Научная статья на тему 'Компетентность как основа модели модернизации современного отечественного образования'

Компетентность как основа модели модернизации современного отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SPECIAL COMPETENCE / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INDIVIDUAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яблонская Людмила Валерьевна, Яблонская Лидия Валерьевна

Стандарт второго поколения основанный на системно-деятельностном подходе вносит изменение в современную российскую модель образования, которая выражается в категории «компетенция». Характеристика компетентности рассматривается как фундаментальная в современных педагогических теориях. В таком употреблении термина рассматривались частные свойства компетентности как высшая степень профессионализма, как механизм выделения конкретных свойств на уровне общего, единичного, особенного и это соответствует методологическому принципу научного знания. Компетентность отличается от профессионализма в степени доминирования когнитивного компонента у познающего субъекта, которое указывает на уровень овладения конкретными профессиональными знаниями. В настоящее время большое значение приобретает компетентностный подход, который является качественным критерием профессиональной успешности, становления личности, показателем эффективности учебно-воспитательного процесса и стратегии образовательного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яблонская Людмила Валерьевна, Яблонская Лидия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE AS THE BASIS OF THE MODERNIZATION MODEL OF MODERN DOMESTIC EDUCATION

The second-generation standard based on the system-activity approach, introduces change in the modern model of education, which consists of categorical education in the category of "competence". Characterization of competence is considered theories in modern pedagogical. In this use of the term, prite properties of competence were considered as the highest degree of professionalism, a mechanism for identifying specific properties at the level of general, individual, and special, and this corresponds to the methodological principle of scientific knowledge. The second-generation standard is based on the system-activity approach introduces changing the modern Russian model of education, which is expressed in the category of "competence". Characterization of competence is considered as a fundamental in modern pedagogical theories. In this use of the term, private properties of competence were considered as the highest degree of professionalism, as a mechanism for identifying specific properties at the level of general, individual, and special, and this corresponds to the methodological principle of scientific knowledge. Competence differs due to professionalism in the degree of dominance of the cognitive component in the knowing subject, which indicates the level of mastery of specific professional knowledge. Nowadays a significant importance is acquired by the competence approach, which is a qualitative criterion of professional success of the personality, an indicator of the effectiveness of the educational process and the strategy of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Компетентность как основа модели модернизации современного отечественного образования»

педагогические науки

Яблонская Людмила Валерьевна, Яблонская Лидия Валерьевна КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ...

УДК 378: 656.6.08

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Яблонская Людмила Валерьевна, доктор философских наук, профессор кафедры

«Гуманитарные дисциплины» Яблонская Лидия Валерьевна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры «Морское право» Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (353900, Россия, Новороссийск, пр. Ленина 93, е-mail: diada1965@mail.ru) Аннотация. Стандарт второго поколения основанный на системно-деятельностном подходе вносит изменение в современную российскую модель образования, которая выражается в категории «компетенция». Характеристика компетентности рассматривается как фундаментальная в современных педагогических теориях. В таком употреблении термина рассматривались частные свойства компетентности как высшая степень профессионализма, как механизм выделения конкретных свойств на уровне общего, единичного, особенного и это соответствует методологическому принципу научного знания. Компетентность отличается от профессионализма в степени доминирования когнитивного компонента у познающего субъекта, которое указывает на уровень овладения конкретными профессиональными знаниями. В настоящее время большое значение приобретает компетентностный подход, который является качественным критерием профессиональной успешности, становления личности, показателем эффективности учебно-воспитательного процесса и стратегии образовательного учреждения

Ключевые слова: профессионализм, компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, специальная компетентность, социальная компетентность, индивидуальная компетентность, личностная компетентность

COMPETENCE AS THE BASIS OF THE MODERNIZATION MODEL OF MODERN DOMESTIC EDUCATION

© 2017

Yablonskaya Ludmila Valeryevna, doctor of Philosophy, Professor of the Department Humanitarian Description Yablonskaya Lidia Valeryevna, сandidate of philological sciences, lecturer of the department "Maritime Law" State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov (353900, Russia, Novorossiysk, Lenin Avenue 93, e-mail diada1965@mail.ru) Abstract. The second-generation standard based on the system-activity approach, introduces change in the modern model of education, which consists of categorical education in the category of «competence». Characterization of competence is considered theories in modern pedagogical. In this use of the term, prite properties of competence were considered as the highest degree of professionalism, a mechanism for identifying specific properties at the level of general, individual, and special, and this corresponds to the methodological principle of scientific knowledge. The second-generation standard is based on the system-activity approach introduces changing the modern Russian model of education, which is expressed in the category of «competence». Characterization of competence is considered as a fundamental in modern pedagogical theories. In this use of the term, private properties of competence were considered as the highest degree of professionalism, as a mechanism for identifying specific properties at the level of general, individual, and special, and this corresponds to the methodological principle of scientific knowledge. Competence differs due to professionalism in the degree of dominance of the cognitive component in the knowing subject, which indicates the level of mastery of specific professional knowledge. Nowadays a significant importance is acquired by the competence approach, which is a qualitative criterion of professional success of the personality, an indicator of the effectiveness of the educational process and the strategy of the educational institution.

Keywords: professionalism, competence, competence, competence approach, professional competence, professionalism, competence, competence, competence approach, professional competence, special competence, social competence, individual competence, personal competence.

Методология исследования социального субъекта, функционирующая в границах традиционной парадигмы, уже не является ресурсным и не в достаточной мере обеспечивает качество образовательного процесса современной России. В новой ситуации не все традиционные механизмы познания удовлетворяют требованиям образовательного процесса. Как следствие, каждая наука получает частичное знание о феноменологии социального субъекта. Это привело к потребности поиска нового подхода, способного обеспечить синтез многих знаний, с целью получения целостной картины, с учетом включенности в реальные отношения и связи социального субъекта.

Стандарт второго поколения российского образования, основанный на системно-деятельностном подходе, обусловливает изменение современной модели образования. Предыдущая модель образования определяет цель обучения как усвоение знаний, умений, навыков. Опираясь на фактологический материал аналитиков отечественного образования (Зазыкина В.Г, Маркова А.К, Деркач А.А), выкристаллизовывается необходимость направить вектор педагогических исследований на проблемы компетентностного подхода. Новационная отечественная парадигма определяет цель как формирование умений учиться, как компетентность, обеспечивающая

овладение новыми компетенциями. В связи с этим, предстоит разрешить целый ряд дидактических, психолого-педагогических и методологических проблем в рамках компетентностного подход, т.к. нечетко осмыслен понятийный аппарат, характеризующий сущность компетентностного подхода и ещё не устоялась система ключевых компетенций.

Проблематика компетентности как важного свойства профессионала и ее проявление сегодня, считается одной из важнейших в исследованиях в рамках образовательного процесса.

В рамках педагогики, акмеологии и психологии проведены теоретические и эмпирические исследования разных видов компетентности (профессиональная, социальная, психологическая, коммуникативная, аутоп-сихологическая, конфликтологическая, социально-психологическая). Выявляются их характеристики, виды, психологическая структура, условия организации педагогического процесса, психологические и факторы развития, тем не менее, данная проблема еще далека от окончательного решения.

Термин «компетентность» (competentia - принадлежность по праву) обозначает «... обладание такими знаниями, которые позволяют судить о чем-либо, позиционировать авторитетное, веское мнение, быть ос-

Yablonskaya Ludmila Valeryevna, Yablonskaya Lidia Valeryevna COMPETENCE AS THE BASIS OF THE MODERNIZATION MODEL ..

pedagogical sciences

ведомленным, авторитетным в определенной области». [1]. Так же следует подчеркнуть такую важную составляющую характеристики категории: competence - «... круг полномочий, легитимная способность авторитетной личности совершать действия в определенных условиях». [2]. Следовательно, компетентный (competens - принадлежащий, соответствующий, способный) - «... это сведущий, знающий в конкретной области; знания и полномочия дают право решать или делать, судить о что-либо» [3].

Сущностная характеристика компетентности в российском научном пространстве рассматривается как фундаментальная в педагогических теориях [4-8]. В таком употреблении термина рассматривались частные свойства компетентности как высшая степень профессионализма, как условие механизма функционирования и формирования. Компетентность рассматривается как механизм выделения конкретных свойств на уровне общего, единичного, особенного и это соответствует методологическому принципу научного знания. В соответствии с этим, «компетентность» выступает обобщающей категорией на уровне общего.

Компетентность как обобщающая категория связана с акмеологическим наполнением термина. В данном ракурсе сущностные характеристики «компетентности» проявляются в следующем смысле: интегральная способность зрелой личности к поступательному профессиональному развитию при непрерывном усложнении задач, возрастание уровня достижений. Профессиональная и общекультурная компетентность учащихся - это синтез высокого уровня личностных и профессиональных достижений, а также психологических качеств человека, финальной целью которого является стремление достичь вершины в своем развитии, планировать прогрессивную профессиональную динамику и уметь осуществлять ее. По мнению А.К. Марковой, компетентность является категорией высокого акмеологического уровня по причине глубины своего содержания, являясь системообразую-ший и объемной категорией. По данным А.К. Марковой, «.компетенции указывают на высоту уровня достижений конкретной личности, признанный в определенном сообществе как социально значимый результат, значительно превышающий допустимый уровень нормы» [9]. Компетентность выступает показателем общественно значимых умений, знаний и владений как высоких достижений в рамках личностно-профессиональные роста.

Необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная компетентность», «профессиональная эрудиция» и «профессиональный опыт» - неразрывно связанные понятия, которые выступают структурными элементами единой системы. Данные категории формируются и приобретаются в периметре как базового, так и дополнительного образования в процессе длительной практической деятельности. Профессиональная компетентность - это базовый когнитивный компонент, маркер профессионализма личности, система знания аккумулирующая и расширяющая круг решаемых вопросов и проблем. Эта способность наполняет профессиональную деятельность личности высокой продуктивностью. Специфика выполняемой профессиональной деятельности определяется содержанием и структурой компетентности, ее принадлежностью к определенным типам. «Ее интегративный характер может как включать в себя другие виды компетентности, а также отождествляться с ними» [10].

Исследования А.К. Марковой с опорой на критерий «общее-особенное», позволяют систематизировать и ти-пологизировать следующие существующие виды компетентности:

1. Специальная компетентность тождественна с профессиональной компетентностностью. Способность проектировать дальнейшую динамику профессионального развития; Она проявляется владением личности профессиональной деятельностью.

2. Социальная компетентность проявляется как высокий уровень общения и взаимодействия в рамках профессиональной деятельности, степень ответственности за результат своего труда.

3. Личностная компетентность закачается в умении владеть приемами самовыражения, способности противостоять профессиональной деформации;

4. Индивидуальная компетентность - это развитие индивидуальных качеств личности в рамках профессии, владение методами и приемами самореализации в процессе развития индивидуальности. [11, с. 308].

Приведенные определения и типологии с точки зрения психологии указывают на взаимосвязь качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, в которую вписан ряд взаимосвязанных между собой компонентов.

Профессиональная область компетентностного подхода позволяет выделить и структурировать пять основных компонентов, определяющих главное содержание компетентности:

- Компонент гностический или когнитивный, который указывает на характеристику или на наличие заданных профессиональных знаний;

-Регулятивный компонент, который позволяет оперировать уже имеющимися профессиональными знаниями в процессе разрешения профессиональных задач;

-Рефлексивно-статусный компонент, который позволяет в рамках признания авторитетности действовать соответственно с определенным алгоритмом;

-Нормативный компонент, он определяет круг профессионального ведения, сферу полномочий;

-Коммуникативный компонент, обусловленность которого определяется тем фактом, что профессиональная деятельность осуществляется в периметре взаимодействия и делового общения. Данная компетентность проявляется именно в условиях общения [11, с. 300].

Таким образом, сущностные характеристики компетентности проявляются как на уровне общего, так и на уровне особенного, и, следовательно, раскрывать их требуется с учетом содержания всех рассмотренных выше компонентов.

Следует заметить, что приступать к исследованию профессиональной компетенции и ее видов, следует с использованием данного подхода. Степень и уровень профессиональной компетентности напрямую зависит от личностных качеств самого субъекта деятельности, его интеллектуальной активности, познавательной потребности, способностей, мотивации личностных и профессиональных достижений. Следует акцентировать внимание, что «профессиональная компетентность не тождественна профессионализму, а является лишь условием по пути его достижения» [11. С.304]. Компетентность отличается от профессионализма, по данным А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, в степени доминирования когнитивного компонента у познающего субъекта, которое указывает на уровень овладения конкретными профессиональными знаниями; меньшей роли присутствия регулятивной составляющей; преимущественной роли рефлексивно-статусной составляющей, которая дает право действовать определенным образом, а так же необходимо учитывать регулирующую функцию нормативного компонента, который определяет круг полномочий сферы профессионального ведения, которая определяет способ поведения и деловых отношений» [11, С. 305]. Авторами подчеркивается утверждение, что в процессе исследования компетентности следует концентрировать внимание именно на системе знаний, и в меньшей степени на соответствующих им умений, а также факторах нормировании и регуляции при практическом применении знаний. Немаловажная, но все же второстепенная роль отводится и личностно-профессиональные качествам субъекта труда. Именно в этом отличается профессиональная компетентность от профессионализма деятельности. [11, с. 247]._

264

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Яблонская Людмила Валерьевна, Яблонская Лидия Валерьевна КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ...

В ходе исследования научного феномена «компетентность» возникает вопрос, можно ли выделить универсальный вид или виды компетентности, являющиеся универсальными. Существуют ли такие составляющие компетенции, которые были бы необходимыми и равно-востребованными для эффективности разного рода профессиональной деятельности. В соответствии с мнением А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, таковыми могут быть следующие компетентности: аутопсихологиеская, социально-перцептивная, коммуникативная, рефлексивная (рефлексивно-статусная) нормативная и [11, с. 305].

Процессы рефлексивные определяют процесс самопознания и познания других людей, поэтому можно считать, что рефлексивная компетентность являет собой механизм аутопсихологической и социально-перцептивной компетентности. Рефлексивная компетентность заключается «в осведомленности относительно осмысления и возможности преодоления стереотипов в мышлении с целью саморазвития в плане совершенствования профессиональной деятельности» [11, с. 306]. Рефлексивная компетентность в большей степени обуславливает повышение инновационной составляющей в профессиональной деятельности.

Социально-перцептивная компетентность, заявленная учеными как универсальная компетенция, проявляется в «знании людей», ее основу определяют психологические знания о личности и характере, детерминирующих деятельность, поведение, отношения и общение людей.

Социально-психологическая компетентность рассматривается как система знаний о закономерностях и алгоритме поведения, общения, деятельности и отношений людей, в рамках профессиональной или социальной группы. Аутопсихологическая компетентность как система знаний, рассматривает механизм осуществления самооценки, самопознания, самоконтроля, управление своей работоспособностью, что позволяет обеспечива-еть самоэффективность. [11, с. 306].

Можно выделить также еще интерактивную компетентность, обеспечивающую организацию успешных профессиональных взаимодействий [11. с. 307]. Надо заметить, что интерактивная компетентность тесно связана с социально-перцептивной и психолого-педагогической, как обеспечивающая необходимые обратные связи в процессе общения и взаимодействия.

Таким образом, компетентность - важная и многоаспектная категория в педагогическом и акмеологическом плане. Значимость ее исследования подчеркивается тем фактом, что в современных условиях ее трактовки вызывают затруднения и неоднозначность в ее понимании. В настоящее время большое значение приобретает ком-петентностный подход, который является качественным критерием профессиональной успешности, становления личности, показателем эффективности учебно-воспитательного процесса и стратегии образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Профессиональное образование, 2002. С. 101-102.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981. 904.с.

3. Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004. С. 161.

4. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.

5. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.

6. Величко А.Ю. Критерии, показатели и уровни измерения сформированности гражданской компетент-

ности будущих менеджеров туристической индустрии // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 16-19.

7. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

8. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.

9. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя. //Советская педагогика, М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», М.:1999, №8, С. 17.

10. Зазыкин В. Г. К проблеме масштабности личности Экономические и социально-гуманитарные исследования. №1 (1). М.: 2014. С.34.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Статья поступила в редакцию 26.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.