Научная статья на тему 'Компетентность родителей как условие полноценного речевого развития ребенка-дошкольника'

Компетентность родителей как условие полноценного речевого развития ребенка-дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / АДЕКВАТНАЯ/ НЕАДЕКВАТНАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ADEQUATE/ INADEQUATE POSITION OF THE PARENTS / COMPETENCE / SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовская Виктория Сергеевна

В данной статье рассматривается работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Цель исследования на основании результатов разработанного проекта определить приемы повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовская Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность родителей как условие полноценного речевого развития ребенка-дошкольника»

На основании результатов проведенной диагностики можем сделать вывод: в образовательной среде гуманитарно-педагогического факультета ИГЛУ студент признается главной фигурой педагогического процесса, но чувствует он себя таковым лишь в отдельных случаях или вернее сказать при работе с отдельными преподавателями. В целом же, определяет «правила», направления и стратегии развития личности студентов на факультете преподаватель.

Наше пилотажное исследование не претендует на полноту картины о качестве векторного развития нашего факультета, но демонстрирует его информативность диагностики о противоречиях образовательной среды, потенциале ее субъектов и др., что позволяет рекомендовать использование данной методики при мониторинге качества педагогического потенциала образовательной среды вуза.

Библиографический список

1. Васильева, Е. Ю. Совершенствование образовательной среды ВУЗа на основе мониторинга качества студентов [Текст] / Е. Ю. Васильева, М. В. Узкая // Вестник Поморского университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки.- 2009. - №5. - С. 163-169

2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.

Садовская Виктория Сергеевна

Магистрант факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.018.26 ББК 74.205

КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

В данной статье рассматривается работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Цель исследования - на основании результатов разработанного проекта определить приемы повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Ключевые слова: компетентность; речевое развитие детей; адекватная/ неадекватная позиция родителей.

THE COMPETENCE OF PARENTS AS A CONDITION OF THE FULLYFLEDGED SPEECH DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD

The article deals with the problem of work with parents - as one of the conditions for optimization of the pedagogical process and socializations a child, with speech impediment. The research purpose is to define the methods of increasing of parents’ competence level in questions of children speech development on the basis of elaborated project results.

Key words: competence; speech development of children; adequate/ inadequate position of the parents.

Статья основана на понимании того, что одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является работа с родителями с целью оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования

— залог успешного развития детей» [1].

Е.С. Бабина в журнале «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе» замечает, что одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, потому что родители являются авторитетом для него и ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении [2, с. 7-8].

По мнению Н.С. Жуковой, в зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу - научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем [3, c. 45].

Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.

Как отмечает М.Ф. Фомичева, родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов [4, с. 65].

Чтобы помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях, автором статьи разработан проект, целью которого является повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

На стадии подготовительного (информационно-аналитического) этапа было проведено анкетирование, установлены единые требования логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключены дополнительные договоры между двумя сторонами образовательного процесса. На основе собранных данных проанализированы особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявлен уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработана тактика своего общения с каждым родителем. На данном этапе также начинается сбор и разработка копилки «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

На основном (практическом) этапе разработана и апробирована система методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Речевичок».

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы второго этапа проекта:

- проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

- ведение «Дневника успеха».

Целью заключительного (контрольно-диагностического) этапа были анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей; транслирование опыта работы по данной теме для педагогов.

Какова эффективность полученных результатов?

Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку.

Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

Для педагогов — положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики по развитию речи детей при аттестации педагогов.

Для ДОУ — благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Библиографический список

1. Закон РФ «Об образовании» Wikipedia [Электронный ресурс] . - М. : http://www.wikipedia.org (10 окт. 2011).

2. Бабина, Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе: [Текст] / Е. С. Бабина // Журнал «Логопед». -2005. - № 5. - С. 7 - 8

3. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. - М. : 1998. - 45 с.

4. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : учеб. пособие / М. Ф. Фомичева. - М. : Воронеж, 1997. - 65 с.

Книжная полка

Иванова Людмила Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент,зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

Григорьева Ирина Валерьевна

Аспирант, старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ВОСТОЧНОСИБИРСКОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

(указаны публикации начиная с 1990-х годов XX века)

1. Григорьева И.В. Медиаобразовательное пространство как условие формирования медиакомпетентности будущего педагога XXI в. (из опыта работы кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) [Текст] / Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве (материалы II Всероссийской научнопрактической конференции). -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2008. С. 5660.

2. Григорьева И.В. Интерпретация категории пространства в отечественной и зарубежной культурно-философской и педагогической мысли [Текст] / Педагогическая теория, эксперимент, практика (сборник статей). - Иркутск: ИПКРО, 2008. С. 287 - 293.

3. Grigorieva I. The mediaeducational space as a condition of becoming the expert in modern high school (from an operational experience of the faculty of pedagogic of Irkutsk state linguistic university (ISLU) [Текст] // International journal of experimental education. CRNA: European Academia of Natural History, 2008. № 3. P.92-93.

4. Григорьева И.В. Вовлечение студентов в активную медиадеятельность по созданию медиаобразовательного пространства педагогического вуза (из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.