Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ МОДЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА'

КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ МОДЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / МОДЕЛИ АДАПТАЦИИ / КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА И ВИДЫ КОМПАРАТИВНОГО ПОДХОДА / ДИНАМИЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлов С.Н., Студентова Е.А.

В условиях происходящих в экономике динамичных изменений ключевым фактором достижения устойчивого развития региона является наличие разработанной стратегии адаптации населения. Поскольку отдельные регионы систематически характеризуются более низким уровнем адаптивности населения к изменяющимся условиям, важным представляется исследование наличия и определение тесноты связи между уровнем и темпами социально-экономического развития, определяющими качество жизни в регионе, и способностью населения адаптироваться к изменениям внешних факторов. Целью работы является выработка теоретических подходов, применение которых позволит обеспечивать эффективную поддержку и оказывать содействие населению в ускорении и повышении результативности адаптационных процессов, выделить особенности и специфику процессов адаптации населения в различных регионах, определить причинно-следственные связи между уровнем развития региона, качеством жизни населения и способностью его адаптироваться в контексте современных вызовов и тенденций развития экономики и общества. Наиболее приемлемым для решения поставленных задач в современных условиях представляется использование компаративного подхода, который применительно к оценке моделей и процессов адаптации населения позволяет учитывать как количественные индикаторы развития регионов, так и качественные характеристики, что, представляется, будет способствовать выявлению тенденций развития регионов на основе отражения особенностей адаптационных процессов, происходящих в аналогичной или подобной ситуации и внешних условиях. Для решения указанных проблем предложена имплементация компаративного подхода применительно к исследованию процессов адаптации населения, выделены условия применения рассматриваемого подхода, также авторами разработан порядок применения компаративного подхода к исследованию процессов адаптации населения. Методология исследования включает в себя обзор отечественной и зарубежной литературы, их критический анализ, систематизацию полученных результатов. Использование результатов работы возможно при оценке и прогнозировании адаптационных процессов на конкретной территории. Направления будущих исследований связаны с выработкой практических рекомендаций по решению существующих проблем адаптации населения к динамично изменяющимся условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Орлов С.Н., Студентова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE APPROACH TO THE ASSESSMENT OF MODELS OF ADAPTATION OF THE POPULATION OF THE REGION

In the conditions of dynamic changes taking place in the economy, the key factor in achieving sustainable development of the region is the availability of a developed strategy for the adaptation of the population. Since individual regions are systematically characterized by a lower level of adaptability of the population to changing conditions, it is important to study the existence and determine the closeness of the relationship between the level and pace of socio-economic development that determine the quality of life in the region and the ability of the population to adapt to changes in external factors. The aim of the work is to develop theoretical approaches, the application of which will allow to provide effective support and assist the population in accelerating and improving the effectiveness of adaptation processes, to identify the features and specifics of the processes of adaptation of the population in different regions, to determine the cause-and-effect relationships between the level of development of the region, the quality of life of the population and its ability to adapt in the context of modern challenges and trends in the development of the economy and society. The most acceptable way to solve the tasks set in modern conditions is to use a comparative approach, which, in relation to the assessment of models and processes of adaptation of the population, allows taking into account both quantitative indicators of regional development and qualitative characteristics, which seems to help identify trends in regional development based on the reflection of the features of adaptation processes occurring in a similar or similar situation and external conditions. To solve these problems, the implementation of a comparative approach is proposed in relation to the study of the processes of adaptation of the population, the conditions for the application of the considered approach are highlighted, and the authors have also developed the procedure for applying a comparative approach to the study of the processes of adaptation of the population. The research methodology includes a review of domestic and foreign literature, their critical analysis, systematization of the results obtained. The use of the results of the work is possible when assessing and predicting adaptation processes in a particular territory. The directions of future research are related to the development of practical recommendations for solving the existing problems of adaptation of the population to dynamically changing conditions.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ МОДЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА»

Компаративный подход к оценке моделей адаптации населения региона

Comparative approach to the assessment of models of adaptation of the population of the region

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-281

УДК 332.145

С. Н. Орлов, ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» (Екатеринбург, Россия); ФГБУ ВО «Курганский государственный университет» (Курган, Россия)

Е. А. Студентова, ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» (Екатеринбург, Россия); ФГБУ ВО «Курганский государственный университет» (Курган, Россия)

S. N. Orlov, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia); Kurgan State University (Kurgan, Russia)

E. A. Studentova, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia); Kurgan State University (Kurgan, Russia)

В условиях происходящих в экономике динамичных изменений ключевым фактором достижения устойчивого развития региона является наличие разработанной стратегии адаптации населения. Поскольку отдельные регионы систематически характеризуются более низким уровнем адаптивности населения к изменяющимся условиям, важным представляется исследование наличия и определение тесноты связи между уровнем и темпами социально-экономического развития, определяющими качество жизни в регионе, и способностью населения адаптироваться к изменениям внешних факторов.

Целью работы является выработка теоретических подходов, применение которых позволит обеспечивать эффективную поддержку и оказывать содействие населению в ускорении и повышении результативности адаптационных процессов, выделить особенности и специфику процессов адаптации населения в различных регионах, определить причинно-следственные связи между уровнем развития региона, качеством жизни населения и способностью его адаптироваться в контексте современных вызовов и тенденций развития экономики и общества. Наиболее приемлемым для решения поставленных задач в современных условиях представляется использование компаративного подхода, который применительно к оценке моделей и процессов адаптации населения позволяет учитывать как количественные индикаторы развития регионов, так и качественные характеристики, что, представляется, будет способствовать выявлению тенденций развития регионов на основе отражения особенностей адаптационных процессов, происходящих в аналогичной или подобной ситуации и внешних условиях.

Для решения указанных проблем предложена имплементация компаративного подхода применительно к исследованию процессов адаптации населения, выделены условия применения рассматриваемого подхода, также авторами разработан порядок применения компаративного подхода к исследованию процессов адаптации населения.

Методология исследования включает в себя обзор отечественной и зарубежной литературы, их критический анализ, систематизацию полученных результатов. Использование результатов работы возможно при оценке и прогнозировании адаптационных процессов на конкретной территории. Направления будущих исследований связаны с выработкой практических рекомендаций по решению существующих проблем адаптации населения к динамично изменяющимся условиям.

Ключевые слова: процессы адаптации населения, модели адаптации, компаративный подход, структура и виды компаративного подхода, динамичные изменения экономики.

In the conditions of dynamic changes taking place in the economy, the key factor in achieving sustainable development of the region is the availability of a developed strategy for the adaptation of the population. Since individual regions are systematically characterized by a lower level of adaptability of the population to changing conditions, it is important to study the existence and determine the closeness of the relationship between the level and pace of socio-economic development that determine the quality of life in the region and the ability of the population to adapt to changes in external factors.

The aim of the work is to develop theoretical approaches, the application of which will allow to provide effective support and assist the population in accelerating and improving the effectiveness of adaptation processes, to identify the features and specifics of the processes of adaptation of the population in different regions, to determine the cause-and-effect

relationships between the level of development of the region, the quality of life of the population and its ability to adapt in the context of modern challenges and trends in the development of the economy and society. The most acceptable way to solve the tasks set in modern conditions is to use a comparative approach, which, in relation to the assessment of models and processes of adaptation of the population, allows taking into account both quantitative indicators of regional development and qualitative characteristics, which seems to help identify trends in regional development based on the reflection of the features of adaptation processes occurring in a similar or similar situation and external conditions.

To solve these problems, the implementation of a comparative approach is proposed in relation to the study of the processes of adaptation of the population, the conditions for the application of the considered approach are highlighted, and the authors have also developed the procedure for applying a comparative approach to the study of the processes of adaptation of the population.

The research methodology includes a review of domestic and foreign literature, their critical analysis, systematiza-tion of the results obtained. The use of the results of the work is possible when assessing and predicting adaptation processes in a particular territory. The directions of future research are related to the development of practical recommendations for solving the existing problems of adaptation of the population to dynamically changing conditions.

Keywords: population adaptation processes, adaptation models, comparative approach, structure and types of comparative approach, dynamic changes in the economy.

Введение

Актуальность разработки эффективной стратегии адаптации населения региона обусловлена необходимостью достижения адекватного понимания особенностей, динамики и взаимосвязи происходящих в регионе внутренних процессов, а также учетом ключевых вызовов и тенденций изменения внешней среды (глобализация, цикличность развития, разделение труда, внедрение цифровых технологий и др.), непрерывно изменяющихся социально-экономических условий, включая процессы взаимодействия в социальной среде. Непрерывность процессов адаптации к характерным для современного времени динамично изменяющимся внешним условиям определяет тенденции и формы социально-экономического развития [1] конкретного региона и страны в целом. Принимая во внимание, что, как правило, отдельные регионы в течение продолжительного периода времени характеризуются более низким уровнем адаптивности населения к изменяющимся условиям, чрезвычайно важным представляется исследование наличия и определение тесноты связи между уровнем социально-экономического развития, определяющим качество жизни в регионе, и способностью населения адаптироваться к изменениям внешних факторов.

С целью поиска путей эффективной поддержки и оказания содействия населению в ускорении адаптационных процессов необходимо определить теоретические подходы исследования, применение которых позволит выделить особенности и специфику процессов адаптации населения в различных регионах, определить причинно-следственные связи между уровнем и динамикой развития региона, качеством жизни населения и способностью его адаптироваться в контексте современных вызовов и тенденций развития экономики и общества. Наиболее приемлемым в современных условиях представляется использование компаративного подхода, который применительно к оценке моделей и процессов адаптации населения позволяет учитывать как количественные индикаторы развития регионов, так и качественные характеристики, что способствует выявлению тенденций развития в различных регионах на основе отражения особенностей адаптационных процессов, происходящих в аналогичной или подобной ситуации и внешних условиях. Компаративные исследования позволят выявить регионы с наиболее эффективными моделями адаптации экономических субъектов, причины их большей эффективности и результативности с целью последующей разработки теоретических положений и практических рекомендаций для адекватной корректировки адаптационных процессов в других регионах. Таким образом, цель настоящей статьи заключается в исследовании специфических особенностей и возможностей компаративного подхода для оценки моделей и процессов адаптации населения регионов РФ.

При разработке теоретического подхода авторы опирались на научные труды российских и зарубежных авторов: В. В. Марюхиной [2], В. В. Кожевниковой [3], А. С. Колесникова [4], J. P. Keeves [5], R. Timalsina [6], J. Husa [7], занимавшихся исследованием области применения и особенностей компаративного подхода. В работах указанных авторов констатируется связь проблематики применения компаративного подхода с выявлением различных экономических феноменов, попытка их трактовки и объяснения. Вопросы им-плементации компаративного подхода к исследованию процессов адаптации населения рассмотрены в работах следующих исследователей: Е. П. Яковлевой [8], А. А. Павильч [9], U. Lauterbach, W. Mitter [10], G. R. Lee, L. Haas [11] и др. Авторы практически едины во мнении относительно позитивных перспектив применения данного подхода для исследования адаптационных процессов.

Теория / методология исследования

В ходе настоящего исследования авторами проведен обзор и сравнительный анализ отечественных и зарубежных научно-исследовательских работ, посвященных вопросам исследования специфики компаративного подхода в связи с процессами адаптации населения. Результаты обобщения, научной абстракции и систематизации полученных результатов визуализированы в форме схем. На основании анализа и обобщения информации проведено моделирование применения компаративного подхода к исследованию адаптационных процессов и предложен соответствующий алгоритм.

Результаты исследования и их обсуждение

Преимущества и недостатки компаративного подхода

В основе компаративного подхода положена проблематика выявления различий и сходств между исследуемыми явлениями. Активный интерес исследователей к подходу сформировался в 30-е гг. XX века и привел к появлению отдельного научного направления - компаративистики [2] (в контексте данного утверждения следует заметить, что исследователи в рамках отдельных научных направлений не признают целесообразным выделение компаративного подхода в отдельную научную дисциплину, мотивируя отсутствием у последнего уникальной методологической проблемы [12]). В современных условиях подход не потерял своей актуальности и активно применяется в самых различных сферах исследования, включая экономику, социологию, педагогику, философию и др. направления научного познания, каждое из которых привносит свою специфику в методику использования подхода, учитывающую индивидуальные особенности исследуемых явлений за счет предоставления инструментов для анализа и обобщения закономерностей явлений, процессов, их изменений и тенденций развития.

Трактовка компаративного подхода в работах различных авторов отличается в зависимости от сферы исследовательской деятельности и поставленных авторами целей. Наиболее характерные определения подхода у отечественных и зарубежных авторов идентичны в ключевых аспектах, однако, несомненно, обладают определенной спецификой. Например, Л. М. Кожевникова [3] определяет подход как «использование сравнений, сходств и различий между историческими обществами с целью большего понимания причинных влияний в ходе изучения специфических или общих случаев», тем самым выделяя в качестве объекта сравнения исторические общества и определяя цель сравнения в качестве выявления причинно-следственных связей. А. С. Колесников [4] связывает компаративный подход с процессом анализа зарубежных данных и соотнесения их с российскими данными для анализа тенденций развития в различных странах с целью совершенствования имеющейся теоретической базы по направлению научной сферы (инструментарий, методология и т. п.). Таким образом, данный автор объектом сравнения определяет страны, а цель - совершенствование действующей теоретической базы. Л. Е. Совик и Ж. Г. Шумак [13] считают ключевой особенностью компаративного подхода сравнение объектов, которые функционируют в аналогичных условиях, при этом цель сравнения определяется как выявление основы для применения инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов. В отличие от них другой отечественный автор, А. О. Акулов [14], отмечает, что в основе компаративного подхода лежит не сопоставимость условий, а система компаративных отношений. Это означает, что применение подхода должно базироваться не на малом количестве слабосвязанных между собой отношений, но на совокупности таких отношений, учитывать их системный характер, что позволяет сопоставлять наиболее важные свойства исследуемых объектов и явлений.

Если обратиться к посвященным компаративному подходу работам зарубежных исследователей, то наиболее близкое к пониманию российских исследователей определение дает R. Timalsina [6], в частности, понимая под ним исследовательскую стратегию, которая фокусируется на объяснениях путем сравнения различных явлений в различных системах, времени и пространстве. Схожее по смыслу, но более лаконичное определение приводит в своей работе J. Husa [7], определяя под компаративным подходом выявление различий и сходств с целью их объяснения. Более подробно сравнительный подход описывает J. P. Keeves [5], автор утверждает, что в рамках компаративистских исследований предполагается сравнение объектов и их характеристик в двух и более исследуемых ситуациях с целью выявления существующих сходств и различий для последующего определения причин (преимущество исследователь отдает поиску причин сходства между отдельными явлениями). Другой автор, D. Collier [15], дает определение компаративного подхода с упором на методологию его применения, указывая, что понимает под исследуемым подходом систематический анализ небольшого количества случаев. Автор отмечает, что отдельные исследователи

среди обязательных условий применения компаративного подхода выделяют количество случаев, необходимое для применения более точных подходов к их оценке (например, экспериментальный или статистический подходы). В частности, D. Goodrick [16] отмечает, что выбор подхода может быть обоснован либо невозможностью применения иных, более точных методов, либо необходимостью объяснения специфики происходящих явлений. С ним солидарны D. Porta и М. Keating [17], которые называют подход альтернативой статистическому. А R. Azarian [18] дополняет определение компаративного подхода как подхода, который рассматривается в качестве метода противопоставления двух или более случаев для исследования сходств и различий, понимая под целью сравнения формирование типологии, основанной на наблюдаемых сходствах и различиях исследуемых объектов и явлений.

На основе обобщения приведенных выше определений и формулировок предложена схема, отражающая специфику и структуру компаративного подхода (рис. 1).

Рис. 1. Структура компаративного подхода

Следует заметить, что взгляды на применяемую терминологию в границах компаративного подхода в исследованиях, проводимых отечественными и зарубежными авторами, во многом похожи, а возникающие разногласия сводятся к особенностям уточнения общепринятого понимания и использования подхода в контексте конкретных исследований.

Сходства и различия во взглядах позволяют судить о преимуществах исследуемого подхода. По мнению М. В. Грибановой [19], ценность компаративного подхода обусловлена возможностью его применения для выявления преимуществ и недостатков исследуемых объектов и явлений, что позволяет более точно определять потенциальные позитивные и негативные аспекты вовлечения связанных с ними процессов в решение существующих проблем в пределах конкретной исследовательской сферы и последующей разработки научных положений. Соответствующие исследования способствуют выявлению положительных тенденций и лучших практик [20], что, в свою очередь, способствует выработке адекватных практических рекомендаций в конкретной сфере деятельности. В экономических исследованиях подход позволяет учитывать постоянно изменяющееся влияние внешней среды, способствует повышению качества информационного обеспечения и предлагает инструменты решения актуальных вопросов [21]. Зарубежные авторы [22] среди преимуществ компаративного подхода выделяют возможности получения выводов за пределами конкретных единичных случаев, принимая во внимание влияние контекстных условий. В частности, T. Landman [23] утверждает, что подобный анализ позволяет строить более общие теории (охватывающие значительное количество объектов и процессов), а также прогнозировать вероятные результаты определенных событий в случаях, когда они или аналоги были включены в первоначальное сравнение. Таким образом, недостатками компаративного подхода являются: высокая трудоемкость, что связано с необходимостью сбора и обработки достаточно больших объемов информации об объектах в процессе оценки и их аналогов при соблюдении принципа сопоставимости элементов исследования в выбранном временном диапазоне; сложность применения, недостаточная точность, возможность использования для ограниченного количества обособленных объектов и процессов (справедливым будет и обратное утверждение - подход неприменим в случаях, когда невозможно подобрать достаточное количество объектов-аналогов для оценки), необходимость непредвзятости в оценке сравниваемых явлений, а также непредсказуемость результатов проводимого исследования [24]. Также следует отметить сложность решения задачи сопоставимости конкретных социальных явлений [25], которая во многих случаях имеет очевидно субъективный характер. Следующей проблемой применения компаративного подхода является выбор единицы измерения, которая способна обеспечить адекватность и надежность исследования. Заметим, что ряд авторов [26] считает отдельные из перечисленных недостатков преимуществами, определяя подход как наиболее соответствующий проведению научных исследований по критериям точности, достоверности, надежности, проверяемости, предсказуемости и интерпретации получаемых результатов.

Направления применения компаративного подхода

В рамках компаративного подхода принято выделять несколько направлений исследований, очевидно, их особенности варьируются в зависимости от сферы научной деятельности и авторского взгляда на конкретную проблему. Так, В. В. Марюхина [2] в рамках исследования возможностей применения компаративистики в педагогических исследованиях рассматривает возможности различать эндогенные и экзогенные модели сравнения. При этом в рамках эндогенного подхода рассматриваются и анализируются причины и последствия на примере конкретной страны, выбранной в качестве объекта сравнения. В рамках экзогенного подхода исследование проводится на примере нескольких стран, рассматриваемых как отдельные системы взаимозависимых элементов. Также автором рассматриваются направления применения подхода в зависимости от поставленных в исследовании целей.

В. В. Свиридов [27] в рамках исследования правовой сферы выделяет два направления: 1) сравнение на микро- и макроуровне по принципу структурной классификации; 2) комплексное сравнение и сопоставление частей единого целого или системы. Автор называет трудности использования описываемого метода, указывая на возможности его применения исключительно для исследования небольших, обособленных процессов.

J. P. Keeves [5] предлагает использовать два принципа применения компаративного подхода:

1) научный, т. е. основанный на работе с количественными показателями, включая измерение и статистическую оценку; 2) гуманистический, подразумевающий качественную оценку, в целом имеющий описательный характер.

R. Timalsina [6] в работе, посвященной применению компаративного подхода в социальных науках, выделяет пять направлений исследований: 1) единичное исследование в конкретный момент времени;

2) единичное исследование в течение периода времени, с использованием временных рядов; 3) сравнение двух и более релевантных случаев в течение соответствующих промежутков времени; 4) сравнение

всех случаев, актуальных на конкретный момент времени; 5) рассмотрение всех релевантных случаев во времени и пространстве. Иными словами, основа данной классификации заключается в сочетании количества рассматриваемых процессов и их привязки к временному отрезку.

M. Adiyia и W. Ashton [28] выделяют четыре вида компаративного подхода: 1) индивидуализирующий - максимально полное описание характеристик и особенностей каждого из исследуемых явлений для их более глубокого исследования; 2) универсальный - направлен на выявление общих закономерностей, свойственных исследуемым объектам и процессам, применяется для разработки теоретических концепций, объясняющих рассматриваемые элементы сравнения; 3) обнаруживающий вариации - в отличие от универсального вида данный вид компаративного подхода нацелен на выявление отличительных особенностей исследуемых предметов и явлений; 4) охватывающий - подразумевает сравнение нескольких объектов в различных местах, но в пределах одной системы (при этом могут выявляться как сходства, так и различия исследуемых явлений).

При использовании достаточно широко применяемого в российских исследованиях метода разделения на синхронический и диахронический принцип их дифференциации заключается в определении временного периода сравнения.

Систематизация и обобщение анализируемых научных исследований представлены на рис. 2.

Рис. 2. Направления применения компаративного подхода

Обобщая результаты проведенного исследования направлений применения компаративного подхода, следует отметить, что, несмотря на единство мнений авторов в вопросах его определения, выделение классификационных признаков сравнения в значительной степени варьируется в зависимости от особенностей авторского подхода. При констатации различий следует обратить внимание на предлагаемые исследователями факторы выделения направлений применения подхода. Российские исследователи делают акцент на условиях применения компаративного подхода (сопоставимость в пространстве и во времени, системность), в то время как иностранные авторы в большей степени опираются на объекты, инструментарий и цели сравнения.

Применение компаративного подхода при проведении исследований моделей адаптации населения регионов РФ

Компаративный подход применительно к исследованию механизма и моделей адаптации населения, связанных с ними процессов находит отражение в исследованиях различных авторов в контексте взаимодействия культуры, языка, сознания, мировоззрения, традиций, что позволяет связать теоретический анализ с практическими исследованиями [8]. Подход способствует выявлению закономерностей и особенностей адаптации различных групп населения к изменяющимся конкретным социокультурным условиям. При этом ключевая цель подхода заключается в установлении характера социальных связей и коммуникативных отношений в рамках определенной среды и за ее пределами. Исследование особенностей формирования отдельных аспектов самоопределения, жизнедеятельности и консолидации различных этнических групп привело к формированию отдельного междисциплинарного направления - циви-лизационной компаративистики [9], которая занимается поиском устойчивых различий и сходств между макрокультурами (учитываются типы личности, система духовных ценностей, основания для социокультурных различий и др.). Работы, как правило, проводятся в рамках исследований самых разнообразных процессов, происходящих в обществе [29], и позволяют проводить проверку различных гипотез, строить предположения и новые теории, базирующиеся на систематическом применении компаративного подхода.

Согласно мнению U. Lauterbach и W. Mitter [10], ключ к пониманию конкретного общества находится в его сравнении с другими обществами. Иными словами, исключительно в рамках применения сравнительного подхода возможно выявить характерные тенденции, свойственные процессам адаптации населения, как внутри конкретной системы, так и при влиянии на нее внешней среды и других аналогичных систем. Таким образом, преимуществом сравнительного подхода при исследовании процессов адаптации является многостороннее исследование процесса [30], которое позволяет выявлять и оценивать его региональные особенности. Компаративистские исследования способствуют выявлению причин дифференциации обществ [31] и определению объективных закономерностей результата функционирования различных институтов. При этом целью применения сравнительного подхода к процессам адаптации населения может быть, во-первых, установление общностей между различными объектами (например, сравнение особенностей адаптации населения, проживающего на различных территориях), во-вторых, выявление общих тенденций адаптации, свойственных конкретному элементу системы [11] (населению конкретной территории или этнической группы), а качественный сравнительный подход позволит объяснить причины различий [32] в адаптационных процессах населения.

Различные направления компаративного подхода применимы при оценке процессов и моделей адаптации населения (временной фактор, системность, основанные на специфике и применяемых показателях и др.), в частности, проводятся исследования в рамках сравнения вещественного (например, ресурсного) потенциала и инфраструктурного обеспечения развития экономических систем, сравнения различных реальных и концептуальных системных структур, сравнения результатов функционирования экономических систем с различной формой организации [33]. Однако, согласно проведенному исследованию, преобладающим является фактор масштаба (изучение процессов адаптации на микро- и макроуровне). В данном аспекте традиционно выделяются следующие направления: межстрановые сопоставления (макроуровень) и сравнение регионов внутри страны (мезо- или микроуровень). В качестве основы для проведения межстрановых сопоставлений может быть выбрано исследование конкретного явления или процесса (различия в академических достижениях [34] в уровне доходов, квалификации персонала и т. д.) при соблюдении условия аналогичности уровня развития стран; выделение процесса (например, демографическое развитие) для категории стран (G7, БРИКС и др.) и др. При этом основой сравнительного подхода является сопоставление «различий, предпосылок, динамики и природы разви-

тия региональных социально-экономических систем, не сводя выводы к общим рассуждениям о преимуществах той или иной модели национальной экономики» [35], а его цель - «получение представления о наличии (или отсутствии) закономерностей в развитии исследуемых объектов в результате наблюдения и смыслового обобщения повторяющихся явлений» [36]. Сравнение на мезо- и макроуровнях предполагает изначальную общность исследуемых явлений (проведение исследований регионов конкретной страны), поэтому может предполагать как дальнейшее уточнение характеристик (приграничные территории, территории опережающего развития, дотационные регионы и т. д.), так и выявление исключительно самого предмета сравнения (влияние мобильности населения на его дифференциацию [37], оценка динамики распределения квалифицированной и неквалифицированной миграции [38], оценка уровня жизни [39], исследование межрегиональных различий [40], сравнение региональных брендов [41], анализ муниципальных стратегий [42] и др.).

Алгоритм применения компаративного подхода при проведении оценки адаптации населения

На основе проведенного анализа научных источников [36] составлена схема применения компаративного подхода, в том числе применительно к процессам и моделям адаптации населения (рис. 3). В рамках предлагаемого алгоритма рассматриваются 10 этапов сравнительного подхода для целей исследования.

и т с о

н р

рве х

оы

тн

сн

ос ан

дд

ед

ни

, т и, с

ит о сн оч мо ит

ви а

а ст

ст ос од

по е

он с е н

и р

м

1 этап

N

2 этап

м

3 этап

м

4 этап

м

5 этап

м

6 этап

м

7 этап

м

8 этап

м

9 этап

м

10 этап

•Постановка целей и задач исследования

•Выбор единицы сравнения (объект оценки, явление или процесс)

• Основание сравнительного подхода

•Выбор индикаторов сравнения и мер проведения измерительных/оценочных процедур

• Определение степени ограниченности использования результатов сравнения

• Оценка принятых решений и внесение корректировок (при необходимости)

• Сбор данных

Сопоставление полученных значений индикаторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Выявление сходств и различий, а также общих, свойственных единице сравнения тенденций развития

•Выработка рекомендаций

Рис. 3. Алгоритм применения компаративного подхода в исследовании процессов адаптации населения

Принимая во внимание вышеизложенное, сформулируем особенности алгоритма компаративного подхода применительно к оценке моделей и процессов адаптации населения:

1 этап - постановка целей и задач исследования, включает выявление специфики адаптации, причинно-следственных связей между уровнем развития, качеством жизни и способностями к адаптации, тенденциями развития регионов / стран.

2 этап - выбор единицы сравнения (объект, явление, процесс) - модели и процессы адаптации населения.

3 этап - основание сравнительного подхода. В рамках исследования моделей и процессов адаптации основанием для сравнения служат временные границы, географические особенности или ключевая специфика, свойственные населению (уровень дохода, этническая группа, язык, вероисповедание и др.). В контексте настоящего исследования применяется сравнение адаптационных моделей и процессов регионов РФ в динамике.

4 этап - выбор индикаторов сравнения - статистические данные, нормативно-правовая документация, результаты анкетирования и опросов.

5 этап - определение степени ограниченности использования результатов сравнения. Оценка сопоставимости данных, их системности и ограничений количества единиц сравнения.

6 этап - оценка принятых решений и внесение корректировок. Данный этап является необязательным и подразумевает повторение одного или нескольких прошлых этапов в случае, если заданные для исследования параметры не соответствуют условиям применимости компаративного подхода (сопоставимости, системности, ограниченности единиц сравнения и принадлежности к конкретному временному периоду и / или пространству).

7 этап - сбор данных подразумевает непосредственное проведение исследования, т. е. сбор статистических данных по регионам РФ, подготовку и проведение опросов, исследование нормативно-правовой базы и проведение других аналогичных мероприятий.

8 этап - сопоставление полученных значений индикаторов. Практическая обработка полученных результатов, непосредственно процесс сравнения существенных условий.

9 этап - выявление сходства и различий, а также общих, свойственных единице сравнения тенденций развития, включая причинно-следственные связи между уровнем развития, качеством жизни и способностями к адаптации, тенденциями развития регионов / стран.

10 этап - выработка рекомендаций для разработки эффективного инструментария совершенствования адаптационных моделей и процессов в регионах РФ.

Заключение

По результатам проведенного анализа научных источников сделаны следующие выводы: во-первых, о недостаточном количестве исследований, посвященных специфике применения компаративного подхода для анализа адаптационных процессов населения; во-вторых, об отсутствии единого алгоритма применения методов компаративистики к процессам адаптации.

Для решения указанных проблем предложено определение компаративного подхода применительно к исследованию процессов адаптации населения, выделены условия применимости, разработан порядок использования компаративного подхода к исследованию процессов адаптации населения. Предложено следующее определение компаративного подхода применительно к оценке моделей адаптации населения различных регионов РФ - использование сравнений для выявления сходства и различий между моделями и процессами адаптации населения в целях выявления причинно-следственных связей и тенденций развития регионов с учетом качества жизни на конкретной территории.

Условиями применимости компаративного подхода для оценки моделей и процессов адаптации населения являются:

- сопоставимость единиц сравнения, которая достигается за счет обозначения границ сравнения регионов РФ, а также возможность базироваться на уточнении единиц сравнения (т. е. в рамках исследования адаптационных процессов могут рассматриваться процессы демографические, миграционные, социокультурные и т. д.);

- системность - процессы адаптации рассматриваются в системах, обладающих достаточной степенью релевантности, путем выявления единых специфических условий, характерных для конкретной рассматриваемой страны;

- ограниченность единиц сравнения - исследование ограничивается количеством субъектов РФ, которые могут в дальнейшем классифицироваться по дополнительным признакам (приграничные территории, территории опережающего развития, северные регионы и др.);

- принадлежность единицы сравнения к конкретному временному периоду и / или пространству -исследования ограничиваются территорией одной страны на современном этапе ее хозяйствования с учетом динамических изменений.

В рамках проведенного исследования предложен следующий алгоритм применения компаративного подхода к оценке происходящих адаптационных процессов:

1) постановка целей и задач исследования; 2) выбор единицы сравнения (объект, явление, процесс); 3) выбор основания сравнительного подхода; 4) выбор индикаторов сравнения; 5) определение степени ограниченности использования результатов сравнения; 6) оценка принятых решений и внесение корректировок; 7) сбор данных; 8) сопоставление полученных значений индикаторов; 9) выявление сходства и различий, общих, свойственных единице сравнения тенденций развития, включая причинно-следственные связи; 10) разработка методических рекомендаций. Также уточнена специфика применения алгоритма к сравнению моделей и процессов адаптации населения регионов РФ.

Преимущества компаративного подхода с позиции исследования адаптационных процессов населения связаны с возможностью: определения позитивных и негативных факторов в моделях и процессах адаптации для решения существующих проблем и разработки научных положений; выявления лучших практик адаптации в регионах для отработки адекватных практических рекомендаций; многостороннего исследования адаптационных процессов, позволяющего выявить региональные особенности; учета воздействия внешней среды, а также перспективой прогнозирования вероятных итогов и промежуточных результатов адаптационных процессов (при проведении первоначального исследования процессов). Принимая во внимание сложности применения компаративного подхода при исследовании особенностей адаптации населения, а также трудоемкость подхода, субъективность при проведении качественной оценки и интерпретации результатов, непредсказуемость результатов проводимого исследования, следует подчеркнуть, что выявленные преимущества подхода значительно превосходят сложности его применения, определяя тем самым очевидную экономическую целесообразность имплементации компаративного подхода для оценки моделей и процессов адаптации населения регионов РФ.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках плана НИР Института экономики УрО РАН на 2019-2021 гг.

Список литературы

1. Авраамова Е. М. Социально-экономическая адаптация населения к переменам в российском обществе 90-х годов : автореф..... д-ра. эк. наук. 1998. URL: http://www.dslib.net/upravlenie-socsystem/socialno-jekonomicheskaja-

adaptacija-naselenija-k-peremenam-v-rossijskom-obwestve-90.html (дата обращения: 21.09.2021).

2. Марюхина В. В. Компаративный подход в современных педагогических исследованиях // МНКО. 2019. № 1 (74). С. 55-57. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/komparativnyy-podhod-v-sovremennyh-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 21.09.2021).

3. Кожевникова Л. М. Внедрение рыночных отношений в сельское хозяйство Восточной Сибири в конце XX в // Власть. 2013. № 7. С. 20-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-rynochnyh-otnosheniy-v-selskoe-hozyaystvo-vostochnoy-sibiri-v-kontse-xx-v (дата обращения: 21.09.2021).

4. Колесников А. С. Педагогическое образование с позиций компаративной педагогики и интеркультурной философии // ЧиО. 2013. № 3 (36). С. 22-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-s-pozitsiy-komparativnoy-pedagogiki-i-interkulturnoy-filosofii (дата обращения: 21.09.2021).

5. Keeves J. P. Comparative Research in Education: IEA Studies // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2001. URL: https://www.sciencedirect.com/topics/computer-science/comparative-approach (дата обращения: 21.09.2021).

6. Timalsina R. Comparative Approach and Grounded Theory in Research // Social Science Studies Paper Series 03. 2013. URL: https://www.academia.edu/3616449/Comparative_Approach_and_Grounded _Theory_in_Research (дата обращения: 21.09.2021).

7. Husa J. Comparative Methodology and Constitutional Change // Xenophon Contiades and Alkmene Fotiadou (eds), 'Routledge Handbook of Comparative Constitutional Change' (Routledge 2019). Legal Studies Research Paper Series. Paper No 57. 2019. рp. 25. URL: https://poseidon01.ssrn.com/delivery.php (дата обращения: 21.09.2021).

8. Яковлева Е. П., Григорьева Я. И. Проблема социальной адаптации народов Севера и Арктики в современном мире // Манускрипт. 2019. № 7. С. 126-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-adaptatsii-narodov-severa-i-arktiki-v-sovremennom-mire (дата обращения: 21.09.2021).

9. Павильч А. А. Теоретическое моделирование процессов межкультурного взаимодействия в компаративных исследованиях // Вестник ЧелГУ. 2011. № 14. С. 110-115. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/teoreticheskoe-modelirovanie-protsessov-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya-v-komparativnyh-issledovaniyah (дата обращения: 21.09.2021).

10. Lauterbach U., Mitter W. Theory and methodology of international comparisons // Vocational education and training - the European research field Background report - Volume II. 1998. P. 234-271. (дата обращения: 21.09.2021).

11. Lee G. R., Haas L. Comparative Methods in Family Research. In: Boss P., Doherty W.J., LaRossa R., Schumm W.R., Steinmetz S.K. (eds) Sourcebook of Family Theories and Methods. Springer, Boston, MA. 2009. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-0-387-85764-0_5 (дата обращения: 21.09.2021).

12. Lor P. International and Comparative Librarianship, Chapter 4. 2011. pp. 21. URL: https://pjlor.files.wordpress.com/2010/06/chapter-4-draft-2011-04-20.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

13. Совик Л. Е., Шумак Ж. Г. Компаративный подход к исследованию факторов влияния на использование материальных ресурсов предприятиями мясоперерабатывающей отрасли // Экономика и банки. 2015. № 2. C. 37-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnyy-podhod-k-issledovaniyu-faktorov-vliyaniya-na-ispolzovanie-materialnyh-resursov-predpriyatiyami (дата обращения: 21.09.2021).

14. Акулов А. О. Сравнительный подход в системе современного менеджмента // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 140-148. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2013/01/2013-01-21.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

15. Goodrick D. Comparative Case Studies // Methodological Brief No.9: Comparative Case Studies. 2014. pp. 17. URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/ files/resources/Comparative_Case_Studies_ENG.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

16. Porta D., Keating М. Approaches and Methodologies in the Social Sciences. A Pluralist Perspective. Cambridge University Press. 2008. pp. 365. URL: https://www.hse.ru/data/2012/11/03/1249193115/Donatella_Della_Porta_ Michael_Keating_Approa.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

17. Collier D. The Comparative Method // Political Science: The State of the Discipline II 1993. P. 105-119. URL: https://www.researchgate.net/publication/234113288_The_Comparative_Method (дата обращения: 21.09.2021).

18. Azarian R. Potentials and Limitations of Comparative Method in Social Science // International Journal of Humanities and Social Science Vol. 1 No. 4. 2011. P. 113-125. URL: http://www.ijhssnet.com/journals/ Vol._1_No._4;_April_2011/15.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

19. Грибанова М. В. Компаративный подход в изучении условий адаптации «Метода Монтессори» к современным требованиям дошкольного образования // Пермский педагогический журнал. 2014. № 6. C. 33-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnyy-podhod-v-izuchenii-usloviy-adaptatsii-metoda-montessori-k-sovremennym-trebovaniyam-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.09.2021).

20. Исследование эффективности здравоохранения в городах мира // PwC. 2018. С. 98. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/health-research/issledovanie-effectivnosti-zdravoohraneniya-v-gorodah-mira.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

21. Мировая статистика здравоохранения, 2017 г.: мониторинг показателей здоровья в отношении Целей устойчивого развития // Всемирная организация здравоохранения. 2018. C. 104. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/279717 (дата обращения: 21.09.2021).

22. Esser F., Vliegenthart R. Comparative Research Methods // The International Encyclopedia of Communication Research Methods. 2017. P. 22. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/ doi/pdf/10.1002/9781118901731.iecrm0035 (дата обращения: 21.09.2021).

23. Landman T. Issues and Methods in Comparative Politics // Routledge. Taylor & Francis Group. 2008. Р. 355. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Landman,%20Issues%20and%20Methods%20in%20Comparative%20Politics%20-%20An%20Introduction.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

24. Гаркуша Н. С. Обоснование научных подходов проведения компаративного педагогического исследования // ЧиО. 2011. № 3. С. 151-154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-nauchnyh-podhodov-provedeniya-komparativnogo-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 21.09.2021).

25. Ragin C., Zaret D. Theory and Method in Comparative Research: Two Strategies // Social Forces, Vol. 61, No. 3. 1983. P. 731-754. URL: http://www.suz.uzh.ch/dam/jcnf786dfb5-3702-4990-b24f-b0a9c6959224/text_9.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

26. Comparative Method And Strategies Of Comparison. Ignou. The People's University. P. 19-30. URL: http://egyankosh.ac.in/bitstream/123456789/20908/1/Unit-2.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

27. Свиридов В. В. Динамика института наказаний в истории права (компаративный и хронодискретный подходы) // Государственно-правовые исследования. 2018. № 1. С. 128-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-instituta-nakazaniy-v-istorii-prava-komparativnyy-i-hronodiskretnyy-podhody (дата обращения: 21.09.2021).

28. Adiyia M., Ashton W. Comparative Research // Rural Development Institute, Brandon University. 2017. Р. 8. URL: https://www.brandonu.ca/rdi/files/2017/07/RDI-Comparative-Research.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

29. Бреттелл К. Б., Холлифилд Д. Ф. Теория миграций // Методология и методы изучения миграционных процессов : междисциплинарное учебное пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М.: Центр

миграционных исследований, 2007. 370 с. URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/FIELD/Moscow/ pdf/Manual_on_Migration.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

30. Матвеенко В. В. Модели культурной адаптации иммигрантов в многокультурной среде (сравнительный анализ канадского и российского опыта) : авторфеф. дис. ... канд. культурологии. М., 2011. 24 с.

31. Ястребов Г. Я. Характер социально-экономической дифференциации населения: сравнительный анализ России и Европы // Мир России. 2010. № 3. С. 57-89. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0503/analit02.php (дата обращения: 21.09.2021).

32. Simister N., Scholz V. Qualitative Comparative Analysis (QCA) // M&E Training & Consultancy, 2017. URL: https://www.intrac.org/wpcms/wp-content/uploads/2017/01/Qualitative-comparative-analysis.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

33. Шюллера А., Крюссельберга Х. Г. Анализ экономических систем: основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики : пер. с нем. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2006. 55 с.

34. Pokropek A., Borgonovi F., Jakubowski M. Socio-economic disparities in academic achievement: A comparative analysis of mechanisms and pathways // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 42. P. 10-18. URL: https://doi.Org/10.1016/j.lindif.2015.07.011 (дата обращения: 21.09.2021).

35. Шеломенцев А. Г., Козлова О. А., Терентьева Т. В., Бедрина Е. Б. Сравнительные оценки развития Камчатского края и северных территорий зарубежных стран // Экономика региона. 2014. № 2. С. 89-103. URL: file://C:/Users/User/AppData/Local/Temp/Comparative%20estimates%20of%20Kamchatka%20territory%20developmen t%20in%20the%20context%20of%20northern%20territories%20of%20foreign%20countries.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

36. Шеломенцев А. Г., Козлова О. А., Бедрина Е. Б., Терентьева Т. В. Вопросы применения компаративного анализа в исследованиях демографического развития северных территорий // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-3. С. 679-683. URL: https://fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=38322 (дата обращения: 21.09.2021).

37. He S., Bayrak M. M., Lin H. A comparative analysis of multi-scalar regional inequality in China // Geoforum. 2017. Vol. 78. P. 1-11. URL: https://doi.Org/10.1016/j.geoforum.2016.10.021 (дата обращения: 21.09.2021).

38. Shen J., Liu Y. Skilled and less-skilled interregional migration in China: A comparative analysis of spatial patterns and the decision to migrate in 2000-2005 // Habitat International. 2016. Vol. 57. P. 1-10. URL: https://doi.org/10.1016/j.habitatint.2016.06.007 (дата обращения: 21.09.2021).

39. Tonts M., Plummer P., Lawrie M. Socio-economic wellbeing in Australian mining towns: A comparative analysis // Journal of Rural Studies. 2012. Vоl. 28. Issue 3. P. 288-301. URL: https://doi.org/10.1016/j.jrurstud.2011.10.006 (дата обращения: 21.09.2021).

40. Суспицын С. А. Межрегиональные различия: сравнительный анализ федеральных округов и «субокругов» // Российский экономический журнал. 2001. № 1. С. 53-66.

41. Чуб А. А., Макаров П. Ю. Теоретические подходы к оценке эффективности регионального бренда: проблемы и перспективы применения // Вестник академии. 2018. № 2. С. 5-10.

42. Дорошенко С. В. Региональные подходы к разработке муниципальных стратегий // Ars administrandi. Искусство управления. 2019. Т. 11. № 1. С. 96-118.

References

1. Avraamova E. M. SociaFno-ekonomicheskaya adaptaciya naseleniya k peremenam v rossijskom obshhestve 90-x godov. avtoref. na soisk. st. dokt. ek. nauk [Socio-economic adaptation of the population to changes in Russian society of the 90s. au-toref. on the job. art. doct. Ec. Sciences]. 1998. Available at: http://www.dslib.net/upravlenie-socsystem/socialno-jekonomicheskaja-adaptacija-naselenija-k-peremenam-v-rossijskom-obwestve-90.html (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

2. Maryukhina V. V. Comparative approach in modern pedagogical research. MNKO [MNKO]. 2019. No. 1 (74). P. 55-57. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnyy-podhod-v-sovremennyh-pedagogicheskih-issledovaniyah (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

3. Kozhevnikova L. M. Introduction of market relations in agriculture in Eastern Siberia at the end of the XX century. Vlast' [Power]. 2013. No. 7. P. 20-23. Available at: https://cyberlemnka.ru/artide/n/vnedreme-rynochnyh-otnosheniy-v-selskoe-hozyaystvo-vostochnoy-sibiri-v-kontse-xx-v (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

4. Kolesnikov A. S. Pedagogical education from the standpoint of comparative pedagogy and intercultural philosophy. ChiO [CHIO]. 2013. No. 3 (36). P. 22-28. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-s-pozitsiy-komparativnoy-pedagogiki-i-interkulturnoy-filosofii (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

5. Keeves, J. P., 2001. Comparative Research in Education: IEA Studies. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Available at: https://www.sciencedirect.com/topics/computer-science/comparative-approach (Accessed: 21.09.2021).

6. Timalsina R., 2013. Comparative Approach and Grounded Theory in Research. Social Science Studies Paper Series 03. Available at: https://www.academia.edu/3616449/Comparative_Approach_and_Grounded _Theory_in_Research (Accessed: 21.09.2021).

7. Husa J., 2019. Comparative Methodology and Constitutional Change. Xenophon Contiades and Alkmene Fotiadou (eds), 'Routledge Handbook of Comparative Constitutional Change' (Routledge 2019). Legal Studies Research Paper Series. Paper No. 57. P. 25. Available at: https://poseidon01.ssrn.com/delivery.php (Accessed: 21.09.2021).

8. Yakovleva E. P., Grigorieva Ya. I.. The problem of social adaptation of the peoples of the North and the Arctic in the modern world. Manuskript [Manuscript]. 2019. No. 7. P. 126-130. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-adaptatsii-narodov-severa-i-arktiki-v-sovremennom-mire (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

9. Pavilch A. A. Theoretical modeling of the processes of intercultural interaction in comparative studies. Vestnik ChelGU [Bulletin of ChelSU]. 2011. No. 14. P. 110-115. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskoe-modelirovanie-protsessov-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya-v-komparativnyh-issledovaniyah (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

10. Lauterbach U., Mitter W., 1998. Theory and methodology of international comparisons. Vocational education and training - the European research field Background report - Volume 11. P. 234-271. (Accessed: 21.09.2021).

11. Lee G. R., Haas L., 2009. Comparative Methods in Family Research. In: Boss P., Doherty W.J., LaRossa R., Schumm W.R., Steinmetz S.K. (eds) Sourcebook of Family Theories and Methods. Springer, Boston, MA. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-0-387-85764-0_5 (Accessed: 21.09.2021).

12. Lor P., 2011. International and Comparative Librarianship, Chapter 4. pp. 21. Available at: https://pjlor .files.wordpress.com/2010/06/chapter-4-draft-2011-04-20.pdf (Accessed: 21.09.2021).

13. Sovik L. E., Shumak Zh. G. Comparative approach to the study of factors influencing the use of material resources by meat processing enterprises. Ekonomika i banki [Economics and banks]. 2015. No. 2. P. 37-42. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnyy-podhod-k-issledovaniyu-faktorov-vliyaniya-na-ispolzovanie-materialnyh-resursov-predpriyatiyami (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

14. Akulov A. O. Comparative approach in the system of modern management. Vestnik VGU. Seriya: Ekonomika i uprav-lenie [Bulletin of the VSU. Series: Economics and Management]. 2013. No. 1. P. 140-148. Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2013/01/2013-01-21.pdf (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

15. Goodrick D., 2014. Comparative Case Studies. Methodological Brief No.9: Comparative Case Studies. P. 17. Available at: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int / files/resources/comparative_case_studies_eng.pdf (Accessed: 21.09.2021).

16. Porta D., Keating M., 2008. Approaches and Methodologies in the Social Sciences. A Pluralist Perspective. Cambridge University Press. pp. 365. Available at: https://www.hse.ru/data/2012/11/03/1249193115/Donatella_Della_ Porta_Michael_Keating_Approa.pdf (Accessed: 21.09.2021).

17. Collier D., 1993. The Comparative Method. Political Science: The State of the Discipline 11. P. 105-119. Available at: https://www.researchgate.net/publication/234113288_The_Comparative_Method (Accessed: 21.09.2021).

18. Azarian R., 2011. Potentials and Limitations of Comparative Method in Social Science. International Journal of Humanities and Social Science. Vol. 1 No. 4. P. 113-125. URL: Available at: http://www.ijhssnet.com/journals/Vol._1_No._4 ;_april_2011/15.pdf (Accessed: 21.09.2021).

19. Gribanova M. V. Comparative approach in studying the conditions of adaptation of the "Montessori method" to the modern requirements of preschool education. Permskij pedagogicheskij zhurnal [Perm Pedagogical Journal]. 2014. No. 6. P. 33-38. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnyy-podhod-v-izuchenii-usloviy-adaptatsii-metoda-montessori-k-sovremennym-trebovaniyam-doshkolnogo-obrazovaniya (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

20. Study of the effectiveness of health in cities around the world. PwC [PwC]. 2018. P. 98. Available at: https://www.pwc.ru/ru/publications/health-research/issledovanie-effectivnosti-zdravoohraneniya-v-gorodah-mira.pdf (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

21. World health statistics 2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals. Vsemirnaya organi-zaciya zdravooxraneniya [World Health Organization], 2018. P. 104. Available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/279717 (Accessed: 21.09.2021)

22. Esser F., Vliegenthart R., 2017. Comparative Research Methods. The International Encyclopedia of Communication Research Methods. P. 22. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com / doi/pdf/10.1002/9781118901731.iecrm0035 (Accessed: 21.09.2021).

23. Landman T., 2008. Issues and Methods in Comparative Politics. Routledge. Taylor & Francis Group. P. 355. Available at: file:///C:/Users/User/Downloads/Landman,%20Issues%20and%20Methods%20in%20Comparative%20Politics%20-%20An%20Introduction. pdf (Accessed: 21.09.2021).

24. Garkusha N. S. Substantiation of scientific approaches to comparative pedagogical research. ChiO [CHIO]. 2011. No. 3. P. 151(Accessed: 21.09.2021)154. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-nauchnyh-podhodov-provedeniya-komparativnogo-pedagogicheskogo-issledovaniya (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

25. Ragin C., Zaret D., 1983. Theory and Method in Comparative Research: Two Strategies. Social Forces, Vol. 61, No. 3. P. 731(Accessed: 21.09.2021)754. Available at: http://www.suz.uzh.ch/dam/jcr:f786dfb5-3702-4990-b24f-b0a9c6959224/text_9.pdf (Accessed: 21.09.2021).

26. Comparative Method And Strategies Of Comparison. Ignou. The People's University. P. 19-30. Available at: http://egyankosh.ac.in/bitstream/123456789/20908/1/Unit-2.pdf (Accessed: 21.09.2021).

27. Sviridov V. V. Dynamics of the institute of punishments in the history of law (comparative and chronodiscret approaches). Gosudarstvenno-pravovy^e issledovaniya [State-legal research]. 2018. No. 1. P. 128-131. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-instituta-nakazaniy-v-istorii-prava-komparativnyy-i-hronodiskretnyy-podhody (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Adiyia M., Ashton W., 2017. Comparative Research. Rural Development Institute, Brandon University. pp. 8. Available at: https://www.brandonu.ca/rdi/files/2017/07/RDI-Comparative-Research.pdf (Accessed: 21.09.2021).

29. Brettell K. B., Hollifield D. F. Teoriya migracij. Metodologiya i metody' izucheniya migracionnyX processov [Theory of migrations. Methodology and methods of studying migration processes]. Interdisciplinary Textbook Ed . Zayonchkovskaya Zh., Molodikova I., Mukomel V. Center for Migration Studies. Moscow, 2007. P. 370. Available at: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/FIELD/Moscow/pdf/Manual_on_Migration.pdf (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

30. Matveenko V. V. Modeli kuFturnoj adaptacii immigrantov v mnogokuFturnoj srede (sravniteFnyJ analiz kanadskogo i rossijskogo opy'ta) [Models of cultural adaptation of immigrants in a multicultural environment (comparative analysis of Canadian and Russian experience)]. abstract of the dissertation for the degree of candidate of cultural studies. Moscow-2011. 24 p. (In Russian).

31. Yastrebov G. Ya. The nature of socio-economic differentiation of the population: a comparative analysis of Russia and Europe. Mir Rossii [The World of Russia], 2010, No. 3. P. 57-89. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0503/analit02.php (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

32. Simister, N., Scholz V. Qualitative Comparative Analysis (QCA). M&E Training & Consultancy, 2017. Available at: https://www.intrac.org/wpcms/wp-content/uploads/2017/01/Qualitative-comparative-analysis.pdf (Accessed: 21.09.2021).

33. Schüller A., Krusenberg H. G. Analiz ekonomicheskix sistem: osnovny'e ponyatiya teorii xozyajstvennogo poryadka i politicheskoj ekonomiki [The analysis of economic systems: basic concepts of the theory of the economic order and political economy]. Tran. from Germ. Moscow: JSC "Publishing house "Economics", 2006. 55 p. (In Russian).

34. Pokropek A., Borgonovi F., Jakubowski M., 2015. Socio-economic disparities in academic achievement: A comparative analysis of mechanisms and pathways. Learning and Individual Differences. Vol. 42. P. 10-18. Available at: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2015.07.011 (Accessed: 21.09.2021).

35. Shelomentsev A. G., Kozlova O. A., Terentyeva T. V., Bedrina E. B. Comparative assessments of the development of the Kamchatka Territory and the northern territories of foreign countries. Ekonomika regiona [The economy of the region]. 2014. No. 2. P. 89-103. Available at: file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/Comparative%20estimates%20of% 20Kamchatka%20territory%20development%20in%20the%20context%20of%20northern%20territories%20of%20foreig n%20countries. pdf (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

36. Shelomentsev A. G., Kozlova O. A., Bedrina E. B., Terentyeva T. V. Issues of application of comparative analysis in studies of demographic development of northern territories. FundamentaFny^e issledovaniya [Fundamental research]. 2015. No. 5-3. P. 679-683. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38322 (Accessed: 21.09.2021). (In Russian).

37. He S., Bayrak M. M., Lin H., 2017. A comparative analysis of multi-scalar regional inequality in China. Geoforum. Vol. 78. P. 1-11. Available at: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2016.10.021 (Accessed: 21.09.2021).

38. Shen J., Liu Y., 2016. Skilled and less-skilled interregional migration in China: A comparative analysis of spatial patterns and the decision to migrate in 2000-2005. Habitat International. Vol. 57. P. 1-10. Available at: https://doi.org/10.1016/j.habitatint.2016.06.007 (Accessed: 21.09.2021).

39. Tonts M., Plummer P., Lawrie M., 2012. Socio-economic wellbeing in Australian mining towns: A comparative analysis. Journal of Rural Studies. Vol. 28. Issue 3. P. 288-301. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jrurstud.2011.10.006 (Accessed: 21.09.2021).

40. Suspitsyn S. A. Interregional differences: comparative analysis of federal districts and "sub-districts". Rossijskij ekonomicheskijzhurnal [Russian Economic Journal]. 2001. No. 1. P. 53-66. (In Russian).

41. Chub A. A., Makarov P. Yu. Theoretical approaches to assessing the effectiveness of a regional brand: problems and prospects of application. Vestnik akademii [Bulletin of the Academy]. 2018. No. 2. P. 5-10. (In Russian).

42. Doroshenko S. V. Regional approaches to the development of municipal strategies. Ars administrandi. Iskusstvo up-ravleniya [Ars administrandi. The art of management]. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 96-118. (In Russian).

Для цитирования: Орлов С. Н., Студентова Е. А. Компаративный подход к оценке моделей адаптации населения региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 3. C. 281-294. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-281.

For citation: Orlov S. N., Studentova E. A. Comparative approach to the assessment of models of adaptation of the population of the region // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. Vol. 1, issue 3. Р. 281-294. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-281 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.