Научная статья на тему 'Компетентностная направленность социально-педагогической деятельности в условиях центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как основа профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних'

Компетентностная направленность социально-педагогической деятельности в условиях центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как основа профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГО-ГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / PREVENTION / JUVENILE DELINQUENTS / SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкина Ольга Алексеевна, Хромова Татьяна Валерьевна

Основное внимание в статье уделено компетентностной направленности социально-педаго-гической деятельности в условиях Центров временного содержания несовершеннолетних преступников. Анализируются условия социально-педагогической профилактической работы, одним из которых является компетентностная направленность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкина Ольга Алексеевна, Хромова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE ORIENTATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN CENTERS OF JUVENILE OFFENDERS AS THE BASIS FOR PREVENTION OF RE-OFFENDING JUVENILES

The main attention is paid to the competency-oriented social and educational activities in centers of juvenile offenders. The conditions of social and educational prevention efforts, one of which is the focus of the competency, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Компетентностная направленность социально-педагогической деятельности в условиях центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как основа профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних»

UDC 167

FEATURES OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS OF HUMANITIES

Anna Valeryevna KOROLEVA, Tambov State University. named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer, of General Education and Educational Technology Department, e-mail: anna-valerevnak@yandex.ru

The article analyzes the specifics of the humanities, identifies their main characteristics and key competencies, formed of given specialties students. The components of critical thinking, taking into account individually-typological characteristics of students in the humanities are specified. A relationship between the development of critical thinking and identified competencies is stated.

Key words: humanitarian education; students of humanities specialties; competence approach; competences; individual-ly-typological features; critical thinking.

УДК 371.93

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Ольга Алексеевна ДОРОЖКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и семейной педагогики, e-mail: daosocped@mail.ru © Татьяна Валерьевна ХРОМОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: TVHromova@mail.ru

Основное внимание в статье уделено компетентностной направленности социально-педагогической деятельности в условиях Центров временного содержания несовершеннолетних преступников. Анализируются условия социально-педагогической профилактической работы, одним из которых является компетентностная направленность деятельности.

Ключевые слова: профилактика; несовершеннолетние правонарушители; социально-педагогическая деятельность; центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Как отмечалось в материалах «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования», социальная компетентность является понятием более высокого смыслового ряда по сравнению с понятиями «знания, умения, навыки». Оно включает не только когнитивную (знаниевую) составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, результаты обучения и воспитания, в т. ч. и социального, систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.

Отметим важную для нас позицию о том, что все компетентности социальны по своему содержанию, т. к. они вырабатываются, формируются и проявляются в социуме, и

структура социальной компетентности включает:

- готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);

- владение знанием предметного содержания компетентности (когнитивный аспект);

- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный);

- эмоционально-волевую регуляцию

процесса и результата проявления компетентности.

Практика нашего исследования показывает, что практически всех этих компонентов социальной компетентности, точнее - их основ, недостает несовершеннолетним, находящимся в Центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП).

Определяя социальную компетентность как важную социально-педагогическую категорию, значимый аспект социального воспитания, интегративную характеристику личности, мы в качестве условия социальнопедагогической профилактической работы выдвигаем именно компетентностную направленность деятельности, которая, основываясь на социальной компетентности, не является ее аналогом.

Принимая компетентностную направленность как основную в организации социально-педагогической профилактической

деятельности, мы стоим на позиции о том, что формирование собственно социальной компетентности в условиях ЦВСНП невозможно по трем причинам:

1) кратковременность и эпизодичность пребывания детей в учреждении;

2) отнесенность большинства детей к категории социально запущенных, а их семей - к социально неблагополучным;

3) большинство воспитанников имеют серьезные отклонения в состоянии соматического и психического здоровья, что влечет за собой ограничение сфер реализации усвоения социальных норм и социального опыта, приводят к снижению самостоятельности и инициативности, затрудняют саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля.

Именно поэтому основу нашей позиции составляет не формирование у несовершеннолетних социальной компетентности, а компетентностная направленность социально-педагогической профилактической работы, осуществляемой с ними сотрудниками ЦВСНП.

Это проявляется в целенаправленном отборе форм, методов и приемов работы с детьми, их содержания.

В отличие от компетентности, предполагающей формирование у детей ярко выраженного когнитивного (знаниевого) компо-

нента, компетентностная направленность работы предусматривает ориентирование педагогов на формирование у детей на наглядно-образной и наглядно-действенной основе только простейших социально значимых представлений.

Иллюстрациями компетентностно направленных форм работы могут служить занятия, разработки которых представлены в Приложениях:

- путешествие «Город ПРАВО» (формируются представления «право» и «обязанность»);

- тренинговое занятие «Красная книга для человека» (формируются представления «вредные привычки» - «полезные привычки»);

- беседа «Выход из конфликтной ситуации» (формируются представления

«дружба» - «вражда»);

- игра на местности «Взятие снежной

крепости» (формируются представления

«сильный» - «слабый», «победитель» - «побежденный»).

С целью реализации компетентностной направленности профилактической деятельности при подборе содержания работы мы применяли дескрипторные характеристики основных социальных компетентностей, разработанных И.А. Зимней для различных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста.

Кроме того, нами были использованы в адаптированном варианте предложенные И.А. Зимней направления работы по здо-ровьесбережению, гражданственности, социальному взаимодействию и их содержание

[1-3]. '

В нашем исследовании в условиях ЦВСНП мы определили следующие направления социально-педагогической профилактической деятельности:

- социальное взаимодействие;

- гражданско-правовое;

- здоровьесберегающее;

- спортивно-рекреационное [1; 2].

Рассмотрим их содержание и реализованные нами формы работы более подробно.

Компетентность здоровьесбережения понимается как основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека.

Дескрипторная характеристика компетентности для среднего школьного возраста представлена в исследованиях И.А. Зимней так: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности, принятие здоровьесбереже-ния как ценности, регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья [1; 2].

Формирование здорового образа жизни детей, помещенных в ЦВСНП, понимается нами как процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития негативного отношения и противодействия пьянству, курению, наркотикам.

Важно учесть, что основными компонентами здорового образа жизни являются их двигательная, интеллектуальная и творческая активность, соблюдение правил личной гигиены, рациональное питание, оптимальное сочетание работы и отдыха, или режима дня, отказ от вредных привычек.

В связи с необходимостью организации работы по здоровьесберегающему направлению, мы считали нужным учитывать особенности контингента ЦВСНП (физическая и психическая ослабленность, дисгармоничное развитие, социально-педагогическая запущенность, пониженная обучаемость и работоспособность, склонность к патологическим реакциям на перегрузки).

Поэтому формирование здорового образа жизни у таких детей поможет им не только легче справиться с кризисами возраста, но и преодолеть свои трудности и сделать правильный выбор в пользу здоровья.

В поиске эффективных форм работы нами использован опыт популярного в г. Тамбове киноклуба «Контакт» (руководитель -к. п. н., профессор В.А. Монастырский). По аналогии с работой киноклуба мы провели 4 занятия, на которых подростки смотрели небольшие научные фильмы про вредные привычки и отрывки из художественных фильмов, затрагивающих тему наркотиков: «Анти-алко», «Анти-нарко», «Анти-табак»,

«Нирвана», «Доза», «На игле». Главной задачей было не только показать подросткам отрицательные стороны столь привлекающей их жизни, а вызвать их на обсуждение.

На указанных занятиях киноклуба работа осуществлялась в несколько этапов, по стандартному алгоритму:

- выявление информации, которую получает подросток в повседневной жизни и отношения к ней, подготовка подростка к принятию правильного решения на основе полученной далее информации;

- просмотр киноматериалов;

- обсуждение просмотренных видеоматериалов с целью изменения отношения к своему здоровью и к вредным привычкам;

- подведение подростка к умению самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Другой формой работы, давшей положительные результаты, была презентация творческих работ на тему «Хочу быть здоровым!», которую подростки готовили под руководством и при участии студентов ТГУ им. Г.Р. Державина, обучающихся по специальности Социальная педагогика.

Данная форма включала подготовку электронных тематических презентаций, а также выставок рисунков, поделок. Интерес детей вызвали викторины, конкурсы, соревнования по проблемам здоровьесбережения.

В результате проведенной работы дети начали осознавать последствия употребления поверхностно-активных веществ (далее -ПАВ), и у них появилось желание изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.

Компетентность гражданственности, соотносимая с правовым воспитанием, трактуется как основа социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства.

Дескрипторная характеристика компетентности для среднего школьного возраста представлена в исследованиях И.А. Зимней как знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); опыт и готовность проявления гражданственности в активной гражданской позиции в общественной жизни, отношение к статусу гражданина как ценности, управление пове-

денческими проявлениями статусно-позиционных атрибутов [1; 2].

При разработке цикла мероприятий мы использовали опыт, описанный в литературе, в частности в работах Д.А. Агапова. К.М. Арымбаевой, С.Б. Беликовой, Э.А. Ко-лидзей, В.Ф. Лелюх, ЕВ. Саенко, Н.В. Черниковой, В.А. Шуняевой, В.В. Щепетова, В.В. Яровенко и др.

Принимая во внимание возраст детей, помещенных в ЦВСНП, специфику восприятия ими окружающего мира, а также явную несформированность у них представлений о гражданских правах и обязанностях, избрали в качестве основной формы работы цикл занятий под общим названием «Путешествие в Мультляндию», в которых формирование основ гражданско-правового воспитания наглядно реализуется через просмотр мультипликационных фильмов с их последующим анализом.

Этот цикл имел целью заложить основы воспитания законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям.

Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у ребенка первичные нравственно-этические нормы поведения, представления о добре и зле, образцы хороших и плохих поступков. Ребенок через сравнение себя с любимыми героями имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность школь-

ника, развивать его логическое мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм - это эффективное средство воспитания ребенка.

Приводим темы занятий с указанием использованных видеоматериалов (мультипликационных фильмов) (табл. 1).

В результате проведения данного цикла занятий наблюдалось повышение уровня основ правовой грамотности несовершеннолетних, снижение интереса у несовершеннолетних к алкогольной продукции, табачным изделиям, ПАВ, повышение учебной мотивации.

К концу цикла у детей отмечалось умение анализировать и оценивать поведение людей, использовать полученные знания для правовой оценки конкретных поступков людей.

В целом это может быть охарактеризовано как расширение кругозора, запаса слов.

Компетентность социального взаимодействия определяется как способность установления взаимопонимания, адекватного ситуациям, избегания конфликтов, создания климата доверия.

Дескрипторная характеристика компетентности для среднего школьного возраста: умения социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения; отношение к социальному взаимодействию как ценности, способность регуляции интерперсонального взаимодействия [1; 2].

Таблица 1

Тематическое планирование занятий

№ п/п Тема занятия Видеоматериал

1 Что такое хорошо и что такое плохо? М/ф «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Замок лгунов»

2 Учеба: право или обязанность? М/ф «На задней парте!», «В стране невыученных уроков»

3 Азбука безопасности в школе и дома М/ф «Про мамонтенка», «Колобок»

4 Опасные игры М/ф «Ну - погоди!» (выпуск 24)

5 Шалость или нарушение закона? М/ф «Ну - погоди!» (выпуск 15), «Про обезьянок»

6 Давайте жить дружно М/ф «Кот Леопольд и его друзья», «Веселая карусель»

7 Все зависит только от тебя! М/ф «Ивашка из Дворца пионеров», «Вовка из тридевятого царства»

Занятия по этому направлению проводились по типу встреч-тренингов, носящих обучающий характер и направленных на расширение представлений несовершеннолетних о возможных вариантах поведения и выборе наиболее подходящих действий, на восстановление единства между знаниями, мыслями, чувствами, поступками, принимаемыми решениями и жизненными целями.

При планировании содержания занятий мы использовали идеи и дидактические материалы, опубликованные Н.И. Элиасберг для курса «Я и мой мир», а также Н.Л. Виноградовой, М. Д. Лаптевой, И.Н. Любиным [4].

Нами при активном участии студентов выпускного курса Института социальных и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина (специальность - Социальная педагогика) разработан объемный цикл встреч-тренингов по темам «Узнаем друг друга», «Эффективное общение», «Изменить себя, не изменяя себе», «Дом, в котором мы живем», «Будем терпимыми!», «Мы все разные», «Разные страны - разные обычаи и нравы», «Понимать друг друга без слов», «Как вести себя достойно», «Нести людям добро».

Эти занятия проводились с детьми, помещенными в ЦВСНП, по мере комплектования микрогрупп из 3-7 человек.

Каждая встреча включала в себя следующее компоненты:

- мотивационный (понимание того, зачем мы ведем себя именно так);

- информационный (информация о том, к каким последствиям приводят те или иные поступки);

- приобретение навыков (как мы можем изменить то, что мы хотим изменить; что именно, когда и как нужно делать, чтобы добиться своих целей).

Физкультурно-рекреационное направление.

Философская трактовка человека как единства биологического и социального позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются способом и результатом преобразования природно заданной и социальной сущности человека. Это дает основание рассматривать физкультурно-рекреационную деятельность важным элементом здорового образа жизни детей и подростков.

Сложившаяся в настоящее время в обществе кризисная ситуация в состоянии фи-

зического и психического здоровья детей обусловлена недооценкой социальной роли физической культуры и спорта, в то время как применение физкультурно-оздоровительных средств и методов приобретает сегодня особое значение как для оздоровления, так и для приспособления детей к жизни.

Целесообразность выделения в нашем исследовании физкул ьтурно-рекреационного направления определяется тем, что для контингента ЦВСНП, представленного, по преимуществу, мальчиками, характерен ряд особенностей, среди которых наибольшего внимания к себе требуют гиперактивность, рискованное / импульсивное поведение, агрессия, негативные установки, являющиеся, в большинстве случаев, причиной правонарушений, в т. ч. повторных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем и результаты исследований ученых Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта и Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (М.Н. Жуков, В. А. Кабачков, А.В. Кадетова, В.А. Куренцов, Т.В. Левченкова, В.К. Петров) свидетельствуют о возможности коррекции отрицательных социально-личностных качеств подрост-ков-делинквентов средствами физической культуры и спорта [5].

Физические упражнения и игры не только укрепляют здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством воспитания характера, влияют на все поведение детей и подростков.

Во время игр и физических упражнений ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями добиваться поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива. Для воспитания ребенка содержание, вкладываемое в игру, имеет огромное значение. Играя, ребенок глубоко переживает те действия, которые он выполняет.

Именно поэтому и анализ научной литературы, и опыт практической деятельности обусловили введение физкультурно-рекреационного направления в систему профилактической деятельности ЦВСНП.

Считаем целесообразным отметить, что наряду с физической культурой, значимость

которой не вызывает сомнений, мы выдвигаем рекреационный компонент этой деятельности, т. к. рекреация определяется как одно из популярных средств организации досуга у школьников и рассматривается как фактор успешности в формировании определенных качеств личности: повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния, которые способствуют успешности в жизни и самореализации.

Для нашего исследования важно положение о том, что имеющаяся в структуре физкультурно-рекреационной деятельности социокультурная функция предполагает освоение индивидом социального опыта (социализацию), ценностей культуры через практическую двигательную деятельность.

Широкое разнообразие форм физкультурно-рекреационной деятельности, их доступность, свобода выбора способов и средств ее осуществления, партнеров по совместной деятельности позволяет привлечь к этому виду деятельности детей разного пола, возраста, физического развития и двигательной подготовленности, а также детей с делинквентным поведением.

При этом реализовывались задачи воспитания умений придерживаться правил поведения во время подвижных спортивных игр, стремления к занятиям спортивной деятельностью со сверстниками, владения навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физической культурой и спортом.

Опыт нашего исследования и его практической реализации привел нас к выводу о трех вариантах физкультурно-рекреационной деятельности, когда в основе градации лежит количество детей, находящихся в данный момент в ЦВСНП:

1) когда в учреждении находятся 1-3 ребенка целесообразны личностно-коррек-ционые виды работы, направленные на развитие личных физических качеств: силы, воли, выносливости;

2) когда в учреждении находятся до

10 детей целесообразны, на наш взгляд, командно-групповые виды, по преимуществу, спортивные игры;

3) когда наполняемость ЦВСНП от

11 до 20 человек и есть дети старшего возраста, имеющие опыт пребывания в ЦВСНП

и характеризующиеся социально приемлемым поведением, виды работы могут носить общественно-ориентированный характер, к их числу относятся коллективные проекты.

Приведем примеры использованных нами форм физкультурно-рекреационной деятельности.

Первый вариант предусматривал использование игр, направленных на развитие личных физических качеств: силы, воли, выносливости, выработке характера ребенка, формированию правил поведения. К числу важнейших относится быстрота, которую определяют как способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.

Эти игры, благотворно воздействуя на нервную систему, помогают ребенку осваивать формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, реагировать, наблюдать, контролировать движения, пополнять свой кругозор, радоваться жизни. К таким играм, проведенным нами, относятся игры «Быстро по местам», «Вызов номеров», «Комбинированная эстафета», «Цепочка», «Черные и белые», «День и ночь», «Третий лишний».

Второй вариант предполагал использование командных игр, имеющих большое воспитательное значение, т. к. чтобы выиграть, участники команды должны действовать сплоченным коллективом, каждый игрок должен уметь подчинять свои интересы общей цели, обладать упорством, выдержкой, согласовывать свои действия с действиями товарищей, помогать им в затруднительных игровых ситуациях.

На этом этапе нами осуществлялась организация традиционных командных игр (мини-футбол, баскетбол, волейбол, гандбол и т. д.).

Большой воспитательный потенциал заложен в национальных играх, в частности, хорошо знакомых детям русских народных подвижных играх, к которым относятся лапта, казаки-разбойники, «взятие снежного городка», городки.

К третьему типу мы относим физкультурно-рекреационные проекты, отличающиеся новизной по форме и содержанию, силой эмоционального воздействия.

Целями проектов является формирование осознанного отношения ребенка к собст-

венному здоровью, к занятиям физкультурой, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом.

К характерным особенностям физкультурно-рекреационных проектов относятся:

- комплексность подготовки проекта (участие спонсоров, гостей, представителей СМИ, наглядная агитация);

- интеграция теоретических и практических форм деятельности.

Теоретические: конференции, «круглые столы», выступления, сопровождаемые мультимедийными презентациями, акции.

Практические: игра, конкурс, кросс, парад, праздник, соревнования, спартакиада, спортивная ярмарка, спортивно-оздоровительные развлечения, турнир, чемпионат.

Примерами тем проектов могут служить «Физкультура и спорт в жизни человека», «Фестиваль спорта», «Играй, двор», «Народные олимпийские игры», «День здоровья», «Героические страницы истории футбола: «матч смерти».

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. М., 2004.

3. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) // Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика: материалы 11 Симпозиума. 16-17 марта 2006 г. г. Москва / под науч. ред. И.А. Зимней. М., 2006.

4. Этика и право в начальной школе. Как преподавать курс «Я и мой мир». СПб., 2009.

5. Жуков М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

Поступила в редакцию 9.Q4.2Qi3 г.

UDC 371.93

COMPETENCE ORIENTATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN CENTERS OF JUVENILE OFFENDERS AS THE BASIS FOR PREVENTION OF RE-OFFENDING JUVENILES

Olga Alekseyevna DOROZHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social and Family Pedagogics, e-mail: daosocped@mail.ru

Tatyana Valeryevna KHROMOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: TVHromova@mail.ru

The main attention is paid to the competency-oriented social and educational activities in centers of juvenile offenders. The conditions of social and educational prevention efforts, one of which is the focus of the competency, are analyzed.

Key words: prevention; juvenile delinquents; social and educational activities; center for juvenile offenders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.