Научная статья на тему 'Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении'

Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / COMMITMENT / COMPETENCE MODEL / PRIVATE EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толбатова Ю. В.

В статье изложена авторская компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении. Показаны цели и задачи, основные методологические подходы и компоненты данной модели, реализация которой будет способствовать формированию готовности студентов самостоятельно определять индивидуальную образовательную траекторию, научить справляться с различными профессиональными, деловыми и жизненными ситуациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толбатова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE MODEL DETERMINING STUDENT INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article described the author's Competence model determining individual student educational trajectory of higher educational institution. Showing goals and objectives, methodological approaches and components of this model, which will foster students readiness to determine individual educational trajectory, teach a cope with various professional, business and life situations.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении»

15. Solovjev, V.S. Sochineniya: v 2 t. - M.,1990.

16. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya: uchebnik dlya studentov vuzov / pod red. V.I. Matisa. - Barnaul, 2003.

17. Karsavin, L.P. Filosofiya istorii. - SPb., 1993.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 378 (075.8)

Tolbatovа J. V COMPETENCE MODEL DETERMINING STUDENT INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article described the author's Competence model determining individual student educational trajectory of higher educational institution. Showing goals and objectives, methodological approaches and components of this model, which will foster students readiness to determine individual educational trajectory, teach a cope with various professional, business and life situations.

Key words: commitment, competence model, private educational trajectory.

Ю.В. Толбатова, соискатель каф. педагогики и педагогических технологий»

Ставропольского гос. Университета, г. Ставрополь, E-mail: k-ped@stavsu.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье изложена авторская компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении. Показаны цели и задачи, основные методологические подходы и компоненты данной модели, реализация которой будет способствовать формированию готовности студентов самостоятельно определять индивидуальную образовательную траекторию, научить справляться с различными профессиональными, деловыми и жизненными ситуациями

Ключевые слова: готовность, компетентностная модель, индивидуальная образовательная траектория.

В документах, посвященных изменениям, происходящим в системе высшего профессионального образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при формировании у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) понимается как определенная последовательность составляющих учебной деятельности каждого студента по реализации собственных образовательных целей, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам и осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности преподавателя или группы преподавателей, взаимодействующих между собой.

Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории понимается нами как научная основа результата и процесса вузовской подготовки, выраженная системным качеством - компетентностью, обеспечивающей готовность и способность выпускников к самостоятельной успешной (продуктивной) деятельности в образовательной, профессиональной и социальной сферах, содержательно представленной сложным составом структурных компонентов.

Процесс создания данной компетентностной модели включал ряд этапов.

1. Выбор методологической основы для педагогической модели, которая включала: личностно-ориентированную парадигму образования; компетентностно-деятельностный подход в организации процесса познания; теоретические основы непрерывности, многоуровневости, гуманизации, интеграции, интенсификации профессионального образования.

2. Постановка задач разрабатываемой педагогической модели. Четкое определение основной дидактической цели. Ее уточнение и конкретизация.

3. Конструирование модели. Уточнение основных ее компонентов, выявление зависимости между ними, определение динамики ее развития.

4. Апробация разработанной педагогической модели в эксперименте.

5. Анализ и интерпретация полученных результатов моделирования.

Необходимо отметить, что первые 3 этапа носят теоретический, а последние 2 - прикладной характер исследования.

Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории, на наш взгляд, должна основываться на ряде принципов:

- Общим методологическим принципом построения моделей является восхождение от абстрактного к конкретному. В качестве, такого, конкретного, в нашем случае выступает Компе-тентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории, владея теоретическими основами которой мы можем грамотно подойти к процессу ее практической реализации.

- Принцип личностных приоритетов, который предполагает центрацию на личностные особенности студента, и способности, приоритеты, ценностях.

- Принцип вариативности в обучении, который реализуется при проектировании индивидуальной образовательной траектории студентов, то есть становится возможным выбор из вариативной части интересующих их дисциплин, модульных элементов, методов, технологий, форм, средств и контроля, а также адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

- Принцип саморазвития, который направлен на создание такой компетентностной модели, которая бы отличалась динамичностью, могла варьироваться в зависимости от конкретной учебно-воспитательной, профессиональной или социальной ситуации.

- Принцип реальности, обозначающий воспроизводимость разработанной компетентностной модели на практике в близких образовательных условиях.

2. На втором этапе осуществлялась постановка цели и задач разрабатываемой компетентностной модели.

Цель разработки компетентностной модели.

В представляемой модели цель состоит не только в том, чтобы научить студента что-то делать, приобрести профессиональные компетентности, но и в том, чтобы дать ему возможность самостоятельно определить индивидуальную образовательную траекторию, научить справляться с различными профессиональными, деловыми и жизненными ситуациями.

Задачи разработки компетентностной модели:

- рассмотреть теоретические аспекты разработки компетен-тностной модели как результативно-целевой основы организации процесса вузовской подготовки;

- определить основные компоненты модели;

- обозначить ведущие направления педагогической деятельности по формированию выделенных компонентов компетент-ностной модели определения студентом индивидуальной образовательной траектории.

3. Конструирование компетентностной модели определения студентом индивидуальной образовательной траектории.

На данном этапе для вычленения структурных компонентов компетентности, позволяющей студенту самостоятельно оп-

ределить индивидуальную образовательную траекторию, мы обратились к опыту научных исследований в данной области.

Основываясь на общих положениях учёных о структуре компетентности, при построении модели нами были определены следующие её компоненты:

Ценностно-мотивационный компонент включает в себя осознание студентом ценности построения индивидуальной образовательной траектории, мотивацию на реализации её направлений, понимание значимости ее использования как в образовательном процессе вуза, так и ее взаимосвязи с потенциальными работодателями, стремление к самообразованию, целевую установку при разработке индивидуального образовательного маршрута и программы, потребность в активном творческом поиске, сформированность субъектной позиции студента, ориентацию в образовательной среде вуза, готовность использовать созданные педагогические условия для эффективной реализации собственного образовательного пути.

Типизация направленности индивидуальных образовательных маршрутов базировалась на основной ориентированности маршрута — отсюда ориентационный подход к их рассмотрению. Выделены следующие типы направленности индивидуальных образовательных маршрутов: Я-центрированный; ориентированный на получение знаний; связанный с формированием студентом себя как человека образованного; связанный с формированием студентом себя как будущего специалиста; с формированием себя как будущего учителя; ориентированный на научную деятельность.

Когнитивный компонент разрабатываемой компетент-ностной модели предполагает знание студентами и самих теоретических основ построения и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная образовательная траектория предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы,опре-деляющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Операционно-деятельностный компонент - включает в себя теоретическое проектирование образовательного маршрута студента в рамках его индивидуальной образовательной траектории и его практическую реализацию. Проективный подход к формированию индивидуального образовательного маршрута студента (ИОМ) [1] разработан на основе личностно-ориентированной образовательной системы. Технология проектирования ИОМ основывается на компонентах педагогической деятельности: мотивационный компонент предполагает изучение потребностей и мотивации студента к получению знаний,

Библиографический список

формулирование целей обучения; когнитивный компонент раскрывается при проектировании содержания ИОМ; технологический — предполагает рассмотрение программы управления проектированием и реализацией маршрута; рефлексивный — помогает познанию хода педагогического процесса, его анализу, оценке, сравнению с целями деятельности. Такой подход к проектированию ИОМ способствует активизации позиции субъекта проектировочной деятельности.

Обучение по ИОМ повышает гибкость, динамичность, вариативность образовательного процесса. Студент получает возможность увидеть смысл и весомость изучаемых дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности, а само представление о будущем выступает как фактор, управляющий процессом обучения.

Когнитивный и операционно-деятелъностный компоненты задают формирование субъектной позиции студента в образовательной практике, осознание собственной роли в педагогической системе, освоение способов управления познанием для достижения поставленных целей; овладение комплексом профессионально-значимых знаний, позволяющих создать собственную картину мира и определить в нем свое место; формирование способности управлять образовательной деятельностью, использовать универсальные средства получения, преобразования и использования знаний, овладение способами действий, приемами поиска, преобразования и использования информации различного характера; рассмотрение фактов и примеров собственной деятельности в совокупности ее элементов. Операционно-деятельностный компонент способствует формированию и развитию у студента разнообразных способов познавательной деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной области.

Рефлексивно-корректирующий компонент - включает в себя умение проводить самоконтроль, удовлетворенность собственной образовательной деятельностью, рефлексию результатов реализации собственной образовательной траектории, способность к соорганизации, коррекцию профессиональной позиции, осознание и критический анализ собственной деятельности, создание индивидуальных творческих проектов. Рефлексив-но-корректирующий компонент способствует развитию творчества студентов, саморазвитию, освоению способов общения с партнерами по учебной деятельности, формированию умений работать автономно и в коллективе, реализации системы связей: межличностного взаимодействия субъектов, связей с учебным предметом и будущей профессиональной средой.

Тем самым разработанная Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении при её внедрении в образовательную практику может быть рассмотрена как один из практических механизмов реализации ФГОС ВПО нового поколения.

1. Лоренц, В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001.

Bibliography

1. Lorenc, V.V. Proektirovanie individualjno-obrazovateljnogo marshruta kak uslovie podgotovki buduthego uchitelya k professionaljnoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2001.

Статья поступила в редакцию 05.07.12

УДК 159.922

Febenchukova A.V. RIGIDITY AS A CHARACTERISTIC OF BRAIN ACTIVITY IS MANIFESTED IN THE SPEED OF INFORMATION PROCESSING. This is a study of the physiological bases of psychological manifestations of rigidity in information processing characteristics of rigid and flexibly subjects. The concept of psychological rigidity in an article from the perspective of a systems approach.

Key words: mental rigidity, flexibility, information processing, an electroencephalogram.

А.В. Фебенчукова, ст. преп. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: netta@mail.ru

РИГИДНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА, ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ В СКОРОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Работа посвящена изучению проявления физиологических основ психологической ригидности в особенностях переработки информации ригидными и флексибильными испытуемыми. Психологическая ригидность рассматривается в статье с точки зрения системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.