Научная статья на тему 'Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного процесса'

Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / MIND MAP / МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ / METHOD OF MIND MAPS / КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ / COMPENSATORY MECHANISM / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко Елена Вячеславовна

Статья затрагивает проблему инклюзивного образования. Привлекается внимание читателя к организации эффективного обучения с применением метода интеллект-карт. Использование интеллект-карт способствует развитию компенсаторных механизмов у детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к повышению уровня умственного развития и формированию математических способностей детей. В статье представлены результаты практического применения метода интеллект-карт на уроках математики в инклюзивном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грищенко Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPENSATORY EFFECT OF MIND MAPS ON THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF AN INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the problem of inclusive education. We draw the reader’s attention to the effective training organization with application of a method of mind maps. Use of mind maps promotes development of compensatory mechanisms in children with limited opportunities of health, conducts to increase of level of intellectual development and formation of mathematical abilities of children. The results of practical application of the method of mind maps on the mathematics lessons in inclusive education are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного процесса»

ISSN 1029-3388

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Грищенко Е. В.

КОМПЕНСАТОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь»

Ф. Достоевский

Основной и не зависящей от времени задачей образования была, есть и будет задача создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, определить линию своей личной и профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает совершенно особый смысл. Это связано с увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, психологическая готовность к обучению детей с ОВЗ в школе, развитие их речи, навыка слухового восприятия, общего образовательного уровня характеризуются низкими показателями. Естественно, что эти факторы предопределяют не только возникновение школьной неуспешности, но и выраженные трудности взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса (в смысле организации инклюзивного образования). Дети с отклонениями в развитии зачастую испытывают недоброжелательное отношение как со стороны одноклассников и их родителей, так, к сожалению, и со стороны педагогов. Таким образом особую актуальность приобретает вопрос создания таких условий обучения, которые являлись бы комфортными и эффективными для детей с ОВЗ и способствовали бы достижению максимального уровня развития, социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

В последнее десятилетие проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. При этом существенная роль отводится защитно - приспособительным возможностям личности ребенка, связанным с мобилизацией его компенсаторных способностей относительно характера дефекта. Любой дефект (физический или психический недостаток), следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма.

В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Происходит восстановление или замещение нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена. Важную роль в этом процессе играют многочисленные психологические (установка, свойства личности и др.) и социальные (условия жизни, воспитания

74

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

и др.) факторы. Компенсация связывается с физиологическими условиями функционирования организма и отражает слаженность и согласованность в работе органов и систем ребенка. Такая слаженность и согласованность может быть: постоянной и временной; функционально совершенной и несовершенной (субкомпенсация) [1]. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций.

Формирование компенсаторных механизмов осуществляется в процессе применения системы медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса детей с ОВЗ.

Важно, что компенсаторные механизмы могут найти свое активное применение в инклюзивном образовательном процессе ко всем детям. Если обучение учащихся направлено на раскрытие их потенциальных возможностей, активизацию познавательных процессов, то наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способностей или заменять его.

Потенциал ребенка неразрывно связан с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Физиолог П.К. Анохин[2] доказал, что наибольший эффект в усвоении информации достигается в том случае, если методы её обработки соответствуют мозговым методам хранения и воспроизводства. Это происходит не линейно (списком, аналогично речи или письму), а в переплетении слов с символами, звуками, образами, чувствами. К аналогичным выводам приходят и американские учё-ные[3]. Альтернативный способ репрезентации информации, который они предлагают, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. Отличительные особенности этого подхода: визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги на основе, так называемых, интеллект-карт.

Интеллект-карта[3] - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития

75

ISSN 1029-3388

Применение интеллект-карт на уроках математики позволяет организовать обучение с использованием компенсаторных механизмов и, как следствие, развивать математические способности. Составление интеллект-карт на уроках математики способствует активизации компенсаторных механизмов, развитию ассоциативно-визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать поступающую информацию посредством реализации пяти основных функций головного мозга: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления (рис. 2).

Создание математических интеллект-карт - это увлекательный процесс. Ученик вовлекается в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления (рис. 3).

76

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Преодоление препятствий, возникающих при составлении ребенком интеллект-карты способствует развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. При этом на основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога в инклюзивном процессе заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

В результате составления интеллект-карт у учащихся развивается навык переноса способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решений.

Наглядные пособия или опорные конспекты в виде интеллект-карт стимулируют

77

ISSN 1029-3388

Они формируют способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий. Это своего рода антидефектные упражнения с опорой на несколько анализаторов: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитикосинтетической деятельности, логичности мышления, эмоционально-волевой сферы. Происходит развитие и коррекция высших психических функций.

Творческие, интересные задания способствуют повышению мотивации к учению, включению ученика в деятельность на добровольных началах. На занятиях формируется положительная мотивация детей с ОВЗ, осуществляется эмоционально-психологический настрой на деятельность и мобилизация внимания учащихся.

Практика показывает, что применение интеллект-карт по математике в инклюзивном образовательном процессе способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции учащихся, креативности их мышления. Происходит активизация познавательной деятельности детей, осуществляется пополнение математических знаний, выявление причин когнитивных затруднений. Интеллект-карта становится дополнительным средством изучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их успеваемость.

Использование метода интеллект-карт не только делает учебный процесс разнообразным и повышает его эффективность, но и значительно повышает уровень умственного развития ребенка. Это подтверждает экспериментальная проверка эффективности применения интеллект-карт в инклюзивном образовательном процессе на занятиях по математике.

Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей с ОВЗ 12-13 лет (7 класс) до обучения в Реабилитационном центре «Коломна»

№ Субтесты / Шифр ребенка 1. Инструкции 2. Арифметика 3. Предложения 4. Различия 5. Числовые ряды 6. Аналогии 7. Символы Сумма Уровень умственного развития

1 Т. Д. 2 1 6 6 8 18 30 71 Немного ниже нормы

2 К. В. 2 1 5 12 2 12 20 54 Низкий

3 Л. Д. 6 6 9 28 6 13 14 82 Немного ниже нормы

4 Г. В. 5 5 4 4 5 11 9 43 Очень низкий

5 Т. В. 5 4 7 10 7 17 9 59 Низкий

6 Ш. В. 3 3 5 11 8 14 9 53 Низкий

7 Ч. Ю. 4 4 8 17 6 10 8 57 Низкий

8 З. В. 1 2 4 8 5 3 16 39 Очень низкий

9 Б. Я. 4 0 2 13 5 7 14 45 Очень низкий

10 Б.В. 2 1 0 7 1 1 12 24 Очень низкий

11 К. Т. 3 5 5 16 8 9 12 58 Низкий

12 К. А. 6 6 12 28 10 15 12 89 Немного ниже нормы

78

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

13 П. В. 4 5 4 9 5 4 13 44 Очень низкий

14 М. Н. 8 8 8 18 8 22 16 88 Немного ниже нормы

15 П. А. 4 2 7 16 4 13 20 66 Низкий

16 М. Д. 3 5 5 30 4 24 15 86 Немного ниже нормы

17 Г. А. 2 4 7 28 4 7 10 62 Низкий

18 П. В. 3 4 5 12 5 17 12 58 Низкий

Среднее по группе 3,72 3,67 5,72 15,2 5,61 12,1 13,9 59,9

Стандартное отклонение 1,78 2,14 2,7 8,26 2,28 6,3 5,32 32,6

Средний процент выполнения, % 19% 18% 29% 38% 28% 30% 35% 30%

Уровень умственного развития Количество учащихся Количество учащихся %

Выше нормы 2 10%

Возрастная норма 3 15%

Немного ниже нормы 4 20%

Низкий 7 35%

Очень низкий 4 20%

Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей с ОВЗ 12-13 лет (7 класс) после обучения в Реабилитационном центре «Коломна»

№ Субтесты / Шифр ребенка 1. Инструкции 2. Арифметика 3. Предложения 4. Различия 5. Числовые ряды 6. Аналогии 7. Символы Сумма Уровень умственного развития

1 Т. Д. 3 6 4 33 7 6 11 70 Немного ниже нормы

2 К. В. 4 3 9 15 7 16 20 74 Низкий

3 Л. Д. 8 5 3 15 8 11 22 72 Немного ниже нормы

4 Г. В. 6 5 8 10 6 18 13 66 Очень низкий

5 Т. В. 5 6 5 13 9 10 24 72 Низкий

6 Ш. В. 5 8 9 13 10 16 12 73 Низкий

7 Ч. Ю. 7 10 9 20 8 16 13 83 Низкий

8 З. В. 5 6 10 10 7 6 12 56 Очень низкий

9 Б. Я. 6 5 8 15 6 9 16 65 Очень низкий

10 Б.В. 4 4 5 7 6 8 12 46 Очень низкий

11 К. Т. 6 8 7 18 10 9 16 74 Низкий

12 К. А. 6 8 14 30 12 17 18 105 Немного ниже нормы

79

ISSN 1029-3388

13 П. В. 4 9 8 12 7 10 13 63 Очень низкий

14 М. Н. 9 6 12 34 14 34 20 129 Немного ниже нормы

15 П. А. 6 7 8 15 6 17 22 81 Низкий

16 М. Д. 4 6 7 34 7 28 16 102 Немного ниже нормы

17 Г. А. 4 7 9 30 6 12 13 81 Низкий

18 П. В. 4 5 6 15 5 20 12 67 Низкий

Среднее по группе 5,33 6,33 7,83 18,83 7,83 14,6 16 76,61

Стандартное отклонение 1,57 1,78 2,71 9,064 2,36 7,4 4,2 40,6

Средний процент выполнения, % 27% 32% 39% 47% 39% 37% 40% 38%

Уровень умственного развития Количество учащихся Количество учащихся %

Выше нормы 1 5%

Возрастная норма 2 11%

Немного ниже нормы 9 50%

Низкий 5 28%

Очень низкий 1 6%

Динамика уровня умственного развития детей с ОВЗ 12-13 лет (7 класс)

80

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №5/2014

Таким образом, организация обучения с применением интеллект-карт способствует развитию компенсаторных механизмов детей с ОВЗ, что в частности положительно отражается в математических способностях детей, значительном повышении их умственного развития.

Литература

1. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.

2. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции, Москва - Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. - 266 с.

3. Бьюзен Т и Б. Супермышление / Т и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4-е изд. - Мн.: «Попурри», 2007, с. 224.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.