УДК 378
ШУЛЬДЕШОВА Н.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC378 SHULDESHOVA N.V.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of foreign languages in professional communication, Orel State University E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ COMPETENCE IN MODERN EDUCATIONAL SPACE
Область профессионального образования подразумевает феномен компетентности. Подготовка истинного специалиста - это актуальная задача нашего времени, а формирование его компетентности - одна из задач образования. В результате любая сформированная компетентность предстает перед нами подлинным, высокомотивированным, личностно-ориентированным продуктом образования.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, современное образовательное пространство, профессионально-педагогическая компетентность, компетентностный подход.
Thefield ofprofessional education implies the phenomenon of competence. Preparing of a true specialist is an urgent task of our time, and the formation of his competence is one of the tasks of education. As a result, any formed competence appears before us as a genuine, highly motivated, personality-oriented product of education.
Keywords: competence, competence, modern educational space, professional and pedagogical competence, competence approach.
Прогресс в международном образовательном пространстве, в общем, и российском образовании, в частности, переориентирует качественные составляющие образования. В используемой терминологии появляются специальные термины «компетенция», «компетентность» вместо «образованность», «подготовленность» и большую роль приобретает компетентностный подход в подготовке специалистов.
Для более полного понимания категориальной сущности понятий компетенций рассмотрим основные категорий компетентностного подхода «компетенции» и «компетентности».
Компетенция предполагает наличие системных знаний, умений и навыков, личностных качеств, с помощью которых можно эффективно решать профессионально-ориентированные и жизненные задачи. Но нельзя трактовать компетенцию лишь только с этой позиции, компетенция многогранна и не сводится только к знаниям, умениям и навыкам.
Компетентностный уровень относительно новое понятие в дидактике. Профессиональная компетентность предполагает нормированную структуру, на основании уже сложившихся стандартов и образцов в профессиональной деятельности. Функциональная грамотность, как необходимое требование качества, является ключевым элементом профессиональной компетентности. Суммируя элементы профессиональной компетентности, мы не должны прийти лишь к набору знаний, умений и навыков (будущего) специалиста. Формирование профессиональной компетентности заключается в
целостном и конкретном восприятии учебной ситуации для получения нового продукта педагогической деятельности.
Компетенция дает возможность роста личностных и профессиональных качеств в определенной сфере деятельности. Компетенция связана с образованием, способствует решению профессиональных и внепро-фессиональных задач с использованием различных ресурсов. Личность, владеющая какой-либо компетенцией, приобретает личностное отношение к этой компетенции и предметной деятельности.
Компетентность, являясь интегральным качеством личности, характеризует личностную подготовку для активной реализации какой-либо роли в обществе, например, узко-профильного специалиста, профессионала, гражданина и др. Профессиональная компетентность помогает раскрыть специалисту свой уровень знаний и умений, применить навыки в определенной области профессиональной деятельности, формирует личностные качества, способствующие эффективно реализовы-ваться в обществе.
Компетентность, являясь продуктом образования, отображает саморазвитие и личностный рост задействованной в учебном процессе личности, вследствие чего происходит самоорганизация и обобщение профессионального и индивидуального опыта. Сформированная компетентность помогает использовать в настоящем и будущем приобретенные знания и умения для поиска своего места в деловом мире, обеспечивает наиболее полную востребованность потенциала личности,
© Шульдешова Н.В. © Shuldeshova N.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
его признание в обществе, раскрывая осознание собственной значимости. В результате профессиональная компетентность предстает перед нами подлинным, высокомотивированным, личностно-ориентированным продуктом образования.
Формирование профессиональной компетентности специалиста одна из основных задач теории и методики обучения иностранным языкам. Подготовка истинного специалиста - это актуальная задача нашего времени. Спрос на компетентных специалистов набирает рост, так как задачи социума постоянно трансформируются, происходит заметная реконструкция сферы образования, выдвигаются новые авторские педагогические системы, образовательные программы и др.
Область профессионального образования, конечно, подразумевает феномен компетентности. Компетентность появляется не сразу в процессе курса повышения квалификации, а постепенно, затрагивая дополнительные предпосылки развития личности и формирования ее как специалиста с личностными творческими задатками. Многие профессионально ориентированные подходы учитывают компетентностный подход в (пере-) подготовке будущих специалистов, предлагая ряд специфических методов. Сюда относятся: заданный подход, имитационно-моделирующий подход, проектный и контекстный способы обучения, объединение учебной и научно-исследовательской деятельности.
Многие деятели науки, такие как Алмазова Н.И., Андреев А.Л., Антипова В.М., Бондаревская Е.В., Зимняя И.А., Кирдянкина С.В., Коган Е.Я., Колесина К.Ю., Лаптев В.В., Лебедев О.Е., Ленская Е.А., Леонтьева Л.А., Московская Н.Л., Пахомова Г.А., Пинский А.А., Саитбаева Э.Р., Селевко Г., Фрумин И. Д. и др. отводят высокую роль компетентностному подходу в образовании, определяя его содержание в обществе, подчеркивая то, что он основывается на готовности к саморазвитию и самореализации [2].
Компетентностный подход ориентирует обучающих и обучающихся на определенные общие и профессиональные компетенции, позволяющие скомпоновать именно тот пакет знаний, умений и навыков, который необходим в коммуникативном процессе. Это поможет приобретению актуального языкового опыта, саморазвитию личности и эффективному достижению профессионально ориентированных целей.
Вопросами усвоения приобретаемых знаний и умений, а также обобщенных способов деятельности занимались в своих работах известные отечественные психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев, В.В. Краевский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и их последователи. По справедливому утверждению Е.Я. Когана о том, что профессиональная компетентность является принципиально новым подходом и требует пересмотра отношения к позициям обучающего и обучаемого, что должно привести к глобальным изменениям - от изменения сознания до изменения методической базы [1].
Язык играет важную роль для развития общества,
так как непосредственно влияет на мышление и восприятие человечества. Язык является необходимым элементом в обучении, в коммуникативных процессах овладения профессиональных компетенций.
Европейский справочник (2011), где изначально создана база ключевых компетенций в обучении в течение жизни номинирует родной язык как «один из восьми ключевых компетенций, которые необходимы для успешной жизни в обществе». Родной язык считается основой развития личности с активной позицией гражданства, общественного единства и способности к соцзанятости [4]. Отмечая перспективную социальную значимость этой ключевой компетенции, а также в результате глобализации на пути развития общества, которая определяется константным потоком приобретения новых знаний и возможностей важно выделить актуальность коммуникативной компетенции. А ее развитость, в свою очередь будет влиять на коммуникативную успешность в обществе в разные жизненные периоды: в детстве, в подростковом возрасте, во взрослом возрасте.
Европейская политика в области образования, например, в рамках ASCOT Initiative 2 направлена на внедрение научно-исследовательских программ, связанных с диагностикой коммуникативной компетенции, языковых способностей родного и иностранных языков. Достаточно распространенный вид диагностики - это тестирование конкретных знаний по языкам [4].
На сегодняшний день, много внимания уделяется исследованиям языковых аспектов, связанных с профессионально-техническим языком. Основываясь на результаты исследований PISA, предполагается, что, изначально молодые люди с плохим уровнем коммуникативных знаний, компетентность которых трактуется как «неадекватная реакция на обучение» менее подготовлены к карьерному росту и, таким образом, профессиональное обучение для них может стать неуспешно завершенным [3].
Основываясь на результаты проводимых исследований в этой области, проводимых, выявлена тесная взаимосвязь между приобретением профессиональных навыков и навыками чтения. Это предположение подтверждается анализом трудностей, возникающих у обучающихся в процессе чтения. Также выяснилось, что у обучающихся с проблемами в чтении на родном и иностранных языках возникают трудности и в письме. Особенно показательна обработка чтения и письма обучающихся доминирующих технических текстов.
В исследовании акцент делался на грамотность молодых людей. Диагностика проводилась с целью определения готовности иностранных граждан к обучению для дальнейшего трудоустройства Федеральным бюро, учитывались навыки, с помощью которых приобретаются необходимые профессиональные знания: чтение, говорение, письмо, аудирование на иностранном языке. И конечно, в центре внимания находятся лингвистические и коммуникативные потребности в иностранном языке, которые используются в профессиональной деятельности.
Систематический анализ языковых и коммуникативных требований к профессии является основой для разработки моделей компетенций и диагностических инструментов в компетенции исследований и для создания средств профессиональной подготовки. Ориентация на коммуникативную компетенцию выявляет актуальность языковых требований и раскрывает повышенный интерес к центральной роли языка и коммуникации в работе и для работы. Соответственно эти тенденции проявляются в процессе обучения языкам.
Факторы, которые влияют на языковые и коммуникативные потребности формируются внутренними и внешними заинтересованными в профессиональной работе сторонами. Частота контактов, преобладающие формы работы и формализация порождают организационные факторы развития коммуникативной компетенции. Другие факторы, особенно влияющие на восприятие языковых и коммуникативных потребностей и развитие языковых навыков - это мотивацион-ные факторы, которые оказывают влияние на осознание значимости изучаемого языка. В частности необходимо отметить важность соизмерения реальных языковых навыков на фоне коммуникативного развития, что в дальнейшем проявляется в способности саморазвития в профессиональном направлении.
Инициативой Федерального министерства ASCOT при Министерстве образования и науки стало исследование, проводимое с конца 2012 года по вопросу моделирования коммуникативной компетенции и про-
фессионального обучения. Его целью являлся мониторинг образовательных результатов обучаемых, в том числе коммуникативной компетенции в профессиональном контексте и образовательных процессов на уровне единой системы профессионального образования.
Исследования раскрыли недостаточный уровень национальной и европейской коммуникативной компетенции. По результатам анализа проводимых исследований PISA в Германии в 2011 году на предмет языковых и коммуникативных трудностей было выявлено, что основная сложность заключалась в создании обучающимися собственного текста [3]. Проблемы заключались еще и в том, чтобы корректно понимать и использовать профессионально ориентированную терминологию. Из-за ограниченного словарного запаса обучающиеся также испытывали сложности для выражения собственных мыслей и идей в сфере профессиональной деятельности. Некоторые испытуемые отводили второстепенную роль чтению на иностранном языке и этот факт, к сожалению, не способствовал языковой активности.
Когда речь заходит о профессионально-педагогической компетентности в сфере преподавания иностранных языков, то подразумеваются условия, при которых происходит решение поставленных целей и задач обучения иностранным языкам в современном образовательном пространстве с применением инноваций, авторских программ, новых методов и средств для эффективного формирования умений и навыков в области иностранных языков.
Библиографический список
1. Коган Е. Я., Кутейницына Т. Г., Прудникова В. А. Региональная модель управления общеобразовательными программами повышенного уровня Вопросы образования. 2014. № 3. С. 198-220.
2. ШульдешоваН.В., Профессиональная компетентность в сфере обучения и преподавания иностранных языков / Библиотеки и образование для молодежи новой формации [Электронный ресурс]: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Орел: Изд-во ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. 6 с.
3. Klieme, Eckhard; Jude, Nina Sprachliche Kompetenz aus Sicht der padagogisch-psychologischen Diagnostik. In: Beck, Barbel; Klieme. Eckhard (Hrsg.): Sprachliche Kompetenzen. Konzepte und Messung. Weinheim und Basel 2007, Pp. 9-22.
4. Schmidt-Rathjens, Claudia; Sonntag, Heinz Anforderungsanalyse und Kompetenzmodelle. Diagnostische Grundlagen fur das Bildungspersonal. In: berufsbildung (2005), 94/95, Pp. 39-46.
References
1. Kogan E. Ya., Kuteynitsyna T. G., Prudnikova V. A. Regional Model of Advanced-Level General Education Program Management. Questions of education. 2014. №. 3. Pp. 198-220.
2. Shuldeshova N.V. Professional competence in the field of training and teaching foreign languages / Libraries and education for young people of the new formation [Electronic resource]: proceedings of the International scientific and practical Internet conference. Orel: publishing House of State University - UNPK, 2014. 6 p.
3. Klieme, Eckhard; Jude, Nina Linguistic competence from the point of view of the padagogisch-psychological diagnostics. In: Beck, Barbel; Klieme, Eckhard (ed.): Language Skills. Concepts and measurement. Weinheim and Basel, 2007, Pp. 9-22.
4. Schmidt-Rathjens, Claudia; Sonntag, Heinz Requirements analysis and competence models. Basic diagnostic tools for educational staff. In: professional training (2005), 94/95, Pp. 39-46.