Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД'

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАСТАВНИК / НАСТАВНИЧЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загороднюк Татьяна Игоревна

Ведение командной проектной деятельности в образовании позволяет осуществить цели, заложенные в стратегических приоритетах в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. Однако создание образовательных проектов предполагает пересмотр отношений педагог-обучающийся с научения на наставничество. Для реализации наставнической деятельности необходимо формирование соответствующей компетентности педагога.В исследовании представлена компетентностная модель наставника образовательной проектной команды, основанная на требованиях ФГОС семейства 44.00.00 Образование и педагогические науки, практике реализации образовательных проектов в школах Ростовской области и исследовании существующих компетентностных моделей наставников образовательной, проектной и трудовой деятельности.Применение данной компетентностной модели возможно для разработки содержания дисциплины «Введение в проектную деятельность», реализуемой на уровнях среднего профессионального, высшего образования (бакалавриат, магистратура) или соответствующих курсов дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загороднюк Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE MODEL OF MENTORS OF EDUCATIONAL PROJECT TEAMS

The implementation of group project activities makes it possible to achieve the goals laid down in the strategic priorities in the implementation of the state program of the Russian Federation «Development of Education» until 2030. However, the creation of educational projects involves a revision of the teacher-student relationship from learning to mentoring. To implement mentoring activities, it is necessary to form the appropriate competence of the teacher.The study presents the competence model of the mentor of the educational project team, based on the requirements of the Federal State Educational Standard 44.00.00 Education and Pedagogical Sciences, the practice of implementing educational projects in schools of the Rostov region and the study of existing competence models of mentors of educational, project and work activities.The application of this competence model is possible for the development of the content of the discipline «Introduction to project activities», implemented at the levels of secondary vocational, higher education (bachelor’s degree, master’s degree) or relevant courses of additional professional education.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД»

Компетентностная модель наставника образовательных проектных команд

Загороднюк Татьяна Игоревна,

аспирант, Южный федеральный университет АПиП

Ведение командной проектной деятельности в образовании позволяет осуществить цели, заложенные в стратегических приоритетах в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. Однако создание образовательных проектов предполагает пересмотр отношений педагог-обучающийся с научения на наставничество. Для реализации наставнической деятельности необходимо формирование соответствующей компетентности педагога.

В исследовании представлена компетентностная модель наставника образовательной проектной команды, основанная на требованиях ФГОС семейства 44.00.00 Образование и педагогические науки, практике реализации образовательных проектов в школах Ростовской области и исследовании существующих компетентностных моделей наставников образовательной, проектной и трудовой деятельности. Применение данной компетентностной модели возможно для разработки содержания дисциплины «Введение в проектную деятельность», реализуемой на уровнях среднего профессионального, высшего образования (бакалавриат, магистратура) или соответствующих курсов дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: компетентностная модель, проектная деятельность, наставник, наставничество, компетентностная модель наставника.

Актуальность разработки компетентностной модели наставника образовательных проектных команд вытекает из требований Стратегических приоритетов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. Настоящий документ определяет в числе приоритетов развития российского образования формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Одним из путей выявления и развития талантов обучающихся, а также их ориентации в мире профессий является проектное обучение. [9]

Проектное обучение - это базовая образовательная технология, основанная на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с целью самостоятельного приобретения обучающимися недостающих знаний и умений пользоваться ими для решения практических задач; приобретения коммуникативных, исследовательский и проектных компетенций.

Проектное обучения применимо для формирования компетенций обучающихся на всех уровнях получения образования от начальной ступени общеобразовательной школы до вуза. Кроме того, оно позволяет решить главную трудность при трудоустройстве выпускников средних профессиональных образовательных организаций, определенную в Стратегических приоритетах в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, - недостаточное взаимодействие с работодателями.

При этом наиболее успешным вариантом реализации проектной деятельности является командная проектная деятельность, поскольку она позволяет развить обучающимся не только проектные, но и коммуникативные компетенции и приблизить работу над образовательным проектом к реальной трудовой деятельности.

Однако для реализации проектного обучения требуется существенный пересмотр отношений педагог-обучающиеся и переопределение функции педагога из научения в наставничество. Педагогу необходимо в образовательном проекте взять на себя роль наставника.

Наставник образовательной проектной команды - это педагог, который помогает команде организовать проектную работу и реализовать идею продукта, с целью успешной реализации проекта и формирования у обучающихся проектных компетенций в процессе группового взаимо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

действия в рамках выполнения образовательного проекта.

Согласно представлениям А. Яцина, наставник - это участник проектной деятельности, который следит за развитием проекта сразу в трех составных частях: продуктовая (или результат), командная (мотивированная, согласованная, бесконфликтная работа) и методическая (или приращение опыта). [8; 6 с.]

Компетентностная модель - это документ, включающий в себя основные компетенции, прописанные в федеральных государственных образовательных стандартах для каждого направления, а также дополнительные компетенции, предложенные самой выпускающей кафедрой или разработчиком образовательного курса, и знания, умения и навыки для каждой компетенции в отдельности, разработанные в образовательной организации. [5; 511 с.]

Компетенции - это одновременно проявление учебных целей, которых должен достичь обучающийся, и результаты обучения, поддающиеся наблюдению, измерению и сравнению с эталоном. [7; 30 с.]

Компоненты компетенции включают следующие составляющие:

1) когнитивный компонент, включающий знания по осуществлению определённых действий;

2) деятельностный компонент, состоящий из умений и способов действий;

3) практический компонент или опыт интеграции обучающимися отдельных действий, способов и приёмов решения задач. [4; 988 с.]

В рамках настоящего исследования на основании требований ФГОС направления 44.00.00 Образование и педагогические науки, изучения трудностей, с которыми сталкиваются педагоги и обучающиеся общеобразовательных организаций при реализации образовательных проектов, и существующих компетентностных моделей наставников проектной, образовательной и трудовой деятельности, сформированных в работах А.Р. Маслимо-вой, В.С. Никольского и А.В. Неслуховской, создана компетентностная модель подготовки наставников образовательной проектной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования семейства 44.00.00 «Образование и педагогические науки» закрепляют формирование следующих компетенций педагога, применимых к реализации проектной деятельности:

УК-1. Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-2. Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные 5 способы их решения, исходя из действующих пра-§ вовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений й УК-3. Способность осуществлять социальное ° взаимодействие и реализовывать свою роль в ко-5в манде

УК-4. Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

К этому добавляются общепрофессиональные компетенции:

ОПК-3. Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-6. Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК-9. Способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.[10]

Стандарт ФГОС 44.03.01 не содержит профессиональных компетенций, описание которых раскрывало бы полностью готовность выпускника к работе с образовательными проектами, отвечало бы на вопросы, какими званиями умениями и навыками он должен обладать для реализации наставничества командной проектной деятельностью в общеобразовательных организациях и организация дополнительного образования. Данные вопросы отданы на откуп организациям, осуществляющим подготовку педагогических кадров. Тем не реализуется формирование единого представления о подготовке педагогов к наставничеству командной проектной деятельностью

Как показал опрос, педагоги Ростовской области сталкиваются со следующими трудностями в работе с образовательными проектами:

• трудности в обосновании новизны темы -28,6%;

• трудности в использовании информационных технологий при реализации проектного обучения - 20%;

• трудности в формировании проектной команды - 20%;

• не понимание обучающимися, что такое проект - 20%;

• отсутствие рефлексии проектной деятельности - 14%;

• трудности в выборе темы обучающимися отметили только 11% респондентов,

• также 11% педагогов отметили, что сталкиваются с трудностями при обосновании актуальности темы проекта;

• трудности в подготовке документации к проекту - 11%;

• сложности с определением практической значимости продукта отметили 8,6% опрошенных;

• с непониманием роли и функций наставников проектных команд столкнулись 5,7% опрошенных;

• трудности в подготовке команды к работе с вопросами жюри отметили 5,7% опрошенных;

• трудности в презентации проекта жюри - 3%. Ограничения, выделяемые обучающимися при

работе с проектами, отличаются от структуры трудностей, выделенных педагогами. Обучающиеся наибольшей трудностью в реализации проекта определили защиту проекта 56%; определение темы и проектного продукта - 51% опрошенных; распределение полномочий в группе и ответственности назвали ограничением в развитии проекта 36% обучающихся; создание проектного продукта является трудностью для 32% обучающихся; обоснование актуальности и новизны проекта в качестве ограничения в развитии проекта выделили только 30% обучающихся, определение цели и задач - 26%; сложности с разделением основной цели на задачи выявили 22% опрошенных обучающихся. При этом подготовка презентации представляет проблему только для 12% опрошенных.

Тем самым, педагоги определили наиболее сложным начальные этапы проекта, тогда как для обучающихся большую трудность представляет защита проекта и представление его результата. Выявленные трудности позволяют сформировать представления о тех компетенциях, которыми должен обладать наставник образовательного проекта, для их разрешения.

А.Р. Маслова разработала компетентностную модель наставника на производстве - специалиста технического профиля. Задачи наставника автор видит в передаче профессиональных знаний и опыта, повышении мотивации к профессиональной деятельности и формировании навыков саморазвития.

Данная модель наиболее полно отражает набор компетенций, необходимых для реализации наставничества в практической деятельности и включает в себя следующие блоки компетенций:

- блок коммуникативных компетенций, к которому относятся способности, связанные с ведением переговоров, урегулированием конфликтов и умением выстраивать логически верную, аргументированную устную и письменную речь;

- блок управленческих компетенций, включающий готовность принимать управленческие решения в разнообразных ситуациях и управлять коллективом исполнителей, а также способность к выстраиванию саморазвития;

- блок корпоративных компетенций включает готовность являться частью команды, профессионально развиваться, участвовать в становлении других сотрудников, лояльность по отношению к работодателю;

- блок исследовательских компетенций состоит из способности к экспериментальной и аналитической деятельности в профессиональной сфере;

- блок иноязычных компетенций включает: способность искать, получать, передавать и понимать информацию на иностранном языке при общении с иноязычными партнерами.

Кроме того, А.Р. Маслова выделила ряд специальных компетенций, необходимых для осуществления эффективной наставнической деятельности, характеризующих профессионально-психологический портрет наставника. В числе которых:

- блок психолого-педагогических компетенций, выражающихся в проявлении терпения, готовности работать с другими людьми и оказывать им содействие в установке целей работы;

- блок методических компетенций, включающий способность к различным стилям обучения, проведения занятий; готовность к всесторонней мотивации воспитанников к работе на предприятии;

- блок коуч-компетенций - готовность взять на себя ответственность за развитие и саморазвитие подшефного; способность помочь наставляемому в приобретении гибких навыков (планирование времени, соблюдение баланса между работой и личной жизнью и т.д.). [2; 106 е.] Достоинством данной модели является глубина анализа компетенций наставника на производстве, однако такой наставник не формирует проектные компетенции сотрудника, а также, он может выступать руководителем молодого специалиста, что противоречит требованиям, предъявляемым к наставнику-педагогу. Потому для достижения цели настоящего исследования требуется переосмысление данной модели как с педагогической, так и с проектной точки зрения.

Еще одна модель компетенций наставника представлена в работах В. С Никольского и А.В. Неслуховской. Данная модель используется для разработки программ обучения наставников образовательных проектов Академии наставников Фонда «Сколково» и включает в себя следующие компоненты:

Контекст проекта. Наставник способен обеспечивать реализацию проекта с учетом особенностей внешней и внутренней среды, интересов и ожиданий заинтересованных сторон.

Нормы и требования. Наставник способен учитывать формальные нормы и требования, а также представления о приоритетах развития при реализации образовательного проекта.

Этика и культура. Наставник способен реали-зовывать работы с проектной группой на основании культурных ценностей и этических норм.

Осознанность и рефлексивность. Наставник осуществляет деятельность в рамках проекта с опорой на осознание собственных психических процессов и способности к рациональному осмыслению и преобразованию своей деятельности обучающихся.

Работа в команде. Наставник способен создавать условия для успешной командной работы, продуктивного диалога, вовлекать обучающихся в проектную деятельность, мотивировать участников.

Целеполагание. Наставник способен обеспечить целеполагание проекта в соответствии с тре-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см

бованиями и ожиданиями заинтересованных лиц, контекстом проекта и критериями оценки результатов работы.

Генерация идей. Наставник способен самостоятельно создавать новые идеи, а также выстраивать условия для успешной генерации идей участниками проектной группы на различных этапах жизненного цикла проекта.

Комплексное планирование. Наставник способен осуществлять самостоятельно и совместно с участниками проекта комплексное планирование реализации проекта, может обеспечить единство технического, проектного и психолого-педагогического содержания плана действий.

Оценивание и контроль. Наставник способен обеспечить комплексное оценивание реализации проекта.

Развитие участников и команды проекта. Наставник способен обеспечить достижение целей развития участников проекта и команды в целом, способен создать условия для освоения норм профессиональной и проектной деятельности. [3; 140 с.]

Достоинством данной модели является ее ин-тегрированность в образовательный процесс, понимание педагогического значения проектной деятельности.

Недостатками данной модели является нес-формированность части компетенций, в частности цифровых компетенций, связанных с реализацией проектной деятельности, трудность соотнесения результатов, достигнутых обучающимися с идеальной моделью, выраженная в отсутствие четких описаний знаний, умений и навыков, содержащихся в каждой компетенции, игнорирование возрастных особенностей обучающихся при формировании проектных компетенций.

На основании проведенного анализа сложившихся компетентностных моделей наставника образовательной, проектное и трудовой деятельности, требований ФГОС семейства 44.00.00 Образование и педагогические науки, и практики реализации образовательных проектов в школах Ростовской области сформирована компетент-ностная модель наставника для реализации программы ДПО.

Модель представлена в формате «знать, уметь, владеть (ЗУН)». Согласно О.В. Солодянкиной, ЗУН являются частью компетенции, позволяют обучающимся оценить требования, предъявляемые к результатам обучения. [6; 7 с.]

Разработанная компетентностная модель наставника образовательной проектной команды включает в себя следующие компетенции: 1. Выступает в качестве эксперта в методике реализации образовательного проекта: предполагается, что педагог знает содержание понятие проект, проектная деятельность в образовании, методологию реализации образовательных проектов, умеет реализовать методологию ведения проектной деятельности в работе с обучающимися различных возрастов, встраивает технологию проектного обучения

в образовательный процесс, владеет навыками экспертной оценки деятельности обучающихся.

2. Готов к оказанию поддержки обучающимся в поиске информации для реализации проекта. Знает основные приемы поиска и верификации информации для реализации проектного продукта в рамках дисциплины и на междисциплинарном уровне, умеет выступать в качестве эксперта в работе с информацией без предоставления готового ответа на запросы обучающихся, владеет навыками анализа и верификации информации с точки зрения надёжности источника информации и ее соответствия научной картине мира.

3. Формирует ценность реализации образовательных проектов для обучающихся, внутренней и внешней среды образовательной организации, предполагается, что педагог знает место в образовательном процессе проектной деятельности с точки зрения нормативов, регулирующих образовательный процесс в Российской Федерации, осознает ценность проектной деятельности и значимость успешной реализации проектного продукта для обучающегося, образовательной организации, умеет оценить текущую ситуацию (в рамках образовательной организации, образовательного процесса, уровня развития обучающегося, сформированности его знаний, умений и навыков) и возможное влияние проекта на ее развитие, показать обучающимся ценность отдельных образовательных активностей в цельном образовательном процессе, владеет навыками мотивации обучающихся в процессе их деятельности на достижение результата.

4. Планирует реализацию проектного продукта в соответствии с технологиями планирования проектной деятельности. Педагог знает основные технологии планирования реализации проектной деятельности и требования к отдельным этапам проекта, умеет организовывать свою деятельность в рамках проекта согласно ранее поставленным целям, намеченному плану, выделять цели и задачи, определять подзадачи и конкретные промежуточные результаты, владеет навыками генерации идей, time-management, стратегического мышления.

5. Курирует управление командой, проектным продуктом и методикой реализации проекта. Педагог знает основные правила управления системами и коллективами, представления текущей ситуации как исходной точки процесса, порядок определения места проекта в микро и макросистемах школы, умеет выстраивать системы в процессе своей деятельности, встраивать новые системы в уже существующие, владеет навыками прототипирования, принятия управленческих решений и делегирования полномочий.

6. Модерирует командное взаимодействие в процессе реализации проекта. Предполагает зна-

ние основных приемов командообразования, налаживания диалога внутри команды, формирования командных установок и ориентирования команды на достижение цели (мотивации), уметь организовывать встречи команды различной тематики и направленности в зависимости от стадии реализации проекта и состояния команды, владеет навыками развития команд разных возрастов обучающихся, способностью ведения продуктивного диалога, проблемно-ориентированного диалога (диалога - нацеленного на решение определённой проблемы или достижения конкретного результата).

7. Применяет программные продукты на для планирования, реализации и презентации проекта. Знает основные программные продукты, применяемые в процессе реализации проектной деятельности, умеет планировать реализацию проекта и контролировать результат его реализации с применением программных продуктов, владеет навыками организации дистанционного общения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Формирует проектное задание и траекторию реализации образовательного проекта в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками обучающихся. Педагог знает психолого-педагогические характеристики обучающийся различных возрастов, характеристики зоны их ближайшего развития, особенности формирования знаний, умений и навыков в их среде, умеет представлять образовательный материал согласно возрастным требованиям обучающихся и их психологическим особенностям, владеет навыками разрешения конфликтов в среде обучающихся, развития мягких и жестких навыков обучающихся различных возрастов.

9. Представляет результаты реализации проектной деятельности в формате публичной презентации. Педагог знает правила построения презентационных выступлений для различных групп аудитории, требования и правила создания текстов презентации, особенности воздействия на человека текста, сочетаний цветов, звуков, умеет формировать медиа контент (статический текст, картинка, аудио, видео, графики и т.д.) для различных форм презентации, владеет навыками публичного выступления, презентации, самопрезентации.

10. Оценивает результаты реализации проектной деятельности. Знать правила и формы построения фондов оценочных средств, уметь проводить оценку образовательных результатов согласно принятым фондам оценочных средств или правилам проведения оценки, владеть навыками оценки образовательной активности обучающихся.

11. Организует и модерирует групповую и индивидуальную рефлексию проектной деятельности. Знать правила проведения командной и индивидуальной рефлексии с применением различных приемов рефлексии, уметь выстраивать

диалог в команде в процессе реализации рефлексии на различных стадиях создания проекта с использованием различных приемов рефлексии, владеть навыками саморефлексии, модерации командного общения. Целью реализации компетентностной модели, согласно М.В. Кочаровой, является формирование компетентности, где компетентность есть совокупность личностных характеристик индивида, владение определенными знаниями, умениями и навыками, способностями и мотивационно-ценностными установками, обеспечивающими возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром. [1; 160 с.]

Формирование компетентности наставника образовательной проектной команды возможно в рамках среднего профессионального уровня образования, высшего образования (бакалавриат, магистратура), а также в процессе повышение профессиональной квалификации педагога. Тем самым, данная компетентностная модель может реализовываться в организациях среднего специального и высшего образования в рамках дисциплины Введение в проектную деятельность, а также в рамках соответствующих программ дополнительного профессионального образования, посвященных вопросам наставничества командной проектной деятельности.

Выводы: в настоящем исследовании представлена компетентностная модель наставника образовательной проектной команды, реализаций которой возможна на следующих уровнях получения образование: среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат, магистратура), дополнительное профессиональное образование в форме повышения профессиональной квалификации педагога.

Компентностная модель основана на требованиях ФГОС направления 44.00.00 Образование и педагогические науки, исследовании барьеров, с которыми сталкиваются педагоги и обучающиеся общеобразовательных организаций при реализации образовательных проектов, и существующих компетентностных моделей наставников проектной, образовательной и трудовой деятельности, сформированных в работах А.Р. Маслимовой, В.С. Никольского и А.В. Неслуховской, и включает в себя следующие компетенции наставника командной проектной деятельности:

1. Выступает в качестве эксперта в методике реализации образовательного проекта.

2. Готов к оказанию поддержки обучающимся в поиске информации для реализации проекта

3. Формирует ценность реализации образовательных проектов для обучающихся, внутренней и внешней среды образовательной организации.

4. Планирует реализацию проектного продукта в соответствии с технологиями планирования проектной деятельности.

5. Курирует управление командой, проектным продуктом и методикой реализации проекта.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см

6. Модерирует командное взаимодействие в процессе реализации проекта.

7. Применяет программные продукты на для планирования, реализации и презентации проекта.

8. Формирует проектное задание и траекторию реализации образовательного проекта в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками обучающихся.

9. Представляет результаты реализации проектной деятельности в формате публичной презентации.

10. Способен оценить результаты реализации проектной деятельности.

11. Организует и модерирует групповую и индивидуальную рефлексию проектной деятельности.

Литература

1. Кочарова М.В. Компетентностная модель начальников поездов [Текст]// Вестник университета - 2013 г. - № 18 - С 158-162

2. Масалимова А. Р., Модель компетенций современного наставника [Текст]// Профессиональное образование в России и за рубежом -2012 г. - № 4 - С 104-107

3. Никольский В. С., Неслуховская А.В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися [Текст]// Исследователь/Researcher -2020 г. - № 1 - С 135-143

4. Разуваева Т.А. Компетентностная модель образования: краткий анализ ключевых понятий и проблем реализации [Текст]// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского - 2012 г. -№ 28 - С 986-989

5. Снежко А.А. Беспалова Е.Д. К вопросу о ком-петентностной модели [Текст] // Решетневские чтения - 2013 г. - № 1 - С 511-514

6. Солодянкина О.В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза: Учебное пособие [Текст]/О.В. Солодянкина, Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. - 70 с.

7. Шестак Н. В., Шестак В. П Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании [Текст]// Высшее образование в России 2009 - № 3, - С 29-39

8. Яцын А. Руководство для наставников проектных команд [Текст]/ А. Яцин. - М.: КПК, 2017. -29 с.

9. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года: Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701// [Сайт]. - URL: http:// bibl.ulspu.ru/files/2019/12/primery_bibl_111.pdf/ Дата обращения: 06.05.2022

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01

Педагогическое образование: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 // [Сайт]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ Дата обращения: 06.05.2022

COMPETENCE MODEL OF MENTORS OF EDUCATIONAL PROJECT TEAMS

Zagorodnyuk T.I.

Southern Federal University AP&P

The implementation of group project activities makes it possible to achieve the goals laid down in the strategic priorities in the implementation of the state program of the Russian Federation «Development of Education» until 2030. However, the creation of educational projects involves a revision of the teacher-student relationship from learning to mentoring. To implement mentoring activities, it is necessary to form the appropriate competence of the teacher. The study presents the competence model of the mentor of the educational project team, based on the requirements of the Federal State Educational Standard 44.00.00 Education and Pedagogical Sciences, the practice of implementing educational projects in schools of the Rostov region and the study of existing competence models of mentors of educational, project and work activities. The application of this competence model is possible for the development of the content of the discipline «Introduction to project activities», implemented at the levels of secondary vocational, higher education (bachelor's degree, master's degree) or relevant courses of additional professional education.

Keywords: competence model, project activity, mentor, mentoring, mentor's competence model.

References

1. Kocharova M.V. Competence model of train chiefs [Text]// Bulletin of the University - 2013 - No. 18 - P. 158-162.

2. Masalimova A. R., The model of competencies of a modern mentor [Text]// Vocational education in Russia and abroad -2012 - No. 4 - P. 104-107.

3. Nikolsky V. S., Neslukhovskaya A.V. Competencies of the mentor of project training and his role in the development of the project approach by students [Text]// Researcher - 2020 - No. 1 -P. 135-143.

4. Razuvaeva T.A. Competence model of education: a brief analysis of key concepts and problems of implementation [Text]// News of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky - 2012 - No.28 - P. 986-989.

5. Snezhko A.A. Bespalova E.D. On the question of the competence model [Text] // Reshetnev readings - 2013 - No. 1 -P. 511-514.

6. Solodyankina O.V. Development of documents on modeling and determining the ways of forming the competencies of a university graduate: Textbook [Text]/O.V. Solodyankina, Izhevsk: Publishing house «Udmurt University», 2015. - 70 p.

7. Shestak N. V., Shestak V. P Competence-based approach in additional professional education [Text]// Higher education in Russia 2009 - No. 3, - P. 29-39

8. Yatsyn A. Guide for mentors of project teams [Text]/ A. Yatsin. -M.: KPK, 2017. - 29 p.

9. Strategic priorities in the implementation of the state program of the Russian Federation «Development of education» until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated 07.10.2021 No. 1701// [Website]. - URL: http://bibl.ulspu.ru/ files/2019/12/primery_bibl_111.pdf / Accessed: 06.05.2022

10. Federal State educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 121 dated February 22, 2018 // [Website]. -URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 / Accessed: 06.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.