DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.073 Гурьянова И.В. 1, Петушкова О.Г.2
1ORCID:0000-0001-9520-6797 доцент, кандидат педагогических наук;
2ORCID:0000-0003-0945-9515 доцент, кандидат педагогических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ СРЕДСТВАМИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье описывается педагогический подход к решению проблемы профилактики суицидального поведения учащихся профессиональных колледжей. Обосновывается значимость культурно-досуговой деятельности, рассматриваются ее профилактические возможности. Представлен набор психодиагностических методик, критерии отнесения респондентов к высокому, среднему и низкому уровням риска суицидального поведения, описание результатов исследования Проанализированы результаты анкетирования подростков, позволяющие составить представление о структуре досуга учащихся профессиональных колледжей. Названы основные мероприятия, направленные на совершенствование системы организации культурно-досуговой деятельности учащихся с целью профилактики суицидальных намерений учащихся и выработки эффективных превентивных мер.
Ключевые слова: учащиеся коллежей, суицидальные намерения, профилактика, досуг.
Guryanova I.V.1, Petushkova O.G.2
1ORCID: 0000-0001-9520-6797 Associate professor, PhD in Pedagogy;
2ORCID: 0000-0003-0945-9515 Associate professor, PhD in Pedagogy Nosov Magnitogorsk State Technical University PREVENTION OF SUICIDAL INTENTIONS OF STUDENTS IN COLLEAGUES BY MEANS OF CULTURAL
AND LEISURE ACTIVITIES
Abstract
The paper describes the pedagogical approach to solving the problem of prevention of suicidal behavior in students of mlleges of professional studies. The significance of cultural and recreational activities is substantiated, its preventive capabilities are considered as well. The set of psychodiagnostic methods, criteria for classifying respondents as high, medium and low levels of risk of suicidal behavior are presented, the description of the results of the study is given as well. The results of a questionnaire survey of adolescents are analyzed, allowing to understand the structure of leisure time of students in professional colleges. The main activities aimed at improving the system of cultural and recreational activities of students are presented in order to prevent suicidal intentions of students and to develop the effective preventive measures.
Keywords: students of colleges, suicidal intentions, prevention, leisure.
Проблема диагностики и профилактики суицидальных намерений среди детей и молодежи является актуальной в современной России в связи с участившимися случаями суицида. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 10 до 19 лет. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. В СМИ тема суицида поднимается только в свете нашумевших событий при полном отсутствии каких-либо сведений о реабилитации детей и подростков, совершивших суицид [6].
Анализ специальной литературы [1]; [3]; [5] позволят сделать вывод о том, что наряду с другими причинами, к суициду молодого человека могут подтолкнуть деструктивные тенденции в социальном окружении и травматические стрессовые события. Как отмечают специалисты [6]; [7], только 10 % случаев суицидов продиктованы намерениями покончить с собой, а в остальном - это стремление привлечь к себе внимание. Кроме того, причиной суицидальных намерений может послужить безделье и скука, когда подросток прибегает к подобному поведению ради любопытства или оказывается под влиянием злоумышленников, вступающих в контакты с ребёнком во время его праздного времяпрепровождения [10].
В молодежной среде суицид популяризируется через Интернет, в котором подавляющее большинство детей и подростков проводит свое свободное время. В связи с чем, остро стоит вопрос о разработке системы профилактики и предотвращения суицидальных намерений подростков альтернативными виртуальной реальности средствами. С нашей точки зрения, таким средством может выступать активное включение подростков и молодежи в культурно -досуговую жизнь учебного заведения и городского досугового пространства.
Культурно-досуговая деятельность, которая будет проявляться в виде занятий в кружках и секциях, посещения мероприятий города, может поспособствовать тому, что жизнь подростков и молодежи наполнится интересным содержанием, расширится круг общения и поведенческий репертуар.
Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли И.В. Бестужев-Лада, А.А. Гордон, В.Н. Петрушев, В.Д. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушини др. Темы саморазвитии и самореализации личности в сфере досуга отражена в трудах Т.И. Бакланова, А.И. Беляева, А.С. Каргин и др. Анализ теории и практики культурно -досуговой деятельности молодежи исследовали: А.Д. Жарков, В.А. Ковшаров, Ю.Д. Красильников, Т.Г. Киселева, А.С. Рылеева, В.М. Чижиков и др.
Ученые различают досуг и культурно-досуговую деятельность. Культурно-досуговая деятельность -специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [9]. Досуг - совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных
потребностей людей в свободное время. В узком смысле слова под досугом понимают отдых и развлечения: посещение учреждений культурно-досугового типа, массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и др.[9].
Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. К таким особенностям, изученным отечественными исследователями, относят: повышенную эмоциональную и физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость[2], [4]. Таким образом, эффективная культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять потребности и соответствовать способностям молодых людей, быть разнообразной, интересной, носить познавательный и ненавязчивый характер. В этом случае она является мощным средством профилактики нежелательного поведения.
В понимании авторов организация культурно-досуговой деятельности в ракурсе профилактики суицида должна выстраиваться на основе диагностических данных, позволяющих дифференцировать целевые группы и организовать деятельность в каждой группе. С этой целью были изучены: склонность к суицидальному поведению (психодиагностические методики) и структура досуга (анкетирование).
Психодиагностические методики:
1. Тест «Шкала безнадежности» (Beck et al., 1974), измеряющий выраженность негативного отношения к субъективному будущему у взрослых и подростков.
2. Тест «Шкала одиночества» (Д.Рассел и М.Фергюсон), направленный на оценку выраженности одиночества.
3. Методика «SR-45 Риск суицидальных реакций» (П.И. Юнацкевич). Предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям у подростков.
К высокому уровню суицидального риска отнесены респонденты, показавшие по трем методикам суицидальный риск. К среднему - совпадение показателей риска по двум методикам, к низкому - совпадение показателей по одной методике.
Анкета «Структура досуга» состоит из 15 вопросов, разбитых на пять блоков. Первый блок формирует представление о наличии и количестве свободного времени у респондентов. Второй - выявляет, как и с кем проводят досуг респонденты. Третий блока отражают частоту и цель посещения культурных заведений города. Четвертый -выявляет увлечения (хобби). Пятый - изучает удовлетворенность от проведения досуга.
Исследование осуществлялось в период с 12.10.2017 по 23.10.2017 на базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П.Омельченко» и ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж». Выборку составили 1585 респондентов. Из них: мужчин - 64 %, женщин - 36 %; первый курс обучения:- 57, 2 %, второй - 42,8 %; возраст: от 16до 19 лет.
Результаты диагностики и уровни суицидального риска представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни суицидального риска в образовательных учреждениях
Образовательное учреждение Курс Выборка Уровень суицидального риска
низкий средний высокий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ГАПОУ ЧО Политехнический колледж I курс 339 42 12,4 11 3,2 1 0,3
II курс 338 36 10,7 14 4,1 1 0,3
ГБОУ ПОО Магнитогорский технологический колледж им.В.П. Омельченко I курс 471 58 12,3 15 3,2 3 0,6
II курс 437 42 9,6 12 2,7 2 0,5
Количество респондентов 1585 178 11,2 52 3,2 7 0,4
Количество (%) респондентов по суицидальному риску 237(14,9)
Согласно полученным данным 14,9 % респондентов имеют риск суицида. При этом высокий уровень диагностирован у 0,4 % учащихся; 3,2 %-находятся на среднем уровне; 11,2 % учащихся находятся на низком уровне суицидального риска. Респонденты, проявившие высокий уровень риска (7 человек) были направлены в Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска». Специальная работа рекомендована 230 учащимся.
Результаты анкетирования позволили выявить, что 14 % респондентов имеют менее двух часов свободного времени в день; 59% респондентов имеют три часа и 27 % указали, что имеют больше трех часов свободного времени. Свободное время у 46 % совпадает с временным интервалом с 18.00 до 22.00 часов; а 54 % имеют свободное время только после 22.00 часов. Был сделан вывод о высокой занятости большинства респондентов и необходимости организации культурно-досуговой деятельности в интервале с 18.00 до 22.00 ч.
Выявлено, что 47 % респондентов погружены в интернет- среду; 22% -гуляют, встречаются с друзьями; 12 % -занимаются домашними делами; 11 % -посещают секции; 1 % - просматривают телепередачи; 7 % посещают кино и театры. Такие результаты подтвердили предположение о том, около половины респондентов испытывают риски, исходящие от интернет-среды.
Чаще всего респонденты бывают в кинотеатрах - 41%; и на дискотеках - 27%. Меньше всего их интересуют выставки - 9% и музеи - 4 %; на концертах бывают - 12 % учащихся. Культурно-досуговые заведения учащиеся
посещают не чаще одного-двух раз в месяц. Узнать больше нового преследуют 11% респондентов; интересно провести время стремятся - 32 %; «убить» время - 12%, познакомиться с новыми людьми - 18 %, составить компанию и пообщаться с друзьями - 27%. Интересно, что бездеятельное времяпрепровождение (12 %) приближено, в процентном отношении, с выявленным количеством детей, склонных к суициду (14,9 %).
Большинство опрашиваемых интересует музыка и танцы - 19%; спорт - 17%, техника - 11 %; увлекаются фотографией - 7%, рукоделием - 5%, творчеством - 9 %. Об отсутствии увлечений сообщили - 32 % респондентов. Отсутствие увлечений у третьей части опрашиваемых, свидетельствует о необходимости организации специальной психолого-педагогической помощи, направленной на самопознание и самораскрытие, которые могут быть осуществлены в ходе культурно-досуговой деятельности.
Полностью устраивает проведение досуга - 27 %, частично удовлетворены использованием свободного времени-38 %; хотели бы что-то изменить - 35 %. Таким образом, треть респондентов делает запрос на организацию их продуктивного досуга.
С целью профилактики суицидальных намерений в учебных заведения города были проведены следующие мероприятия:
- составлена карта досуга учащихся первых и вторых курсов. На образовательных сайтах учебных заведений представлена информация о мероприятиях, проходящих в городских культурно-досуговых центрах, а также график их проведения и ценовая политика. Кроме того, представлен анонс мероприятий, которые пройдут в самих учебных заведениях и будут подготовлены силами учащихся;
- студенты колледжей зарегистрированы для участия в областных конкурсах «Я выбираю профессию» и «Я выбираю жизнь». Составлен план и началась подготовка к проведению ближайших акций ко Дню матери «Восславим женщину, чьё имя - мать» и «Подари детям сказку». Волонтеры примут участие в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia);
- кураторы групп осуществили запись учащихся в кружки и секции, которые функционируют в самих учебных заведениях, а также в ГБУ ДО Дом учащейся молодежи «Магнит» и Дворец творчества детей и молодежи;
- проведены собрания для родителей учащихся первых - вторых курсов. В повестке собрания была обозначены следующие вопросы: адаптация студентов к образовательному учреждению; организация досуга учащихся; усиление контроля со стороны родителей и педагогов.
- состоялись курсы повышения квалификации по программе «Профилактика суицидального поведения у подростков и молодежи», на которых обучились 23 педагога.
Таким образом, организации досуга молодежи в учебном заведении и за его пределами наполняет содержанием наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и приводит к выходу накопившуюся энергию в социально поощряемые и социально значимые формы.
Список литературы I References
1. Войцех В.Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи I В.Ф. Войцех, Е.В. Гальцев II Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - № 2. - С.17-24.
2. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность I Н.Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 1995. - 139 с.
3. Напрасная смерть: причина и профилактика самоубийств I Под ред. Д. М. Вассерман; пер. Е. Ройне. - М.: Смысл, 2005. - 310 с.
4. Панфилова Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования! Е. В. Панфилова II Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 278-2S3.
5. Погодин HA. Суицидальное поведение: психологические аспекты I Погодин HA. - М.: Флинта, 2016. - 336 с.
6. Профилактика суицида среди несовершеннолетних I сост.: Н. A. Разнадежина, Л. A. Бездольная. - Сургут : Изд-во БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. - 130 с.
7. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации I Сост. Бадьина Н.П. - ^ОУ ДПО ИРОСТ. - Курган, 2011. - 107 с.
S. Рылеева A.C Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие I A.C Рылеева. - Курган: Изд-во КГУ, 2014. - 229 с.
9. Социологический словарь I под ред. Г.В. Осипова, Л. Н. Москвичева, О. Е. Чернощек. - М.: Норма; ИСПИ РAH, 2008. - 608 с.
10. Сухарева ОА. Подростковый суицид: меры профилактики и предупреждения подросткового суицида в образовательной организации I ОА. Сухарева II Aкадемический вестник Aкадемии социального управления.- 2017.-№ 2 (24). - С. 66-70.
Список литературы на английском языке I References in English
1. Wojciech F. V. Narushenie adaptacii i suicidal'noe povedenie u molodezhi [Impaired adaptation and suicidal behavior in youth] / F. V. Wojciech, V. E. Galtsev // Social'naja i klinicheskaja psihiatrija [Social and clinical psychiatry]. - 2009. - Vol. 19. - №. 2. - P.17-24. [in Russian]
2. Maksyutin N. F. Kul'turno dosugovaja dejatel'nost' [Cultural and leisure activities] / N. F. Maksyutin. - Kazan': Medicina [ Kazan: Medicine], 1995. - 139 p.[in Russian]
3. Naprasnaja smert': prichina i profilaktika samoubijstv [Vain death: reason and prophylaxis of suicides] / edited by D. M. Wassermann; translated by E. Roine's. - M: Smysl [M: Meaning], 2005. - 310 p. [in Russian]
4. Panfilova E. V. Cennosti kul'tury dosuga studencheskoj molodjozhi: rezul'taty issledovanija [Values of culture of leisure of student's youth: results of a research ] / E. V Panfilova // Molodoj uchenyj[Young Scientist]. - 2012. - №. 8. - P. 27S-2S3. [in Russian]
5. Pogodin I.A. Suicidal'noe povedenie: psihologicheskie aspekty [Suicidal behavior: psychological aspects] / Pogodin I.A. - M.: Flinta [M.: Flinta], 201б. - 33б p. [in Russian]
6. Profilaktika suicida sredi nesovershennoletnih [Prevention of suicide among minors] / sost.: N. A. Raznadezhina, L. A. Bezdol'naja. - Surgut : Izd-vo BU Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry «Metodicheskij centr razvitija social'nogo obsluzhivanija» [Publishing house BU of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra "Methodological Center for the Development of Social Services"], 2012. - 130 p. [in Russian]
7. Profilaktika suicidal'nyh projavlenij sredi nesovershennoletnih: Metodicheskie rekomendacii [Prevention of suicidal phenomena among minors: guidelines] / Sost. Bad'ina N.P. - GAOU DPO IROST. - Kurgan [GAOU DPO IROST. - The mound], 2011. - 107 p. [in Russian]
8. Ryleeva A.S. Organizacija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti naselenija Rossii: uchebnoe posobie [Organization of leisure activities of the population of Russia: textbook] / A.S. Ryleeva. - Kurgan: Izd-vo KGU [Kurgan: Publishing house of KSU], 2014. - 229 p. [in Russian]
9. Sociologicheskij slovar' [Sociological dictionary] / pod. red. G.V. Osipova, L. N. Moskvicheva, O. E. Chernoshhek. -M.: Norma; ISPI RAN [M .: Norm; ISPI RAS], 2008. - 608 p [in Russian]
10. Sukhareva O.A. Podrostkovyj suicid: mery profilaktiki i reduprezhdenija podrostkovogo suicida v obrazovatel'noj organizacii [Teenage suicide: prophylaxis and prevention] / O. A. Suhareva // Akademicheskij vestnik Akademii social'nogo upravlenija [Academic Bulletin of the Academy of Social Management]. - 2017.- .- № 2 (24). - P. 6670. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.061 Давыдова З.Е.
ORCID: 0000-0001-6991-460X, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет в г. Якутске КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ И БАКАЛАВРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы подготовки инженерных кадров на основе федеральных государственных стандартов Российской Федерации. На нынешнем этапе введения основных профессиональных образовательных программ высшего образования несовершенство учебных планов бакалавриата затрудняет освоение профессиональных компетенций обучающимися. Для подготовки высококвалифицированного инженера, удовлетворяющего требованиям работодателя в соответствии с профессиональным стандартом специалиста, следует вернуться к образовательным программам специалитетов, которые позволяют в полном объеме освоить необходимые компетенции высококвалифицированного специалиста в соответствующей отрасли производства.
Ключевые слова: образовательная программа, профессиональный стандарт, компетенция, проектная деятельность, электротехника, электроника.
Davydova Z.E. ORCID: 0000-0001-6991-460X, Senior Lecturer, North-Eastern Federal University in Yakutsk COMPETENCE OF ENGINEERS AND BACHELORS ON EXAMPLE OF STUDYING ELECTROTECHNICS AND
ELECTRONICS
Abstract
The paper considers the problems of engineer training on the basis offederal state standards of the Russian Federation. At the current stage of introduction of the basic professional educational programs of higher education, the imperfection of the curriculums of the bachelor's degree makes it difficult for the students to master the professional competencies. In order to train a highly qualified engineer who meets the requirements of the employer in accordance with the professional standard of a specialist, one should return to the educational programs of specialties that allow to fully master the necessary competencies of a highly skilled specialist in the relevant production sector.
Keywords: educational program, professional standard, competence, project activity, electrical engineering, electronics.
Освоение общепрофессиональных дисциплин в деле подготовки специалистов и бакалавров многих направлений является научным фундаментом для будущей профессиональной деятельности выпускников. На гео лого-разведочном факультете ФГАОУ ВО СВФУ будущие горные специалисты инженеры-геофизики изучают дисциплину «Электротехника и электроника» в течение двух семестров на третьем курсе обучения, что позволяет им освоить данный курс в достаточно полном объеме, при том условии, что в неделю отведено 2 часа на теоретический цикл (лекция/практический семинар) и не менее 2-х часов на лабораторные работы. Согласно ФГОС ВО 3+ по специальности 21.05.03 Технология геологической разведки, специализация «Геофизические методы поисков и разведки месторождения полезных ископаемых», выпускник, освоивший инженерную специальность при изучении дисциплины «Электротехника и электроника», согласно утвержденной образовательной программы [9], должен обладать определенными профессиональными компетенциями в производственно-технологической и в проектной деятельности.
Согласно выписке из ФГОС ВО по специальности 21.05.03 Технология геологической разведки, специализация «Геофизические методы поисков и разведки месторождения полезных ископаемых»1: "4.3. Выпускник, освоивший
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования СПЕЦИАЛИТЕТ Специальность 21.05.03 Технология геологической разведки, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1300