ISSN 1029-3388
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Грищенко Е. В.
КОМПЕНСАТОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь»
Ф. Достоевский
Основной и не зависящей от времени задачей образования была, есть и будет задача создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, определить линию своей личной и профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает совершенно особый смысл. Это связано с увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, психологическая готовность к обучению детей с ОВЗ в школе, развитие их речи, навыка слухового восприятия, общего образовательного уровня характеризуются низкими показателями. Естественно, что эти факторы предопределяют не только возникновение школьной неуспешности, но и выраженные трудности взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса (в смысле организации инклюзивного образования). Дети с отклонениями в развитии зачастую испытывают недоброжелательное отношение как со стороны одноклассников и их родителей, так, к сожалению, и со стороны педагогов. Таким образом особую актуальность приобретает вопрос создания таких условий обучения, которые являлись бы комфортными и эффективными для детей с ОВЗ и способствовали бы достижению максимального уровня развития, социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
В последнее десятилетие проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. При этом существенная роль отводится защитно - приспособительным возможностям личности ребенка, связанным с мобилизацией его компенсаторных способностей относительно характера дефекта. Любой дефект (физический или психический недостаток), следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма.
В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Происходит восстановление или замещение нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена. Важную роль в этом процессе играют многочисленные психологические (установка, свойства личности и др.) и социальные (условия жизни, воспитания
74
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
и др.) факторы. Компенсация связывается с физиологическими условиями функционирования организма и отражает слаженность и согласованность в работе органов и систем ребенка. Такая слаженность и согласованность может быть: постоянной и временной; функционально совершенной и несовершенной (субкомпенсация) [1]. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций.
Формирование компенсаторных механизмов осуществляется в процессе применения системы медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса детей с ОВЗ.
Важно, что компенсаторные механизмы могут найти свое активное применение в инклюзивном образовательном процессе ко всем детям. Если обучение учащихся направлено на раскрытие их потенциальных возможностей, активизацию познавательных процессов, то наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способностей или заменять его.
Потенциал ребенка неразрывно связан с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Физиолог П.К. Анохин[2] доказал, что наибольший эффект в усвоении информации достигается в том случае, если методы её обработки соответствуют мозговым методам хранения и воспроизводства. Это происходит не линейно (списком, аналогично речи или письму), а в переплетении слов с символами, звуками, образами, чувствами. К аналогичным выводам приходят и американские учё-ные[3]. Альтернативный способ репрезентации информации, который они предлагают, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. Отличительные особенности этого подхода: визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги на основе, так называемых, интеллект-карт.
Интеллект-карта[3] - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития
75
ISSN 1029-3388
Применение интеллект-карт на уроках математики позволяет организовать обучение с использованием компенсаторных механизмов и, как следствие, развивать математические способности. Составление интеллект-карт на уроках математики способствует активизации компенсаторных механизмов, развитию ассоциативно-визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать поступающую информацию посредством реализации пяти основных функций головного мозга: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления (рис. 2).
Создание математических интеллект-карт - это увлекательный процесс. Ученик вовлекается в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления (рис. 3).
76
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
Преодоление препятствий, возникающих при составлении ребенком интеллект-карты способствует развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. При этом на основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога в инклюзивном процессе заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.
В результате составления интеллект-карт у учащихся развивается навык переноса способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решений.
Наглядные пособия или опорные конспекты в виде интеллект-карт стимулируют
77
ISSN 1029-3388
Они формируют способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий. Это своего рода антидефектные упражнения с опорой на несколько анализаторов: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитикосинтетической деятельности, логичности мышления, эмоционально-волевой сферы. Происходит развитие и коррекция высших психических функций.
Творческие, интересные задания способствуют повышению мотивации к учению, включению ученика в деятельность на добровольных началах. На занятиях формируется положительная мотивация детей с ОВЗ, осуществляется эмоционально-психологический настрой на деятельность и мобилизация внимания учащихся.
Практика показывает, что применение интеллект-карт по математике в инклюзивном образовательном процессе способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции учащихся, креативности их мышления. Происходит активизация познавательной деятельности детей, осуществляется пополнение математических знаний, выявление причин когнитивных затруднений. Интеллект-карта становится дополнительным средством изучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их успеваемость.
Использование метода интеллект-карт не только делает учебный процесс разнообразным и повышает его эффективность, но и значительно повышает уровень умственного развития ребенка. Это подтверждает экспериментальная проверка эффективности применения интеллект-карт в инклюзивном образовательном процессе на занятиях по математике.
Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей с ОВЗ 12-13 лет (7 класс) до обучения в Реабилитационном центре «Коломна»
№ Субтесты / Шифр ребенка 1. Инструкции 2. Арифметика 3. Предложения 4. Различия 5. Числовые ряды 6. Аналогии 7. Символы Сумма Уровень умственного развития
1 Т. Д. 2 1 6 6 8 18 30 71 Немного ниже нормы
2 К. В. 2 1 5 12 2 12 20 54 Низкий
3 Л. Д. 6 6 9 28 6 13 14 82 Немного ниже нормы
4 Г. В. 5 5 4 4 5 11 9 43 Очень низкий
5 Т. В. 5 4 7 10 7 17 9 59 Низкий
6 Ш. В. 3 3 5 11 8 14 9 53 Низкий
7 Ч. Ю. 4 4 8 17 6 10 8 57 Низкий
8 З. В. 1 2 4 8 5 3 16 39 Очень низкий
9 Б. Я. 4 0 2 13 5 7 14 45 Очень низкий
10 Б.В. 2 1 0 7 1 1 12 24 Очень низкий
11 К. Т. 3 5 5 16 8 9 12 58 Низкий
12 К. А. 6 6 12 28 10 15 12 89 Немного ниже нормы
78
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
13 П. В. 4 5 4 9 5 4 13 44 Очень низкий
14 М. Н. 8 8 8 18 8 22 16 88 Немного ниже нормы
15 П. А. 4 2 7 16 4 13 20 66 Низкий
16 М. Д. 3 5 5 30 4 24 15 86 Немного ниже нормы
17 Г. А. 2 4 7 28 4 7 10 62 Низкий
18 П. В. 3 4 5 12 5 17 12 58 Низкий
Среднее по группе 3,72 3,67 5,72 15,2 5,61 12,1 13,9 59,9
Стандартное отклонение 1,78 2,14 2,7 8,26 2,28 6,3 5,32 32,6
Средний процент выполнения, % 19% 18% 29% 38% 28% 30% 35% 30%
Уровень умственного развития Количество учащихся Количество учащихся %
Выше нормы 2 10%
Возрастная норма 3 15%
Немного ниже нормы 4 20%
Низкий 7 35%
Очень низкий 4 20%
Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей с ОВЗ 12-13 лет (7 класс) после обучения в Реабилитационном центре «Коломна»
№ Субтесты / Шифр ребенка 1. Инструкции 2. Арифметика 3. Предложения 4. Различия 5. Числовые ряды 6. Аналогии 7. Символы Сумма Уровень умственного развития
1 Т. Д. 3 6 4 33 7 6 11 70 Немного ниже нормы
2 К. В. 4 3 9 15 7 16 20 74 Низкий
3 Л. Д. 8 5 3 15 8 11 22 72 Немного ниже нормы
4 Г. В. 6 5 8 10 6 18 13 66 Очень низкий
5 Т. В. 5 6 5 13 9 10 24 72 Низкий
6 Ш. В. 5 8 9 13 10 16 12 73 Низкий
7 Ч. Ю. 7 10 9 20 8 16 13 83 Низкий
8 З. В. 5 6 10 10 7 6 12 56 Очень низкий
9 Б. Я. 6 5 8 15 6 9 16 65 Очень низкий
10 Б.В. 4 4 5 7 6 8 12 46 Очень низкий
11 К. Т. 6 8 7 18 10 9 16 74 Низкий
12 К. А. 6 8 14 30 12 17 18 105 Немного ниже нормы
79
ISSN 1029-3388
13 П. В. 4 9 8 12 7 10 13 63 Очень низкий
14 М. Н. 9 6 12 34 14 34 20 129 Немного ниже нормы
15 П. А. 6 7 8 15 6 17 22 81 Низкий
16 М. Д. 4 6 7 34 7 28 16 102 Немного ниже нормы
17 Г. А. 4 7 9 30 6 12 13 81 Низкий
18 П. В. 4 5 6 15 5 20 12 67 Низкий
Среднее по группе 5,33 6,33 7,83 18,83 7,83 14,6 16 76,61
Стандартное отклонение 1,57 1,78 2,71 9,064 2,36 7,4 4,2 40,6
Средний процент выполнения, % 27% 32% 39% 47% 39% 37% 40% 38%
Уровень умственного развития Количество учащихся Количество учащихся %
Выше нормы 1 5%
Возрастная норма 2 11%
Немного ниже нормы 9 50%
Низкий 5 28%
Очень низкий 1 6%
Динамика уровня умственного развития детей с ОВЗ 12-13 лет (7 класс)
80
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №5/2014
Таким образом, организация обучения с применением интеллект-карт способствует развитию компенсаторных механизмов детей с ОВЗ, что в частности положительно отражается в математических способностях детей, значительном повышении их умственного развития.
Литература
1. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
2. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции, Москва - Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. - 266 с.
3. Бьюзен Т и Б. Супермышление / Т и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. -
4-е изд. - Мн.: «Попурри», 2007, с. 224.
81