Научная статья на тему 'Компенсация неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции в логопедической работе'

Компенсация неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции в логопедической работе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизартрия / неврологическая симптоматика / компенсация / нейростимуляция

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башмакова Светлана Борисовна, Шмакова Наталья Сергеевна

В статье представлена актуальность коррекции дизартрии, обоснование разработки методики компенсации неврологической симптоматики у детей с дизартрией, дана характеристика неврологической симптоматики у детей с дизартрией, показан взгляд авторов на взаимосвязь движения руки и органов артикуляционного аппарата, представлены результаты апробации разработанной методики компенсации неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компенсация неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции в логопедической работе»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-530-533

Компенсация неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции в логопедической работе

Башмакова Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Шмакова Наталья Сергеевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье представлена актуальность коррекции дизартрии, обоснование разработки методики компенсации неврологической симптоматики у детей с дизартрией, дана характеристика неврологической симптоматики у детей с дизартрией, показан взгляд авторов на взаимосвязь движения руки и органов артикуляционного аппарата, представлены результаты апробации разработанной методики компенсации неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции.

Ключевые слова: дизартрия, неврологическая симптоматика, компенсация, нейростимуляция.

Одной из главных проблем логопедии, касающаяся детей дошкольного возраста, является увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения. По сообщению главы Минобрнауки РФ, 58% детей имеют речевые нарушения. В их числе выделена дизартрия, как расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата [1].

За последние годы в связи с широким распространением дизартрии ведутся теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разра-

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

батывается система логопедической работы по его коррекции. Изучением дизартрии занимались Архипова Е. Ф., Куссмауль А., Мастюкова Е. М., Прав-дина О. В., Серебрякова Н. В., Семенова К. А., Чиркина Г. В. и др.

Согласно информации, представленной Институтом коррекционной педагогики РАО, на данный момент дети с дизартрией составляют 40-45 % от общего количества детей, страдающих различными речевыми патологиями. Следовательно, актуальной является коррекция речевого нарушения и поиск эффективных средств для компенсации неврологического синдрома. К такому средству относят нейростимуляцию. С помощью нейростимуляции, есть возможность осуществить связь между центральным и периферическим отделом речевого аппарата, тем самым вывести логопедическую работу на качественно новый уровень.

Согласно этому, разработаны также специальные технологии непрямого воздействия, такая технология, как биоэнергопластика. Биоэнергопластика позволяет отработать у детей контроль за характером произношения звуков, синхронизируя движения руки и органов артикуляционного аппарата [2]. Итоги электрофизиологических исследований (Кольцова М. М., Хризман Т. П.) говорят о том, что области головного мозга, отвечающие за речь, развиваются под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук.

Анатомическая близость корковых зон, которые иннервируют артикуляционный аппарат с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца, в том числе, нейрофизиологические данные о значимости манипулятив-ной деятельности для стимуляции речевого развития, объясняют необходимость синхронного развития артикуляционной мускулатуры и функциональных возможностей кистей рук [5]. Бехтерев В. М. отмечал, что функция движения руки всегда непосредственно связана с функцией речи, и развитие первой помогает развитию второй [3].

Следовательно, биоэнергопластику допустимо применять для компенсации неврологических симптомов у детей с дизартрией.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Нами был осуществлен констатирующий этап исследования для установления неврологической симптоматики у детей с дизартрией. На этом этапе эксперимента принимали участие 24 дошкольника с дизартрией в возрасте 5-6 лет. Для обследования применялись методики Е. Ф. Архиповой и Н. В. Трубниковой. В диагностику входили обследование моторики артикуляционного аппарата, общей моторики, мимической мускулатуры, дыхания, произвольной моторики пальцев рук [4]. Диагностика проходила несколько дней в утренние часы в индивидуальной форме. Данные, полученные в ходе диагностики, оценивались по критериям. Полученные результаты анализировались. Неврологическая симптоматика обнаружилась в различной степени выраженности у всех детей. Изучение данных диагностики дало возможность определить направление коррекционно-развивающей работы.

По итогам констатирующего этапа исследования, нами была подготовлена методика компенсации неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции.

Результаты диагностики, после апробации разработанной методики, подтвердили уменьшение неврологической симптоматики у всех дошкольников с дизартрией. Количество дошкольников, которые набрали максимальное количество баллов на контрольном этапе эксперимента, выросло: при обследовании мимической мускулатуры - на 8%, при обследовании мышечного тонуса - на 8%, при обследовании кинестетического орального праксиса - на 4%, при обследовании кинетического орального праксиса - на 4%, при обследовании речевого дыхания - на 8%, обследовании произвольной моторики пальцев рук - на 4%. У других дошкольников, в свою очередь, выявилось уменьшение неврологической симптоматики. Положительная динамика отмечалась при работе над всеми заданными упражнениями. Показатели количественной и качественной оценки позволяют считать разработанную методику компенсации неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции, эффективной. Чтобы полностью компенсировать неврологическую симптоматику у детей с ди-

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

зартрией, необходимо продолжить применение методики вне экспериментального исследования. Цель и задачи контрольного этапа экспериментального исследования достигнуты и реализованы.

Исходя из этого, мы смогли доказать, что логопедическая работа по коррекции дизартрии у детей будет эффективна, если обосновать, разработать и внедрить в практику работы логопеда методику компенсации неврологической симптоматики у детей с дизартрией средствами нейростимуляции, направленную на нормализацию моторики артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, преодоление назализации, преодоление саливации.

Библиографический список

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ : Астрель, 2008. -254 с.

2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикулярное упражнение/ Р.Г. Бушлякова. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 240 с.

3. Попова Е. Ф. Использование нейростимуляции в коррекции звукопроиз-ношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Е. Ф. Попова // Наука и школа. - 2020. - №3. - С. 190 - 196

4. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты / Н. М. Трубникова. - Урал, 1998. - 51 с.

5. Фёдорова В.А. Использование приёмов нейростимуляции в логопедической работе у детей дошкольного возраста с дизартрией / В.А. Фёдорова // Педагогический поиск. - 2020. - №3. - С. 190 - 196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.