Научная статья на тему 'Компетентно стный подход к формированию коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей'

Компетентно стный подход к формированию коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новгородцева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентно стный подход к формированию коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей»

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Новгородцева

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЬ ГЬНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕГКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Происходящие в мире соци? иьно-экономи-ческие изменений предъявляют новые требования к подготовке кадров, т.к. важнейшей задачей современного образования становится развитие у обучаемых способности к активному освоению того, что порождается происходящими социальными переменами [2, с. 60]. Поэтому, в образовательной деятельности важная роль стала отводиться самому обучаемому. В связи с

чтим, в системе высшего образования возрастает потребность в студенте, который способен проявлять себя в образовательной деятельности как будущий специалист.

Опираясь на исследования В.Д. Симонен-ко [1, с. '45-146], можно выделить предпосылки и современные требования к подготовке будущих специалистов (табл. 1).

Таолица 1

Предпосылки и современные требования к подготовке будущих специалистов

Предпосылки Требования к подготовке кадров

Переход к постиндустриальному обществу, значительное расширение масштабов междунаропного взаимодействия Коммуникабельность, толерантность, социальная мобильность, информационно-технологическая культура, гибкость мышления

Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в рамках международного сотрудничества Глобальное, системное, планетариое, информационно -технологическое, проективное мировоззрение и мышление

Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокрашечие сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости Профессиональная компетентность и мобильность, постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, конкурентоспособность

Развитие предпринимательства, индивидуальной частной деятельности, создание рынка труда, влияние спроса и предложения на подготовку кадров Предприимчивость, способность к предпринимательству, конкурентоспособность, способность к профессиональному самосохранению, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, оксидентальные способности

Необходимость принимать самостоятельные решения в быстро изменяющихся, динамичных производственно-технологических условиях, анализировать себя и результаты профессиональной деятельности. Профессиональная самостоятельность, ответственность, креативность, рефлексия, адекватная самооценка.

®И.Ь. Новгородцева, 20(Р

77

Мы считаем, что выше указанные объективные предпосылки вступают в противоречие с существующей системой образования. Экономический пост cnocoöcTRveT тому, что знания все более превращаются в ьажный фактор экономического оазвития Мы согласны с мнением многих автооов, что важны знания не сами по себе, а трансформация их в деятельности, приложение знаний. Это обстоятельство диктует особые треоования к специалистам и системам образования, что готовят специалистов.

Нами было отмечено, что одним из направлений модернизации российского образования является бол^е широкое использование компе тентностното подхода, что связано с расширением обоазовательного пространства за пределы формального образования в параллельные структуры системы непрерывного образования и формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях [3, с. 28].

Исходя из теории компетентностного подхода (Д. Белл, О. Тоффлер, Й. Масуда, В П. Иноземцев и др.), результатом образования являются компетенции и компетентности.

Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволяет нам констатировать, что на сегодняшний день в педагогической ьауке нет однозначности в понимании данных категорий

В своем исследовании мы занимаем позицию дифференцирования понятий компетентности (А.К. Маркова, Дж. Равен, Э.Ф. Зеер, Н. Хом-ский, И \. Зимняя, A.B. Хуторской, И.Г. Галями-на, Ю.Г. Татур) и считаем, что компетентность включает в себя знания, умения навыки и представляет собой качество личности, актуальное проявление компетенции.

Мы придерживаемся точки зрения, что компетентность выступает как интегративное качество подготовки специалиста, целостное профессиональное качество которое позволит оудуще-му специалисту выполнять в своей предстоящей профессиональной деятельности производственные задачи в рамках профессии и успешно взаимодействовать с людьми (любые коммуникации).

Синтезируя точки зрения различных исследователей в области педагогики (Л.Н. Болотов, В.Г Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, О.Г. Смолянинова, А.К. Маркова, И.Г Галямина, Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, A.B. Ху горской, В В. Рябов, Ю.В Фролов) и отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузмина,

A.A. Деркач), предлагаем такое определение компетенции: компетенция это интегральная характеристика личности, предел авленная комплексом знаний и умений в конкретной ситуации, демонстрируемая в поведении и позволяющая ей эффективно выполнять задачи, готовность личности к жизнедеятельности во многих контекстах ее социа1ьного взаимодействия, достижения согласия с другими

Как показал проведенный анализ психолого-педагогической литературы (Л. Гребнев, А.К-. Маркова, Т А. Печенева, И.И. Барахович, Ю Н-. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Н.В. Яковлева, В.В. Охотникова, А.П. Панфилова Е.В. Прозорова, Е В. Сидоренко Н.В. Кузьмина, O.A. Абдуллина, Б.Ф. Ломов и др.), в состав компетентности входит коммуникативная компетентность.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интег рированную характеристику качеств личности, умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность), постоянно поддерживай с ними нужные контакты: владение и умение оперировать смысловой информацией, которая характеризует как общую, так и профессиональную эрудицию, вне зависимости от сферы его деятельности, имеющую процессуальную, инструментальную направленности, мотивационный, эмоционально-волевой аспекты.

На наш взгляд, для будущих специалистов, особенно технического профиля, является важным развитие умения пользоваться речью как средством общения и передачи информации, а высшая профессиональная школа должна совершенствовать подготовку специалиста, компетентного не только в профессиональном, но и в коммуникативном отношении. Именно поэтому одной из павных задач образования сегодня становится обучение рациональной организации человеческого взаимодействия, которое требуе т от каждого человека соблюдения определенных стандартов и празил коммуникативного поведение. Коммуникативная компетентность становится тем блоком компетентностей, которые соответствуют современной модели профессиональной подготовки молодежи в системе высшей школы. Направленность образовательного процесса на решение коммуникативных задач актуальна для специальностей технического профиля. Сегодня невозможно решать задачи научного

78

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова 2007, Том 13

Компетентный подход к д» рмированию коммуникативной компетентности .,

мотивационное) воздействие на обучаемого, что не всегда решает проблему улучшения восприятия. понимания и запоминания информации'

- неподготовленность преподавателей к свободному использованию форм, методов, средств для реализации педагогических целей общения;

- проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов общения, которое происходило причинам их неадекватности реальному образовательному процессу;

- использование коммуникативных тренингов как дидактического средства в традиционных системах обу чения, что не позволяет оптимально реализовать их образовательный и развиваю щий ресурс.

Мы предлагаем показатели чоммуникации, составляющие коммуникативную компетентность: общие внешняя (вербальная и невербальная) коммуникация и в ну гренняя коммуникация (особенности личности), приставленные в .аблице 2.

Таолица 2

Показатели коммуникативной компетентности

Общие _ _

1 Открытость и доброжелательность в оощении

2. Открытость к новым контактам

3. Открытость, доброжелательность, терпимость

3. Стремление повышать уровень профессиональной коммуникативной компетентности

4. Стремление помогать другим для достижение общего результата

5 Стремление поддерживать климат сотрудничества

6 Умение ясно, четко, структурно излагать информацию

7. Умение слушать и вести беседу

8. Умение отстаивать свою точку зрения, поддерживая отношен»

9. Умение работать в команде, считаться с мнением других

10. Умение предоставлять конструктивную обратную св [зь 11 Умение контролировать свои эмоции

12. Умение определять интересы участников общения

13. Умение противостоять манипуляциям

14. Умение конструктивно реагировать на критику в свой адрес

15 Умение вырабатывать совместные правила взаимодействия, следовать им и побуждать к этому окружающих

16. Умепие корректировать нежелательное поведение участников общения 17 Умение поддерживать благоприятный психологический климат в команде (группе)

18. Умение без искажений воспринимать и передавать информацию

19 Умение анализировать ситуацию и выявлять проблемы в коммуникации

20 Умение корректировать нежелательное поведение членов группы

21 Умение прислушиваться к мнению окружающих

22 У мение устанавливать контакт с людьми

23. Умение строить конструктивные взаимоотношения

24 Навыки формирования правил эффективного взаимодействия в рамках группы 23. Навыки публичных выступлений 26. Кавыки убеждения

27 Навыки организации конструктивной обратной связи

28. Навыки разрешения конфликтов; умение строить конструктивный конфликт

29 Навыки организации и координации взаимодействия между людьми

30 Способность к самоанализу, умение быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации _____

Педагогика. Психология. Социальная работа Ювенология. Социокинетика, № 4. 2007

осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содеожания. предусматривающего обучение будущего специалиста общению с учетом специфики профессиональной деятельности. Современному обществу нужен не просто специалист, а профессионал, интегрирующий культуру знаний общения. Недостатки же коммуникативного развития препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста.

В имеющихся на сегодняшний день в исследованиях мы выделяем следующие проблемы развития коммуникативной компетентности студентов:

- не учитываются персонифицированные стили обучения:

-не учитывакпея коммуникативные аспекты обучения, не решается проблема обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а, следовательно, и

Специальные

Внешняя коммуникация (вербальная и невербальная коммуникация) 1. Умение грамотно аргументировать принятые решения 2. Умение решать конфликтные вопросы в процессе коммуникативной деятельности 3. Умение осуществляв коммуникативную деятельность 4. Умение устанавливать новые контакты Внутренняя коммуникация (личностные особенности) 1. Знание построения систем внутренних коммуникаций 2. Знание коммуникационых каналов и средств передачи информации 3. Владение навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций

Исходя из показате лей коммуникации, формирование коммуникативной компетентности будущих специалис тов технических специальностей должно быть основано на введении в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла на протяжении всего периода обучения, а не только социально-гуманитарного на 1 -2 курсах, что связано с возрастанием важности и необходимости коммуникативной компетентности технических раоотников во всех сферах жизнедеятельности, а, в частности, умение работать в команде, развитие коммуникативности и освоение модулей метрической системы ЗНАТЬ-УМЕ ГЬ-ВЛАДЕТЬ. Характер подготовки специалистов технических специальностей обусловливает необходимость включения вариативных элективных курсов, направленных на формирование коммуникативной компетентности на всем протяжении обучения, использования активных метолов обучения, направленных на развитие речевой активности - групповая дискуссия, брейшторминг или «Мозговая атака», психогимнастика, ролевые игры, психодрама, информационные блоки.

Внедрение компетентностного подхода в практику преподавания может быть более эффективно, если у будущих специалистов будут сформированы теоретические представления о возможностях коммуникативных технологий и методика формирования на их основе «типичной ситуации», в которой студент сможет отрабатывать навыки деятельности, определяемые данной компетенцией. При этом наибольшую эффективность будут иметь индивидуально-ориентированные технологии, которые включат в себя: - программы, адаптируемые к индивидуаль-

ному образовательному стилю и потребностям обучаемого:

- поддержку активной роли обучаемых в образовательных процессах;

- отдельный курс «Формирование коммуникативной компетентности» в рамках информационной и методической подготовки;

- контрольно-оценочный компонент профессиональной деятельности будущего специалиста в создании «Портфе тя» студента для самореализации и развитии рефлексии.

Итак, чтобы быть успешным, будущему специалисту технического профиля подготовки нуж но быть белее коммуникативно-активным, компетентным, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения, знать теоретические основы общения, формировать умения устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, иметь речевую грамотность, т.е. успех в общении является сегодня одним из факторов успеха в будущей профессиональной деятельности, что отражается в понятии «коммуникативная компетентность».

Библиографический список

1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагоги ческих вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-ГрасЬ 2006

2. Раьен Дж. Компетентность в совре менном обществе: выявление, развитие и реализация Пер. с англ - М., 2002.

3. Фролов Ю В., Махотин Д.А. Компе-тентностная модель как основа оценки качест ва подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 7004. - №8. - С 34

80

Вестник КГУ им. Н я Некрасова, 2007 Том 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.