Педагогика
УДК 1174
педагог-исследователь, директор Лобзина Татьяна Павловна
Центр развития личности_(г. Нижний Новгород);
доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и
социальной педагогики Повшедная Фаина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема социализации старших дошкольников и младших школьников в условиях семейного воспитания и развития компетентности родителей; представлены результаты самоанализа родительской компетентности в данных вопросах.
Ключевые слова: воспитание, социализация, социальное развитие, компетентность родителей, компетенции.
Annоtation. The article considers the problem of socialization of preschoolers and schoolchildren in the context of family education and the development of parents' competence. The results of self-analysis of parental competence in these issues are presented.
Keywords: social education, socialization, competence, social development parental competence.
Введение. В современных социально-педагогических условиях проблема семейного воспитания детей и молодежи рассматривается как приоритетное направление в государственной политике. Не случайно в нормативно-правовых документах об образовании подчеркивается, что особая роль социализации, индивидуализации, коммуникативной деятельности растущего человека принадлежит родителям, которые несут ответственность за воспитание ребенка.
Именно семья имеет многочисленные ресурсы включения ребенка в социализирующее пространство многогранных взаимоотношений и взаимодействий. Вопросы потенциала семьи в успешном развитии современных детей (воспитательный, образовательный, социализирующий) раскрывают в своих исследованиях Г.А. Кантемирова, В.В. Коробкова, Л.А. Метлякова, О.А. Немова, Т.П. Симакова и др. Так, Т.П. Симакова описывает воспитательный потенциал семьи как «возможности, ресурсы, которые имеет семья для воспитания (часто сюда же включается и социализация) ребенка, а именно ценностные, финансовые и предметно-материальные возможности, психологический климат семьи, стили воспитания, а также личностные характеристики родителей» [9, С. 61].
Жизнедеятельность семьи с присущими ей семейными функциями (хозяйственно-бытовая; воспитательно-образовательная; эмоционально-коммуникативная; досуговая (культура и спорт); духовно-нравственная; экономическая) обоснованно является естественной средой, опорной площадкой формирования социального опыта детей, субъектных, индивидуальных качеств.
Последние годы роль семьи в воспитании детей усиливается. Это связано с переходом большего количества детей на семейную форму образования, использованием дистанционных и цифровых форматов обучения.
В связи с этим особую значимость приобретает подготовка родителей к процессу воспитания детей в семье, особенно молодых родителей.
Не случайно в «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из приоритетных задач является поддержка семейного воспитания, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей» и формирование родительской компетентности.
Изложение основного материала статьи. Анализ научных исследований (В.В. Коробкова, Л.В. Коломийченко, Л.А. Метлякова) и нормативных документов позволил определить следующие компоненты родительской компетентности: личностный, когнитивный, деятельностный.
Личностный компонент отражает «Я-концепцию»: мотивационно-ценностную сторону отношений, позиции, смыслы, установки.
В каждом виде семейной деятельности транслируются определенные ценностные ориентации по отношению к себе, ребенку, семье, социуму, окружающему миру, деятельности (таб. 1).
Таблица 1
Ключевые духовно-нравственные идеалы и ценности
Виды семейной деятельности
Трудовая Духовно-нравственная Досуговая Финансовая Коммуникативная Воспитание, образование
Ценностное самоопределение Ценность труда, трудового взаимодействия Общечеловеческие ценности (семья, ребенок, окружающий мир, люди, деятельность) Ценность культурного, здорового образа жизни, культурной деятельности Ценность ресурсов и профессионал ьного труда, как источника дохода Ценность отношений, общения Ценность воспитанности, образованности, саморазвития
Как видно из таблицы ключевые духовно-нравственные ценности проходят через все виды семейной деятельности, формируя основу функционально-ролевой структуры семьи, ее устои, традиции, уклад, мировоззрение.
«Я-концепция» компетентного родителя включает в себя такие составляющие, как выраженная гражданская позиция, субъектное и ответственное отношение к родительствованию, готовность к саморазвитию себя как родителя, понимание необходимости быть образцом ребенку.
Когнитивный компонент (знания, осознание, представления, понимание) раскрывается в общей культуре, кругозоре, понимании роли родителя в воспитании ребенка, знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, психолого-педагогических условий воспитания и социального развития в семье.
Деятельностный компонент включает исследовательские, проектировочные, рефлексивные, коммуникативные, исполнительские компетенции.
Исследовательские (изучать, распознавать, разбирать, обследовать) необходимы для оценки себя как родителя, уровня социального развития ребенка, изучения ресурсов, возможностей социума в воспитании ребенка.
Проектировочные (намечать, планировать, проектировать, разрабатывать, моделировать, конструировать, прогнозировать) проявляются в проектировании саморазвития, маршрута воспитания ребенка, развития семьи, как социализирующего воспитательного коллектива, моделировании взаимодействия с социумом для реализации функций семьи.
Исполнительские компетенции раскрываются в умении организовывать, исполнять, реализовывать осуществлять действовать по плану, творить, созидать. В контексте нашей темы мы говорим об умении грамотно выполнять семейные функции в условиях социума, повышать свою компетентность, создавать благоприятную социальную ситуацию для развития ребенка, вовлекать детей в совместные внутрисемейные виды деятельности.
Коммуникативные заключаются во владении вербальными и невербальными средствами, умении слушать, задавать вопросы, отвечать на них, реагировать, устанавливать субъект-субъектные отношения, строить конструктивные взаимодействия, проявлять гибкость, ситуативность в контактах, поддерживая его индивидуальность, инициативу и творчество, создавать и поддерживать позитивный социально-психологический климат в семье, устанавливать эффективные контакты с социумом.
Рефлексивные представляются в умении анализировать процесс и результаты саморазвития себя, как родителя, социального развития ребенка, устанавливать эффективность способов взаимодействия, оценивать степень продвижения и вносить необходимые коррективы.
В ходе экспериментальной работы был проведен самоанализ родительских компетенций. Родителям были заданы вопросы на выявление компетенций по трем вышеуказанным компонентам (35 вопросов). Приведем примеры некоторых из них:
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка: родители или государство?
- Главная жизненная ценность: ребенок, семья, работа, финансовое благополучие;
- Каждый месяц я знакомлюсь с информацией о воспитании детей (литература, передовой опыт, рекомендации психологов, медиков) и выделяю главные идеи (да/нет);
- Я планирую совместную деятельность с ребенком на неделю (да/нет).
Приведем некоторые обобщенные результаты проведенного родителями самоанализа.
77% опрошенных родителей признают семью и ребенка - главными ценностями. Результат достаточно высок на фоне данных Федеральной службы государственной статистики, которые констатируют ежегодный рост количества неполных и бездетных семей.
95% родителей считают семью ответственной за воспитание ребенка. Это говорит о том, что родители понимают свою ответственность и нацелены на воспитание, не перекладывают свою родительскую функцию на других родственников и образовательные учреждения.
88% родителей в своей родительской функции делают упор на интеллектуальное развитие ребенка, т.е. вопросы воспитания, развития социальных качеств остаются без внимания семьи, их формирование не носит целенаправленный характер.
45% родителей уверены, что они знают, как воспитывать ребенка в семье. Это говорит о том, что почти половина опрошенных уверены в своей правильной воспитательной позиции. При этом всего 25 % родителей изучают информацию по воспитанию и развитию детей. Следовательно, 75% родителей не опираются в воспитании на научно-обоснованные методы, используют имеющиеся у них представления о процессе воспитания и их воспитательный опыт.
90% родителей систематически наблюдают за развитием ребенка, отмечают позитивные и негативные стороны его поведения и 71% оценивают свое родительское поведение в процессе взаимодействия с ребенком. Результаты свидетельствуют о том, что родители высоко оценивают свои исследовательские компетенции.
47% планируют образовательный маршрут ребенка, свое самообразование и предстоящую деятельность с ребёнком, мероприятия по развития семьи. Используемые формы и методы воспитания, социализации детей родители соотносят с собственным пониманием этого процесса, который не всегда носит объективный характер.
70% родителей проводят рефлексию своего поведения и общения с ребенком, что позволяет им видеть результаты воспитания.
Выводы. Результаты проведенного исследования показали, что без специально организованной подготовки родителей к взаимодействию с детьми в условиях семьи, социальные качества детей изменяются незначительно.
Таким образом, исследование позволило выявить следующие проблемы социализации детей в условиях семьи:
- актуализируется государственный заказ по воспитанию и социализации детей ко всем участникам образовательного процесса, особенно к родителям. Но семья не ставит процессы воспитания своей приоритетной задачей, социальное воспитания детей в семье проходит спонтанно и неорганизованно;
- вопросы социального развития детей достаточно исследованы в психолого-педагогической литературе, но мало адаптированы для применения в теории и практике семейного воспитания старших дошкольников и младших школьников;
- в семье имеются эффективные условия для успешного социального развития старших дошкольников и младших школьников, однако недостаточно программно-методических ориентиров для родителей по формированию социальных качеств у детей в условиях семьи;
- родители достаточно высоко оценивают свою родительскую компетентность, но уровень социального развития детей говорит об обратном.
Все эти проблемы могут быть успешно решены, если компетентность родителей является важнейшим условием социализации и воспитания ребенка в семье.
Литература:
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. - Спб,: Речь, 2004. - 272 с. илл.
2. Геллер Г.А. Семья в системе факторов формирования этнокультурной идентичности личности ребенка / Этнокультурное образование в современном мире: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017) / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. И.В. Кошкина. - М.: Издательство «Перо», 2017. - 880 с. [Электронное издание]
3. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 256 с.
4. Коломийченко Л.В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет/ Л.В. Коломийченко, О.А. Воронова. - М., ТЦ СФЕРА, 2013. - 128 с.
5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [Электронный ресурс]: ФЗ от 31 июля 2020 г. N 304-Ф3 - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.
6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.
7. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.
8. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.
9. Симакова Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: дис. ... д-ра пед. наук/ Т. П. Симакова. - Томск, 2012. - 260 с.
Pedagogy
UDC 378.2
candidate of Philological Sciences, associate Professor Lomakina Yekaterina Alexandrovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk);
candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor Picalova Elena Anatolievna
Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk)
PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS: FEATURES OF REFLEXIVE ORGANISATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY
Аннотация. В статье рассматриваются рефлексивные процессы и определяется их роль в профессиональной подготовке студентов, также уточняется насколько реализуются рефлексивные возможности в практике профессионального образования. В результате исследования выявляется уровень знаний о сущности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов и уровень сформированности профессиональной подготовки студентов вуза. Содержательный анализ полученных данных позволяет констатировать, что в основном студенты осознают себя самодостаточной, самостоятельной личностью, приоритетной целью их обучения в вузе является профессиональная подготовка. Наряду с самосознанием студентов подтверждается неудовлетворенность основной массы студентов организацией учебно-познавательной деятельности в плане их подготовки к профессиональной деятельности. Также была определена необходимость в создании рефлексивной модели организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, рефлексия, учебно-познавательная деятельность, профессиональная подготовка.
Annotation. The article observes reflexive processes and defines their role in the professional training of students; it also clarifies the ways of how reflexive possibilities are realized in the practice of professional education. The results of the study reveal the level of knowledge about the essence of the reflexive organization of students' educational and cognitive activity and the level of formation of professional training of university students. A meaningful analysis of the data allows to state that, generally students are aware of themselves as a self-sufficient, independent person, the priority goal of their education at the university is professional training. Along with the self-awareness of students, the outcome of the work confirmes dissatisfaction of the students' majority with the organization of educational and cognitive activities in terms of their training for professional activity. It also identified the need to create a reflective model of organizing students' educational and cognitive activities in the process of professional training.
Keywords: higher professional education, reflection, educational and cognitive activities, professional training.
Introduction. Improving the efficiency of the system of higher professional education is one of the urgent tasks of the Rus.sian education in current period of global changes in all life spheres from state and financial to surely educational. In the context of reforming the vocational education system, it is important, both in theoretical and