Научная статья на тему 'Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей'

Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5529
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новгородцева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ...

УДК 378.025:17.12

И. В. Новгородцева

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Происходящие в мире социально-экономические изменения предъявляют новые требования к подготовке кадров, т. к. важнейшей задачей современного образования становится развитие у обучаемых способности к активному освоению того, что порождается происходящими социальными переменами [11, с. 60]. Поэтому в образовательной деятельности важная роль стала отводиться самому обучаемому. В связи с этим в системе высшего образования возрастает потребность в студенте, который способен проявлять себя в образовательной деятельности как будущий специалист.

Опираясь на исследования В.Д. Симоненко [5, с. 145-146], можно выделить предпосылки и современные требования к подготовке будущих специалистов (табл. 1).

Таблица 1

Предпосылки и современные требования к подготовке будущих специалистов

Предпосылки Требования к подготовке кадров

Переход к постиндустриальному обществу, значительное расширение масштабов международного взаимодействия Коммуникабельность, толерантность, социальная мобильность, информационнотехнологическая культура, гибкость мышление

Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в рамках международного сотрудничества Глобальное, системное, планетарное, информационно-технологическое, проективное мировоззрение и мышление

Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости Профессиональная компетентность и мобильность, постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, конкурентоспособность

Развитие предпринимательства, индивидуальной частной деятельности, создание рынка труда, влияние спроса и предложения на подготовку кадров Предприимчивость, способность к предпринимательству, конкурентоспособность, способность к профессиональному самосохранению, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, оксидентальные способности

Необходимость принимать самостоятельные решения в быстро изменяющихся, динамичных производственнотехнологических условиях, анализировать себя и результаты профессиональной деятельности. Профессиональная самостоятельность, ответственность, креативность, рефлексия, адекватная самооценка.

Очевидно, что указанные объективные тенденции в обществе вступают в противоречие с существующей системой образования. Экономический рост способствует тому, что знания все более превращаются в важный фактор экономического развития. Но важны знания не сами по себе, а трансформация их в деятельности, приложение знаний. Это обстоятельство диктует особые требования к специалистам и системам образования, что готовят специалистов [14, с. 28].

Действующие в нашей стране стандарты высшего профессионального образования построены на базе квалификационной модели специалиста, привязанной к объекту и предмету труда. Однако многие исследователи отмечают появление в последнее время явной тенденции к переходу от квалификационной модели к компетентностной. В «компетентностной модели специалиста» цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса, - указывает в своей работе В. Д. Шадриков, - цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе» [18, с. 26-31].

Поэтому, одним из направлений модернизации российского образования является более широкое использование компетентностного подхода, что связано с расширением образовательного пространства за пределы формального образования в параллельные структуры системы непрерывного образования и формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях.

Актуализация компетентносгого подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования - они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.

Значимость компетентностного подхода в последние связана с тем, что благодаря его использованию, повышается эффективность образовательных стандартов, программ и процессов подготовки профессиональных кадров. Его применение позволяет более точно специфицировать цели подготовки, учитывая при этом насущные потребности рынка труда, повысить качество и эффективность образовательных процессов [14, с. 28].

Компетентностный подход обнаруживает свою действенность именно потому, что помогает удерживать различие между умениями, привязанными к ситуации их освоения, и умением выхода за пределы этих ситуаций, переживать такой опыт как ценность, самостоятельно расширять свои знания и умения, проявлять инициативу, активность в новой ситуации. Исходя из теории компетентностного подхода (Д. Белл, О. Тоффлер, П. Дракер, Й. Масуда, В. Л. Иноземцев и др.), результатом образования являются компетенции и компетентности. Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволяет нам констатировать, что на сегодняшний день в педагогической науке нет однозначности в понимании данных категорий.

Существуют различные подходы к понятиям «компетентность» и «компетенции».

Введение термина «компетентность» в мировую практику образования связно в первую очередь с решениями Совета Европы (Совет культурной кооперации), предписывающими внедрение компетентностного подхода к оценке качества образования. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. также предусматривает введение такой категории, как ключевые компетенции выпускника специалиста [4, с. 27-28].

Термин «компетентность» описывает сложную систему действий, включающую и умения, и другие компоненты действия, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требованиям общества и отдельных людей.

Для компетентности характерно следующее:

- она обнаруживается только в реальном действии (на которое влияют мотивы, цели, и намерения действующего), совершаемом в определенной ситуации. Внешние требования - социальный контекст ситуации входит в компетентность наряду с индивидуальными способностями и склонностями;

- компетентность включает когнитивные и не когнитивные компоненты (двигательные и умственные навыки, знания, мотивацию, ценностные и этические ориентации, установки и прочие социальные и поведенческие компоненты), т.е. все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия;

- компетентности приобретаются и развиваются пожизненно через действия и взаимодействия в самых разных формальных и неформальных образовательных ситуациях и институтах;

- компетентности существенны для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества, поэтому они нужны каждому человеку и всему социуму;

- чтобы справляться со сложными требованиями современной жизни, человеку необходимо достичь определенного уровня когнитивной сложности основанного на критическом мышлении, рефлексии и целостном видении жизни. Компетентному человеку присущ авторский уровень когнитив-

ной сложности, при котором он может быть независимым от множества ожиданий, способным контролировать свои действия на основе своих чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не являться орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни.

Компетентность понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека.

Специалист проявляет свои компетентности только в деятельности. В конкретной ситуации (социальной и профессиональной) знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать эти знания, умения обуславливают профессиональную успешность личности.

В настоящее время во многих работах термином «компетентность» обозначают самые разные явления: умственные действия (процессы, функции), личностные качества человека, мотивационные тенденции, ценностные ориентации, практические умения и навыки и т. д.

Компетентность большинство ученых трактуют как готовность (способность) человека применить полученные знания, умения, опыт в деятельности при решении задач. Чаще всего она рассматривается как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А. К. Маркова); совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности (Дж. Равен); знания, умения и опыт человека (Э. Ф. Зеер); употребление, актуальное проявление компетенции (Н. Хомский, И. А. Зимняя); обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А. В. Хуторской, И. Г. Галямина); интегрированная характеристика качеств личности, выражающаяся в способности (готовности) к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях (Ю. Г. Татур).

Российскими исследователями (В. И. Байденко, Г. Э. Белицкая, Л. Н. Боголюбова, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Д. А. Махотин, Н. А. Ротота-ев, В. В. Сериков, Ю. Г. Тагуров, Ю. В. Фролов, В. Д. Шадриков) рассматривались различные аспекты комплексного подхода к образованию и его качеству.

Л. В. Тарасова считает, что компетентность может использоваться на самых различных уровнях и, в зависимости от этого, наполняться различным содержанием. Она имеет определенные предпосылки, обеспечивает деятельность человека и влияет на результаты этой деятельности [13, с. 47].

А. К. Маркова выделяет пять видов компетентностей, среди которых социальная компетентность - в сфере общения и взаимодействия.

Л. Гребнев предлагает следующую типологию компетентности (табл.2):

Таблица 2

Типология компетентности

Л - Компетентность в личностном плане Д - Компетентность в плане деятельности

Д/Л

Лояльность Норматив но- этическая установка Безотказ- ность Самоуправ ление, организованность Решитель- ность Воля доводить дело до конца Энергич- ность Подвиж- ность

Аутентич- ность Личная Ответст- венность Творческие способно- сти Положи- тельное восприятие изменений Любовь к инновациям Способность выдерживать нагрузки Исполни- тельность Инициа- тивность

Л/С Л/П д/с

Юмор Г отовность прийти на помощь Г отовность учиться Умение мыслить цельно Оптимизм Общест- венная актив- ность Практиче- ская ориентация на результаты Целенап- равлен- ный подход к руководству

Поддержка сотрудни- ков Умение делегировать Дисципли- на Надеж- ность Умение мотивировать, давать импульсы Умение быстро реагиро- вать, находчи- вость Упорство Последо- ватель- ность

с/д П/Л п/д

Умение разрешать конфликты Интегра- ционная способ- ность Умение завоевывать новых клиентов Умение находить проблем- ные решения Ориентация на знания Аналити- ческие способ- ности Умение разраба- тывать концеп- ции Организа- ционные способно- сти

Умение работать в коллективе Способность к диалогу Любовь к Экспериментам Способ- ность консульти- ровать Делови- тость Умение оценивать выносить суждение Прилежа- ние Системно- методиче- ский подход

С с/и П/С П

Коммуни- кативность Коопера- тивность Владение языком, красноре- чие Готовность к пониманию Менедж- мент проектов Осознание последствий Профес- сиональ- ные знания Знания рынка

Менеджмент отношений Умение адаптиро- ваться Чувство долга Добросо- вестность Умение обучать Профессиональный автопортрет Умение планиро- вать Междис- циплинар- ные знания

С - Социально-коммуникативная компетентность П - Професионально-методическая компетентность

Как следует из табл. 2, одним из видов компетентности также является коммуникативная компетентность.

Н. Волгин, определяя компетентность, исходит из того, что компетентность предполагает наличие у специалиста не столько значительного объема знаний и опыта, сколько умений актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

Как отмечает А. Ю. Петров, понятие «компетентность», прежде всего, связывается с определенной областью деятельности. На основании точки зрения Н. Волгина, А. Ю. Петров выделяет пять видов компетентности, среди которых также выделяется социальная компетентность, которая предполагает обладание коммуникативными способностями, умением поддерживать отношения в профессиональном сообществе, социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда [8, 9].

С точки зрения В. Н. Введенского, компетентность будущего специалиста в рамках системы вузовского образования, включает в себя знания, умения, навыки, индивидуальные способности. Все это свидетельствует о готовности будущего специалиста к будущей профессиональной деятельности.

В. А. Болотов, В. В. Сериков рассматривают компетентность как свойство индивида, которое существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной реализации, некоего итога саморазвития индивида, формы проявления способности и др. С их точки зрения, природа компетентности является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [1, с. 12].

Как показал проведенный анализ психолого-педагогической литературы, в состав компетентности входит коммуникативная компетентность.

В своем исследовании мы занимаем позицию дифференцирования данных понятий, придерживаясь мнения И. А. Зимней, что компетентность включает в себя знания, умения, навыки и представляет собой качество личности, является актуальным проявлением компетенции.

Обобщая исследования по данной теме, можно сказать, что компетентность выступает как интегративное качество подготовки специалиста и как следствие результата образования - это целостное профессиональное качество, которое позволяет выполнять производственные задачи в рамках профессии и успешно взаимодействовать с другими людьми в производственных целях (к производственным целям относится не только взаимодействие в рамках рабочих групп, но любые коммуникации, приводящие к росту производительности труда и производственной отдачи от специалиста). При этом сама идея целостности при рассмотрении компетентности специалиста рассматривается В. А. Болотовым, В. В. Сериковым.

Перейдем к рассмотрению понятия «компетенции».

Анализу составляющих компентенции посвящено достаточно много работ отечественных исследователей (Г. Э. Белицкая и др.).

Само слово «компетенция» латинского происхождения и в переводе (сотрегепйа) означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает соответствующими знаниями и опытом».

Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Компетенции не связаны жестко с конкретной профессией и могут

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ.■■ быть использованы в ряде профессий. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства выпускников.

Основные трактовки компетенции сводятся к тому, что под ней понимают сферу отношений между знанием и действием в человеческой практике (В. А. Болотов, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, О. Г. Смоля-нинова); крут вопросов, которые человек уполномочен решать (А. К. Маркова); способность и готовность применить (мобилизовать) знания, умения, опыт при решении профессиональных задач в различных областях (И. Г. Галямина, Э. Ф. Зеер); скрытое внутреннее, потенциальное, сокрытое новообразование (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений) (И. А. Зимняя); наперед заданную норму, требование к подготовке выпускника (А. В. Хуторской); открытую систему знаний о некоторой предметной области (В. В. Рябов, Ю. В. Фролов).

Для выделения составляющих компетенции специалиста служат сформулированные в отечественной психологии положения относительного того, что: а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Г. Ананьев); б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В. Н. Мясищев); в) компетентность человека имеет вектор ак-меологического развития (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач); г) профессионализм включает компетентности (А. К. Маркова).

По мнению И. А. Зимней, компетенция проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека и рассматривается как целостное личностное качество, основьюающееся на определенном уровне развития его интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных способностей, таких как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщения и др., на общебиологическом свойстве опережения и вероятностного прогнозирования действительности; на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с ее реализацией; на совокупности необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных качеств, таких как целеустремленность, организованность, ответственность.

В определении А. Хуторского компетенция - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [15, с. 53].

Под компетенцией также понимается круг вопросов, в которых кто-либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-то (учреждения, лица) полномочий. Компетенция - это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность.

Синтезируя точки зрения различных исследователей, предлагаем такое определение компетенции: компетенция - это интегральная характеристика личности, представленная комплексом знаний и умений в конкретной ситуации, демонстрируемая в поведении и позволяющая ей

эффективно выполнять задачи, готовность личности к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия, достижения согласия с другими.

В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям, среди которых выделяется коммуникативная компетентность.

Исходя из вышесказанного мы выделяем блок коммуникативных компетенций будущих специалиста: взаимодействие с другими людьми, в рамках которого человек должен эффективно и адекватно сотрудничать и взаимодействовать внутри социума.

Таким образом, компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, имеющая процессуальную, инструментальную направленности, мотивационный, эмоционально-волевой аспекты, базирующаяся на знаниях, проявляющаяся в деятельности (реальной или смоделированной). Компетенция - открытая система знаний (процессуальных, ценностносмысловых, системных, декларативных), которая активизируется и обогащается в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.

С позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста целесообразно говорить о формировании его коммуникативной компетентности, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Хотелось бы подчеркнуть, что формирование у студентов коммуникативной компетентности охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Т. А. Печенева в понятие коммуникативной компетентности включает такие показатели, как:

• осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

• знание теории речи, владение основными видами речевой деятельности;

• способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу речевого поведения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели [9, с. 27].

Таким образом, участники образовательного процесса, будущие специалисты технического профиля не должны забывать о языковой ответственности, о повышении уровня практического владения современным русским литературным языком, о развитии умения пользоваться речью как средством общения и передачи информации. Высшая профессиональная школа должна совершенствовать подготовку специалиста, компетентного не только в профессиональном, но и в коммуникативном отношении. Именно поэтому главной задачей образования сегодня становится повышение качества че-

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ... ловеческого потенциала. Будущих специалистов необходимо научить рациональной организации человеческого взаимодействия, которое требует от каждого человека соблюдения определенных стандартов и правил коммуникативного поведения, необходимых субъективных правил. Как отмечают педагоги, большинство студентов не умеют строить межличностный диалог, слушать и слышать, вести дискуссию и т. д.

Из вышесказанного становится понятным, что актуальной проблемой современного образования является проблема качества подготовки будущего специалиста, при обсуждении которой используется понятие «коммуникативная компетентность».

Рассмотрим подходы к понятию «коммуникативной компетентности».

Коммуникативная компетентность представляет особый интерес, так как важной составляющей профессионализма и успешности будущего специалиста является способность к эффективному взаимодействию с другими субъектами в ситуации взаимодействия.

Коммуникативная компетентность выступает в качестве важнейшего условия активности студента как будущего специалиста, обеспечивающая эффективное протекание коммуникативного процесса, предполагающая ситуационную адаптивность, свободу владения средствами общения и формирующуюся в деятельности общения.

В ходе анализа литературы мы столкнулись с проблемой разнообразия трактовок и подходов к понятию «коммуникативной компетентности».

На данную проблему указывают многие исследователи.

Проведем анализ подходов к понятию «коммуникативной компетентности».

И. И. Барахович определяет коммуникативную компетентность как цель и результат процесса овладения личностью знаниями в определенной области и способность обмена ими во взаимодействии, обеспечивающая субъекту эффективность общения, как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способности к эмпатии, самоконтролю, вербальному и невербальному взаимодействию [17, с. 9].

Ю. Н. Емельянов характеризует коммуникативную компетентность «как такой уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [3, с. 4]. Это ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения. [12, с. 59].

Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская считают, что иод коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности они включают некую совокупность знаний, умений и навыков,

обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, т. е. предполагается умение расширять (или сужать) круг общения и умение варьировать его глубину, понимать и быть понятым партнерами по общению.

Л. А. Петровская, в свою очередь, под коммуникативной компетентностью понимает совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Умение общаться, как первая составляющая коммуникативной компетентности, - это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. По Л. А. Петровской, речь идет о готовности личности к общению «в плане развития и соответствующих ценностей, установок, и адекватных умений».

По мнению Н. В. Яковлевой, коммуникативная компетентность является интегративным личностным качеством и предполагает ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения. Она считает, что коммуникативная компетентность - это «формирующееся в деятельности общения целостно- личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица» [10, с. 192].

А. П. Панфилова определяет коммуникативную компетентность как совокупность знаний, умений, навыков, включающих:

- функции общения и его основные характеристики;

- виды общения и его основные характеристики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средства общения: вербальные и невербальные;

- репрезентативные системы и ключи доступа к ним: виды слушания и техники его использования;

- «обратную связь» - вопросы и ответы, формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей.

И. И. Рыданова определяет коммуникативную компетентность как сердцевину профессионализма учителя, так как общение с обучающимися составляет суть профессиональной деятельности.

Л. Д. Столяренко и С. Ч. Самыгин под коммуникативной компетентностью понимают «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми». Авторы считают, что коммуникативную компетентность можно рассматривать как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

О. Б. Хавов обращает внимание на социально-коммуникативную компетентность и подчеркивает, что она входит в структуру профессиональной компетентности [7, 45-46].

М. А. Василик определяет коммуникативную компетентность как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людь-

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ-ми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуникативная компетентность человека сводится не только к определенному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект. Он считает, что коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированное™ личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе, т. е. коммуникативная компетентность зависит: от присущих индивиду свойств; от изменений, происходящих в обществе; от связанной с этими изменениями социальной мобильности самого специалиста [6, с. 57-60, 230].

С. А. Юсуповым были разработаны две психолого - акмеологические модели коммуникативной компетентности государственных служащих в их взаимодействиях со средствами массовой информации. Первая модель констатировала наличие системных связей с другими видами - коммуникативной, социально-перцептивной, аутопсихологической и социально-психологической. Во второй модели выделялись подструктуры по обобщенной модели О. И. Денисова и А. А. Деркача [7, с. 47].

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению. Из всего этого формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности. Этот комплекс включает в себя:

- знание норм и правил общения;

- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;

- понимание невербального языка общения;

- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

- умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

- способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

- способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности [6, с. 57-60, 230].

Несмотря на различие в определениях коммуникативной компетентности, Е. В. Прозорова отмечает, что коммуникативная компетентность - это комплексное понятие, поэтому она может рассматриваться как согласованность между ценностными ориентациями, знаниями, практическими умениями и реальным поведением, проявляющимся в процессе общения. Поэтому в структуре коммуникативной компетентности выделяются две составляющие:

1. Проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, коммуникативном поведении человека. Включает два подуровня: непосредственные действия в акте коммуникации (умения и навыки общения) и знания о закономерностях общения, о коммуникативных свойствах себя и других.

2. Коммуникативная компетентность включает коммуникативные ценности, ориентации и специфику мотивации в целом у субъекта, его потребность в общении [10, с. 192].

Е. В. Сидоренко включает в коммуникативную компетентность следующие составляющие: [12, 60] (рис. 1).

Коммуникативная компетентность

коммуникативная коммуникативные коммуникативные

способность знания умения

адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения

Рис. 1. Составляющие коммуникативной компетентности

К компонентам коммуникативной компетентности относятся вербальная компетентность и невербальная (социокультурная) компетентности. Вербальная компетентность определяется как уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствия трудностей в письменной и устной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Компетентность в данном случае характеризует субъекта общения, его субъективные качества. Вербальная компетентность характеризуется быстрым и адекватным пониманием высказывания, нахождением и использованием точного эквивалента в буквальном и контекстном значении слов и понятий [16, с. 148].

Н. В. Кузьмина, О. А. Абдуллина в структуре коммуникативной компетентности выделяют коммуникативные умения.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, который относит коммуникативную компетентность к ключевым компетентностям, под ней понимает профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».

С точки зрения В. Н. Введенского, коммуникативная компетентность -это личностное качество учителя, формирующееся в процессе развития и саморазвития личности; это показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; это индивидуально - психологические качества специалиста; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентация на личность человека, как на главную ценность; способность к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения. Профессиональное общение является сердцевиной коммуникативной компетентности педагога, оно всегда предполагает общность, сходство, взаимное устремление понимать и принимать другого, не только рационально соизмерять и реагировать, но эмоционально сопереживать [2, с. 54].

М. И. Лукьянова, Е. В. Руденский, Т. С. Панина выделяют три блока, в которых находит место коммуникативная компетентность: основной блок (включает профессионально значимые личностные качества); психологопедагогический блок: (профессиональная грамотность); психолого-педаго-гические умения (способность применять знания в организации специальных социальных отношений субъектов образовательного процесса).

В. В. Охотникова сводит коммуникативную компетентность к нескольким модулям: социально-психологический, эстетический, нравственно-эстетический, технологический.

С точки зрения В. В. Охотниковой, процесс развития коммуникативной компетентности следует рассматривать как процесс саморазвития и самосовершенствования, наряду со специально организованным процессом. Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает осознание индивидуальных экспрессивных возможностей - речевых, мимических, пантомимических, жестикуляционных и работу над их совершенствованием, поэтому коммуникативную компетентность следует рассматривать как часть деятельности, взаимосвязь со способностями [7, с. 48-57].

И. А. Зимняя, М. Е. Дашкин выделили ряд коммуникативных умений, к которым относятся: вербальные коммуникативные умения, невербальные коммуникативные умения, продуктивные коммуникативные умения, коммуникативные рецептивные умения (рис.2).

Коммуникативная компетентность

Деятельность

Результат

Способности

Рис. 2. Ряд коммуникативных умений Проанализировав психолого-педагогические источники, мы отметили, что большинство авторов сходятся во мнении, что составляющими коммуникативной компетентности можно считать: умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность), постоянно поддерживая с ними нужные контакты; владение и умение оперировать этой смысловой информацией, которая характеризует как общую, так и профессиональную эрудицию, вне зависимости от сферы его деятельности. Исходя из вышесказанного, нами были определены источники приобретения коммуникативной компетентности (рис.З):

Источники приобретения коммуникативной компетентности

І і

Понимание невербального языка общения

Высокий

уровень

речевого

развития

I

Умение воздействовать на собеседника

Способность правильно оценить собеседника как личность

способность вызвать учет половозрастных, умение вести себя

у собеседника социально-культурных, адекватно ситуации

положительное статусных характеристик

восприятие собственной личности

Рис. 3. Источники приобретения коммуникативной компетентности

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить компоненты коммуникативной компетентности (табл. 3). В основу были положены исследования А. Ю. Петрова, И. В. Жиловой.

Таблица 3

Компоненты коммуникативной компетентности

Компоненты Характеристика

Мотивационный Коммуникативные свойства личности, характеризующие ее отношение к общению, развитие потребности в общении, т.е. мотивация участия в общении.

Инструментальный Коммуникативные способности, знания, умения, навыки, когнитвно-коммуникативный ресурс, определяющий технику общения личности.

Эмоционально-волевой Эмпатийные и саморегуляционные умения личности,

Контактность личности Личностная характеристика как залог успешности ее общения.

Совокупность представленных в табл. 3 компонентов коммуникативной компетентности (мотивационный, инструментальный, эмоционально-волевой, контактность личности) позволил нам выявить показатели коммуникации: внешней (вербальной и невербальной) коммуникации и внутренней коммуникации (особенности личности), представленные в таблице 4.

Таблица 4

Показатели коммуникативной компетентности

____________________________ Общие________________________________________

1. Открытость и доброжелательность в общении

2. Открытость к новым контактам

3. Открытость, доброжелательность, терпимость

3. Стремление повышать уровень профессиональной коммуникативной компетентности

4. Стремление помогать другим для достижение общего результата

5. Стремление поддерживать климат сотрудничества

6. Умение ясно, четко, структурно излагать информацию

7. Умение слушать и вести беседу

8. Умение отстаивать свою точку зрения, поддерживая отношения

9. Умение работать в команде, считаться с мнением других

10. Умение предоставлять конструктивную обратную связь

11. Умение контролировать свои эмоции

12. Умение определять интересы участников общения

13. Умение противостоять манипуляциям

14. Умение конструктивно реагировать на критику в свой адрес

15. Умение вырабатывать совместные правила взаимодействия, следовать им и побуждать к этому окружающих

16. Умение корректировать нежелательное поведение участников общения

17. Умение поддерживать благоприятный психологический климат в команде (группе)

18. Умение без искажений воспринимать и передавать информацию

19. Умение анализировать ситуацию и выявлять проблемы в коммуникации

20. Умение корректировать нежелательное поведение членов группы

21. Умение прислушиваться к мнению окружающих

22. Умение устанавливать контакт с людьми

23. Умение строить конструктивные взаимоотношения

24. Навыки формирования правил эффективного взаимодействия в рамках группы

25. Навыки публичных выступлений

26. Навыки убеждения

27. Навыки организации конструктивной обратной связи

28. Навыки разрешения конфликтов; умение строить конструктивный конфликт

29. Навыки организации и координации взаимодействия между людьми

30. Способность к самоанализу, умение быстро и адекватно реагировать на изменения

ситуации______________________________________________________________________________

Окончание таблицы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальные

Внешняя коммуникация (вербальная и невербальная коммуникация) Внутренняя коммуникация (личностные особенности)

1.Умение грамотно аргументировать принятые решения 2.Умение решать конфликтные вопросы в процессе коммуникативной деятельности 3.Умение осуществлять коммуникативную деятельность 4.Умение устанавливать новые контакты 1.Знание построения систем внутренних коммуникаций 2.3нание коммуникационых каналов и средств передачи информации 3.Владение навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций

Значимость коммуникативного блока компетентностей состоит в том, что его большая актуальность для современного рынка труда обоснована спросом на совершенно конкретные качества знаний у студентов - завтрашних молодых специалистов в системах отношений «человек-человек».

По сути речь идет о том, что в процессе обучения необходимо уделять большее внимание формированию именно таких качеств, как «уважение к человеку», эмоциональный отклик, устойчивое духовное состояние личности студента, грамотно ставя и реализуя образовательные цели.

Таким образом, коммуникативная компетентность становится тем блоком компетентностей, которые соответствуют современной модели профессиональной подготовки молодежи в системе высшей школы. Направленность образовательного процесса на решение коммуникативных задач актуальна для специальностей технического профиля. Сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение будущего специалиста общению с учетом специфики профессиональной деятельности. Современному обществу нужен не просто специалист, а профессионал, интегрирующий культуру знаний общения. Недостатки же коммуникативного развития препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста.

В имеющихся на сегодняшний день исследований можно выделить следующие проблемы развития коммуникативной компетентности студентов:

• не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля деятельности преподавателя с индивидуальным стилем деятельности студента;

• не учитываются коммуникативные аспекты обучения, не решается проблема обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а, следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого, что не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации;

• неподготовленность преподавателей к свободному использованию форм, методов, средств для реализации педагогических целей общения;

• проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов общения, которое происходит по причинам их неадекватности реальному образовательному процессу;

• использование коммуникативных тренингов как дидактического средства в традиционных системах обучения, что не позволяет оптимально реализовать их образовательный и развивающий ресурс.

Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетентностей и определение адекватных средств их реализации. Данный подход требует изменения учебного процесса, так как формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих учителю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

Чтобы быть успешным, будущему специалисту технического профиля подготовки нужно быть более коммуникативно-активным, компетентным, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения, знать теоретические основы общения, формировать умения устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, иметь речевую грамотность, т. е. успех в общении является сегодня одним из факторов успеха в будущей профессиональной деятельности, что отражается в понятии «профессиональная пригодность».

В целом формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов технических специальностей должно быть основано на введении в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного (социально-гуманитарного) цикла на протяжении всего периода обучения, а не только на 1-2-х курсах, что связано с возрастанием важности и необходимости коммуникативной компетентности технических работников во всех сферах жизнедеятельности. Для этого должны использоваться активные методы обучения, направленные на развитие речевой активности-группо-вая дискуссия, брейшторминг или «Мозговая атака», психогимнастика, ролевые игры, психодрама, информационные блоки. Характер подготовки специалистов технических специальностей обусловливает необходимость включения вариативных элективных курсов, направленных на формирование коммуникативной компетентности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников технических специальностей являются внутренние и внешние коммуникационные процессы, анализ которых осуществляется с помощью современных методологий моделирования.

Внедрение компетентно стного подхода в практику преподавания может быть более эффективно, если у будущих специалистов будут сформированы теоретические представления о возможностях коммуникативных технологий и методика формирования на их основе «типичной ситуации», в кото-

рой учащийся сможет отрабатывать навыки деятельности, определяемые данной компетенцией. При этом наибольшую эффективность будут иметь индивидуально-ориентированные технологии, которые включат в себя:

• программы, адаптируемые к индивидуальному образовательному стилю и потребностям обучаемого;

• поддерэюку активной роли обучаемых в образовательных процессах;

• отдельный курс «Формирование коммуникативной компетентности» в рамках информационной и методической подготовки;

• контрольно-оценочный компонент профессиональной деятельности будущего специалиста в создании «Портфеля» студента для самореализации и развитии рефлексии,

Формированию коммуникативной компетентности способствует цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», преподаваемые студентам, обучающимся по техническим специальностям. Это такие дисциплины как «Иностранный язык», «Философия», «Отечественная история», «Психология» и другие. Они направлены на умение работать в команде, развитие коммуникативности и освоение модулей метрической системы: ЗЫАТЬ УМЕТЬ-ВЛАДЕТЬ.

Библиографический список

1. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, - 2003. - № 10.

2. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10.

3. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореферат дисс.... доктора психол. наук -Л., 1991.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Управление школой. - 2002. - С. 27-28.

5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006.

6. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Васили-ка. - М.: Гардарики, 2005. - 615 с.: ил.

7. Охотникова, В. В. Развитие коммуникативной компетентности студентов образовательного процесса в высших учебных заведениях: Автореф. дис.... канд. пед. наук - Омск, 2000.

8. Петров, А. Ю. Профессиональная компетентность: понятийно - терминологические проблемы // Альма матер. - 2004. - № 10.

9. Печенева, Т. А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 26 -31.

10. Прозорова, Е. В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. - 2003. - № 10.

11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., 2002.

12. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - М., 2004.

13. Тарасова, JI. В. Профессиональная компетентность как структурный компонент личности // Журнал прикладной психологии, - 2005. - № 4. - С. 45-50.

14. Фролов, Ю. В., Махотин, Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. -2004.- №8.-С. 34.

15. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Народное образование. - 2003. - № 2. -

С. 58-64.

16. Чанышева, Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. - 2005. - № 2.

17. www Шаброва, С. В. Проектная деятельность как условие обеспечения качества подготовки учителя.

18. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 27.

УДК 378.05

Д. В. Качалов

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Актуальность проблемы формирования целостного психолого-педа-гогического знания студентов педвуза обусловлена тем, что социальные, экономические и духовные изменения, происходящие в обществе, приводят к необходимости коренных преобразований как в целом в системе образования, так и в профессиональной подготовке. В условиях сегодняшнего времени выпускнику педвуза уже недостаточно иметь глубокие и прочные знания. Ему необходимы развитое мышление, умения использовать знания в измененной ситуации, способность творчески решать стоящие перед ним проблемы. Подготовка будущего учителя в настоящее время должна стать приоритетным направлением государственной политики, поскольку именно учитель оказывает решающее воздействие на формирование личности и именно учитель должен в первую очередь воспринимать те новые и фундаментальные знания, которые помогут подрастающему поколению социализироваться и видеть целостную картину мира.

В связи с этим, магистральный путь обновления содержания образования в высшей школе, видится в том, чтобы обеспечить движение от узкопредметного преподавания, направленного на формирование педагогического, психологического и профессионального знания к целос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.