Научная статья на тему 'Компетентностная модель стандарта квалификации как условие формирования готовности к профессиональной деятельности'

Компетентностная модель стандарта квалификации как условие формирования готовности к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ КВАЛИФИКАЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / STANDARD OF QUALIFICATIONS / COMPETENCE PATTERN / VOCATIONAL TRAINING / PREPAREDNESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHING CONDITIONS / CREDITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садекова Адиля Умяровна

Приводится описание авторской компетентностной модели стандарта квалификаций по специальности СПО «Банковское дело». Стандарты квалификаций определяют цели и результаты профессиональной подготовки. Модель разработана в соответствии с подходами, используемыми в Европейской системе зачетных единиц для профессионального образования (ECVET) и имеет практическое значение в контексте решения задач интернационализации российского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садекова Адиля Умяровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence pattern of qualification standard as the condition of preparedness for professional activity forming

In this article the author describes the competence pattern of qualifications standards on the full-service network speciality «Banking». The standards of qualifications determine the aims and results of the vocational training. Their existence is an important component of the teaching conditions of forming graduates' preparedness for professional activity. This model is worked out in accordance with the methods used in European Credit Transfer in Vocational Education and Training (ECVET) and has a practical significance in the matter of the internationalisation of Russian education

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель стандарта квалификации как условие формирования готовности к профессиональной деятельности»

УДК 378

Садекова Адиля Умяровна

Sadekova Adilya Umyarovna

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТА КВАЛИФИКАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

COMPETENCE PATTERN OF QUALIFICATION STANDARD AS THE CONDITION OF PREPAREDNESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY FORMING

Приводится описание авторской компетент-ностной модели стандарта квалификаций по специальности СПО «Банковское дело». Стандарты квалификаций определяют цели и результаты профессиональной подготовки. Модель разработана в соответствии с подходами, используемыми в Европейской системе зачетных единиц для профессионального образования (Е^ЕТ) и имеет практическое значение в контексте решения задач интернационализации российского образования

In this article the author describes the competence pattern of qualifications standards on the full-service network speciality «Banking». The standards of qualifications determine the aims and results of the vocational training. Their existence is an important component of the teaching conditions of forming graduates' preparedness for professional activity. This model is worked out in accordance with the methods used in European Credit Transfer in Vocational Education and Training (ECVET) and has a practical significance in the matter of the internationalisation of Russian education

Ключевые слова: стандарт квалификаций, компе- Key words: standard of qualifications, competence pattern, тентностная модель, профессиональная подготовка, vocational training, preparedness for professional activity, готовность к профессиональной деятельности, педа- teaching conditions, credits гогические условия, зачетные единицы

В Федеральной целевой программе развития образования и других программных документах, определяющих актуальные задачи развития образования России на ближайшую перспективу, подчеркивается, что новые социально-экономические условия современной России предъявляют возросшие требования к культурному, интеллектуальному, нравственному развитию будущего специалиста, его общей и профессиональной культуре. Отмечается особая значимость вопросов насыщения рынка труда специалистами среднего

звена, обладающими достаточными теоретическими знаниями и способными быстро адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.

Последнее особо актуально для банковской сферы, играющей значимую роль в экономическом и социальном развитии государства. Наличие устойчивой и полноценно функционирующей сети кредитных учреждений, способных обеспечивать широкий спектр банковских услуг - одно из важнейших условий эффективного развития рыночной экономики.

Выполненный автором анализ практики трудоустройства в банковской сфере показал, что многие выпускники учреждений среднего профессионального образования, приходя на работу, испытывают трудности, связанные с возросшими требованиями работодателя к специалистам среднего звена. В основе этих трудностей наметившийся разрыв между целями обучения при подготовке специалистов банковского профиля и постоянно возрастающими требованиями профессиональной среды к уровню готовности выпускников к трудовой деятельности, их знаниям, умениям и компетентностям.

Среди недостатков существующей системы подготовки специалистов для банковской сферы работодатели, как правило, отмечают следующие:

- выпускники не обладают способностью быстро адаптироваться к трудовым обязанностям и изменяющимся функциям;

- многим не достает необходимых для выполнения трудовых обязанностей специальных знаний и практических навыков, что, по мнению автора, является следствием преимущественной направленности используемой в образовательных учреждениях учебно-программной документации на содержательные аспекты учебного процесса, а не на конечные цели и задачи подготовки специалистов.

На преодоление отмеченных недостатков в значительной мере направлены разрабатываемые в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), представляющие концептуально новую парадигму стандартизации в российском образовании, основанную на компетентност-ном подходе. Как показал анализ, реализация ФГОС нового поколения требует серьезного пересмотра и модернизации концептуальной и организационно-методической составляющих педагогических условий формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности, включая разработку новых форм учебно-программной документации, использование зачетных единиц при расчетах трудоем-

кости образовательных программ и учебной нагрузки студентов, новых подходов к планированию и организации самостоятельной работы студентов. Одной из важнейших в новых условиях является задача описания стандартов квалификаций, задающих цели подготовки специалистов и требования к содержанию и технологиям образовательного процесса.

Предложенный образовательному сообществу макет ФГОС нового поколения предусматривает определенную схему указания связи между набором компетенций, которыми должны овладеть выпускники в результате обучения, и формируемым на основе стандарта содержанием образовательного процесса. Но, как показывает практика разработки и согласования новых образовательных стандартов, работодателей не в полной мере устраивает предлагаемая в ФГОС форма описания квалификации будущего специалиста. Как недостаток отмечаются и существенные различия в подходах к описанию квалификаций в образовательных и профессиональных стандартах.

Не в полной мере устраивает работодателей и сложившаяся в российском среднем профессиональном образовании практика разработки профессиограмм, позволяющих в обобщенном виде описывать структуру и способы профессиональной деятельности специалиста, характеристики профессиональных задач и функций; психологические качества специалиста, обеспечивающие эффективность конкретных видов деятельности. Форма описания квалификации, традиционно используемая в российском профессиональном образовании для представления профессиограмм по специальностям СПО, является достаточно общей и не вполне соответствует складывающейся мировой образовательной практике.

Для совершенствования подходов к разработке компетентностных моделей специалистов среднего звена нами предлагается использовать позитивный опыт европейской системы профессионального образования, накопленный в процессе разработки национальных

рамочных структур квалификаций, Европейской системы переноса зачетных единиц в профессиональном образовании (ECVET) и других транснациональных проектов в профессиональном образовании [1, 2]. Наиболее интересным и перспективным для российского профессионального образования нам представляется подход, разработанный в ходе пилотного проекта программы Leonardo da Vinci [4]. Проект осуществлен при поддержке Европейского Союза, Федерального Министерства образования, науки и культуры Австрии, Федерального министерства экономики и занятости Австрии. Одна из задач проекта - предложить новые подходы к описанию стандартов квалификации и механизмы переноса квалификаций в рамках концепции непрерывного образования в течение всей жизни.

Практика показала, что ориентация российского профессионального образования на модели формирования компетентностных стандартов квалификаций, отрабатываемых европейским сообществом в рамках упомянутых транснациональных проектов, целесообразна, поскольку формы документов, предлагаемых для описания стандартов квалификаций, являются достаточно удобными и отработанными. Их адаптация к российским условиям позволит в дальнейшем облегчить процедуры переноса квалификаций при реализации студенческой и трудовой международной мобильности.

В соответствии с подходами, используемыми в Европейской системе зачетных единиц для профессионального образования, и проек-

том национальной рамочной структуры квалификаций Российской Федерации [2], автором разработана компетентностная модель стандарта квалификаций по специальности СПО «Банковское дело», которая была с интересом воспринята как представителями банковского сообщества, так и образовательными учреждениями СПО, причем независимо от их отраслевой направленности.

Описание стандарта квалификации по специальности СПО «Банковское дело» формировалось автором с использованием двух основных структурных элементов: «Матрицы компетенций» и «Профилей компетенций».

«Матрица компетенций» отображает структуру «Областей компетенций» в соответствии с видами трудовой деятельности и выделяет «этапы формирования компетенций» для каждой области.

Структурный элемент «Профили компетенций» раскрывает содержание «этапов» формирования компетенций для каждой области.

В табл. 1 и табл. 2 приведены фрагменты разработанной нами компетентностной модели стандарта квалификаций по специальности СПО 080108 «Банковское дело» на основе использования «Матрицы компетенций» и «Профилей компетенций» по областям.

Для каждой «области компетенций» предусмотрено описание нескольких «этапов» формирования компетенций. Например, для области «1. Осуществление налично-денежных операций» предусматриваются описания четырех «этапов»: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4.

Таблица 1

«Матрица компетенций» по специальности «Банковское дело» (фрагмент)

Области компетенций

Учётно-операционная деятельность

1 Осуществление наличноденежных операций | 1,1 1 1,2 I 1,3 | 1,4 |

2 Ведение счетов физических и юридических лиц 2,1 2,2 2,3

Окончание табл. 1

Особенность каждой области компетенции определяет обоснованность выделения большего или меньшего количества этапов формирования компетенций, поэтому заранее определить конкретное число этапов затруднительно. Следует также иметь в виду, что освоение какой-либо «области компетенций» не требует обязательного последовательного освоения этапов в соответствии с присвоенными им структурными номерами. Возможно как последовательное, так и независимое освоение отдельных «этапов».

При описании компетенций «этапа» мо-

гут упоминаться:

- задачи, подлежащие выполнению в ходе трудовой деятельности (например, «продажа банковского продукта»);

- используемые средства труда (информационные технологии), нормативные и локальные акты, регламентирующие тот или иной вид деятельности;

- нормативные требования, предъявляемые к квалифицированному труду (например, «требования техники безопасности»);

- личностные характеристики (этика общения с клиентами) и другое.

Таблица 2

«Профили компетенций» по областям по специальности СПО «Банковское дело» (фрагмент)

1. Осуществление налично-денежных операций

1.1 Осуществление проверки подлинности принятых от клиента денежных средств; прием/выдача наличных денежных средств в валюте РФ и иностранной валюте (в том числе по банковским картам)

1.2 Составление описи ветхих купюр и соответствующих документов для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые

1.3 Оформление соответствующих кассовых приходно/ расходных документов, ведение кассовых журналов

1.4 Составление кассовой отчетности в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России

2

8. Оформление операций по кредитованию клиентов

Окончание табл. 2

8.1 Осуществление операций по приему заявлений и проверке полноты представленного пакета документов при оформлении кредита

8.2 Составление кредитного договора в соответствии с требованиями, регламентирующими порядок совершения кредитной операции; составление графика расходов заемщика при погашении долга

8.3 Может обеспечить контроль за целевым использованием кредита и своевременностью его погашения

Предложенная компетентностная модель стандарта квалификации не может считаться завершенной. Она должна постоянно развиваться по составу «областей компетенций», количеству выделенных в них «этапов» и содержанию описаний этапов, которые также должны постоянно дополняться и уточняться. Качество динамичности определяет серьезные преимущества предложенной компетентност-ной модели стандарта квалификации по сравнению как с традиционной формой используемых в практике СПО профессиограмм по специальностям, так и по сравнению с относительно статичной компетентностной моделью, закладываемой в разрабатываемые ФГОС СПО. Динамичность предложенной модели является основой непрерывного развития и обновления содержания и технологий образовательного процесса, придания ему свойств гибкости и качеств, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий.

Сформированная матрица компетенций может являться базовой для формирования профессиональных образовательных программ по одной или совокупности родственных специальностей.

Отбор состава «областей компетенций» и «этапов» для конкретной образовательной программы представляет собой процесс формирования профиля компетенций. Профили компетенций в общем виде охватывают ограниченный спектр компетенций, описанных в матрице компетенций. Профили компетенций

формируются путем выделения компетенций, значимых для конкретной программы обучения или квалификации («структурный профиль») или отражают компетенции, приобретенные на данный момент учащимся («индивидуальный профиль»). Описание профиля понимается как интегрированное целое, охватывающее все составляющие компетентности: когнитивную (знания), функциональную (умения) и социально-личностную (поведение).

Очерченный в табл. 1 и 2 набор профессиональных компетенций представляет собой профессионально-квалификационные требования, позволяющие описывать не только составляющие профессиональной готовности, но и уровни профессиональной готовности по каждой составляющей. Представленная матрица компетенций в настоящее время развивается нами как общая для всего направления подготовки специалистов банковского профиля Московской банковской школы Банка России (колледжа). Соответствующим образом в дальнейшем может быть трансформировано и содержание учебного процесса колледжа, которое может быть представлено в виде адекватной матрицы компетенций структуры учебных модулей. Тогда образовательная программа любого возможного профиля может формироваться из учебных модулей, ответственных за формирование компетенций, отобранных из общей матрицы компетенций.

Предложенная модель стандарта квалификаций и его поэтапная реализация в

учебном процессе позволят четко определить и реализовать связи в триаде «стандарты квалификаций - требования к результатам обучения - содержание и технологии подготовки специалистов». Разработанная матрица компетенций может служить основой как для формирования стандартных профилей подготовки, каждому из которых соответствует определенная специальность, так и индивидуальных и специализированных профилей, формируемых под конкретный заказ работодателей или в соответствии с индивидуальным выбором студентов.

Необходимость обеспечения целостности процесса формирования готовности специалиста к будущей профессиональной деятельности предъявляет специфические требования к формированию профилей подготовки и разработке соответствующих учебных программ. Надо будет иначе, чем в настоящее время, расставить приоритеты: «...на первое место выносятся характеристики компетентностей как целей программы, затем предлагаются способы их формирования и становления, далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развитию компетентностей. Если учебная программа следует данной логике, то ее необходимыми составляющими являются, во-первых,

1. Бадарч Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: научное издание / Д. Бадарч, Б.А. Сазонов. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. -190 с.

2. Блинов В.И. О проекте национальной рамочной структуры квалификаций Российской Федерации, сопряженной с Европейской рамкой квалификаций / В.И. Блинов, Б.А. Сазонов, ЕЮ. Есе-

Коротко об авторе________________________________

Садекова А.У., аспирантка, Федеральное государственное учреждение, Федеральный институт развития образования (ФИРО) аЬв!08@ mail.ru

Научные интересы: методика профессионального образования

контекстное включение студентов в содержание профессиональной деятельности, во-вторых, создание коммуникативного поля обучения, которое возникает в результате обмена суждениями и развивает социальную и языковую компетентности студента» [3].

Предложенная компетентностная модель формирования стандарта квалификаций отличается от традиционно используемых для описания специальностей СПО профессио-грамм, но в то же время не отвергает хорошо известных и отработанных в педагогической науке подходов, представляя собой возможный путь дальнейшего развития системнодеятельностного подхода в образовании.

Описанная в статье матрица компетенций для специальности СПО «Банковское дело» может являться важным ориентиром для разработчиков ФГОС нового поколения как по специальностям банковского профиля, так и по другим специальностям СПО, поскольку представляет собой современную модель формирования образовательных и профессиональных стандартов и программ подготовки, отвечающую современным мировым тенденциям развития профессионального образования и условиям интернационализации российского профессионального образования, что определяет ее практическую значимость.

________________________________Литература

нина и др. - М.: ФИРО, 2007. - Вып. 5. - 54 с.

3. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В.А. Козырева и др.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.-392 с.

4. Олейникова О.Н. Развитие интеграционных процессов в области профессионального образования и обучения / О.Н. Олейникова. - Копенгагенский процесс // СПО. - 2007. - № 9. - С. 2-4.

_________________________Briefly about author

Sadekova A. U., graduate, Federal Public Institution, Federal Institute of Education Development (FIED)

Scientific interests: vocational education methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.