыпанных сухой снежной пылью, как мукою, в комнатах нахолодилось и металлически запахло морозным воздухом (Бун.). 3. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег (Бун.). 4. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра (Бун.). 5. Надворных построек - невысоких, но домовитых - множество, и все они точно слиты из тёмных дубовых брёвен под соломенной крышей (Бун.).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
Упражнение 8. Выпишите сравнительные обороты, выполните их синтаксический анализ по предложенной схеме:
1) укажите способ морфологического выражения сравнительного оборота;
2) назовите опорный компонент;
3) определите семантику сравнительного оборота;
4) укажите синтаксическую роль сравнительного оборота и его грамматическую связь с определяемым членом;
5) назовите позицию сравнительного оборота;
6) укажите способ присоединения к определяемому члену;
7) охарактеризуйте условия обособления сравнительного оборота.
1. Истинная любовь, она, как золото, никогда не ржавеет и не окисляется (Купр.). 2. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота её сестры (Купр.). 3. Глубокие черты чаще встречались в рядовых, чем в офицерах (Купр.). 4. Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь. (Купр.). 5. Совершенно так же, как знаменитые певцы, он был подвержен мнительности (Купр.).
Как одну из форм контроля считаем целесообразным использовать различные виды диктантов.
Диктант № 1 (выборочный)
Задание. Запишите из данного текста только предложения, содержащие сравнительные обороты, графически объясните их обособление, произведите полный синтаксический анализ сравнительного оборота из 2-го предложения текста.
В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шёл не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь... То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач... Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.
Обитатели пригородного морского курорта - большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане, - поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами (на материале повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).
Диктант № 2 (объяснительный). За основу диктанта взят рассказ И. А. Бунина «Сосны», в тексте которого присутствует достаточно большое количество предложений со сравнительными оборотами.
В качестве домашнего задания считаем возможным предложить учащимся прочитать рассказ И. А. Бунина «Сосны» и подумать над вопросами: с какой целью использует автор сравнительные обороты? В каких композиционных частях рассказа и сценах они наиболее многочисленны?
Учитель диктует, один из учеников пишет на доске, а остальные - в тетрадях. После записи каждого предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание соответствующих орфограмм и пунктограмм и повторяют правила.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
Задание. Запишите предложения под диктовку, объясняя постановку знаков препинания. Найдите в каждом предложении сравнительный оборот и выделите его синтаксически.
1. Снег при этом бешено и беспорядочно мчится по лесу, непритворённая дверь в сенцах с необыкновенной силой бьёт в стену, а собаки, лежащие в них и утопающие в снегу, как в пуховых постелях, жалобно взвизгивают сквозь сон, дрожа крупной дрожью...
2. Ровно, чуть внятно, звенит в лампе выгорающий керосин, монотонно и неясно, точно под землёй, баюкает кто-то ребёнка за стеною в кухне...
3. Слышу, как чья-то рука шарит по двери, ищет скобку, а затем чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза.
4. Вдруг ветер со всего размаха хлопает сенной дверью в стену и, как огромное стадо птиц, с шумом и свистом проносится по крыше.
5. Гул леса вырывается из шума вьюги, как гул органа... Сосны, как хоругви, замирают под глубоким небом...
Задания для уроков развития речи
Развитие речи учеников является важной задачей учителя русского языка. Её успешное решение определяется опорой на лингвистические знания учащегося и его речевой опыт. Эта работа развивает наблюдательность школьников, внимание к родному слову, помогает размышлять и творчески подходить к заданиям. Преследуя поставленные цели, рекомендуем использовать упражнения, ориентированные в первую очередь на работу с материалами художественных текстов.
В этом смысле изучение сравнительных оборотов школьниками, на наш взгляд, целесообразно и продуктивно осуществлять, в частности, на материале русской литературы XX века, включённой в школьную программу по литературе для старших классов. Особенно богатые возможности для наблюдения над синтаксическими конструкциями, осложняющими простое предложение, открывает проза писателей-неореалистов, таких как А. И. Куприн и И. А. Бунин, отличающаяся небольшим объёмом и интересной жизненной тематикой. Повторение и углубление синтаксических тем на материале их произведений, на наш взгляд, позволит детям не только уяснить суть тех или иных синтаксических конструкций, их семантику, способы их грамматического выражения, но и особенности стилистического функционирования и роль в формировании индивидуального авторского стиля. Это, в свою очередь, способствует формированию у детей целостного восприятия художественного текста, обучает их отдельным приёмам текстового анализа, что немаловажно в свете итоговой аттестации по русскому языку. Более глубокое понимание синтаксических конструкций в плане их строения, семантики и функционально-стилистических особенностей поможет учащимся в выполнении отдельных заданий в итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Упражнение № 1. Проанализируйте портретное описание царя Соломона из повести А. И. Куприна «Суламифь», акцентировав внимание на роли в нём сравнительных оборотов. Выявите их семантику, структуру, способы морфологического выражения, средства связи и характер опорных слов. Как вы думаете, почему сравнительные обороты являются основной конструкцией, характеризующей внешность царя? Данное описание наполнено цветом. Перечислите лексемы с цветовым значением.
Поистине был прекрасен царь, как лилия Саронской долины!.. Бледно было его лицо, губы - точно яркая алая лента; волнистые волосы чёрные иссиня, и в них -украшение мудрости - блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьёв,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
падающих с высоты тёмных скал Аэрмона... Глаза же у царя были темны, как самый тёмный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на чёрные лучи вокруг чёрных звёзд. И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю. Но бывали минуты сердечного веселия. Тогда тихо опускались до половины его длинные ресницы, бросая синие тени на светлое лицо, и в глазах царя загорались, точно искры в чёрных бриллиантах, тёплые огни ласкового, нежного смеха. Руки царя были нежны, белы, теплы и красивы, как у женщины. Одно имя царя Соломона, произнесённое вслух, волновало сердце женщины, как аромат пролитого мирра, напоминающего о ночах любви.
Упражнение № 2. Сравните три женских портретных описания (Сула-мифи, Олеси и Веры Николаевны Шеиной) из повестей А. И. Куприна «Сула-мифь», «Олеся», «Гранатовый браслет». Проанализируйте осложняющие их конструкции с позиций стилистического использования. В каком из описаний преобладают сравнительные обороты. С какой целью, на ваш взгляд, их использует автор? Какое из портретных описаний вам представляется наиболее ярким? Почему?
Описание Суламифи
Невыразимо прекрасно её лицо. Тяжелые, густые тёмно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывают её плечи, и разбегаются по спине, и пламенеют, пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур... Говорит она нежно, и голос её звучит, как пение флейты. Она смеётся так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо... Она засмеялась, и зубы её - как белые двойни-ягнята, вышедшие из купальни... Щёки её точно половинки граната под кудрями... Губы её алы - наслаждение смотреть на них... Глаза её глубоки, как два озёра... Шея её пряма и стройна, как башня Давидова!...
Описание Олеси
Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти, держалась легко и стройно... Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдвигалась вперёд с решительным и капризным видом... Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски наивный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины.
Описание княгини Шеиной
Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах... Вера была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна независима и царственно спокойна.
Продолжая работать в заданных на уроке направлениях, рекомендуем в качестве домашнего задания предложить упражнения, предполагающие комплексный анализ художественного текста.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
Упражнение 3. Спишите три описания камней, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите сравнительные обороты. Проанализируйте их семантику, способ морфологического выражения, синтаксическую функцию, стилистическую роль.
Вот анфракс, священный камень земли Офир... Он горяч и влажен. Погляди, он красен, как кровь, как вечерняя заря, как распустившийся цвет граната, как густое вино из виноградников энгедских, как твои губы, Суламифь, как твои губы утром...
Лунный камень, бледный и кроткий, как сияние луны, - это камень магов халдейских и вавилонских.
Смарагд - любимый камень Соломона, царя израильского. Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя... (на материале повести А. И. Куприна «Суламифь»).
В качестве упражнений для домашнего задания рекомендуем предложить задания, предполагающие различные виды работ с текстом. Например:
Упражнение 1. Прочитайте портретное описание главного героя рассказа И. А. Бунина «Захар Воробьёв». Найдите в нём сравнения, определив способ их морфологического выражения, структуру и синтаксическую функцию. С какой целью их использует автор? Произведите синтаксический анализ любого сравнительного оборота.
Он был рыжевато-рус, бородат и настолько выше, крупнее обыкновенных людей, что его можно было показывать. Он и сам чувствовал себя принадлежащим к какой-то иной породе, чем прочие люди, и отчасти так, как взрослый среди детей, держаться с которыми приходится, однако, на равной ноге. Всю жизнь, - ему было сорок лет, - не покидало его и другое чувство - смутное чувство одиночества: в старину, сказывают, было много таких, как он, да переводится эта порода...
Упражнение 2. Выразительно прочитайте приведённое описание. Использует ли в нём автор сравнения? Если да, то какие? Попробуйте трансформировать его, добавив сравнительные обороты. Что изменилось в тексте?
Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой...
Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжёлыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом, внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычанья. Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей под зеленым бумажным, обгоревшим сверху абажуром (на материале повести А. И. Куприна «Олеся»).
Таким образом, используя языковой материал любовной прозы И. А. Бунина и А. И. Куприна, можно разнообразить изучение сравнительных оборотов в общеобразовательной школе. При этом возможно использование разных видов заданий, развивающих мышление и творческую активность учеников.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дубова М. А., Логинова Н. А. Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А. И. Куприна и А. И. Бунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16231.htm.
Библиографический список
1. Бунин И. А. Избранные сочинения / вступ. статья, сост. и примеч. О. Михайлова; худож. О. Верейский. - М.: Худож. лит., 1984. - 750 с., ил.
2. Дубова М. А., Чернова Л. А. Формы и приемы работы по изучению темы «Обособленное обстоятельство» в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 03 (март). - URL: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm.
3. Куприн А. И. Повести и рассказы. - М.: Худ. лит., 1986. - 351 с.
Marina Dubova,
Doctor of Philological Sciences, Professor at the chair of the Russian Language, State University of Social and Human Studies, Kolomna [email protected] Natalia Loginova,
Student, Department of Philology, State Socio-Humanitarian University, Kolomna [email protected]
System of exercises on the topic "Comparative constructions" based on the prose of neorealist writers A. I. Kuprin and A. I. Bunin
Abstract. The paper offers guidelines for studying the topic "Comparative momentum" in the 8th grade. The authors focus on the development exercises and control tasks to study, secure and check the acquired material on the subject.
Key words: comparison, comparative turn, isolation, exercise. References
1. Bunin, I. A. (1984). Izbrannye sochinenija, Hudozh. lit., Moscow, 750 p., il. (in Russian).
2. Dubova, M. A. & Chernova, L. A. (2016). "Formy i priemy raboty po izucheniju temy 'Obosoblennoe ob-stojatel'stvo' v shkole", Nauchno-metodicheskijjelektronnyj zhurnal "Koncept", № 03 (mart). Available at: http://e-koncept.ru/2016/16039.htm (in Russian).
3. Kuprin, A. I. (1986). Povestiirasskazy, Hud. lit., Moscow, 351 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 21.09.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.09.16
Принята к публикации Accepted for publication 22.09.16 Опубликована Published 30.11.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Дубова М. А., Логинова Н. А., 2016
www.e-koncept.ru
577934312036614