Научная статья на тему 'Компетентностная подготовка будущего специалиста по управлению воздушным движением как личностный ресурс его профессиональной деятельности'

Компетентностная подготовка будущего специалиста по управлению воздушным движением как личностный ресурс его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / COMPETENCES / VOCATIONAL TRAINING / PREPARATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жильцов Вячеслав Николаевич

Систематизация и построение иерархии компетенций с учётом их составляющих позволил разработать модель индивидуальной ресурсной характеристики компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением. Представленная в диагностической карте, специфика содержания компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением, отражает совокупный личностный ресурс. Это ресурсы познания, отношения и деятельности. Таким образом, компетентностная подготовка будущего специалиста по управлению воздушным движением как личностный ресурс его профессиональной деятельности функционально и содержательно должна обеспечить переход от формирования базовых предметных компетенций, от теоретической и нормативно регулирующей информации, от репродуктивных способов связи знаний и умений к развитию надпредметных компетенций, регулирующих инициативные действия, к творческим инициациям, реально выражающим единство познавательной и практико-преобразующей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жильцов Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based preparation of future expert in air traffic control as personal resource of its professional activity

Systematization and creation of hierarchy of competences taking into account their components allowed developing model of the individual resource characteristic of competence-based preparation of future expert in air traffic control. Presented in the diagnostic card, specifics of the content of competence-based preparation of future expert in air traffic control, reflects a cumulative personal resource. These are resources of knowledge, relation and activity. Thus, competence-based preparation of future expert in air traffic control as a personal resource of its professional activity functionally and substantially has to provide transition from formation of basic subject competences, from theoretical and standardly regulating information, from reproductive ways of communication of knowledge and abilities to development of the super subject competences regulating initiative actions, to the creative initiations which are really expressing unity of informative and practice-reformative activity.

Текст научной работы на тему «Компетентностная подготовка будущего специалиста по управлению воздушным движением как личностный ресурс его профессиональной деятельности»

УДК 378 КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вячеслав Николаевич Жильцов, преподаватель,

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил (филиал г. Краснодар),

(ВУНЦ ВВС «ВВА»)

Аннотация

Систематизация и построение иерархии компетенций с учётом их составляющих позволил разработать модель индивидуальной ресурсной характеристики компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением. Представленная в диагностической карте, специфика содержания компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением, отражает совокупный личностный ресурс. Это ресурсы познания, отношения и деятельности. Таким образом, компетентностная подготовка будущего специалиста по управлению воздушным движением как личностный ресурс его профессиональной деятельности функционально и содержательно должна обеспечить переход от формирования базовых предметных компетенций, от теоретической и нормативно регулирующей информации, от репродуктивных способов связи знаний и умений к развитию надпредметных компетенций, регулирующих инициативные действия, к творческим инициациям, реально выражающим единство познавательной и практико-преобразующей деятельности.

Ключевые слова: компетенции, профессиональная подготовка, модель подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p45-50 COMPETENCE-BASED PREPARATION OF FUTURE EXPERT IN AIR TRAFFIC CONTROL AS PERSONAL RESOURCE OF ITS PROFESSIONAL ACTIVITY

Vyacheslav Nikolaevich Zhiltsov, the teacher,

Military Educational Scientific Center of Military and Air Forces

Annotation

Systematization and creation of hierarchy of competences taking into account their components allowed developing model of the individual resource characteristic of competence-based preparation of future expert in air traffic control. Presented in the diagnostic card, specifics of the content of competence-based preparation of future expert in air traffic control, reflects a cumulative personal resource. These are resources of knowledge, relation and activity. Thus, competence-based preparation of future expert in air traffic control as a personal resource of its professional activity functionally and substantially has to provide transition from formation of basic subject competences, from theoretical and standardly regulating information, from reproductive ways of communication of knowledge and abilities to development of the super subject competences regulating initiative actions, to the creative initiations which are really expressing unity of informative and practice-reformative activity.

Keywords: competences, vocational training, preparation model.

В современной ситуации повышенного требования к качеству профессиональной деятельности специалиста любого профиля особенно актуальной становится проблема ориентации личности на собственные возможности не только как сложившиеся предпосылки развития, но и осознанную необходимость определения его новых направлений с учётом типа профессии.

Профессия специалиста по управлению воздушным движением квалифицируется как опасная, связанная с ситуациями неопределённости, повышенного риска, высоким темпом принятия решения и спонтанными действиями, дефицитом времени для их адекватной соотнесённости, абсолютной персональной ответственностью. Поэтому профессиональная подготовка будущего военного инженера на основе его внутренних ресурсов

стала предметом внимания многих исследователей. В основном изучены вопросы развития технических способностей к управлению лётной машиной [1,5]; интеллектуальных способностей, развивающихся на основе информационных технологий [4]; опыта тактических действий при пилотировании самолёта; профессионально важных качеств, которые исследователи делят на несколько групп:

а) в большей степени сопряжённых с деятельностью. К ним относят персональную ответственность за принятие окончательного решения, профессиональную надёжность, долговременную направленность на лётную деятельность, адекватную самооценку, эмоциональную устойчивость к неблагоприятным воздействиям [1];

б) собственно нравственных, сопряжённых с различными видами субъект - объектных отношений: чувство долга, честность, порядочность, товарищество, коммуникабельность, стремление к профессиональному совершенству. Помимо нравственных характеристик этой группы качеств, в них выделяют ещё и особый социальный контекст и потому их социальными [5];

в) в большей степени проявляющихся в поведении: целеустремлённость, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость, исполнительность, готовность к осознанному риску [6].

Последние исследования личностных особенностей авиационного специалиста дополняют выше названные группы профессионально важных качеств новой группой: стремление к компромиссу и сотрудничеству в отношениях с людьми в ситуации повышенной опасности, самоконтроль, ориентированный на точность выполнения социальных требований, стремление доводить всякое дело до конца [7]. Именно наличие этих качеств, по мнению исследователей, выражает личностно значимый ресурс. Другой вид ресурса связан с интеллектуальными особенностями субъекта лётной профессии. К ним относят психические новообразования, которые обеспечивают прогноз результатов действий и поведения, оперативное и пространственное мышление, опыт переработки и хранения в памяти специальной текстовой информации и моделей профессионального поведения в нестандартных условиях. Такой вид ресурса В.Н. Дружинин квалифицировал как когнитивный. По мнению В.Н. Дружинина когнитивным ресурсом обладает дивергентное мышление как способность мыслить в разных направлениях, позволяющая выходить в более широкое ментальное пространство. Однако разноплановая деятельность военного специалиста воздушного движения, осуществляемая в вынужденно ускоренном темпе, связанная со своевременным и оперативным выполнением целого ряда совмещённых по времени действий, требует не одного какого-либо ресурса, а их комплекса, интегрированности. Такая совокупность в современных условиях закладывается в процессе компе-тентностной подготовки будущего специалиста.

Компетентностная подготовка обучающегося - это одновременно и опережающее профессиональное образование и продвинутое. Суть первого состоит в обеспечении следующей взаимосвязи: уровень образования будущих участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Продвинутое образование осуществляется по более совершенным программам повышенного уровня [2]. И тот и другой тип образования основывается на компетентностном подходе. Полный состав компетенций, предложенный ФГОС ВПО - суть отражения сформированных профессионально значимых личностных качеств, интеллектуальных способностей, мышления и опыта поведения в различных ситуациях управления воздушным движением. В целом данную систему компетенций можно разделить на несколько функциональных групп:

1) связанные с отношением к информации. Это интегративное, междисциплинарное знание, ситуативно отражённое в конкретном типе мышления (дивергентном, оперативном, пространственном) и определяющее информационную основу складывающегося опыта деятельности и поведения;

2) связанные с предметными умениями, необходимыми для решения производ-

ственных стандартных задач;

3) связанные с надпредметными умениями, необходимыми для решения нестандартных, спонтанно возникающих производственных задач в нетипичной (или кризисной) ситуации деятельности;

4) связанные со специфическими умениями обеспечить переход знаний в умения, умения - в действия (конкретные операции).

Такая систематизация и построение иерархии компетенций с учётом их составляющих позволил разработать модель индивидуальной ресурсной характеристики компе-тентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением (рис. 1).

Специфика содержания компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением, представленная в диагностической карте, отражает совокупный личностный ресурс. Это ресурсы познания, отношения и деятельности. Первые заключены в системном знании и адекватной ему системной совокупности умений. Их качественная характеристика состоит в приобретённой способности соотносить знания и умения соответственно нормативным требованиям первоначально в перспективной проекции к будущей деятельности.

Ресурсы отношения преемственно ориентированы на непрерывность работы обучающегося над собой в аспекте совершенствования единства знаний и умений не только для традиционной, типичной ситуации предстоящей деятельности, но и экстремальной, а также для приобретения профессионального опыта реагирования на различные сложности обстоятельства.

Модель индивидуальной ресурсной характеристики компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением можно представить следующим образом:

Индивидуальная ресурсная характеристика компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением Баллы

Базовая информация, стандартная (знания)

Знает все требования руководящих документов по организации и производству полётов, методику руководства полётами; знает всю систему действий в особых ситуациях в пределах учебной программы 5

Знает все требования руководящих документов по организации и производству полётов и методику руководства полётами; знает всю систему действий в особых ситуациях в пределах учебной программы 4

Знает основные требования руководящих документов по организации и производству полётов. Испытывает трудности в освоении методики работы; имеет знания об основных действиях в особых ситуациях в пределах учебной программы З

Знает отдельные требования руководящих документов по организации и производству полётов; испытывает значительные трудности в освоении методики работы; имеет отрывочные знания о действиях в особых ситуациях в пределах учебной программы 2

Не знает требований руководящих документов по организации и производству полётов. испытывает значительные трудности в освоении методики работы; не имеет знаний о действиях в особых ситуациях даже в пределах учебной программы 1

Базовая информация, стандартная (умения)

Безошибочно действует в соответствии с документами и изученной методикой работы в стандартных ситуациях; способен прогнозировать развитие ситуации по информации, полученной по средствам отображения . 5

Безошибочно действует в соответствии с изученной методикой работы в стандартных ситуациях. Руководствуется требованиями нормативных документов 4

В большинстве случаев действует правильно в стандартных ситуациях; испытывает трудности в освоении методики работы; требуется большое количество отработок упражнения для достижения необходимого уровня умений. Часто неспособен предвидеть развитие ситуации основываясь на полученных знаниях З

Индивидуальная ресурсная характеристика компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением Баллы

Допускает ошибки в действиях требуемых руководящими документами и изученной методикой работы в стандартных ситуациях. Испытывает трудности в освоении методики работы; в отдельных случаях может предвидеть развитие ситуации по информации, полученной по средствам отображения . 2

Не адекватно действует в стандартных ситуациях. Испытывает трудности в освоении методики работы; в большинстве случаев пе способен предвидеть развитие ситуации по информации, полученной по средствам отображения . І

Сверхзаданная система знаний

Знает о достижениях науки и практики, о малоизвестных способах действий в особых ситуациях, исходя из личного опыта. s

Владеет знаниями о действиях в особой ситуации Информирован о достижениях науки и практики но не руководствуется ими 4

Имеет фрагментарные отрывочные знания об инновациях в сфере организации и производства полётов о действиях в особых ситуациях. Руководствуется требованиями нормативных документов З

Часто пренебрегает требованиями руководящих документов на практике. Имеет представление об отдельных действиях в особых ситуациях. 2

Не имеет дополнительных знаний о инновациях в науке и практике; пренебрегает требованиями руководящих документов; не знает действий в особых ситуациях. 1

Сверхзаданная система умений

Прогнозирует развитие ситуации по информации, полученной по средствам отображения; действует в особых ситуациях исходя из умственного экспериментирования. s

Действует согласно программной системе действий в комплексе. Предвидит развитие ситуации по информации, полученной по средствам отображения; действует в особых ситуациях исходя из личного опыта. В большей степени ориентируется на предметноумственные действия и знаково-умственные действия в нестандартных ситуациях 4

Допускает ошибки в действиях предписываемых руководящими документами и методикой работы, затрудняется в прогнозировании развития ситуации по информации, полученной по средствам отображения; не основывается на приобретённом опыте; преобладают предметно-практические и знаково-практические действия. З

Не умеет действовать в соответствии с требованиями руководящих документов и методикой работы в нестандартных ситуациях; не способен предвидеть развитие ситуации. 2

Крайне неудовлетворительные действия и не соблюдение методики работы,, неспособность предвидеть развитие ситуации из-за отсутствия опыта. Слабые профессиональные знания и навыки. І

Оперативный перевод знаний в умения и действия

Мгновенно и адекватно реагирует на изменение обстановки, действует решительно, нестандартно, быстро, согласовывая стандартные и собственные возможности. В сложной ситуации оперативно переключается от одного объекта управления к другому и обратно, сохраняя информацию о каждом объекте управления. Затрачивает минимальное время на восприятие, обработку информации и выработку оперативного решения. s

Мгновенно и адекватно реагирует на изменение обстановки, действует решительно, быстро, руководствуясь опытным знанием. В сложной ситуации оперативно переключается от одного объекта управления к другому и обратно, сохраняя информацию о каждом объекте управления. Затрачивает минимальное время на восприятие, обработку информации и принятие оперативного решения. 4

Опаздывает в адекватном реагировании на изменение обстановки. В сложной ситуации с трудом переключается от одного объекта управления к другому и обратно, иногда теряя информацию о предыдущем объекте управления. Затрачивает много времени на восприятие, обработку информации и выработку решения, не может оперативно реагировать на изменение обстановки. З

Реагирует на изменение обстановки со значительной задержкой по времени. Не всегда действует в соответствии с требованиями руководящих документов. В сложной ситуации действует не адекватно сложившейся обстановке. Значительное время затрачивает на вос- 2

Индивидуальная ресурсная характеристика компетентностной подготовки будущего специалиста по управлению воздушным движением Баллы

приятие, обработку информации и выработку решения, не может оперативно реагировать на изменение обстановки .

Затрачивает продолжительное время на реагирование на изменение обстановки. В сложной ситуации не способен действовать адекватно, проявляет растерянность. Испытывает крайнее затруднение в принятии решения. 1

Ресурс деятельности - наиболее востребованный для качественной ориентировки в обстановке полёта и управления им, а затем для качественного их обеспечения в ситуации риска, уже исходя из приобретённого опыта реагирования и одновременного безошибочного действия. Таким образом, компетентностная подготовка будущего специалиста по управлению воздушным движением как личностный ресурс его профессиональной деятельности функционально и содержательно должна обеспечить переход от формирования базовых предметных компетенций, от теоретической и нормативно регулирующей информации, от репродуктивных способов связи знаний и умений к развитию надпредметных компетенций, регулирующих инициативные действия, к творческим инициациям, реально выражающим единство познавательной и практико-преобразующей деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. - М. : Пер Сэ, 2001. - 511 с.

2. Бондаревская, Е.В. Качество образования как условие его опережающего развития и конкурентоспособности / Е.В. Бондаревская // Наука и образование. Спецвыпуск. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 5-15.

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 1999. - 134 с.

4. Квятош, Е.П. Развитие интеллектуальных способностей на основе информационных технологий в профессиональной подготовке военного лётчика : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Квятош Е.П. - Краснодар, 2010. - 23 с.

5. Пономаренко, В. А. Разрушить до основания, а затем .? / В. А. Пономаренко // Воздушный транспорт. - 2010. - № 10. - С. 36.

6. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряж-ников, Е.Ю. Пряжникова. - М. : Академия, 2004. - 166 с.

7. Щербакова, Е. А. Личные особенности военного лётчика высокого класса / Е.А. Щербакова // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2011. -Выпуск 2. - С. 216-220.

REFERENCES

1. Bodrov, V.A. (2011), Psychology of professional suitability, publishing house “Per Se”, Moscow, Russian Federation.

2. Bondarevsky, E.V. (2005), “Quality of education as a condition of its advancing development and competitiveness”, Science and education. Special issue, Rostov-on-Don, pp. 515.

3. Druzhinin, V.N. (1999), Psychology of the general abilities, publishing house “Piter”, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Kvyatosh, E.P. (2010), Development of mental abilities on the basis of information technologies in vocational training of the military pilot: dissertation, Krasnodar, Russian Federation.

5. Ponomarenko, V.A. (2010), “To raze to the ground, and then ...?”, Air transport, Moscow, No. 10, pp. 36.

6. Pryazhnikov, N.S. and Pryazhnikova, E.Yu. (2004), Psychology of work and human dignity, publishing house “Academy”, Moscow, Russian Federation.

7. Shcherbakova, E.A. (2011), “Personal features of the high-class military pilot”, Messenger of the Adygei state university, Maikop, Release 2, pp. 216 - 220.

Контактная информация: slavik_161272@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2012.

УДК 796 (076)

ТИПИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПАРАМЕТРАМ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражена актуальность исследования познавательной активности студентов и особенно студентов вузов физической культуры; отражены результаты типизации студентов по данным литературных источников; приводится критический анализ выдвинутых учеными-педагогами попыток типизации студентов; здесь показаны особенности учебной деятельности студентов вузов физической культуры; приводится программа исследования познавательной активности студентов физкультурных вузов и возможности создания системы педагогических средств их развития.

Ключевые слова: познавательная активность, специфика учебной деятельности, типизация, критерии типизации познавательной активности, личностные качества, признаки познавательной активности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p50-55 TYPIFICATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE ON PARAMETERS OF THEIR INFORMATIVE ACTIVITY

Yury Yuryevich Zhukov, candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article reflected the urgency of the study of the cognitive activity of students and especially of students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture; the results of the typification of students according to the data of literary sources are reflected; the critical analysis of the presented by scien-tist-teachers attempts in typification of students is given; the special features of the training activity of the students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture are shown here; the study program of the cognitive activity of the students of physical culture VUZ (Institute of Higher Education) and possibility of designing of the system of the pedagogical means of their development is given.

Keywords: cognitive activity, specific character of training activity, typification, criterion of typification of cognitive activity, personal qualities, signs of cognitive activity.

В настоящее время в России наблюдаются быстро протекающие изменений в социально-экономическом укладе жизни людей. В этих условиях вопросы профессионального становления личности, ее самоопределения и самореализации в профессиональной деятельности приобрели особую актуальность. Названные компоненты профессионального становления личности немыслимы без определенной ее активности, особенно в период обучения в вузе. Есть основания предполагать, что высокая познавательная активность студентов является условием их профессионального становления.

В условиях новой и изменяющейся социально-экономической реальности часть студентов оказалась в состоянии потерянности и неопределенности в отношении своего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.