Научная статья на тему 'Формирование компетенций и коммуникативной компетентности при обучении студентов иностранному языку'

Формирование компетенций и коммуникативной компетентности при обучении студентов иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HIGHER EDUCATION MODERNIZATION / PERSONAL AND ACTIVITY APPROACH / COMPETENCE-BASED MODEL OF EDUCATION / COMPETENCY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалеева Аля Александровна, Нуржанова Актоты Аскаровна

В статье рассматривается сущность компетентностной модели высшего профессионального образования в Казахстане. Акцентируется внимание на то, что в целях создания единого европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса были разработаны квалификационные требования к выпускникам, которые выражаются в понятиях «компетенция» и «компетентность». Анализируются существующие в специальных исследованиях подходы к определению понятий компетенция и компетентность, доказывается их не тождественность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций и коммуникативной компетентности при обучении студентов иностранному языку»

Formation competence and communicative competence

by teaching students Foreign Language Faleyeva A.1, Nurzhanova A.2 (Republic of Kazakhstan) Формирование компетенций и коммуникативной компетентности при обучении студентов иностранному языку Фалеева А. А.1, Нуржанова А. А.2 (Республика Казахстан)

1Фалеева Аля Александровна /Faleyeva Alya - кандидат педагогических наук, профессор, кафедра психологии и специального образования, факультет педагогики и психологии, 2Нуржанова Актоты Аскаровна /Nurzhanova Aktoty - магистрант, специальность: педагогика и психология, Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова, г. Атырау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается сущность компетентностной модели высшего профессионального образования в Казахстане. Акцентируется внимание на то, что в целях создания единого европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса были разработаны квалификационные требования к выпускникам, которые выражаются в понятиях «компетенция» и «компетентность». Анализируются существующие в специальных исследованиях подходы к определению понятий компетенция и компетентность, доказывается их не тождественность.

Abstract: the article deals with the essence of competence model of higher education in Kazakhstan. Attention is drawn to the fact that in order to establish qualification requirements for graduates to have developed a single European Higher Education Area within the Bologna process, which are expressed in terms of «competence» and «competence»! Analyzed existing studies in special approaches to the definition of the concepts of competence and competence proved their not identity.

Ключевые слова: модернизация высшего профессионального образования, компетентностный подход, личностно - деятельностный подход, компетентностная модель образования, компетенция, компетентность. Keywords: higher education modernization, personal and activity approach, competence-based model of education, competency, competence.

Обучение иностранным языкам является одним из приоритетных направлений в образовательной политике. «Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира» [1]. Человек развивается, становится, реализуется и существует благодаря языку, как особой реальности. Системой знаков, служащей средством человеческого мышления, самовыражения и общения является язык. А. Р. Лурия пишет, что «язык существенно перестраивает процессы восприятия внешнего мира и создает новые законы этого восприятия, называя предмет, форму или оттенок каким-нибудь словом». Восприятие человека становится более глубоким, связанным с выделением признаков вещи, обобщенным и постоянным [2]. В. В Аткинсон отмечает: «Чтобы запомнить что-нибудь, необходимо внимание и сознательность в момент первичного впечатления». Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко отводят большую роль личности в овладении иностранными языками. Они подчеркивают: «Личность обучающегося есть определяющий фактор успешности языкового образования» [3].

Общая компетенция учеными связывается со способностью к познавательной активности и способностью осуществлять общение с чужой лингвокультурой и познавать ее. Коммуникативная компетенция - это способность понимать и

порождать иноязычные высказывания в разнообразных ситуациях общения [3].

A. А. Леонтьев языковую способность определяет как «совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами коллектива» [4]. А. М. Шахнарович отмечает, что «языковая способность является своего рода способом хранения языка в сознании и одновременно - способом реализации отраженных в сознании элементов системы языка [5]. Психолог

B. В. Беляева в структуре иноязычно - речевых способностей выделяет способности, которые подразделены на три группы.

К первой группе относятся способности обеспечивающие усвоение средств языка, теоретическое его изучение, а именно фонетические, лексические, грамматические, стилистические способности. Во вторую группу входят способности, проявляющиеся при реализации языка и речи: способности говорения, слушания, чтения и письма.

В методике преподавания иностранного языка - понятием «компетенция» характеризуются общие и частные цели и содержание обучения. Наряду с термином «компетенция» встречается термин «компетентность». В контексте деятельного образования компетентность, по мнению Р. П. Мильруда, «это комплексный, личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций» [6]. Компетенции составляют «анатомию» компетенции. В понятие компетенция включены знания, умения, навыки и способы деятельности; в компетентность - свойства личности и личностное отношение к выполняемой деятельности на основе сформированных компетенций. Под коммуникативной компетенцией понимают «способность гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в целях понимания и передачи информации» [3].

Изучение иностранного языка отличается от овладения родным языком.

Л. С. Выготский подчеркивал: «Если развитие родного языка начинается со свободного, спонтанного пользования» и завершается осознанием речевых форм и овладение ими, то развитее иностранного языка начинается с осознания языка и произвольного овладения им и завершается свободной, спонтанной речью» [6].

Выделим три модели, по которым может строиться обучение иностранным языкам.

Первая модель рассматривает процесс овладения языком как процесс механической выработки привычки. Язык оценивается как процесс, функционирующий по схеме «входа - выхода» информации.

Вторая модель постулирует положение об активном, творческом и сознательном характере процесса овладения языком, целиком и полностью зависящем от способности человека по овладению новым кодом.

Третья модель базируется на понимании процесса овладения языком как креативной и когнитивной деятельности.

Возникает необходимость обеспечения образованием более полного, личностно -социально - интегрированного результата. В определении результата образования как совокупность мотивационно- когнитивных составляющих также выступает понятие «компетенция / компетентность» [7], а компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. А. К. Маркова уточняет определение компетентности как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» [8]. Е. В. Дудник определяет «компетентность», как владение субъектом соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности;

Еигореап Баепсе № 4(14) ■ 32

компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат [9]. Д. И. Ушакова раскрывает «компетентность» - как осведомленность, авторитетность. Н. В. Кузьмина выделяет пять профессиональных компетентностей:

1. Специальная и профессиональная компетентность.

2. Методическая компетентность.

3. Социально - психологическая компетентность.

4. Дифференциально - психологическая компетентность.

5. Аутопсихологическая компетентность.

С. Г. Воровщиков выделяет образовательные компетентности: межпредметные, ключевые, предметные. Он считает, что особое внимание должно быть отведено ключевым компетентностям. Характерные признаки для ключевых компетентностей: *Многофункциональны. *Надпредметные и междисциплинарные.. *Требуют интеллектуального развития. *Многомерны.

Изменения, происходящие в нашей стране, актуализировали поиск путей обеспечения достижения новых результатов. Решение предложенных проблем определяет вектор развития современного образования, его ближайшие перспективы и ставит перед педагогической общественностью задачу последовательного внедрения новых понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный поход» в педагогическую теорию и практику подготовки специалистов по иностранному языку.

Литература

1. Мухина Л. М. Учитель как личность и профессионал._ М: Мос. соц-псих институт, 1994, 190 с.

2. Лурия А. Р. Речь и мышление - М: Изд. МГУ, 1975, 120 с.

3. Гальскова Н. ^Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам.

4. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. // Ин. язык в шк № 5, 1985.

5. Шахнарович А. М. К проблеме онтогенеза грамматики - М, Наука, 1998, С. 29-36.

6. Зимняя И. Я. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании-М., 2004.

7. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания.

8. Макарова И. В. Коммуникативная игра. М, 2008, С. 24-27.

9. Макаровская И. В. Коммуникативная компетентность учителей и психологическое здоровье учащихся. - М, 2002.

10. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация. - М, 2004, С. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.