Научная статья на тему 'Компенсационные фонды в системе защиты инвесторов'

Компенсационные фонды в системе защиты инвесторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедюшев И.В., Перегудов Д.Л.

Компенсационные фонды являются непременным атрибутом развитого рынка ценных бумаг и выполняют защитную функцию, улучшая инвестиционный климат для частных инвесторов, а сам инвестиционный процесс становится безопасным и комфортным. Необходимости создания фондов на рынке ценных бумаг нашей страны остается нереализованной из-за отсутствия важнейших элементов законодательства о компенсационных фондах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компенсационные фонды в системе защиты инвесторов»

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФОНДЫ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ

ИНВЕСТОРОВ

И.В. Дедюшев, Д.Л. Перегудов Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор С.Б. Смирнов

Компенсационные фонды являются непременным атрибутом развитого рынка ценных бумаг и выполняют защитную функцию, улучшая инвестиционный климат для частных инвесторов, а сам инвестиционный процесс становится безопасным и комфортным. Необходимости создания фондов на рынке ценных бумаг нашей страны остается нереализованной из-за отсутствия важнейших элементов законодательства о компенсационных фондах.

Российский рынок ценных бумаг (далее - РЦБ) активно восстанавливается после финансового кризиса. В качестве одной из причин слабости рынка нужно отметить неудовлетворительную деятельность главного регулятора рынка - Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ), которая, несмотря на отдельные положительные инициативы, в целом так и не смогла стать полноценным государственным регулирующим органом, который бы взял на себя ответственность за состояние и развитие РЦБ. В результате утвержденная Указом Президента РФ № 1008 от 01.07.96 г. «Концепция развития российского фондового рынка» осталась в большинстве своих позиций не выполненной, а курируемый ФКЦБ РФ рынок корпоративных ценных бумаг практически полностью ушел в оффшоры. Вместо механизма привлечения инвестиций в реальное производство рынок корпоративных ценных бумаг стал средством увода капиталов из страны, дважды - осенью 1997 г. и весной 1998 г. - оказались спусковым крючком общеэкономического финансового кризиса (в конечном числе приведшего к серии августовских дефолтов).

Но на фоне общего падения мировых рынков РЦБ подает позитивные сигналы инвесторам. Как указал Н. Пикард, управляющий директор компании CPR, Россия постепенно входит «в зону безопасности для инвесторов». Так, весьма положительно инвестиционные возможности России, по его словам, оценивает компания JP Morgan. По шкале инвестиционной привлекательности Россия занимает 8-е место и находится между Украиной и Египтом. К России начинают проявлять интерес долгосрочные инвесторы. Во многом, по словам Н. Пикарда, росту инвестиционного интереса способствует рост котировок российских ценных бумаг на внутреннем рынке, который в 2002 г. составил 30%.

В результате в 2003 г. инвестиции в Россию по своему объему составили 5% в общемировых инвестиций в рынки стран с развивающейся экономикой. На долю стран Юго-Восточной Азии приходится 55%, Латинской Америки - 18%, стран Восточной Европы - 4%.

Однако в ближайшее время, считает Н. Пикард, возможно изменение ситуации в сторону увеличения притока иностранного капитала в российскую экономику. Акции российских предприятий занимают 52% в структуре инвестиционных портфелей компаний, инвестирующих в страны Восточной Европы, из них 81% - в компании нефтегазового сектора [2].

Таким образом, скоро РЦБ выйдет на иной, более высокий качественный уровень. Надежная защита прав и законных интересов инвесторов - это один из краеугольных камней современного фондового рынка. Деятельность на рынке ценных бумаг, как и любая инвестиционная деятельность, сопряжена с рисками. Помимо объективных рыночных рисков, об управлении которыми говорят достаточно много, инвесторы могут понести ущерб из-за различных нерыночных факторов, связанных с ошибочными действиями персонала, нарушениями стандартов и технологий, а также внутренних или внешних криминальных действий. До сих пор в России не существовало организаций, в задачу которых входило бы возмещение ущерба физическим лицам от действий про-

фессиональных участников фондового рынка ни на частном, ни на государственном уровне. Фактически и самой проблемы как бы не существовало. Так уж, к счастью, сложилось в России (в основном благодаря крайне низкому уровню криминализации брокерского бизнеса), что бизнес этот контролируют сами профессионалы фондового рынка. По этой же причине и количество брокерских ошибок, способных нанести ощутимый ущерб частному инвестору, близко к нулю. И вообще, деньги частных инвесторов стали играть сколько-нибудь заметную роль на российском рынке акций года два назад, когда ММВБ открыла доступ к своим торгам по акциям через Интернет. В связи с нарастающим интересом возрастает и риск ущерба от нерыночных факторов.

Как показывает мировая практика, в ряду инструментов управления этими рисками особое место занимают специальные компенсационные фонды. Компенсационные фонды - это публичный институт развитого гражданского общества, который, несмотря на свою узкую нишу в общей системе защиты инвесторов, на деле способствует привлечению средств населения на финансовые рынки. Такие фонды являются непременным атрибутом развитого рынка ценных бумаг и выполняют не только защитную, но и социальную функцию. Эффективная деятельность компенсационных фондов существенно улучшает инвестиционный климат для частных инвесторов, а сам инвестиционный процесс становится более безопасным и комфортным.

Но, увы, не все так просто, хотя первая декларация о необходимости создания компенсационных фондов на рынке ценных бумаг нашей страны содержалась в одном из указов президента еще в 1996 г. Далее она устойчиво переходит из документа в документ (можно насчитать 5 различных нормативных актов), оставаясь нереализованной. Из более-менее актуальных можно отметить законы «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.) и «Об инвестиционных фондах» (2001 г.) [3]. Осознавая благоприятную инвестиционную атмосферу, правительство в лице главы ФКЦБ И.В. Костикова в 2002 г. сообщает, что ФКЦБ России и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам до конца текущего года должны сформулировать единую позицию по облегчению налогового режима для участников фондового рынка. Это, в частности, касается вывода из-под налогооблагаемой базы расходов, направляемых профессиональными участниками на создание страховых, компенсационных и резервных фондов. Кроме того, ФКЦБ РФ и Министерство по Налогам и Сборам (МНС) должны разработать предложения по созданию индивидуальных инвестиционных счетов граждан, что позволит стимулировать приток средств физических лиц на фондовый рынок [1].

Тем не менее, оставаясь нереализованной, идея компенсационных фондов переживает сейчас новый виток развития. Законом «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции 2002 г.) введена норма о компенсационных фондах среди арбитражных управляющих, и они уже начали создаваться. Такая же норма введена в закон «Об обязательном автостраховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (2002 г.). Что-то подобное (под термином «гарантийный фонд») можно найти в последней версии закона «О негосударственных пенсионных фондах» (2003 г.). Если законопроект «О саморегулируемых организациях» пройдет в ныне отработанной редакции, то компенсационный фонд станет уже не добровольной инициативой членов СРО, а непременным атрибутом такой организации.

Мировой опыт демонстрирует много примеров эффективной работы компенсационных фондов. Наиболее значимый, по-видимому - Корпорация по защите инвесторов в ценные бумаги в США (The Securities Investor Protection Corporation, SIPC). Корпорация была создана еще в 1970 г. в соответствии с законом о защите инвесторов на волне рыночного спада 60-х гг., когда многие брокерские конторы сливались, поглощались или просто исчезали с рынка, не выполнив свои обязательства перед клиентами. По своему статусу Корпорация - некоммерческая организация, основанная на персональ-

ном членстве зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам (SEC) брокеров-дилеров. Она наделена большими правами и льготами, освобождена от уплаты федеральных и местных налогов. Лица, препятствующие деятельности SIPC, наказываются значительными штрафами и могут даже получить до 5 лет тюрьмы.

Еще одна отличительная черта: институциональным, корпоративным инвесторам SIPC помощь не оказывает. И это не недоработка американского законодателя. Это продуманная и взвешенная политика. Данная категория инвесторов вполне может урегулировать свои претензии к брокеру самостоятельно, для этого государство предоставляет совсем иной сервис в виде отлаженной судебной системы [4].

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) как саморегулируемая организация в соответствии с законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» получила право создавать собственный компенсационный фонд. Такой проект был запущен в прошлом году. Опираясь на международную практику, была создана конструкция «Фонда защиты инвесторов на рынке ценных бумаг», отработаны необходимые документы для его функционирования. На сегодняшнем этапе специалисты фонда не стали конкретизировать источники, полагая, что будут изыскивать все возможные ресурсы для наполнения фонда, начиная со штрафных санкций, которые имеет право взыскивать Ассоциация, и добровольных взносов. Но этот проект не запускается в жизнь, так как не имеет под собой достаточных законодательных основ. Неясными остаются и налоговые последствия. Точнее, они, к сожалению, ясны: руководители фонда получили разъяснение МНС о том, что суммы отчислений на формирование фонда подлежат обложению налогом на прибыль. Вряд ли можно назвать справедливым такое положение дел, и уж вовсе несправедливым является то, что выплаты компенсаций физическим лицам, как подсказывают аудиторы, подпадают под подоходный налог.

Отечественное законодательство крайне фрагментарно, не дает целостного представления о деятельности компенсационных фондов, их прав, обязанностей, полномочий и ответственности. Работа над нормативной базой компенсационных фондов никем не координируется, нарушаются общепринятые базовые принципы создания компенсационных фондов - жесткий государственный и общественный контроль, публичность деятельности, детальное раскрытие информации, внешнее управление активами, привлечение депозитария для хранения активов и контроля, обязательный аудит и пр.

Российское законодательство не соответствует мировой практике, и на его основе невозможно создать эффективный инструмент защиты инвесторов.

В этих условиях без усилий можно увидеть сейчас угрозу дискредитации бренда «компенсационный фонд», как это было с брендом «инвестиционный фонд» времен ваучерной приватизации, как было с брендами «негосударственный пенсионный фонд» или «страховая компания» на первоначальном этапе их создания. Изощренный российский ум придумывал им самое различное применение, совершенно далекое от их декларируемой миссии, все это сопровождалось скандалами и публичными разбирательствами, а сейчас многие сетуют: «Ну почему наш народ не понимает всех преимуществ этих инструментов. Вот во всем мире понимают, а у нас - нет?» [2].

Ниже перечислены нормы, которые, по мнению автора, должны стать важнейшими элементами законодательства о компенсационных фондах, чтобы эти инструменты заняли в России свое достойное место, а безопасность финансовых услуг могла бы соответствовать самым высоким международным стандартам.

1. Порядок создания компенсационных фондов и их регистрации (легитимизации), источники формирования:

• дать определение компенсационного фонда;

• определить перечень организаций, имеющих право на создание компенсационного фонда;

• описать источники финансирования и порядок наполнения компенсационного фонда;

• определить требования к компенсационному фонду, органам управления;

• описать порядок его регистрации и определить органы государственного и общественного контроля за деятельностью фонда;

• предусмотреть образовательную и консультационную функции компенсационного фонда.

2. Основания для выплат и главные операционные показатели:

• привести закрытый перечень оснований для выплат (в первую очередь - банкротство инвестиционного агента, мошенничество);

• определить выгодоприобретателей (в первую очередь, физических лиц и, возможно в виде исключения, частных предпринимателей и субъектов малого бизнеса);

• описать процедуру подачи заявления от потерпевшего и ввести срок ее рассмотрения;

• описать процедуру открытия производства и самого производства;

• определить порядок и сроки выплаты компенсаций, предусмотрев наделение потерпевшего как денежными средствами, так и утраченными ценными бумагами и перевод его на обслуживание к другому оператору рынка;

• ввести ограничения на максимальный размер компенсации, имея в виду и общий размер фонда, и то, что, во избежание принятия инвестором безответственных решений, компенсация не должна (возможно, никогда) полностью покрывать размер понесенного ущерба;

• предусмотреть, что после выплаты компенсации компенсационный фонд получает право требования к агенту рынка в полном объеме.

3. Порядок хранения и управления активами фонда:

• предусмотреть хранение имущества компенсационного фонда в специализированном депозитарии, осуществляющем также и контроль за правильностью расходования и использования активов компенсационного фонда;

• предусмотреть, что управление имуществом компенсационного фонда осуществляется внешней управляющей компанией;

• ввести требования по составу и структуре активов фонда, предусмотрев консервативную инвестиционную политику, порядок расчета (оценки) стоимости активов;

• ограничить объем заимствований за счет имущества компенсационного фонда.

4. Организация контроля за деятельностью фонда, процедуры раскрытия информации:

• предусмотреть обязательный аудит компенсационного фонда;

• определить объем и периодичность предоставления отчетности о деятельности фонда;

• определить порядок и объем раскрытия информации о деятельности компенсационного фонда в целом и по каждому делу;

• определить перечень организаций, имеющих право проверки деятельности компенсационного фонда, и возможные санкции к фонду и его должностным лицам.

5. Перечень расходов, возмещаемых за счет имущества фонда, предельные размеры

расходов:

• привести закрытый перечень расходов на деятельность фонда, возмещаемых из его имущества (оплата услуг управляющего, депозитария, аудитора, раскрытие информации, просветительство и пр.);

• ввести предельный размер расходов и базу для расчетов.

6. Полномочия фонда по урегулированию претензий к оператору рынка, порядок взаимодействия с органами исполнительной власти и правоохранительными органами. Учитывая, что после выплаты компенсаций потерпевшим компенсационный фонд берет на себя урегулирование претензий и, по мере возможностей, восполняет за счет ликвидационных процедур собственные активы, необходимо:

• определить права компенсационного фонда по введению внешнего управления, санации и ликвидации оператора рынка;

• установить порядок взаимодействия и обмена информацией с правоохранительными органами в криминальных случаях;

• определить для компенсационного фонда право представления интересов потерпевших, которым фонд выплатил компенсации, в судебных инстанциях.

7. Налоговые последствия, связанные с взносами в фонд, операционной деятельностью фонда и компенсационными выплатами:

• определить, что отчисления в компенсационный фонд для юридических лиц относятся в состав прочих расходов, а для физических лиц исключаются из подоходного налога;

• определить, что взносы в компенсационный фонд и инвестиционный доход налогом на прибыль не облагаются;

• определить, что выплаченные компенсации потерпевшим не облагаются налогами.

Литература

1. Швакман И. Как оживить российские финансы. // Эксперт. 21 сентября 1998 г. № 35 (151).

2. http://vestnik.naufor.ru/BestPub/tregyb6.htm

3. http://consulting.infobus.ru/details.html?mess=805

4. http://www.invest-russia.ru/rus/index.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.