ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО:
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
L.A. Abdulkholik/oda
Competence-based Model for the Implementation of Social-Pedagogical Functions of Higher Education Institutions in the Republic of Tajikistan
A competence-based model for implementing functions ofhigher education institutions in the system of education of students in Tajikistan is considered. The quality system of university educational activity that directly affects the present-day training of future specialists is analyzed.
Key words and word-combinations: competence-based model, qualification, skills, professionalism, competence, Tajikistan.
Рассматривается компетентност-но-ориентированная модель реализации функций вуза в системе воспитания студенческой молодежи Таджикистана. Анализируется система качества воспитательной деятельности вуза, непосредственно влияющей на современную подготовку будущего специалиста.
Ключевые слова и словосочетания: компетентностно-ориентированная модель, квалификация, профессионализм, компетенция, Таджикистан.
УДК 371.4 ББК 74.200
Л.А. Абдулхоликзода
компетентностно-ориентированная модель реализации
соЦиально-
педагогической функции вуза в республике таджикистан
С
^..современное общество диктует новые условия существования людей в мире, и, как следствие, актуальными для педагогики и образования становятся проблемы формирования личности, способной адекватно действовать в многонациональном и муль-тикультурном пространстве. Происходящие в последние годы социально-политические изменения в Республике Таджикистан привели к пробуждению национального самосознания таджикского народа. Одним из приоритетных вопросов развития системы образования в Таджикистане является воспитание молодого поколения. В настоящее время в системе образования Таджикистана формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и
2016 • № 3 (54) 23
вариативность воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, личностно-деятельностная направленность образования [1, с. 234—237]. Эти обновления требуют более реального подхода в системе воспитания молодежи.
Закон Республики Таджикистан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения — что детерминирует становление новых парадоксальных подходов к формированию духовно-нравственной личности [2, с. 20]. В реализации воспитательной концепции важную роль играет правильный выбор моделей воспитания.
Одним из подходов к прогнозированию состава элементов модели является дифференцирование вызовов или заказов. Прежде всего в вузах процесс моделирования в воспитательной системе направляется на общекультурную, гражданско-правовую компетентности, на формирование инициативности и лишь затем на формирование креативности и уверенности в себе, в самостоятельности. В характеристиках компетентности подчеркивается значимость конкретных умений и навыков, которые обеспечивают мобильность студента-выпускника в современных условиях рынка труда, характеризующегося новыми формами занятости, организации труда, новым содержанием и видами деятельности.
Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан направлена на воспитание молодежи как граждан правового демократического государства, способных к конструктивному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира, при расширении участия общества в решении задач образования, в том числе воспитания подрастающего поколения [3]. В документах Правительства Республики Таджикистан поставлена также задача противодействия негативным социальным процессам в молодежной среде: вытеснения асоциального поведения, борьбы с преступностью. Эффективное решение этих задач обусловливает необходимость модернизации воспитания как неотъемлемой составляющей образования.
Необходимо учитывать, что система воспитания студентов в современных условиях высшей школы должна иметь конечные долговременные цели, обладать конкретными идеалами и ценностями, но в то же время должна быть достаточно гибкой, чтобы отвечать всем требованиям современного общества, учитывать особенности профессиональной деятельности будущего специалиста.
Исследование значимости компонентов компетентности указанной модели позволило осмыслить ее как определенный инструмент прогнозирования структуры управления воспитательной деятельности и структуры воспитательной среды вуза, способствующей формированию социально-конструктивного специалиста.
Таким образом, содержание дефиниции «социально-педагогическая функция вуза» как педагогической категории, под которой понимается преобразующая роль вуза в таджикском обществе, способствует обеспечению процесса воспитания современного специалиста в условиях социокультурных изменений в Республике Таджикистан. При этом в Таджикистане были представлены следующие формы модельного проявления:
1. Советская модель (1917—1990 гг.). В этот период основной заказ был
24 2016 • № 3 (54)
направлен на идеологическую подготовку молодежи в виде деятельности партии и организации комсомола, где государство строго регулировало образовательные учреждения и молодежно-студенческие организации.
2. Модель периода 1990—1995 гг., характеризующаяся ослаблением идеологической роли государства. В это время появляются новые политические тенденции, связанные с процессом демократизации общественно-политической жизни, противостояние идеологий в обществе, которые достаточно отчетливо и строго действовали на решение экономических и содержательных вопросов в вузах.
3. Следующим этапом является период с 1995 по 2005 г., когда формируется законодательная база регулирования социально-педагогических функций государства в повышении роли воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Кроме того, данный период характеризуется восстановлением и формированием новых тенденций в воспитательной и образовательной системе вузов Таджикистана.
4. Современная модель интеграции вузов Таджикистана в международное сообщество в условиях перехода к инновационной экономике (с 2000 г. по настоящее время), что связано с присоединением Таджикистана к Болонской декларации и повышением роли взаимодействия государства, общества и учебных заведений. Актуальными становятся вопросы, связанные с общественным воспитанием, формированием самостоятельности и компетентности личности. Междисциплинарный подход позволяет уточнить состав и структуру воспитательной деятельности, выявить взаимосвязь компонентов с внутренней и внешней средой в изменяющихся социокультурных условиях, разработать модель воспитательной среды вуза и системы управления ею.
Следует отметить, что за последние десятилетия структура терминальных ценностей студенческой молодежи остается неизменной: она считает, что ценность высшего образования связана с качеством знаний. При этом структура инструментальных ценностей молодежи усиленно продвигается, то есть молодежь в основном полагается на свои силы и на самих себя, так как, по их мнению, они являются более предприимчивыми.
Социально-педагогическая функция вуза рассматривается как педагогическая категория, под которой понимается ее преобразующая роль в современных условиях инновационно развивающегося общества, где постоянно проводится соответствующая подготовка специалистов в ориентированной на воспитание среде. Помимо того, необходимо усилить гуманистические направления образовательного процесса, а также более компетентно влиять на формирование субъектной позиции выпускника.
Нами была разработана модель воспитательной деятельности вузов экономического профиля в новых социокультурных условиях на основе компетент-ностного подхода и принципов системы менеджмента качества, которые рассматривались как инструмент реализации социально-педагогических функций вуза в подготовке высококвалифицированных специалистов нового поколения, ориентированной на требования рынка труда.
Система качества воспитательной деятельности вуза — это совокупность принципов, методов, показателей и требований к процессам деятельности, а также критерии, которые определяют уровень качества этих процессов и
2016 • № 3 (54) 25
их оценку. Данное обстоятельство в совокупности представляет весь процесс воспитательной деятельности, который может повлиять на качественную подготовку специалиста в целом.
Качество подготовки будущего специалиста обусловлено уровнем сформи-рованности его профессиональных компетенций в процессе обучения и качеством воспитательной деятельности вуза. Данные составляющие определяют и дополняют друг друга, что позволяет говорить о тесном переплетении системы контроля обучения с управлением качеством воспитательной работы со студентами [4]. Воспитательная деятельность должна осуществляться на основе процессного подхода, который рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов воспитания. Особая роль принадлежит процессу «студенческого самоуправления», которая заключается в формировании конкурентоспособного специалиста в новых социокультурных условиях, в актуализации его активности, индивидуальных возможностей, творческого потенциала личности как субъекта самовоспитания, саморазвития и самореализации. Экспериментальным путем установлено, что воспитательный процесс в вузе носит динамический характер и отражает взаимосвязь элементов управления.
Любое общество является неоднородным, и современное тоже. В нем есть люди, не растратившие высшие ценности, причем их всегда меньшинство; существует определенная категория людей, которая не имела никаких ценностей, и им просто нечего терять. Связывать финансовые трудности с «кризисом ценностей» причинной связью методологически неправильно.
Под компетентностно-ориентированной моделью реализации социально-педагогической функции вуза понимается ее преобразующая роль в обществе, которая обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на подготовку активного, социально ответственного специалиста, который стремится к непрерывному развитию и повышению уровня своей социально-личностной компетентности в развивающихся социокультурных условиях. 20 января 2016 г. лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, в своем Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан отметил: «Правительство страны ставит в центр своего внимания вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, и осуществляет все необходимые меры для поддержки созидательных инициатив молодежи нашей независимой страны. Для молодежи мы должны создать такие условия и воспитать ее таким образом, чтобы наши дети выбирали правильный путь в жизни, освоили современные науки и знания, изучали современные профессии и ремесла, нашли в будущем свое достойное место в обществе» [5].
Отметим, что разработку компетентностно-ориентированной модели воспитательной работы в вузе можно трактовать достаточно широко, распространяя ее воздействие на весь период обучения студентов в вузе. При этом становится возможным говорить о воспитании как о многоаспектном феномене, отражающем различные грани комплексного понятия, а именно социальной интеграции личности. Модель понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов, как целевой и содержательный, обеспечивающий психолого-педагогическую готовность к многоплановой социальной реализации специалиста, но прежде всего гражданина.
26 2016 • № 3 (54)
Целевой компонент модели ориентирован на достижение готовности студентов к многоплановой социальной интеграции. Подразумевается решение задач, определяющих стратегические направления воспитательного процесса, к которым относится в первую очередь формирование этических основ поведения и общения, формирование социальной зрелости, гражданственности, патриотизма и толерантности. К данной модели можно отнести и формирование здорового образа жизни, становление коммуникативной компетентности и профессиональной зрелости. Содержательный компонент модели воспитания включает необходимые знания, умения и компетенции, которые дают установку на реализацию намеченной цели, и объединяет в себе принципы, функции и содержание.
В основу модели воспитательной работы вузов положен ряд идей, которые соответствуют современным тенденциям развития таджикской национальной образовательной системы. Как известно, основной целью воспитательной деятельности в вузе является максимальное вовлечение студенческой молодежи в целенаправленно организованную деятельность, которая способствует реализации интеллектуального, морального, творческого и физического развития, содействует формированию комплексно развитой и гармоничной личности студента. Для достижения этой цели необходимо создать ряд условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.
В процессе организации воспитательной работы следует особое внимание уделить компетентностному подходу, который активизирует позитивные качества всех участников учебно-воспитательного процесса, и ориентировать студентов на высокий уровень индивидуальной работы, обеспечивающей формирование ценностей в системе «человек — общество — природа» [6]. Компетентностная модель личности студента вуза включает в себя профессиональную компетентность, социально-культурную компетентность, профессионально и социально значимые качества личности.
Для развития компетентности студенческой молодежи приоритетной задачей воспитательной работы в вузах Республики Таджикистан была и остается ориентация студентов на непрерывное активное саморазвитие и самореализацию. Для решения данной задачи в системе вуза сформирована полноценная система образования, которая действует по моделям воспитательных направлений.
В результате исследований нами выявлено, что компетентностно-ориенти-рованная модель реализации социально-педагогической функции вуза в системе воспитания студентов носит динамический в связи с изменениями в социокультурной сфере, аддитивный характер, компоненты которого имеют педагогически значимые связи.
Таким образом, при подготовке высококвалифицированного современного специалиста изменяется роль системы профессионального образования. Большое внимание уделяется не только освоению профессиональных компетенций, но и созданию новых социокультурных ценностей. Образовательное учреждение формирует образовательную среду подготовки специалиста, выполняет педагогическую социально-значимую функцию воспитания [7]. В связи с этим исследование компетентностно-ориентированной модели реализации социально-педа-
2016 • № 3 (54) 27
гогической функции вуза в системе воспитания студентов в вузах Таджикистана приобретает особую актуальность. Здесь требуется синтез междисциплинарного знания, а также анализ проблем и противоречий на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях.
Библиографический список
1. Эшонджонова Л.А. Проблема профессионального воспитания студентов высших учебных заведений в условиях модернизации образования // Вестник Таджикского национального университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 3.
2. Об образовании: Закон Республики Таджикистан от 2 июля 2013 г № 1004. Душанбе, 2013.
3. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан (утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2006 г № 94). Душанбе, 2006.
4. Мареев В.И. Аккредитация и образование. М., 2016.
5. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 янв. 2016 г. URL: http://www.president.tj/ru/node/10587
6. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2009.
7. Чепляев В.Л. Компетентностный подход в подготовке государственных служащих как инструмент формирования социальной ответственности // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 2 (53).
A.M. Gabriyelyan From the American Model of Globalization to European Internationalization: a Slant on the Corporate University in the Context of the Global Educational Policy
The phenomenon of the corporate university as a product of globalization, and its development in terms of the AngloSaxon geopolitical dominance project are studied. The European educational policy of internationalization is considered.
Key words and word-combinations: corporate university, educational policy, globalization and internationalization.
Изучается феномен корпоративного университета как продукта глобализации, его развитие с точки зрения геополитического англосаксонского проекта доминирования. Рассматривается европейская образовательная политика интернационализации.
Ключевые слова и словосочетания: корпоративный университет, образовательная политика, глобализация и интернационализация.
УДК 378 ББК 74.58
A.M. Габриелян
от американской модели глобализации до европейской интернационализации: взгляд на корпоративный университет в контексте мировой образовательной политики
Не
еобходимость анализа становления корпоративного университета и его значения в образовательной политике стран мира обосновывается объективно протекающим процессом глобализации, вне контекста которого сегодня невозможно осуществлять реформы высшего образования.
28
2016 • № 3 (54)