Научная статья на тему 'Компетентность инженеров и бакалавров на примере изучения дисциплины "Электротехника и электроника"'

Компетентность инженеров и бакалавров на примере изучения дисциплины "Электротехника и электроника" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ЭЛЕКТРОТЕХНИКА / ELECTRICAL ENGINEERING / ЭЛЕКТРОНИКА / ELECTRONICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова З.Е.

В статье рассмотрены проблемы подготовки инженерных кадров на основе федеральных государственных стандартов Российской Федерации. На нынешнем этапе введения основных профессиональных образовательных программ высшего образования несовершенство учебных планов бакалавриата затрудняет освоение профессиональных компетенций обучающимися. Для подготовки высококвалифицированного инженера, удовлетворяющего требованиям работодателя в соответствии с профессиональным стандартом специалиста, следует вернуться к образовательным программам специалитетов, которые позволяют в полном объеме освоить необходимые компетенции высококвалифицированного специалиста в соответствующей отрасли производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF ENGINEERS AND BACHELORS ON EXAMPLE OF STUDYING ELECTROTECHNICS AND ELECTRONICS

The paper considers the problems of engineer training on the basis of federal state standards of the Russian Federation. At the current stage of introduction of the basic professional educational programs of higher education, the imperfection of the curriculums of the bachelor's degree makes it difficult for the students to master the professional competencies. In order to train a highly qualified engineer who meets the requirements of the employer in accordance with the professional standard of a specialist, one should return to the educational programs of specialties that allow to fully master the necessary competencies of a highly skilled specialist in the relevant production sector.

Текст научной работы на тему «Компетентность инженеров и бакалавров на примере изучения дисциплины "Электротехника и электроника"»

6. Profilaktika suicida sredi nesovershennoletnih [Prevention of suicide among minors] / sost.: N. A. Raznadezhina, L. A. Bezdol'naja. - Surgut : Izd-vo BU Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry «Metodicheskij centr razvitija social'nogo obsluzhivanija» [Publishing house BU of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra "Methodological Center for the Development of Social Services"], 2012. - 130 p. [in Russian]

7. Profilaktika suicidal'nyh projavlenij sredi nesovershennoletnih: Metodicheskie rekomendacii [Prevention of suicidal phenomena among minors: guidelines] / Sost. Bad'ina N.P. - GAOU DPO IROST. - Kurgan [GAOU DPO IROST. - The mound], 2011. - 107 p. [in Russian]

8. Ryleeva A.S. Organizacija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti naselenija Rossii: uchebnoe posobie [Organization of leisure activities of the population of Russia: textbook] / A.S. Ryleeva. - Kurgan: Izd-vo KGU [Kurgan: Publishing house of KSU], 2014. - 229 p. [in Russian]

9. Sociologicheskij slovar' [Sociological dictionary] / pod. red. G.V. Osipova, L. N. Moskvicheva, O. E. Chernoshhek. -M.: Norma; ISPI RAN [M .: Norm; ISPI RAS], 2008. - 608 p [in Russian]

10. Sukhareva O.A. Podrostkovyj suicid: mery profilaktiki i reduprezhdenija podrostkovogo suicida v obrazovatel'noj organizacii [Teenage suicide: prophylaxis and prevention] / O. A. Suhareva // Akademicheskij vestnik Akademii social'nogo upravlenija [Academic Bulletin of the Academy of Social Management]. - 2017.- .- № 2 (24). - P. 6670. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.061 Давыдова З.Е.

ORCID: 0000-0001-6991-460X, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет в г. Якутске КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ И БАКАЛАВРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы подготовки инженерных кадров на основе федеральных государственных стандартов Российской Федерации. На нынешнем этапе введения основных профессиональных образовательных программ высшего образования несовершенство учебных планов бакалавриата затрудняет освоение профессиональных компетенций обучающимися. Для подготовки высококвалифицированного инженера, удовлетворяющего требованиям работодателя в соответствии с профессиональным стандартом специалиста, следует вернуться к образовательным программам специалитетов, которые позволяют в полном объеме освоить необходимые компетенции высококвалифицированного специалиста в соответствующей отрасли производства.

Ключевые слова: образовательная программа, профессиональный стандарт, компетенция, проектная деятельность, электротехника, электроника.

Davydova Z.E. ORCID: 0000-0001-6991-460X, Senior Lecturer, North-Eastern Federal University in Yakutsk COMPETENCE OF ENGINEERS AND BACHELORS ON EXAMPLE OF STUDYING ELECTROTECHNICS AND

ELECTRONICS

Abstract

The paper considers the problems of engineer training on the basis offederal state standards of the Russian Federation. At the current stage of introduction of the basic professional educational programs of higher education, the imperfection of the curriculums of the bachelor's degree makes it difficult for the students to master the professional competencies. In order to train a highly qualified engineer who meets the requirements of the employer in accordance with the professional standard of a specialist, one should return to the educational programs of specialties that allow to fully master the necessary competencies of a highly skilled specialist in the relevant production sector.

Keywords: educational program, professional standard, competence, project activity, electrical engineering, electronics.

Освоение общепрофессиональных дисциплин в деле подготовки специалистов и бакалавров многих направлений является научным фундаментом для будущей профессиональной деятельности выпускников. На гео лого-разведочном факультете ФГАОУ ВО СВФУ будущие горные специалисты инженеры-геофизики изучают дисциплину «Электротехника и электроника» в течение двух семестров на третьем курсе обучения, что позволяет им освоить данный курс в достаточно полном объеме, при том условии, что в неделю отведено 2 часа на теоретический цикл (лекция/практический семинар) и не менее 2-х часов на лабораторные работы. Согласно ФГОС ВО 3+ по специальности 21.05.03 Технология геологической разведки, специализация «Геофизические методы поисков и разведки месторождения полезных ископаемых», выпускник, освоивший инженерную специальность при изучении дисциплины «Электротехника и электроника», согласно утвержденной образовательной программы [9], должен обладать определенными профессиональными компетенциями в производственно-технологической и в проектной деятельности.

Согласно выписке из ФГОС ВО по специальности 21.05.03 Технология геологической разведки, специализация «Геофизические методы поисков и разведки месторождения полезных ископаемых»1: "4.3. Выпускник, освоивший

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования СПЕЦИАЛИТЕТ Специальность 21.05.03 Технология геологической разведки, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1300

программу специалитета, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на которые ориентирована его образовательная программа, готов решать следующие профессиональные задачи: в проектной деятельности: анализировать состояние научно-технических проблем, выполнять обоснование технических заданий на исследование проблем технологий геологоразведочных работ путем подбора и изучения литературы и патентных источников; разрабатывать и выполнять обоснование проектов комплексов технологий геологоразведочных работ и методов обработки информации для различных геолого-технических условий; подготавливать технические задания на разработку функциональных и структурных схем приборов и информационно-измерительных систем для геологоразведочных работ с обоснованием физических принципов действия устройств, их структур, с проведением технико-экономических расчетов; выполнять оценку технологичности геологоразведочных работ при изучении конкретных объектов, разрабатывать технологические процессы; составлять техническую документацию, включая инструкции по проведению работ, эксплуатации оборудования, программы испытаний и технические условия" [2, С. 5-7].

Для того, чтобы выпускник был готов анализировать, способен разработать, подготовить, выполнить и составить проект, техническое задания и документацию его нужно научить всем этим компетенциям [8, С. 10-14]. Освоить профессиональные компетенции на качественно высоком уровне можно только при условии разработки курсовых проектов по учебным дисциплинам [7, С. 69-72]. К сожалению, в СВФУ внутренним локальным актом количество курсовых работ и проектов по всем направлениям специалитета и бакалавриата сведено до минимума и реализуются они в основном по специальным дисциплинам. А так как дисциплина «Электротехника и электроника» относится к общепрофессиональным, то соответственно курсовые проекты по ней не предусмотрены. Между тем при проведении независимых оценок квалификации (НОК) экспертная комиссия проводит экзамен по любой выбранной дисциплине, где в том числе, проверяются проектные способности студента, т.е. освоение тех или иных компетенций по видам профессиональной деятельности обучающегося.

Кроме того в рабочем учебном плане при изучении дисциплины «Электротехника и электроника» [10, С. 42] в течение двух семестров отведено 5-6 зачетных единиц (кредитов) или 180-216 академических часов, из которых почти 50% занимает самостоятельная работа студентов (СРС) [6, С. 98-108]. Введение курсового проекта по данной общепрофессиональной дисциплине в качестве СРС во втором семестре изучения дало бы возможность качественной реализации данных компетенций, так как без серьезной внеаудиторной подготовки обучающихся они будут освоены лишь частично. Разработка курсового проекта предполагает получение конкретного экспериментального результата по заданной тематике, для этого студенту необходимо самостоятельно проработать тему проектного исследования и определить наиболее рациональные пути его решения. Полученный опыт проектной работы был бы весьма полезен в будущей профессиональной деятельности выпускника.

Многие преподаватели, как и я, убеждены, что всеобщее внедрение бакалавриата ведет к деградации высшего инженерно-технического образования в России. Например, по направлению подготовки бакалавров 21.03.01 Нефтегазовое дело [1], согласно утвержденной образовательной программы и рабочего учебного плана, дисциплина «Электротехника» ведется в третьем семестре параллельно с изучением курсов математики и физики, что вызывает большие затруднения в полноценном усвоении учебного материала и получению профессиональных компетенций [11, С. 31-32]. При такой подготовке по фундаментальным дисциплинам разработка курсового проекта по электротехнике невозможна в принципе, так как студент еще не освоил необходимый математический аппарат и требуемые физические законы. Хотя согласно своей образовательной программе при изучении дисциплины «Электротехника» будущий выпускник должен иметь такие же профессиональные компетенции и выполнять те же трудовые функции, что специалист-инженер по тем же видам профессиональной деятельности. Здесь налицо некомпетентность бакалавра по сравнению со специалистом.

При разработке своих образовательных программ выпускающие кафедры вуза должны исходить из требований Профессионального Стандарта будущего работника [3], т.е. из его будущих обобщенных трудовых функций, предполагающих определенные трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. Несовершенство учебных планов бакалавриата не дает возможности последовательно и равноценно изучать инженерные дисциплины, так как многие из них должны строиться на ранее изученных полноценных базовых курсах, а на данный момент студенты осваивают их параллельно в одном семестре. В этом случае изучение дисциплин «Электротехника», «Электротехника и электроника» предполагало бы более обобщенные компетенции для всех инженерных специальностей. Освоение указанных компетенций по электротехнике и электронике подразумевает, что выпускник знает устройство, принцип действия, области применения основных электротехнических и электронных устройств и электроизмерительных приборов; умеет анализировать и рассчитывать цепи постоянного тока, однофазные и трехфазные цепи переменного тока, простейшие электронные усилители на транзисторах и операционные усилители; проводить измерения в цепях и оценивать критичность их параметров; владеет методиками проектирования и расчета цепей постоянного и переменного тока, трансформаторов, простейших электронных приборов; а также владеет практическими навыками измерения и анализа электрических и неэлектрических величин. Кроме этого освоение профессиональных компетенций дает возможность знать нормативную документацию по применению электротехнических приборов и электронных устройств, применяемых в производстве; уметь измерять и производить обработку электрических и неэлектрических величин и характеристик приборов с учетом нормативных данных и анализировать данные; владеть методиками сбора и анализа исходных данных промышленных и производственных объектов и их элементов; владеть практическими навыками проектирования и анализа этих объектов и их элементов в соответствии с нормативной документацией [4], [5].

Освоение этих важных дисциплин является основой для общенаучной подготовки будущих инженеров и фундаментом для изучения специальных дисциплин по профессии. Без общесистемного подхода к высшему образованию инженерное мышление и видение на практике не даст ожидаемых результатов, и дополнительно потребуются большие моральные и материальные затраты, чтобы довести будущего технического специалиста до требуемого современному работодателю квалифицированного уровня подготовки.

Список литературы /References

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата): приказ Минобра России от 12 марта 2015 г. N 226 [Электронный ресурс]. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/210301.pdf (дата обращения 23.10.2017).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.05.03 Технология геологической разведки (уровень специалитета): приказ Минобра России от 17 октября 2016 г. N 1300. [Электронный ресурс]. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/210503.pdf (дата обращения: 23.10.2017).

3. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по обработке и интерпретации скважинных геофизических данных (в нефтегазовой отрасли)», приказ Минтруда России от 29 июня 2017г. № 525н. [Электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru/71725650/#friends (дата обращения (23.10.2017).

4. Жаворонков М.А. Электротехника и электроника: Учебник для вузов высш. учеб. заведений / М.А. Жаворонков, А.В. Кузин// - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с.

5. Касаткин А.С. Курс электротехники: учебник для вузов / А.С. Касаткин, М.В. Немцов// - 8-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2005, - 542 с.

6. Юшко Г.Н. Организация самостоятельной работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения: монография / Юшко Галина Николаевна. -Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. - 196 с.

7. Боков Л.А. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов. /Л.А. Боков, М.Ю. Катаев, А.Ф. Поздеева// Современные проблемы науки и образования. - 2013.- № 6. - С.69-72.

8. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

9. Описание образовательной программы высшего образования, уровень: специалитет 21.05.03 Технология геологической разведки, специализация: Геофизические методы поисков и разведки месторождения полезных ископаемых. - Якутск, 2017. - 13 с.

10. Аннотации к рабочим программам дисциплин по программе специалитета, специальность: 21.05.03 Технология геологической разведки, специализация: Геофизические методы поисков и разведки месторождения полезных ископаемых [Электронный ресурс]. - Якутск, 2017. - С. 42. URL: https://www.s-vfu.ru/gos_fgos/files/%D0%93%D0%A0%D0%A4-21.05.03-463-an.pdf (дата обращения 02.11.2017).

11. Аннотации к рабочим программам дисциплин по программе бакалавриата, для направления 21.03.01 Нефтегазовое дело, профиль: Бурение нефтяных и газовых скважин [Электронный ресурс]. - Якутск, 2017. -С.31-32. URL: https://s-vfu.ru/gos_fgos/files/%D0%93%D0%A0%D0%A4-21.03.01-1034-an.pdf (02.11.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 21.03.01 Neftegazovoye delo (uroven' bakalavrata) [On Approval of Federal State Educational Standard of Higher Education in Field of Training 21.03.01 Oil and Gas Business (bachelor level)]: the order of the Russian Ministry of Education of March 12, 2015 N 226 [Electronic resource]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/210301.pdf (Reference date: 23.10.2017). [in Russian]

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 21.05.03 Tekhnologiya geologicheskoy razvedki (uroven' spetsialiteta) [On Approval of Federal State Educational Standard for Higher Education in Field of Training. 21.05.03 Technology of Geological Exploration (Specialist level)]: the order of the Russian Ministry of Defense of October 17, 2016 N 1300. [Electronic resource]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/210503.pdf (Reference date: 23.10.2017). [in Russian]

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist po obrabotke i interpretatsii skvazhinnykh geofizicheskikh dannykh (v neftegazovoy otrasli) [On Approval of Professional Standard "Specialist in Processing and Interpretation of Borehole Geophysical Data (in Oil and Gas Industry)], the order of the Ministry of Labor of Russia on June 29, 2017. No. 525n. [Electronic resource]. - URL: http://base.garant.ru/71725650/#friends (Reference date: (23.10.2017). [in Russian]

4. Zhavoronkov M.A. Elektrotekhnika i elektronika [Electrical engineering and electronics]: Textbook for high schools. training. institutions / M.A. Zhavoronkov, A.V Kuzin // - M.: "Academy" Publishing Center, 2009. - 400 p. [in Russian]

5. Kasatkin A.S. Kurs elektrotekhniki: uchebnik dlya vuzov [Course in Electrical Engineering: Textbook for Universities] / AS. Kasatkin, M.V Nemtsov // 8th ed., Sr. - Moscow: Higher School, 2005, - 542 p. [in Russian]

6. Yushko G.N. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v kreditno-reytingovoy sisteme obucheniya [Organization of Independent Work of Students under Credit-rating Education System]: Monograph / Yushko Galina Nikolaevna - Rost-on-Don: SFU publishing house, 2011. - 196 p. [in Russian]

7. Bokov L.A. Tekhnologiya gruppovogo proyektnogo obucheniya v vuze kak sostavlyayushchaya metodiki podgotovki innovatsionno-aktivnykh spetsialistov. [Technology of Group Project Training in University as Component of Methodology of Training Innovative and Active Specialists] / L.A. Bokov, M.Yu. Kataev, A.F. Pozdeeva // Modern problems of science and education. - No. 6.3. - P. 69-72. [in Russian]

8. Bolotov VA. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme [Competence Model: from Idea to Educational Program] / VA. Bolotov, VV Serikov // Pedagogy. - 2003. - No. 10. - P. 8-14. [in Russian]

9. Opisaniye obrazovatel'noy programmy vysshego obrazovaniya, uroven': spetsialitet 21.05.03 Tekhnologiya geologicheskoy razvedki, spetsializatsiya: Geofizicheskiye metody poiskov i razvedki mestorozhdeniya poleznykh iskopayemykh [Description of Educational Program of Higher Education, Level: Specialty 21.05.03 Technology of Geological Exploration, Specialization: Geophysical Methods of Prospecting and Exploration of Mineral Deposits] - Yakutsk, 2017. - 13 p. [in Russian]

10. Annotatsii k rabochim programmam distsiplin po programme spetsialiteta, spetsial'nost': 21.05.03 Tekhnologiya geologicheskoy razvedki, spetsializatsiya: Geofizicheskiye metody poiskov i razvedki mestorozhdeniya poleznykh iskopayemykh [Abstracts for Working Programs of Disciplines under Specialist Program, Specialty: 21.05.03 Technology of Geological Exploration, Specialization: Geophysical Methods of Prospecting and Exploration of Mineral Deposits] [Electronic resource]. - Yakutsk, 2017. - P. 42. URL: https://www.s-vfu.ru/gos_fgos/files/%D0%93%D0%A0%D0%A4-21.05.03-463-an.pdf (Reference date: 02.11.2017). [in Russian]

11. Annotatsii k rabochim programmam distsiplin po programme bakalavriata, dlya napravleniya 21.03.01 neftegazovoye delo, profil': bureniye neftyanykh i gazovykh skvazhin [Abstract to Working Programs of Disciplines on Bachelor's Program, for Speciality 21.03.01 Oil and Gas Business, Profile: Drilling of Oil and Gas Wells] [Electronic resource]. - Yakutsk, 2017. -P.31-32. URL: https://s-vfu.ru/gos_fgos/files/%D0%93%D0%A0%D0%A4-21.03.01-1034-an.pdf (02.11.2017). [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.072 Дмитриева Е. В.,

Соискатель, педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 520 Колпинского

района Санкт-Петербурга

РАЗВИТИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье проанализированы социальные проблемы подростков (непослушание, агрессивность, «обостренное чувство справедливости», «повышенная тревожность» и отчуждение от окружающего мира); обоснована потребность коррекции нравственного воспитания подростков, выделены и рассмотрены особенности воспитания доброжелательности подростков как развитие добротворчества и профилактика негативизма и непослушания; развитие милосердия и профилактику агрессивности; развитие справедливости и профилактику «обостренного чувства справедливости»; развитие доверительности и профилактику «повышенной тревожности» и отчуждения от окружающего мира. Предложенная модель может быть использована на практике как основа программы воспитания доброжелательности подростков.

Ключевые слова: нравственное воспитание; подросток, доброжелательность, добротворчество, милосердие, справедливость, доверительность.

Dmitrieva E. V.,

ORCID: Teacher and Psychologist, State Budget Educational Institution, Secondary School No. 520 of Kolpinsky

District of St. Petersburg, Postgraduate Student CULTIVATING KINDNESS IN THE STRUCTURE OF MORAL TRAINING OF ADOLESCENTS

Abstract

The article analyzes social problems of adolescents (disobedience, aggressiveness, "heightened sense of justice," "heightened anxiety" and alienation from the outside world); the necessity for correcting moral education of adolescents is grounded, the main features of cultivating kindness in adolescents as a development of goodwill and the prevention of negativism and disobedience are singled out and examined; development of charity and the prevention of aggression; development ofjustice and prevention of a "heightened sense ofjustice"; development of trust and prevention of "heightened anxiety" and alienation from the outside world. The proposed model can be used in practice as the basis of the program of educating the benevolence of adolescents.

Keywords: moral education; adolescence, goodwill, kindness, charity, justice, trust.

Современный мир теряет нравственные ориентиры и становится все более разнообразным. Растущий вал преступлений и асоциального поведения подростков делает актуальным постановку и решение задач нравственного воспитания. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве составляющей цели воспитания выделяется «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [10, С. 1].

Наиболее актуальным является осуществление нравственного воспитания в подростковом возрасте, когда осуществляется самоопределение и происходит бурное развитие самосознания, меняется специфика социальных отношений. В подростковом возрасте происходит жизненный кризис, когда идет поиск и структурирование моральных норм и традиционных ценностей.

Различные подходы к определению предполагаемых результатов и содержания нравственного воспитания подростков создают определенные трудности при его практическом осуществлении. На основе анализа различных исследований, посвященных проблеме нравственного воспитания подростков, выделим его сущностные характеристики.

З.Н. Бурнацева определяет цель нравственного воспитания как «формирование нравственных основ поведения и развитие самосознания подростков» [2, С. 8]. Нравственными основами являются жизненные ценности, реализующиеся в культурных традициях. В процессе самоопределения подросток подвергает сомнению традиционный набор ценностей и пытается найти свое «Я» в их отрицании. Это порождает необходимость создания спектра условий нравственного воспитания подростков, среди которых выделила и обосновала Е.Л. Белоусова, «учет нравственной культуры общества, добровольность участия подростков в деятельности творческих объединений, демократичность обстановки, характеризующаяся субъект-субъектными отношениями педагогов и воспитанников, опора педагогов на интересы и потребности воспитанников» [1, С. 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.