Межрегиональная оценка моделей адаптации предпринимательства в условиях динамичных изменений
Interregional Evaluation of Models of Entrepreneurship Adaptation in the Conditions of Dynamic Changes
DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-435
УДК 338
С. Н. Орлов, Курганский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (Курган, Россия)
И. Н. Луговой, Курганский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (Курган, Россия)
S. N. Orlov, Kurgan Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Kurgan, Russia)
I. N. Lugovoy, Kurgan Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Kurgan, Russia)
Кризисные явления, циклически возникающие в экономике, вызывают рост экономических издержек и потерь, что, в свою очередь, приводит к обострению накопившихся в обществе проблем, реализации угроз в общественно-экономической жизни страны и регионов. Для преодоления кризисных явлений, обеспечения непрерывности функционирования и развития бизнеса в условиях динамичных изменений важнейшим приложением сил предпринимателей является развитие способности адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, своевременно предпринимать адекватные превентивные и посткризисные контрциклические меры. В статье представлен анализ моделей адаптации малого предпринимательства и факторов, оказывающих воздействие на процессы адаптации, на основе реализации теоретических положений методологии PEST- и SWOT-анализа. Целью настоящей статьи является анализ и межрегиональная оценка моделей адаптации малого и среднего бизнеса. В рамках практического использования предложенных вариативных моделей адаптации применительно к особенностям различных регионов Российской Федерации выявлены уровень и эластичность воздействия каждого из выявленных факторов по отношению к результатам адаптации сектора предпринимательства в регионах Российской Федерации, что позволяет провести межрегиональную оценку моделей адаптации предпринимательства в условиях происходящих в экономике и обществе динамичных изменений. Каждый отдельный субъект малого предпринимательства и отдельные территории обладают набором уникальных свойств и качеств, вследствие чего достаточно сложно реализовать процесс построения универсальной модели адаптации бизнеса к современным вызовам и угрозам. Рациональным решением в данном контексте представляется попытка построения модели адаптации на основе учета специфики конкретного региона Российской Федерации и особенностей конкретного вида бизнес-деятельности, что определяет горизонт и перспективы проведения дальнейших исследований, позволяющих малому и среднему бизнесу оперативно реагировать на изменения во внешней среде и повышать уровень конкурентоспособности.
Ключевые слова: межрегиональная оценка, модели адаптации, PEST-анализ, SWOT-анализ, малое и среднее предпринимательство
Crisis phenomena that cyclically arise in the economy cause an increase in economic costs and losses, which in turn leads to an exacerbation of problems accumulated in society, the realization of threats in the socio-economic life of the country and regions. To overcome the crisis phenomena, to ensure the continuity of the functioning and development of business in the conditions of dynamic changes, the most important application of the forces of entrepreneurs is to develop the ability to adapt to changing external conditions, to take timely adequate preventive and post-crisis countercyclical measures. The article presents an analysis of adaptation models of small businesses and factors influencing the adaptation processes, based on the implementation of the theoretical provisions of the PEST and SWOT analysis methodology. The purpose of this article is to analyze and interregional assessment of adaptation models for small and medium-sized businesses. As part of the practical use of the proposed variable adaptation models in relation to the characteristics of various regions of the Russian Federation, the level and elasticity of the impact of each of the identified factors in relation to the results of adaptation of the a society of dynamic changes. Each individual small business entity and individual territories have a set of unique properties and qualities, as a result of which it is quite difficult to implement the process of building a
universal model of business adaptation to modern challenges and threats. A rational solution in this context is an attempt to build an adaptation model based on taking into account the specifics of a particular region of the Russian Federation and the specifics of a particular type of business activity, which determines the horizon and prospects for further research, allowing small and medium-sized businesses to quickly respond to changes in the external environment and increase the level of competitiveness.
Keywords: interregional assessment, adaptation models, PEST analysis, SWOT analysis, small and medium-sized businesses
Введение
Происходящие перманентные изменения во внешней среде обусловливают непрерывность процессов построения эффективных моделей адаптации, что представляется весьма актуальной для бизнеса задачей в условиях текущей эскалации глобальной геополитической, экономической и социальной неопределённости.
Целью настоящей статьи является анализ и межрегиональная оценка моделей адаптации малого и среднего бизнеса (далее по тексту — бизнеса). Для достижения поставленной цели последовательно решены следующие задачи: выявить применяемые бизнесом модели адаптации; исследовать адаптационные процессы в отдельных регионах; выявить уровень воздействия адаптационных моделей (определить коэффициенты их эластичности), применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
Для проведения межрегиональной оценки моделей адаптации предпринимательства необходимо предварительно определить основные типы моделей адаптации, которые использует бизнес, провести анализ основных компонентов адаптационных моделей, определить теоретические подходы межрегиональной оценки моделей, принимая во внимание существующие значительные различия в подходах применительно к решению поставленной задачи, выявлению возможностей и угроз для малого и крупного бизнеса.
Ключевая цель, которую преследует сектор предпринимательства при применении моделей адаптации, — достижение высокого уровня конкурентоспособности на рынках, которое влечёт за собой модернизацию и техническое совершенствование основных компонентов используемой модели. Как отмечает С. Ворбах: «...сама бизнес-модель начинает становиться объектом инноваций. Инновации можно определить как изменения в бизнес-логике, которые являются новыми для целевой фирмы, но не обязательно новыми для мира, и которые приводят к наблюдаемым изменениям в практике фирмы» [2]. Таким образом, внедрение различных улучшений в компоненты моделей адаптации является по сути процессом формирования инновационной модели адаптации предпринимательства, а наличие различий в подходах к построению адаптационных моделей выделяет их обособленность и уникальность каждой модели адаптации.
При внедрении субъектами предпринимательства инновационных решений в адаптационные модели наблюдается возникновение различных барьеров, что возможно объяснить их инертностью. «Предприятия, основанные на новых технологиях, скорее всего, пройдут процесс проб и ошибок, чтобы научиться строить свои бизнес-модели. Следовательно, эти компании столкнутся со множеством триг-герных точек, которые начнут постоянные циклы корректировок» [2]. Главным инструментом преодоления возникающих барьеров субъектами предпринимательства неизменно остается использование инновационных достижений всех сфер деятельности. Субъекты малого предпринимательства благодаря внедрению цифровых инноваций повышают конкурентоспособность. «Цифровизация способствует развитию малого и среднего предпринимательства. Организациям и отдельным предпринимателям станет гораздо легче вести дела с использованием технологий и упрощением финансовых процедур» [3]. При помощи внедрения инновационных достижений в адаптационные модели малое предпринимательство сможет достигнуть больших преимуществ в адаптации применительно к условиям неопределённости в экономической обстановке, которая чаще всего возникает по различным причинам, например в связи с эпидемиологической обстановкой, монополизацией рынков сбыта, при этом монополистами могут выступать не только крупные участники рынка, но и государство.
Теория / методология исследования
Эффективное функционирование бизнеса возможно лишь при регулярном мониторинге экономической ситуации и анализе внутренней и внешней среды, к изменениям в которой необходимо адаптироваться оперативно.
А. Н. Хорина, В. Э. Керимова под внешней средой подразумевают факторы, которые оказывают влияние на эффективность деятельности предприятий [5]. Наиболее распространенным подходом в научных работах на сегодняшний день остается разделение внешней среды:
— макроокружение или, как еще ее называют, макросреда;
— микроокружение или, как еще ее называют, микросреда.
При анализе макросреды в качестве ключевых направлений экспертами предлагаются политическая ситуация, природно-климатические условия, законодательство, уровень научно-технического прогресса, а также степень развития экономической сферы. Анализ перечисленных составляющих способствует определению экономическим субъектом возможностей и рисков ведения экономической деятельности в долгосрочной перспективе.
При анализе микросреды в качестве ключевых направлений экспертами предлагаются компоненты, напрямую оказывающие влияние на субъекты малого предпринимательства. В основу анализа микросреды закладывается исследование деловой среды предприятия, в состав которой включают поставщиков и подрядчиков, покупателей и клиентов, инвесторов и кредиторов, а также предприятия конкурентов. При анализе внешней среды большинство экспертов отдает предпочтение методу PEST (или STEP)-анализа. Метод PEST-анализа основывается на исследовании факторов социальной, технологической, экономической и политической составляющей. Необходимо отметить, что при анализе внешней среды, очевидно, недостаточно полагаться только на перечисленные факторы. При использовании метода PEST-анализа по отношению к внешней среде выявляются факторы, которые возможно отнести лишь к конкретному предприятию. При использовании метода PEST-анализа критически важно распределить факторы в порядке силы их воздействия на субъекты предпринимательской деятельности.
Ограничения, введенные вследствие эпидемиологической обстановки в стране, целесообразно классифицировать в соответствии с природой их влияния на субъекты предпринимательства и распределить по четырем факторам метода PEST-анализа. К первому (политическому) фактору относят: уровень государственной поддержки предпринимательства, а также параметры, связанные с общественным порядком. Ко второму (экономическому) фактору относят: экономическую нестабильность в условиях неопределенности, средний возраст сотрудников и средний размер их заработной платы, а также возможность выполнения требований по условиям труда в соответствии с ограничениями в условиях пандемии. К третьему (социальному) фактору относят: осведомленность населения о текущей ситуации, наличие ограничений, изменений в трудовой дисциплине. К четвертому (технологическому) фактору относят: повышение нормативно-правовых требований к системам менеджмента.
Для проведения оценки адаптации предприятия необходимо оценить его сильные и слабые стороны, преимущества и проблемы внутренней среды, а также выявить вероятные возможности и угрозы извне. Одним из наиболее эффективных методов оценки внутренней среды, по мнению экспертов, является метод SWOT-анализа (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), который использует методы: обзор, оценку, опрос, мониторинг [6]. Необходимо отметить, что сильные и слабые стороны субъектов малого и среднего предпринимательства возможно охарактеризовать через состояние внутренней среды предприятия: чем эффективнее контроль и использование внутренних преимуществ, тем выше эффективность адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства. Также при помощи SWOT-анализа возможно определить факторы, оказывающие влияние на состояние ресурсного потенциала предприятий. Залогом корректно проведённого SWOT-анализа является объективная оценка внутренних факторов. При анализе возможностей необходимо выявлять уникальные качества, присущие именно этому предприятию. Использование SWOT-анализа для оценки внешних факторов параллельно предоставляет возможность оценивать конкурентов, как новых, так и присутствующих на рынке. Немаловажным при проведении SWOT-анализа является определение отношения сотрудников к собственной продукции, а также к продукции конкурентов. Проведение SWOT-анализа — достаточно трудоемкий процесс, для которого необходимо взглянуть на предприятие со всех сторон, исследовать слабые и сильные стороны. К примеру, в связи с эпидемиологической обстановкой в мире весной 2020 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о закрытии границ, что оказало большое влияние на потребительские привычки и предпочтения жителей крупных городов.
Одной из наиболее эффективных моделей адаптации в условиях неопределенности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства выделяют модель адаптации с применением инновационных достижений в области технологий. Данная модель не только позволяет адаптироваться к изменяющейся внешней среде, но также предоставляет ряд совершенно новых возможностей. Например, малые предприятия, работающие в сфере общепита, в период локдауна при помощи данной модели
расширили сферу деятельности посредством перехода на доставку готовых блюд, что не только позволило им остаться на плаву, но и увеличить доходы. Таким образом, модель адаптации, основанная на применении инновационных технологий, является одной из основных моделей адаптации для всех сфер экономической деятельности предпринимательства.
Выделим модель адаптации, которую применяет сектор предпринимательства: с теоретической точки зрения данная модель адаптации наиболее эффективна в текущей экономической ситуации. Данная модель направлена на расширение ассортимента предлагаемых рынку товаров, работ, услуг, а также перераспределение ресурсов. Это не означает, что, например, маникюрный салон должен радикально изменить свою спецификацию или поменять сферу ведения хозяйственной деятельности. Ведь салон может открыть онлайн-продажи средств по уходу, а также открыть онлайн-курсы по обучению маникюру. Таким примером могут быть швейные мастерские: в период коронавирусных ограничений многие из них переключились на производство защитных масок, тем самым расширив ассортимент, что позволило сохранить жизнеспособность предприятия. Розничные магазины, применяя данную модель адаптации, расширили свой ассортимент товаров за счет более востребованных в текущих условиях, но если взглянуть с точки зрения спроса и предложения, то можно сделать вывод о том, что данная модель адаптации объясняется естественным взаимодействием рыночной системы.
Существует такая модель адаптации, которая довольно часто применяется субъектами малого и среднего предпринимательства и является достаточно эффективной. Л. П. Леснова называет данную модель коопетицией, т. е. «...налаживание сотрудничества с конкурентами, объединение с конкурентами» [7]. С теоретической точки зрения данная модель адаптации направлена на снижение финансовых рисков предприятий посредством кооперации и договоренностей между конкурентами о ценах на свою продукцию, работы, услуги, превращает бывших конкурентов в партнеров. За счет кооперации у предприятий появляются дополнительные возможности экономического развития, поскольку возрастает совместное влияние на рынок сбыта. На практике данная модель адаптации не столь эффективна, как в теории. Скорее всего, это можно объяснить стремлением каждого предпринимателя максимизировать прибыль. Также необходимо отметить, что при выборе адаптационной модели необходимо руководствоваться важнейшими целями и задачами, которые стоят перед предприятиями. И. М. Анисимов относительно данной модели высказывался следующим образом: «Элементом, связующим и объединяющим соперничество и сотрудничество (конкуренцию и кооперацию) участников рынка, является сохранение. Сохранением в узком смысле является сохранение фирмы, бизнеса, то есть отдельного участника рынка. Сохранением в широком смысле является сохранение устойчивости рынка или отрасли экономики. И в том, и в другом случае соперничество обеспечивает сохранение в краткосрочном периоде, а сотрудничество — в долгосрочном» [8].
В научных трудах, посвященных вопросам сохранения жизнеспособности бизнеса, отмечается модель адаптации, которую считают недостаточно эффективной с теоретической и практической точек зрения. Данную модель адаптации называют моделью бездействия, поскольку она не только не способна обеспечить потенциальную доходность субъектам предпринимательства, но и грозит быстрому обесцениванию имеющихся в распоряжении активов. Таким образом, можно сделать вывод, что устойчивые адаптационные модели, используемые субъектами предпринимательства, изменяются кардинальным образом вследствие существенных изменений во внешней среде.
В условиях неопределенности сложно прогнозировать время выхода из кризиса и стабилизации экономики, а выживание малого и среднего бизнеса зависит исключительно от выбора правильной модели адаптации в соответствии со спецификой, целями и задачами определенного предприятия. Вследствие уникальности каждого субъекта предпринимательства и применяемой адаптационной модели сложно выявить единственно оптимальную модель адаптации к изменениям во внешней среде в современных реалиях. Единственно возможным вариантом при выборе модели адаптации является использование опыта более успешных участников рынка и анализ совершенных ошибок.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного исследования при помощи методов PEST- и SWOT-анализа удалось выявить факторы, оказывающие решающее влияние на субъекты малого и среднего предпринимательства регионов УФО.
При проведении PEST-анализа выявлены ключевые факторы, оказывающие влияние на развитие и адаптацию сектора малого и среднего предпринимательства: на первом месте рейтинга по влиянию —
политический фактор, который включает параметры уровня государственной поддержки, а также параметры, связанные с общественным порядком; на втором месте — экономический фактор, в состав которого вошла экономическая нестабильность в условиях неопределенности, средний возраст сотрудников с уровнем их заработных плат, а также возможность выполнения требований по условиям труда в соответствии с ограничениями в условиях пандемии. Уровень социального и технологического факторов оказывает влияние на субъекты предпринимательства. В табл. 1 приведена динамика изменения влияния ключевых факторов, выявленных при помощи PEST-анализа субъектов малого предпринимательства регионов УФО за 2019—2021 гг.
Таблица 1
Динамика изменения влияния ключевых факторов, выявленных при помощи метода PEST-анализа, на субъекты малого и среднего предпринимательства регионов УФО, в %
Российская Федерация и 2019 2019 2020 2020 2021 2021
регионы УФО Политиче- Экономиче- Политиче- Экономиче- Политиче- Экономиче-
ский фак- ский фактор ский фак- ский фактор ский фак- ский фактор
тор тор тор
Российская Федерация 29,9 27,6 35,4 33,7 33,8 30,2
Курганская область 28,4 25,4 38,5 37,2 33,0 36,1
Свердловская область 26,7 27,6 34,3 33,4 31,2 28,4
Тюменская область 27,1 26,4 34,5 34,0 32,1 30,9
Челябинская область 28,3 26,3 36,1 33,8 32,5 35,2
Источник: составлено авторами.
Из данных табл. 1 следует в 2020 г. при введении ограничений, связанных со вспышкой коронави-русной инфекции, усилилось влияние экономических и политических факторов на малое предпринимательство. В 2021 г. влияние данных факторов уменьшилось, что, как нам представляется, обусловлено способностью предпринимателей адаптироваться к условиям нестабильности.
При оценке факторов, оказывающих влияние на развитие и адаптацию сектора малого и среднего предпринимательства, при помощи SWOT-анализа проведена оценка сильных и слабых сторон внутренней среды, угроз и возможностей. Проведенный SWOT-анализ позволил выявить два ключевых внутренних фактора, оказывающих влияние на сектор малого и среднего предпринимательства, среди которых уровень конкуренции и качество выпускаемой продукции.
При проведении межрегиональной оценки адаптации предпринимательства выявлены наиболее эффективные модели адаптации, применяемые в условиях экономической неопределенности, среди которых:
— модель адаптации с применением инновационных достижений в области технологий;
— модель адаптации, направленная на расширение ассортимента товаров, работ, услуг и перераспределение собственных ресурсов;
— модель коопетиций;
— модель бездействия.
Наиболее популярными среди субъектов предпринимательства регионов УФО являются модель адаптации с применением инновационных достижений в области технологий и модель адаптации, направленная на расширение ассортимента товаров, работ, услуг и перераспределение собственных ресурсов. В табл. 2 приведена оценка использования моделей адаптации сектором предпринимательства регионов УФО.
Таблица 2
Оценка использования моделей адаптации сектором малого и среднего предпринимательства регионов УФО, в %
Российская Федерация и регионы УФО Модель адаптации с применением инновационных достижений в области технологий Модель адаптации, направленная на расширение ассортимента своих товаров, работ, услуг и перераспределение собственных ресурсов Модель коопе-тиций Модель бездействия
1 2 3 4 5
Российская Федерация 42,6 39,4 14,6 3,4
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 4
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5
Курганская область 39,3 58,6 0,9 1,2
Свердловская область 48,1 49,0 2,1 0,8
Тюменская область 47,9 50,3 0,9 0,9
Челябинская область 39,2 57,8 1,5 1,5
Источник: составлено авторами.
Из данных таблицы следует, что сектор малого предпринимательства является высокоадаптивным, что позволяет ему оперативно подстраиваться к новым реалиям в период экономической неопределённости и доказывает низкий процент предприятий, выбирающих адаптационную модель бездействия.
Заключение
Проведенная межрегиональная оценка адаптации сектора малого и среднего предпринимательства позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне адаптации последних к возникающим проблемам в современных реалиях. При использовании PEST- и SWOT-анализа выявлены факторы, оказывающие влияние на сектор малого и среднего предпринимательства, а также тенденция к снижению воздействия данных факторов.
Для проведения анализа и построения комплексной модели адаптации сектора малого и среднего предпринимательства целесообразно использовать разработки ESG-подхода. В настоящий момент в Российской Федерации данный подход уже применяют лидеры российского рынка, крупные предприятия, что позволяет набирать им темпы устойчивого развития и увеличивать стоимость своего бизнеса в стране и за рубежом. Необходимо отметить, что внедрение ESG-подхода в методику анализа адаптации предпринимательства обусловлено позитивным влиянием бизнеса на окружающую среду, социальную сферу, корпоративное управление. Субъекты, использующие данный подход, отмечают, что стратегия адаптации напрямую связана с долгосрочным планированием, ориентированным на развитие бизнеса и повышение его прибыльности уже на текущую и среднесрочную перспективу.
Применение данного подхода прежде всего связано с тем, что нынешнее поколение людей задумывается о сокращении вредного воздействия на окружающую среду, а также построении качественных отношений между бизнесом и социумом и обеспечении максимальной транспарентности ведения предпринимательской деятельности.
Наибольшее влияние на внедрения ESG-подходов оказывают следующие факторы:
— увеличение стоимости бизнеса;
— повышение эффективности бизнеса;
— соответствие ожиданиям потребителей;
— укрепление корпоративной культуры;
— снижение риска санкций со стороны контролирующих органов.
Таким образом, достижение эффективного функционирования малого и среднего предпринимательства является основой стабильного развития экономики России. Вместе с тем решение имеющихся в настоящее время проблем, препятствующих развитию субъектов предпринимательства, становится возможным лишь при использовании эффективной адаптационной модели с использованием ESG-подхода. Важно не только сохранять существующие адаптационные механизмы, но и создавать новые эффективные инструменты, содействующие развитию и росту предпринимательства в России.
Благодарности
Научное исследование проведено в рамках плана НИР Института экономики УрО РАН на 2019—2021 гг.
Список литературы
1. Орлов С. Н., Луговой И. Н. Проблемы адаптации малого и среднего предпринимательства приграничных территорий к современным вызовам // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера:
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 3. С. 272—280.
2. Ворбах С., Випфлер Х., Шимпф С. Инновация бизнес-модели против инерции бизнес-модели: роль подрывных технологий // Berg Huettenmaenn Monatsh 162, 2017. С. 382-385. URL: https://doi.org/10.1007/s00501-017-0671-y (дата обращения: 20.11.2021).
3. Полянин А. В., Соболева Ю. П., Тарновский В. В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства // Управленческое консультирование. 2020. № 4. С. 80—96.
4. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент : учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2017. 432 с.
5. Губанова Е. В., Орловцева О. М. Проектный менеджмент: базовый курс : учебная программа. Калуга, 2016. 45 с.
6. Хорин А. Н., Керимов В. Э. Стратегический анализ : учеб. пособие. М.: Эксмо, 2017. 288 с.
7. Леснова Л. П. Малый бизнес в условиях коронакризиса, тактики адаптации к условиям неопределенности окружающей среды // Финансовые рынки и банки. 2020. № 4. С. 9—14.
8. Анисимов И. М. Соотношение конкуренции и кооперации участников рыночной экономики // ПСЭ. 2014. № 4. С. 66—70.
9. Obokoh L, Goldman G. Infrastructure deficiency and the performance of small- and medium-sized enterprises in Nigeria's Liberalised Economy // Acta Commercii — Independent Research Journal in the Management Sciences. 2016. № 1. Pp. 1—10.
10. Lisowska R. The Potential of Business Environment Institutions and the Support for the Development of Small and Medium-sized Enterprises // Entrepreneurial Business and Economics Review. 2016. Pp. 85—101.
11. Орлов С. Н. Ключевые вызовы национальной экономики в условиях динамичных изменений // Материалы Международной научно-практической конференции / Оренбург. гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2021. С. 479—484.
12. Gaganis C., Pasiouras F., Voulgari F. Culture, business environment and SMEs' profitability: Evidence from European Countries // Economic Modelling. 2018. № 78. Pp. 275—292.
13. Simon-Moya V., Revuelto-Taboada L., Ribeiro-Soriano D. Influence of economic crisis on new SME survival: reality or fiction? // Entrepreneur-ship and Regional Development. 2016. № 28 (1-2). Pp. 157—176.
14. Entrepreneurship 2020 ACTION PLAN Reigniting the entrepreneurial spirit in Europe // Официальный сайт Евросоюза. URL: https://eur-lex. europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52012DC0795 (дата обращения: 20.11.2021).
15. Лаврикова Ю. Г., Андреева Е. Л., Ратнер А. В. Влияние внешнеэкономической деятельности на региональное развитие: компаративный анализ российского и зарубежного опыта // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т.13. № 6. С. 54—67. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.3
16. Орлов С. Н., Студентова Е. А. Компаративный подход к оценке моделей адаптации населения региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 3. С. 281—294.
References
1. Orlov S. N., Lugovoy I. N. Problems of adaptation of small and medium-sized enterprises of border territories to modern challenges. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Sy'kty'vkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], 2021, vol. 1, no 3, pp. 272—280. (In Russ.)
2. Vorbach S., Vipfler H., Schimpf S. Business model innovation versus business model inertia: the role of disruptive technologies. Berg Huettenmaenn Monatsh 162 [Berg Huettenmaenn Monatsh 162], 2017, pp. 382—385. Available at: https://doi.org/10.1007/s00501-017-0671-y. (accessed: 20.11.2021). (In Russ.)
3. Polyanin A.V., Soboleva Yu. P., Tarnovsky V. V. Digitalization of small and medium-sized business processes. Uprav-lencheskoe konsuVtirovanie [Managerial consulting], 2020, no 4, pp. 80—96. (In Russ.)
4. Zub A. T. Strategicheskij menedzhment [Strategic Management]. 2nd ed., reprint. and additional. Moscow: TK Velbi; Prospect, 2017. 432 p. (In Russ.).
5. Gubanova E. V., Orlovtseva O. M. ProektnyJ menedzhment: bazovyj kurs/uchebnaya programma [Project management: basic course/curriculum]. Kaluga, 2016. 45 p. (In Russ.)
6. Khorin A. N., Kerimov V. E. Strategicheskij analiz [Strategic analysis]. Moscow: Eksmo, 2017. 288 p. (In Russ.)
7. Lesnova L. P. Small business in the conditions of the coronacrisis, tactics of adaptation to the conditions of uncertainty of the environment. Finansovy'e ry'nki i banki [Financial markets and banks], 2020, no 4, pp. 9—14. (In Russ.)
8. Anisimov I. M. Correlation of competition and cooperation of market economy participants. PSE' [PSE], 2014, no 4, pp. 66—70. (In Russ.)
9. Obokoh L, Goldman G. Infrastructure deficiency and the performance of small- and medium-sized enterprises in Nigeria's Liberalised Economy. Acta Commercii — Independent Research Journal in the Management Sciences, 2016, no 1, pp. 1—10.
10. Lisowska R. The Potential of Business Environment Institutions and the Support for the Development of Small and Medium-sized Enterprises. Entrepreneurial Business and Economics Review, 2016, pp. 85—101.
11. Orlov S. N. Key challenges of the national economy in the conditions of dynamic changes. Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; Orenburg. gos. un-t. [Materials of the International scientific and practical conference; Orenburg State University]. Orenburg: OSU, 2021, pp. 479—484. (In Russ.)
12. Gaganis C., Pasiouras F., Voulgari F., Culture, business environment and SMEs' profitability: Evidence from European Countries. Economic Modeling, 2018, no 78, pp. 275—292.
13. Simon-Moya V., Revuelto-Taboada L., Ribeiro-Soriano D., Influence of economic crisis on new SME survival: reality or fiction? Entrepreneur-ship and Regional Development, 2016, no 28(1—2), pp. 157—176.
14. Entrepreneurship 2020 ACTION PLAN Reigniting the entrepreneurial spirit in Europe. Official website of the European Union. Available at: https://eur-lex. europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52012DC0795 (accessed: 20.11.2021).
15. Lavrikova Yu. G., Andreeva E. L., Ratner A.V. The impact of foreign economic activity on regional development: a comparative analysis of Russian and foreign experience. E^konomicheskie i sociaFny^e peremenyfakty\ tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2020, vol. 13, no 6, pp. 54—67. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.3 (In Russ.)
16. Orlov S. N., Studentova E. A. Comparative approach to the assessment of models of adaptation of the population of the region. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Sy'kty'vkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], 2021, vol. 1, no 3, pp. 281—294. (In Russ.)
Для цитирования: Орлов С. Н., Луговой И. Н. Межрегиональная оценка моделей адаптации предпринимательства в условиях динамичных изменений // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 4. С. 435—442. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-435.
For citation: Orlov S. N., Lugovoy I. N. Interregional evaluation of models of entrepreneurship adaptation in the conditions of dynamic changes. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, 2021, vol. 1, issue 4. Р. 435—442. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-435 (In Russian).